warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Русский певец Бхагавадгиты

Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

На нашей планете живут такие люди, что становится тепло уже оттого, что ты о них знаешь. Борис Леонидович Смирнов — один из них, для меня он был именно такой личностью. Когда рядом есть кто- то, как он, то стыдно жить, не равняясь на него, — сказал директор Института востоковедения РАН Р.Б.Рыбаков, открывая конференцию, посвященную 110-летию со дня рождения этого необычного человека. Состоялась она 15 декабря 2001 года в Москве, в конференц-зале Государственной библиотеки имени В.И.Ленина.

Так кем же был Б.Л.Смирнов? Талантливым нейрохирургом, знатоком санскрита и многих других древних и современных языков, переводчиком и комментатором «Махабхараты», магнетической личностью и самобытным мыслителем, самоотверженным борцом за истину и будущее своего народа. Был он ещё и носителем некой духовной миссии, связанной с построением Новой цивилизации на Земле и особой роли в нём нашего народа. «Мне думается, - писал он, - что никогда ещё так чётко, как ныне, не была поставлена перед нами конкретная задача: мы та Земля, которая должна родить Нового Человека...»

Ежедневно в Москве проходят сотни конференций. Но эта существенно отличалась от всех, она была знаковой, являясь не только вехой в истории нашей культуры, но и некой точкой отсчёта в её духовном пространстве. Люди, пришедшие на конференцию, многие видевшие друг друга впервые, стали свидетелями и участниками ещё одного рождения Б.Л.Смирнова: как признанного Учителя. Конечно, он был таковым и раньше, но для весьма ограниченного круга людей. На конференции об этом было сказано во всеуслышание. Сказано убедительно и одухотворённо. И хотя организаторами этого действа, запомнившегося всем его участникам и прекрасной подготовкой, и атмосферой любви и доброжелательства, созданной в зале, была Региональная общественная организация по изучению и развитию отечественной культуры «Общее дело», а не, скажем, академический институт, — уровень его был самый высокий. Среди участников конференции были представители посольств Индии и Туркмении, маститые учёные-востоковеды и врачи, родственники и друзья юбиляра из разных городов, многочисленные его корреспонденты — а он был мастером исповедальной переписки, в которой с сотнями своих заочных и очных знакомых он делился сокровеннейшими открытиями, сделанными на своём духовном пути. И это было в годы, когда на подобные вещи официальные органы власти смотрели однозначно — отправляли людей в «места не столь отдалённые». Но судьба берегла его и его корреспондентов. Хотя один из них — Д.Д.Дебольский, о котором писал наш журнал1, всё же поплатился за свой интерес к восточной философии многими годами пребывания в тюрьме

Впрочем, и самого Смирнова не миновала сия участь, но это случилось ещё до того, как о нём узнали как о знатоке восточной философии и мастере эпистолярного творчества. То был 1928 год. Б.Л.Смирнов был приговорён к расстрелу. Находясь в одиночной камере, 37-летний приват-доцент Киевского мединститута углублённо размышлял. В тот период он уже многое осознал о своём духовном пути... Он писал: «Мы поставлены в иные условия, и в них приходится нам жить и работать, и я глубоко убеждён, что только те условия, в которых стоит данный человек, и нужны для его духовного развития. Да, сколько напряжения человек должен сделать, чтобы хоть немного коснуться высшей своей природы. Недаром духовная работа называется подвигом. Колесо закона мироправления вращается силой всего живущего. Всеобщей кармой утверждается крест времени и пространства. Через страдание лежит Путь к Богопознанию».

 

Русский певец Бхагавадгиты

Молодой военный врач Б.Л.Смирнов с матерью, С.М.Демидовой (примерно 1915 г.)

 

Ожидая расстрела в холодном застенке одиночной камеры, Борис Леонидович познал очищающую мощь страдания, его душа всё сосредоточеннее и целенаправленнее устремлялась к Высшему. Его сердце распахнулось потоку благодати. Дух вознёсся, и родились слова молитвы во Славу Единой Души, Чистой, Ясной Матери Любви, Розы Вселенской Осиянной, Сердца Матери...

 

Русский  певец Бхагавадгиты

Б.Л.Смирнов, Ашхабад, 50-е годы

 

На следующий день наш узник узнал, что смертный приговор заменён ему 7-летней ссылкой. Так Высшие Силы откликнулись на зов просветлённой души.

« Сама поставленная цель так перемагнитит среду, что среда становится Путём к Цели, — подводит итог размышлениям Смирнов. — Чем больше человек работает духовно, тем больше каждое проявление в среде проникается этой работой. Если у него существует разделение - это Божье, а это кесарево - значит он ещё не стал на действительный Путь. Оказывается, что у кесаря ничего нет: всё принадлежит Богу, и сам кесарь также...»

Родился Борис Леонидович Смирнов 15 декабря 1891 года в селе Козляничи Черниговской области в семье известного в Санкт-Петербурге хирурга Л.В.Смирнова и С.М.Демидовой — писательницы, публиковавшей свои произведения под псевдонимом Коаляницкая на Украине. В четыре года будущий мыслитель уже научился читать. «В эти годы я уже порядочно знал Пушкина, — вспоминал он. — Евангелие я тоже знал неплохо, особенно, конечно, четвёртое, которое я знал наизусть». Смирнов впоследствии признавался: «Всю жизнь, с пяти лет были искания». Если мы обратимся к биографиям известных людей, жизнь которых была освещена Светом Высших Сил, то убедимся — такие личности, как правило, с ранних лет проявляли свои таланты и развивались вполне осознанно. В 14 лет Смирнов уже определённо знал, чем будет в жизни заниматься: «С юности, даже отрочества, можно сказать, тянулся к психофилософским знаниям и построил себе индивидуальную схему образования, к осуществлению которой приступил в четырнадцать-пятнадцать. В неё входил санскрит и некоторые древние и новые языки, философия с обязательным изучением крупнейших её представителей по подлинности их творений, психология, психофизиология, практическая медицина». И эту программу в течение жизни он полностью выполнил.

В 18 лет после окончания гимназии Смирнов поступил в Военно-медицинскую академию Петербурга. А когда грянула Первая мировая война, будучи выпускником академии, пошёл военврачом в действующую армию. «Война четырнадцатого года разбила много мечтаний, унесла много жизней и надежд! Поднялось из недр Истины нечто невиданное, что нужно было видеть и разуметь. Стали идти в руки книги, освещающие жизнь с новых, ещё ж освоенных точек зрения». И тогда-то произошла его первая встреча с «Бхагавадгитой»: «Индия заиграла огнями своих самоцветов. Прежде всего Бхагавадгита. Я прочёл её по-русски, потом по-немецки. Увидел существенную разницу в понимании. Захотелось самому поработать над подлинником». Это чувство в нём всё росло и крепло, пока не обозначилось как сверхзадача. «Я знаю, что обязан передать Бхагавадгиту русскому читателю, и с меня спросится за это», — писал он позже.

Но исторические события разворачивались по своему сценарию. И молодой нейрохирург не мог не быть затронут ими. Вот его оценка тех лет: «Одна трудность перерастает в другую. Трагедия войны перерастает в трагедию революционных событий, подготовивших дальнейшее жертвоприношение соотечественников, но уже руками самих соотечественников. Штормы общественно-государственной жизни разметали по жизни всё лучшее, всё передовое, всю основу грядущей КУЛЬТУРЫ. В этих трагических событиях первых двух десятилетий XX века трудно было устоять духовности человеческой, трудно было выжить, трудно было расстаться с высшими достижениями Культуры. Колесо Кармы неумолимо вращалось и подминало под себя всё уготованное. Понимание наступившего явления не выдерживало сердце. Появилась необходимость новых форм спасения и борьбы». Смирнов ищет их и находит. Ему удаётся почувствовать свою слитость со своим Высшим «Я», погрузиться в Махасамадхи. Он испытал «какое-то особое напряжение жизни какого-то жизненного потока, в котором "Я", субъект, сохраняется лишь настолько, чтобы осознать, вернее почувствовать огромную радость бытия и как-то ещё более непостижимо сохранить это в крошечном сосудике Живой Воды, который мы называем нашим "Я"».

Смирнов в эти годы работает в Киевском мединституте, а дома создаёт коммуну, в которой объединились 18 человек. Но ей долго не пришлось просуществовать. Власти города её запретили, а руководителя приговорили к расстрелу. Чем всё это кончилось, мы уже знаем — ссылкой на 7 лет в Йошкар-Олу. Борис Леонидович воспринял это как подарок судьбы. Ведь по существу он попадал в условия, когда мог без помех углублённо работать над собой, ища взаимодействия с Высшим, а также заниматься медициной и переводом «Бхагавадгиты».

В 1935 году по окончании ссылки Смирнов переезжает в Ашхабад. В столицу и Санкт-Петербург ему дороги были закрыты. Это, без сомненья, спасло его от многих неприятностей, встававших в ту пору па пути первопроходцев, тем более шедших дорогой духа. Смирнов много работает как врач-нейрохирург, защищает сначала кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. В 1938 году он был избран профессором, заведующим кафедрой нервных болезней Туркменского Государственного медицинского института. «И для нас, людей, ищущих духовного посвящения, существует необходимость хорошо постигнуть диалектику процесса борьбы формы и Духа, чтобы не уйти в беспочвенное отрицание формы, но и не застыть в форме, препятствующей свободному развитию Духа, — так он формулирует своё отношение к жизни. — Чтобы приблизиться к вечной жизни, надо победить эту жизнь. Победа над жизнью возможна только через Любовь. Каждый человек в силу многообразия духовного опыта, должен найти свои формы прохождения мистерий». И Смирнов начинает разрабатывать свою Мистериальную систему, как систему годичных медитативных циклов, связанных с ритмами Солнца. Он понимал, что углублённая внутренняя работа небезопасна для человека. И задался целью создать такую систему, которая не могла бы никому причинить вреда и была бы построена на принципах Высшего Знания. На разработку её ушли десятилетия. Смирнов никогда не спешил, а делал всё с какой- то нечеловеческой требовательностью к себе и ответственностью за свой труд.

К началу Второй мировой войны Смирнову пятьдесят лет. В Ашхабаде создаются госпитали для раненых. Борис Леонидович работает в них как консультант-нейрохирург, а также оперирует в больнице восстановительной хирургии. Мало кому известно, что он является первым, кто совершил операцию по устранению грыжи межпозвоночного диска. Сейчас подобную операцию может сделать рядовой хирург, но тогда он был первопроходцем.

Так какими мироощущениями откликнулась душа Смирнова на вихри войны и страдания народа? Он понял: с победой нашего народа завершено в мире величайшее жертвоприношение, завершена культура Европы. И теперь предстоит создание Новой цивилизации на планете. А пока, Смирнов осознавал, человечество с ужасающей быстротой мчится к бездне. «Будет ли остановлен этот ужасающий поток, или же увлечёт его бездна, — задумывался он, — это знает лишь тот, кому дано знать, а мы должны в своей маленькой жизни вносить посильный свет и посильное благо... Человечество сейчас нуждается в том, чтобы были огоньки, противоположные надвигающемуся мраку, нейтрализующие какое-то количество яда, который источает безумие или действительно с дьявольской мыслью люди...» Вокруг Смирнова собираются близкие по духу люди, прежде всего, его родные. Они называют себя «Колхозом Махабхарата». Сам он усиленно работает над переводом древнего индийского эпоса. Ему помогает его жена Людмила Эрастовна Лысенко и её сестра Анна Эрастовна, а также сын его жены от первого брака Ю.М.Волобуев. В обстановке дружелюбия и творческого единения создаются варианты перевода, но требовательность к ним у Смирнова была столь велика, что он снова и снова их переделывает, а домашние вручную переписывают. Ему всё больше и больше открывается многослойный смысл древних текстов, и его задача — дать им наиболее точную интерпретацию. Ему не была свойственна любительщина, его работу всегда отличала величайшая научная достоверность.

В 1948 году на Ашхабад обрушилось страшнейшее землетрясение. Погибло около ста тысяч человек. Под обломками оказался и весь «Колхоз Махабхарата». Первым выбрался Волобуев, услышав его крик, Смирнов приказал ему искать мать, сам он был удачно защищен упавшей плитой, и к нему поступал воздух. Но когда его освободили, он тут же кинулся обратно в завал — спасать переводы «Махабхараты». А затем велел приёмному сыну, ставшему тоже врачом, собирать медицинские инструменты. Вместе они отправились на центральную площадь города, вернее, на место, где она была. Быстро нашли несколько канцелярских столов и начали оперировать вытаскиваемых из-под обломков людей. Вечером и ночью им светили факелами, а они оперировали и оперировали... Под завалами погибла дочь Анны Эрастовны, а Людмилу Эрастовну едва откачали.

...Оправившись от потрясения, город начал новую жизнь. Смирнов и его «Колхоз» продолжили работу. Было сделано 16 переводов «Бхагавадгиты» и только 17-й удовлетворил переводчика. Первыми были опубликованы в 50-е годы «Сказание о Нале» и «Бхагавадгита».

В 1956 году Борис Леонидович вышел на пенсию, будучи уже академиком Туркменской академии наук. За период с 1928 по 56-й годы им были сделаны 149 крупных нейрохирургических операции, опубликованы 74 научные работы и под его руководством защищены 15 диссертаций. Можно, наконец, было целиком посвятить себя переводам и духовной работе. Всё больше и больше людей, у которых пробудилось сознание к духовной жизни, группируется вокруг Б.Л.Смирнова. У него завязывается обширнейшая переписка. К этому времени была закончена работа по созданию Системы годовых медитаций, позволивших не только мистериально осуществлять жизнь, по и оказывать нравственное вспомоществование всем, откликнувшимся на Его Зов. Но самым главным для него была судьба его народа, которому он служил всей душой, сердцем и разумом.

 

Русский  певец Бхагавадгиты

Б.Л.Смирнов, Ашхабад. 60-е годы

 

Вот некоторые из мыслей Бориса Леонидовича этого периода: «Нынче такое положение рода человеческого, что хочется, чтобы все служащие Правде соединили свои руки, сомкнули ходы и не пропускали тёмные силы, рвущиеся в Храм Человечества, чтобы погасить священный огонь». «Сейчас впечатление такое, что народ должен найти форму своей духовной жизни. Может быть будет некто, кто осуществит эту форму как художественное осуществление, как произведение искусства, но всё-таки всегда в таком творчестве участвует и весь народ в целом». « Свой труд я посвятил Родине, чтобы люди ищущие могли прочесть подлинные творения мудрецов Индии...»

При жизни Смирнова вышли семь изданий «Бхагавадгиты». Его имя стало известно в мире востоковедов и санскритологов всего мира. Но мало кто из них знал, что он самоучка и не является профессиональным индологом. В 50-60-е годы Ашхабад, благодаря Смирнову, становится центром индологии. Высоко ценил его перевод «Махабхараты» и Юрий Николаевич Рерих, в ту пору уже вернувшийся на Родину и работавший в Институте востоковедения АН. Он настаивал на необходимости издания этого перевода в столичном научном издательстве. С этим событием даже связана некая мистическая история, которую обычно рассказывает ученица Юрия Николаевича Т.Я.Елизаренкова, ныне известный переводчик Ригвед2. Но это тема уже другой статьи. Позволю себе лишь высказать некое предположение: Ю.Н. Рерих был настолько убеждён в необходимости этого перевода, что борьба за него на каких-то высших планах, возможно, неким образом ускорила его уход из жизни в 1960 году. До сегодняшнего дня переводы и комментарии Б.Л.Смирнова остаются непревзойдёнными. Они обладают свойством говорить с сердцем читателя. Это был не только переводческий подвиг, но и исключительнейший акт просветительства. «Я думаю, что Смирнов внёс огромный вклад не только в переводы, а в сами поиски смысла бытия...», — сказал на конференции директор Культурного центра Джавахарлала Неру Сатбир Сингх.

2 мая 1967 года закончился земной путь Учителя. Остались тексты Его системы медитаций, осталось неопубликованным Его огромное эпистолярное наследие. Нам ещё предстоит к нему прикоснуться и осознать величие духа этого подвижника. «Он — человек, близкая встреча с которым не могла пройти случайно и как бы вписывалась в судьбу (карму) другого человека, Его узнавшего. Тому, что исходило от Бориса Леонидовича, можно было верить безусловно, там не было примеси суррогатов. Для учеников — ближе, дороже Его не было никого на свете», — так писала о нём Анна Эрастовна. К этому надо добавить, что он был человеком очень скромным, вегетарианцем, не принимавшим даров — тайной, которая не познаётся, а постигается. В конце жизни внешне он стал очень похож на Ганди. О его человеческих проявлениях и чудесах, которые сопутствовали ему и его близким в жизни, можно посвятить отдельный очерк, и он обязательно ещё будет написан.

 

Русский  певец Бхагавадгиты

Б.Л.Смирнов в конце жизни. На столе переведённые им книги «Махабхараты»

 

А сегодня прекрасно осознавать, что есть люди, среди которых много молодых, бережно собирающих по крупицам знания, оставленные мыслителем, и осуществляющих свою жизнь согласно им. На декабрьской конференции в Москве звучала любимая музыка Б.Л.Смирнова, у портрета стояли великолепные розы, а на стенах были развешаны полотна с изречениями Учителя. Огромный зал Библиотеки имени В.И.Ленина, хотя и не был полностью заполнен участниками, словно сжался в одно ритмично бьющееся сердце. Слова Его молитвы и Его медитаций наполнили всех единым Светом. И как же правильно заметил Р.Б.Рыбаков, что в следующий раз в зале наверняка мест уже не будет хватать. Потому что в те Врата Духа, которые открыл нам Б.Л.Смирнов, будет входить всё больше и больше людей. Ведь мы та Земля, которая должна родить Нового Человека и построить Новую цивилизацию.

На конференции было принято решение о создании «Фонда имени академика Б.Л.Смирнова», целью которого явились бы поиск, сохранение и издание его наследия.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: