warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

О воспитании добромыслия

В своих работах Е.И.Рерих многократно освещала проблему роли мышления во взаимодействии человека с окружающим миром и в этой связи настаивала на необходимости воспитания добромыслия. Такое пристальное внимание к данной проблеме обусловлено рядом положений Учения Живой Этики: о микрокосмической природе человека; о субстанциональности мысли и реальной включённости человека в процессы космического миротворчества; о единстве и взаимозависимости макро- и микрокосма; о духоматерии как основе и потенциале всего сущего и чья дифференциация образует физический (плотный), психоэнергетический (Тонкий) и духовный (Огненный) миры, в которых живёт и реализует себя человек.

В процессе мышления человек не только наполняет своё сознание посредством мысли, но и взаимодействует с мирозданием через тождественные планы бытия. Мысль — явление духовного плана, она относится к высшим проявлениям, видам, слоям материи, пронизывает всё сущее, состоит из особого тонкоматериального вещества, несёт тончайшие энергии. Мысль Елена Ивановна считает органическим созданием самодействия «со всеми признаками самодовлеющего существования», то есть обладающей самостоятельной действенной силой.

В силу иного, более сложного, чем физическая реальность, многомерного пространственновременнoго способа существования сознания человека, мысль — как субстанция духа — бессмертна, вечна, не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, она неуничтожима. Распространению мысли нет предела, действие её мгновенно («безвременная быстрота передачи мысли» (А., 360)1.

Всё мировое пространство заполнено вибрациями разумных энергий, составляющих энергоинформационное поле планеты и всего космоса. Взаимодействуя в процессе мышления с мирозданием, человек изменяет пространственную среду. Он мыслями напитывает пространство (тонкую его материю), которое вибрирует этими мыслями. Мысль, даже мимолётная, живёт, аккумулируется в пространстве и, как всё сущее, не может пребывать в неизменном состоянии: с ней происходит трансмутация, она притягивается к различным сферам пространства, создаёт новые сочетания, «оплодотворяя всё сущее».

Энергоинформационное поле планеты (психосфера Земли) состоит из различных слоёв, отличающихся качественносодержательным наполнением. Высшие слои психосферы насыщены совершенными и возвышенными мыслями, низшие — вибрациями низменных чувствований и мыслей.

Во всей Вселенной действует принцип Равновесия, или Великой Целесообразности, или закон Тождественности — подобное притягивает подобное, где мысль действует, как магнит. Каждая законченная, отчётливая мысль, попадая в энергоинформационное пространство, притягивает равновибрационные (подобные себе) свободные пространственные токи, сочетая их и таким образом усиливаясь. Она строит вокруг себя соответствующие формы — мыслеобразы.

Мысли возвышенные, добрые, направленные на общее благо, как соединение высших субстанций, несут «токи прекрасные» (Н., 213). Вливаясь в высшие слои пространства, такие мысли рождают созидательную энергию, необходимую для его обогащения: они являются и «возбудителями и как бы обновителями Вселенной» (там же). «Сила, идущая на благо, всегда умножается в пространстве» (И., 213) — эти мысли действуют укрепляюще на наполненное вибрациями пространство и таким образом служат «заградительной сетью всего человечества» и «великой защитой здоровья планеты» (М.О. II, 308).

Негативный строй мыслей — тех, что наполнены злобой, гневом, раздражением, — несёт энергии, которые «затемняют» пространство и нарушают его равновесие. Такие мысли Елена Ивановна называет «мыслями разрушения» (А., 141), так как, по её мнению, они ядовиты и несут разрушительные энергии. Яд раздражения в Живой Этике называется империлом. «Испаряясь», он согласуется с аналогичным пространственным ядом — аэроперилом и таким образом усиливается. В результате происходит разрушение и «заражение» пространства. Как и всякая мысль, будучи явлением субстанциональным, подобные мысли не могут быть уничтожены, им можно только противопоставить мысли добрые, возвышенные, их можно «подавить лучом света» другой мысли. Это оказывается возможным потому, что чем возвышеннее, утонченнее мысль, тем она сильнее.

Елена Ивановна убеждена, что ни одно действие земное не остаётся без ответа со стороны Тонкого Мира. Человек не только влияет своими мыслями на окружающую среду. Он сам впитывает (в соответствии с уровнем своих вибраций) или отталкивает энергии, имеющиеся вокруг. Мысль, как величайший магнит, приносит из пространства тождественный ответ: «губительные посылки» или помощь — «Радость может магнитным током привлечь из пространства радость» (П., т. 1, с. 53). Мысли добрые, возвышенные притягивают из пространства обновлённую энергию, побуждающую к новому творческому труду. Эти мысли благотворно влияют на состояние и развитие человека, служат для него щитом, заградительной сетью от пространственных токов, действующих отрицательно.

Таким образом, каждый человек, по убеждению Е.И.Рерих, в процессе мышления принимает участие в жизни мироздания и своими мыслями непрестанно или создаёт, или разрушает, и только при мышлении созидательном становится подлинным сотрудником природы. В этом Елена Ивановна видит самоценность доброй мысли и настаивает на необходимости воспитания её и самовоспитания добромыслия. В Живой Этике подчёркивается, что добрые мысли — это воспитанные мысли (С., 127).

Реальная включённость человека в процессы космического миротворчества налагает на него ответственность за качество мыслей (Н., 213), за качество мышления (А., 141). В этой связи Е.И.Рерих выдвигает настоятельное требование: «Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления природы, и глубине и непреложности её законов, тяжко карающих нарушителя их» (П., т. 1, с. 140). Более того, она писала своим последователям: «...я советовала бы Вам, насколько возможно, просто разумными доводами утверждать необходимость внушения и воспитания со школьной скамьи понимания личной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок, так же, как и ясного представления о смысле и значении своего существования; отсюда явится и понимание необходимости выполнения своего жизненного долга. Эти понятия должны лечь в основу воспитания молодого поколения» (там же, с. 440).

Поэтому Е.И.Рерих считает необходимым, начиная с детского возраста, «всеми мерами внедрять понятие об окружающем нас Тонком Мире» (там же, с. 141). Обсуждая с последователями Учения Живой Этики вопросы воспитания подрастающего поколения, в том числе вопросы содержания образования, Елена Ивановна рекомендовала дополнить учебный план этими знаниями. Она объясняла, что сознание детей не искажено ложными представлениями об обособленном существовании человека от всего сущего, поэтому «дети легко усвоят реальность и силу этой незримости, ибо воображение их ещё не растлено саморазрушающим самомнением» (там же, с. 140).

«Природа вещей должна быть преподаваема среди самых первых предметов. Она должна быть прекрасно рассказана во всей реальности; должна быть показана преемственность миров со всеми научными сопоставлениями… Нужно, чтобы школы приняли всю привлекательность, которая представляет Бытиё во всём величии» (М.О. II, 188).

В Живой Этике предвидится, что в школах будущего с самых первых уроков «Тонкий Мир будет изучаем, наряду с тонкими энергиями. Не будет деления на физическое и метафизическое, ибо всё существует, значит, всё ощутимо и познаваемо. Наконец, сокрушатся суеверия и предрассудки» (О., 114). «Среди учебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но поставив её как преддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни в Дальних Мирах. Пространство оживёт, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету» (О., 110).

Включение этих знаний в школьные учебные планы, по убеждению Е.И.Рерих, будет способствовать осознанию человеком своего положения в «гигантской лаборатории Вселенной» (П., т. 2, с. 34) и послужит необходимой предпосылкой полноценного образования подрастающего поколения.

Развитие у детей способности позитивного мышления имеет огромное значение и, по утверждению Елены Ивановны, нуждается в упражнении. «Искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Каждое искусство нуждается в упражнении. Такое мышление должно быть усилено упражнением. Но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, потому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещённым» (М.О. II, 61).

Уже в начальной школе, считает Елена Ивановна, необходимо вводить уроки практической психологии. «Нужно в школах установить науку о мышлении не как отвлечённую психологию, но как практические основы памяти, внимания, сосредоточенности, наблюдательности. Конечно, кроме названных четырёх областей науки мышления многие качества требуют развития — чёткость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие… Если бы часть усилий, затрачиваемых на спорт в школах (имеются в виду англосаксонские страны. — Н.Л.), уделялось мышлению, то скоро результаты были бы поражающими» (М. О. III, 429).

В Живой Этике и письмах Е.И.Рерих даны исчерпывающие советы и рекомендации по развитию вышеуказанных способностей, предлагается разработать специальные программы упражнений: «Для всех чувств нужно составить программу упражнений» (М.О. I, 69); «Для развития каждой способности необходимы постоянное упражнение и подходящие условия» (П., т. 2, с. 294).

Считая воспитанными мысли добрые (С., 127), Е.И.Рерих советует с детских лет приучать к строгой мыслительной дисциплине.  Задача учителя — воспитать у ребёнка стремление превратить дисциплинированное добромыслие в собственный образ жизни. Для этого в процессе приучения к мыслительной самодисциплине следует «не уподобляться мигающей лампе». Это значит, что воспитание и самовоспитание дисциплинированного мышления требуют прежде всего постоянства этой деятельности, а также внутренней решимости, целеустремлённости, настойчивости, тщательности, усилий и терпения воспитуемого. Сосредоточение на какой-либо работе — действенный приём отвлечения внимания от навязчивых мыслей (П., т. 1, с. 303).

Для того, чтобы добромыслие приобрело постоянный характер, требуется умение управлять собственным мышлением. Дисциплинированность мышления, предполагающая его направленность и упорядоченность, — важный показатель качества этого процесса. Дисциплинированное, гармоничное добромыслие отличается от мышления хаотичного, «шатающегося», близкого к безмыслию. Навязчивые, неоформленные, неконтролируемые мысли, как «шелуха», засоряют сознание человека и могут безраздельно овладеть им. В процессе самоуправления мышлением, наряду с умением порождать, укреплять, углублять и сосредоточивать мысль, самым сложным Елена Ивановна считает способность человека избавляться от мыслей назойливых, мешающих, несвоевременных, образование которых она сравнивает с «рефлекторными спазмами». Свобода человека от подобных мыслей требует воспитания умения пресекать такие «рефлекторные спазмы». Это умение служит предпосылкой самовоспитания, так как, наблюдая и оценивая поток своих мыслей, человек делает сознательный выбор необходимого для саморазвития. Подобная контрольнооценочная деятельность позволяет сознательно предотвращать погружение в потоки низких, безнравственных мыслей, предопределяющих развитие человеческих недостатков и пороков.

Процесс воспитания добромыслия Е.И.Рерих рекомендует строить по принципу нарастания, то есть этот процесс должен представлять собой постепенное сживание воспитуемого с таким образом мысли. Постоянство добромыслия должно стать естественным состоянием духовно развитого человека. Нравственное мышление и его гармонизация с внешними проявлениями позволят человеку жить в мире с самим собой и окружающим.

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: