warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Художественное наследие Н.К.Рериха огромно - более семи тысяч картин. Разбросанные по всему миру, они достойно украшают многие музеи и частные собрания. Однако, есть среди произведений выдающегося художника значительная часть картин — их более тысячи, — которые постигла участь долгие годы быть скрытыми от публики. Эти работы размещались в 24-этажном здании Музея Н.Рериха на Риверсайд Драйв в Нью-Йорке, а в 1935 году незаконно стали собственностью Л.Хорша, который в 1971 году передал около ста из них университету Брандайс (штат Массачусетс, США). Судьбе этих картин посвящена статья английского искусствоведа и исследователя творчества Н.К.Рериха Кеннета АРЧЕРА, которая была опубликована в российском журнале «Пинакотека» № 8-9 за 1999 год.

Картины Николая Рериха, найденные в американском университете

7 октября 1998 года на аукционе русского искусства Sotheby's состоялась сенсационная продажа монументального полотна Николая Рериха «Сокровище ангелов». Почти за полмиллиона фунтов стерлингов его приобрёл Мстислав Ростропович. Эта картина 1905 года, выставлявшаяся при жизни художника пятьдесят раз, десятки лет пролежала, свёрнутая в рулон и забытая вместе с сотней других его работ, в музее Роуз Арт в университете Брандайс в штате Массачусетс, недалеко от Бостона.

Как произошло, что этот не очень известный музей в Новой Англии стал обладателем такого значительного собрания работ русского художника? Почему эта коллекция хранилась в безвестности в течение столь долгого времени? И, наконец, какое стечение обстоятельств способствовало её неожиданному обнаружению? Почти вся коллекция была распродана в 1998 году, и, хотя официально работы из этого собрания никогда прежде не экспонировались, они сразу же вызвали серьёзный интерес искусствоведов и коллекционеров1.

Николай Рерих (1874-1947) приехал в Америку в 1920 году. Эмигрировав из революционной России, он сначала жил в Финляндии, а затем в Англии. С 1920 по 1922 годы художник путешествовал по Соединённым Штатам с выставкой своих работ2. Осев на Вестсайде Манхэттена, где проживали эмигранты из России (в большинстве — художники и интеллигенция), Рерих организовал там выставочный центр, издательство, театр-студию и общество по пропаганде искусств3. К 1929 году все эти учреждения и постоянная выставка его собственных работ разместились в 24-этажном здании Музея Рериха на Риверсайд Драйв4.

 

Картины Николая Рериха, найденные в американском университете

Н.К.Рерих. Большой каньон. 1921. Аризона. Холст, темпера. По совету друзей, знавших о пристрастии Рериха к изображению гор и скал, художник посетил Монеган на побережье штата Мэн, пустыню недалеко от Санта-Фе в Нью-Мексико и Аризону. Аризона на редкость соответствовала его чувству монументальности. В Большом каньоне он писал природное образование, называемое замком Исис. В этой работе Рериху удалось передать загадочность ущелья, меняющего свой цвет в лучах заходящего солнца

 

Пятнадцать лет спустя, в 1935 году, когда Рерих возглавлял государственную американскую экспедицию в Монголии, директор музея Луис Хорш завладел зданием и его содержимым. С фасада здания он убрал имя Рериха и вывез работы художника. В течение нескольких десятилетий по милости Хорша более 1000 произведений Рериха были скрыты от публики5. Через тридцать семь лет, в 1971 году, Хорш передал лишь одну десятую часть этого собрания (около 100 работ) университету Брандайс, одним из попечителей которого была его дочь6.

Произведения, попавшие в собрание Брандайс, считались лучшей частью того, что в университете называли «коллекцией музея с Риверсайд». Некоторые украшали университетские офисы, но большинство работ лежало стопками на стеллажах в хранилище университетского музея Роуз Арт. Кураторы музея охотно помогали тем редким искусствоведам, которые, прознав о коллекции Рериха, приезжали в Массачусетс7. Однако произведения прославленного живописца не были выставлены в постоянной экспозиции музея, как работы его современников Давида Бурлюка и Павла Челищева.

 

Картины Николая Рериха, найденные в американском университете

Здание музея и художественного центра Н.К.Рериха на Риверсайд Драйв в Нью-Йорке. 1929

 

Такое пренебрежение разительно контрастирует с отношением к наследию Рериха, к примеру, в музее Эшмолеан в Оксфорде. Это собрание, обладающее лишь несколькими произведениями мастера, включает одно из них в постоянную экспозицию8. Возможно, что странное происхождение коллекции Хорша, осознанно или нет, девальвировало ценность его подарка.

Приобретая «Сокровище ангелов», М.Ростропович присоединился к именитой компании обладателей произведений Рериха, среди которых были — А.Блок, Л.Андреев, М.Горький, Н.Римский-Корсаков, И.Стравинский, Ф.Шаляпин, К.Станиславский, а ныне также М.Барышников и Н.Макарова9.

С одной стороны, продажа произведений из собрания Брандайс — факт позитивный: попадая к коллекционерам, работы оказываются в зоне профессионального внимания. С другой стороны, мы имеем дело с разрушением уникального комплекса, чей информационный и экспозиционный потенциал остался не использованным.

Коллекция обладала огромными выставочными возможностями и в этом смысле могла соперничать с собранием нынешнего музея Николая Рериха в Нью-Йорке10. Работы Рериха из музея Роуз Арт давали исчерпывающее представление о творческом пути мастера на протяжении почти трёх десятилетий. Самая ранняя работа, выполненная молодым выпускником санкт-петербургской Академии художеств, датирована 1903 годом, а самая поздняя — 1929 годом, когда уже был куплен дом в Нагаре11, в долине Кулу в Британских Гималаях, где Рерих провёл последние двадцать лет своей жизни.

Географический разброс мест, где были написаны произведения Рериха, свидетельствует о неустанных странствиях художника. Рерих писал во всех странах, которые посещал. Во время экспедиции в Центральную Азию он работал даже в седле. В коллекцию Брандайс вошло из написанного в России (1903-1910) одиннадцать работ, в Финляндии (1916-1919) — сорок две работы, в Великобритании (1919-1920) — пять, в США (1920-1923) — четырнадцать, в Кашмире (1925) — одна, в Тибете (1925) — три, в Монголии (1926-1927) — четыре, в Тибете (1927-1929) - двенадцать, в Кулу (1929) - одна работа, а также несколько рисунков без обозначения даты и места.

Столь же разнообразны темы и сюжеты произведений Рериха из этой коллекции. В круг интересов художника входили древнерусская архитектура, история церкви и история древних славян, предания о варягах, природа русского Севера, американского Запада и отдалённых районов Азии. Философия, религия, история, фольклор — всё это нашло отражение в его работах.

Одной из причин рассредоточения собрания Брандайс стала постсоветская миграция. Среди эмигрировавших на Запад были и российские арт-дилеры и знатоки искусства, способные оценить значение этой коллекции. В это же время в России возрастающая покупательная способность вызвала приток капиталовложений в искусство.

 

Картины Николая Рериха, найденные в американском университете

Н.К.Рерих. Зов солнца. 1918. Финляндия. Холст, масло. Первый вариант этой композиции (1910) экспонировался на выставке «Мир искусства» в 1911 году. Впечатления от увиденной тогда картины вдохновляли Вацлава Нижинского в работе над балетом «Весна Священная» в 1912 году

 

А как известно, людям свойственна страсть (не говоря уж о ностальгии) к «своим» художникам. В этом процессе задействовано много сил. Судьба Рериха как художника, который наводил мосты между Востоком и Западом, вызывает особый интерес в связи с изменяющейся современной ситуацией накануне следующего тысячелетия.

 

Картины Николая Рериха, найденные в американском университете

Н.К.Рерих. Посланцы утра. 1917. Финляндия. Холст, темпера, масло.

После переезда в Финляндию в 1917 году основной темой творчества Рериха становится природа. Будучи северянином, он сразу проникся красотой Карелии и создал целую серию пейзажей на Ладожском озере

 

 

Картины Николая Рериха, найденные в американском университете

Н.К.Рерих. Три стрелы. 1923. Нью-Йорк. Холст, темпера, масло.

На полотне изображён древний охотник, собирающийся пустить стрелу. В обычной для Рериха символической манере контуры стрелы повторяются в очертаниях островов и облаков. Низкое солнце освещает сцену золотистыми лучами Местность напоминает замерзший фьорд.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: