warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Нам всем еще предстоит большая работа по углублению понимания Учения «Живой Этики», его теософских основ, всего творческого наследия семьи Рерихов. Это поможет нам и более объемно представить историю и приблизиться к истинному пониманию великих испытаний народов  России, взвешиваемых на весах космической справедливости. Тогда нам станет яснее и взаимосвязь качества устремлений человечества и будущего планеты.

В рубрике «Держава Рерихов» мы предполагаем публиковать статьи, письма, записки Рерихов, работы различных авторов о них и их творчестве, редкие фотографии, репродукции картин и т.д., — словом все, что непосредственно связано с наследием Рерихов и, в первую очередь, с Учением «Живой Этики».

Об Н.К.Рерихе написано много — ярко и страстно, академически строго и поэтически  возвышенно. И каждый автор находит что сказать нового. Так объемно и многозначно  творчество художника и мыслителя.

Публикуемая ниже статья были написана академиком Борисом Александровичем РЫБАКОВЫМ — автором многих трудов по истории Древней Руси, как предисловие к сборнику материалов конференции, проходившей в Москве в 1984 году и посвященной 110-летию со дня рождения Н.К.Рериха и 80-летию С.Н.Рериха, но так и не вышедшему в свет. Нам представляется весьма интересной оценка ученым художественного творчества Николая Константиновича.

Новизна формы и философская глубина

Рыбаков Б.А., советский археолог, историк

Почти век тому назад русская художественная среда обогатилась новым художником, своеобразным, мудрым, обладавшим широким кругозором и живейшим интересом к общественным делам. Это был Николай Константинович Рерих (1874—1947), имя которого вскоре после появления его первых картин стало известно всей России, а затем и всему миру.

 

Новизна формы и философская глубина
Николай Константинович Рерих

Рерих вошел в историю мировой культуры как убежденнейший целеустремленный гуманист. Несмотря на то, что тематика его картин в большинстве случаев историческая, раскрывающая романтику далекой архаики, Н.К. Рерих не был оторван от современности и, подобно А.Блоку, предчувствовал, предвосхищал надвигающуюся опасность военных гроз, отражая это в своем творчестве (картина «Град обреченный»). Всю свою жизнь Рерих призывал Человечество к миру и созиданию, к познанию всех богатств культуры, накопленных за тысячелетия.

Начало творческого пути Рериха было временем расцвета живописи знаменитых передвижников. Товарищество передвижных художественных выставок делало большое и благородное дело, знакомя столичную и губернскую интеллигенцию с последними новинками русской живописи. Долгое время, начиная со средних веков, лучшие произведения живописи были сосредоточены во дворцах и соборах; чтобы увидеть, нужно было приехать. Даже музеи и галереи не избавляли от этого условия. Появление передвижных выставок художников-реалистов приблизило искусство к городским массам провинции. Тематика передвижников в значительной мере была тем, чем произведения Тургенева и Некрасова были в литературе — открытие народа, ознакомление зрителя с народным бытом, его печалями и радостями. В после реформенной России это было крайне важным и необходимым явлением общественной мысли.

В начале нашего столетия рождается принципиально иное объединение русских художников — «Мир искусства», в котором Н.К.Рерих играл активную роль. Многие сотоварищи Рериха по «Миру искусства» увлекались декоративностью, символизмом и воскрешением куртуазной обстановки XVIIIв.

В какой-то мере этот интерес к дворцовому быту объясняется вкусами заказчиков из среды крупной русской буржуазии, соперничавшей с дворянством в политической сфере и подражавшей дворянству в быту. Искусство должно было помочь ей выровняться в один ряд с уходившей со сцены родовитой
знатью, вспоминавшей XVIII столетие как свой золотой век.

В этой сложной контраверзе двух противоположных (и как бы сменявших друг друга) течений в искусстве Н.К.Рерих занял особое место. Он не продолжал вслед за передвижниками разработку народной тематики, но он и не подлаживался под вкусы меценатов. Рерих не отображал сегодняшний день и не воскрешал былую декоративность. Рерих учил. Учил обращением к многовековому прошлому народа, к его далеким корням, к легендам и преданиям. Рерих смело раздвигал временные рамки и показывал то далекую первобытность, то древних славян, их языческие верования, их с трудом угадываемую жизнь, их красочные праздники, обряды, одежды. Жизнь народа была неразрывно связана с природой, и эта связь тоже подчеркнута художником. В отличие от всех своих современников и предшественников Николай Константинович снабжал свои картины и рисунки необычными но значимости и глубине подписями. Его подписи не просто обозначали содержание картины, а выходили далеко за пределы изображенного, уводили в раскрывающийся мир широких обобщений и ассоциаций. На холмике юноша в холщовом одеянии играет на свирели... Картина названа «Человечьи праотцы»; зритель, прочтя название, замечает вокруг этого славянского Орфея тихо лежащих медведей, завороженных музыкой. Целые тома рассуждений о первобытном тотемизме не заменят того ощущения сродства звериных и человеческих душ, которое возникает при сочетании картины и углубляющей ее нехитрое содержание надписи. Одна из ранних картин Рериха — «Гонец»: двое славян проплывают в челнокодолбленке мимо городища на высоком берегу реки.

Все просто, все замкнуто в небольшом пространстве. Но у подписи есть продолжение: «Восстал род народ». Это слова древнего летописца, сокрушавшегося о междоусобных войнах. И у зрителя-читателя расширяются рамки восприятия, он видит целые племена, он узнает об их вражде, так дисгармонирующей с мирным поселком на горе, он уже хочет, чтобы скорее доплыл удрученный печалью гонец и приостановил усобицу. Зритель становится участником событий русской истории IX-X вв.

Небольшой рисунок: девушка с веткой рябины на песчаном морском берегу; на ней украшения, известные нам по раскопкам латышских могильников X в. Научная реконструкция археологического объекта? Нет, неизмеримо больше — надпись: «За морями земли великие». И в памяти человека, рассматривающего рисунок, встают повествования о кораблях викингов, о далеком кружном пути «из Варяг в Греки», ведшем морями из Балтики в океан, через Гибралтар в Средиземное море, в Рим, в «жребий Хамов» (Африку) и в величественную столицу Византии — Царьград... А нарисована ведь всего-навсего крестьянская девушка, всматривающаяся в морскую даль.

Мудрое наречение картин подводит нас к другой, еще недостаточно изученной, стороне творчества Рериха — к его литературной деятельности, которую необходимо соотнести со всей суммой его живописных работ.

Славяно-русский период творчества Н.К.Рериха был углублением в далекое прошлое России и художник вступал здесь в соревнование с целой когортой русских исторических живописцев, возглавленной в то время В.М.Васнецовым. Достоверны васнецовские богатыри; их доспехи срисованы с музейных экспонатов. Красочны и реалистичны картины на сказочные сюжеты, но реализм, иногда переходящий в натурализм, разрушает колдовское волшебство сказки, диссонирует с ним, а тщательно выписанная картина порою кажется изображением театральной сцены. Васнецовский подход к исторической живописи нужен, но персонажи его картин выглядят людьми XIXв., переодетыми в костюмы, сшитые по старым образцам.

Полотна Рериха создавались на новых, совершенно иных принципах, и его живопись отличалась от старой исторической школы примерно так же, как психология отличается от анатомии. Вдумываясь в облик славянского мира в глубокой древности, Рерих однако не ограничивался наитием художника: он сам вел археологические раскопки и хорошо знал подлинные остатки древней жизни. Чутье художника помогало ему предугадывать будущие археологические открытия. На рисунке «Изба смерти» Рерих дал умозрительную конструкцию славянского языческого погребального сооружения. Через три десятка лет раскопки на Верхнем Дону подтвердили предсказание художника.

Одной из постоянных забот Николая Константиновича была охрана памятников культуры прошлого от варварского разрушения или от не менее варварской «реставрации» в интересах неразборчивого благолепия.

 

Новизна формы и философская глубина
«Столп» по рисунку Н.К.Рериха «Изба смерти»

 

В своем творчестве Рериху удалось такое воссоздание духа времени, которое слило воедино романтику и достоверность, символику образов и передачу важных размышлений о корнях народной культуры. Новизной формы и философской глубиной содержания Рерих сразу покорил современников и, что не всегда случается с новаторами, сохранил силу своего магического воздействия и на потомков. Чем выше поднимается наш культурный уровень, тем шире становится круг почитателей этого проникновенного художника.

Вторую половину жизни художник посвятил Индии и Гималаям. Здесь уже выступает целый клан Рерихов: его жена Елена Ивановна и сыновья — востоковед Юрий Николаевич и полноправный наследник художественного таланта Святослав Николаевич, продолжающий творить и в наши дни1.

Организуются экспедиции и путешествия для познания языков, фольклора, искусства народов Индии и Центральной Азии. Преодолеваются невероятные, грозящие смертью трудности. Мир обогащается сведениями о сокровищах многовековой культуры разных малоизученных народов. А на основе собранных и увиденных данных художник создает сотни (!) картин, воспевающих сказочную природу Гималаев и воскрешающих поэтические легенды и предания.

Картотеки научных записей, зарисовки и фотографии, книги исследований и галерея картин, на которых сливаются воедино Природа и тысячелетняя история Человечества — вот краткая характеристика того вклада в мировую культуру современности и Будущего, который сделал Н.К.Рерих и вдохновленная им его семья. Все это великий гуманист противопоставил началу зла и разрушения, отдавая все силы и все виды своего творчества началу мира, созидания и познания глубин.
 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: