warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Ученый, мыслитель, переводчик (часть 3)1

Ещё при жизни Юрия Николаевича в Индии у него были контакты с Институтом востоковедения АН СССР, но они носили эпизодический характер и состояли в книгообмене и переписке. Поэтому на запрос МИД СССР об отношении института к возможному возвращению Ю.Н.Рериха ответ был следующим: Ю.Н.Рерих является автором лишь ряда работ по Тибету, других данных нет, поэтому предоставить ему работу и жилплощадь институт не сможет. В начале 1957 года президент АН СССР А.Н.Несмеянов посетил Индию. Юрий Николаевич встретился с ним, и у них состоялась беседа. После встречи с Юрием Николаевичем А.Н.Несмеянов ещё раз запросил Институт востоковедения, будет ли Ю.Н.Рерих полезен для института. И тогда институт серьёзно занялся выяснением учёной значимости Юрия Николаевича. Ленинградское отделение института сообщило, что Ю.Н.Рерих считается лучшим из всех европейских тибетологов и что он будет полезен для возрождения тибетологии в нашей стране. Значимость Ю.Н.Рериха как большого учёного подтвердили профессора К.М.Черемисов, Б.И.Панкратов, И.А.Орбели. На основании этих данных Институт востоковедения дал заключение, что Рерих будет полезен для работы в институте. А.Н.Несмеянов об этом сообщил Юрию Николаевичу, но предупредил, что все организационные вопросы рассматривают другие ведомства.

 

Ученый, мыслитель, переводчик (часть 3)

Юрий Николаевич в Подмосковье. 1958 г.

 

Современные исследователи творчества членов семьи Рерих даже не представляют, каким трудным было возвращение их на Родину. Поэтому и хочется рассказать, как это происходило.

В конце 40-х годов руководители нашего государства и даже Академии художеств СССР (президентом академии в то время был Александр Михайлович Герасимов) не считали нужным возвращение Николая Константиновича Рериха на Родину. Даже после его смерти в 1947 году, когда о возвращении в Советский Союз хлопотали Елена Ивановна и Юрий Николаевич, чтобы выполнить заветное желание Николая Константиновича — передать в дар Родине несколько сот картин и его архив — их усилия не увенчались успехом.

Через Татьяну Григорьевну Рерих, жену брата Николая Константиновича, Елена Ивановна просила передать документы в правительство с просьбой о возвращении на Родину. Документы были переданы, но никакого ответа не последовало.

Вспоминает Е.М.Величко: И вот тогда я и мой муж стали писать письма па имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.Е.Ворошилова с просьбой ускорить рассмотрение вопроса о возвращении Елены Ивановны и Юрия Николаевича в Россию и о создании музея Н.К.Рериха в Москве.

Свои письма мы попытались подкрепить поддержкой Академии художеств. С этой целью обратились к А.М.Герасимову. Ответом были слова Александра Михайловича: «Вам, что, жить спокойно надоело?». И, конечно, никакой поддержки от художественной общественности мы не имели.

На наши обстоятельные письма о значении творческого наследия Н.К.Рериха мы тоже официальных ответов не получали. Но упорно продолжали посылать письма с просьбами решить вопрос о возвращении семьи Н.К.Рериха и его наследия на Родину, создать музей Н.К.Рериха.

Временами раздавался телефонный звонок, и сотрудник Комитета госбезопасности назначал Сергею Алексеевичу2 свидание в номерах гостиниц «Европейская» или «Националь» — «по вопросу писем, которые Вы пишете в правительство...». Такие сообщения мы получали за несколько дней до встречи. В них указывали, в какой день следует прийти, к которому часу и называли номер в гостинице. Я судорожно записывала номер комнаты в гостинице и оставалась у телефона ждать звонка, чтобы узнать о дальнейшей судьбе мужа. Каждый раз волновалась — вернётся он или нет.

Без конца были расспросы: почему вы хлопочете за Рерихов, зачем вам это нужно, какие цели преследуете? И трудно было доказать, что никакой выгоды мы не преследуем, что просто высоко ценим и любим творчество художника, хотим, чтобы страна узнала о плодотворной деятельности своего великого соотечественника. Неужели придётся ездить в США или Индию, чтобы познакомиться с его творчеством?

Приведу тексты хотя бы двух писем.

 

Послу Индии в СССР
От доктора Мухина Сергея Алексеевича, проживающего по адресу:
Москва, Арбат, Малый Власьевский пер., дом № 9-а, кв. 1.

 

Убедительно прошу Ваше Превосходительство сообщить родственникам покойного художника Николая Константиновича Рериха, вдове Елене Ивановне Рерих, проживающей на территории Вашего Государства, что 28-го августа с/г в гор. Москве скоропостижно скончалась их родственница Татьяна Григорьевна Рерих.

Вопрос о наследовании имущества и картин Н.К.Рериха будет решаться в течение шести месяцев со дня смерти в наследственном отделе 1-й Государственной Нотариальной Конторы гор. Москвы (улица Кирова, дом № 6), куда следует направить заявление Е.И.Рерих, в котором она может выразить свою волю.

Не откажите в любезности сообщить Ваше заключение о возможности удовлетворения вышеописанной просьбы.

Дополнение к письму

14-го сентября с/г через посольство Индии в Москве в адрес Елены Ивановны Рерих, вдовы нашего знаменитого земляка - русского художника Н.К.Рериха, я отправил письмо с уведомлением о смерти их родственницы Татьяны Григорьевны Рерих, проживающей в Москве.

 

Каковы причины, толкнувшие меня на этот поступок?

Причины личные: С покойной Т.Г.Рерих я имел устный, нигде не фиксированный договор о покупке полотен Н.К.Рериха «Роспись молельни в Ницце» за 60.000 рублей, каковую сумму, по договоренности с покойной, я обещал погасить в течение двух (2) лет, постепенно отдельными взносами.

К моему отпуску я успел выплатить половину; она меня вызвала, чтобы показать и посоветоваться относительно письма Е.И.Рерих, в котором было прислано заявление в Правительство СССР о разрешении вернуться на Родину и передать в Государственный Фонд произведения и архивы великого соотечественника, которые любовно собирались и до сих пор хранятся вдовой.

Я ей посоветовал обратиться через ак. А.М.Герасимова, потому что в это время была открыта Индийская художественная выставка в Москве, в здании Академии художеств - следовательно, академик Герасимов мог поговорить с гостями относительно личности и значения самого Н.К.Рериха и его огромного искусства.

В этот же день она меня попросила дать ей на расходы по ремонту квартиры дополнительно тысячу рублей.

Всему миру известно, что полотна «Росписи» являются собственностью Е.И.Рерих, следовательно, деньги, которые я остался должен Т.Г.Рерих, принадлежат Е.И.Рерих - вот почему я в письме упомянул о правах наследования, о которых можно заявить в течение шести месяцев со дня смерти Т.Г.Рерих. (Копию письма при сем прилагаю.)

Однако через 2 дня я имел специальный разговор с нотариусом, чтобы точно узнать существующие в СССР законы о правах наследования. Здесь я узнал, что Е.И.Рерих, по нашим законам, давно потеряла право на наследование имущества, находящегося у Т. Г. Рерих и её мужа Б.К.Рериха. Я понял, что совершил глупость, отправив письмо, в котором совершенно напрасно писал о правах наследования Е.И.Рерих.

Вторая причина - гражданская: Так как мне было известно, что Е.И.Рерих из Индии отправила в Москву заявление, которое покойная должна была передать в Правительство, естественно, что Е.И.Рерих надо сообщить о смерти Т.Г.Рерих, по этой причине посылку письма считаю правильной и целесообразной.

Вот почему, когда в октябре было получено на имя покойной второе письмо Е.И.Рерих, которое мне передала бывшая домработница Т.Г.Рерих лифтёрша дома Наташа, я, уже зная адрес Е.И.Рерих, отправил через почтамт в Индию второе письмо, где сообщал о смерти Т.Г.Рерих, о том, что заявление передано через Президента Академии художеств СССР (см. копию моего письма).

Каковы мотивы моей точки зрения в этом вопросе ?

Идёт вопрос о крупнейшем русском художнике, всемирно известном, мало того, всемирно признанном величайшем художнике.

 

Ученый, мыслитель, переводчик (часть 3)

Подлинник письма С.А. Мухина, написано рукой Е.М.Величко

 

Позвольте привести цитату из предисловия Клода Брегдона к книге Рериха «Алтай-Гималаи»:

«В истории искусства от времени до времени появляются определённые личности, творения которых выделяются своим исключительно глубоким качеством, отличавшим их среди современников и делавшим их выше определённого направления и установленной школы; они сходны лишь между собой, посвящённые, появляющиеся вне времени и пространства: таковы были Леонардо да Винчи, Рембрандт, Дюрер и в иных областях Бетховен и Бальзак... Рерих в своей жизни, в характере своём и искусстве является членом этого братства» (цитировано по монографии «Рерих». Рига, 1939 г., с. 8.)

Ещё более я горд этим великим художником потому, что он, покорив своим искусством весь мир - Европу, Америку, Азию, - до конца дней остался русским, когда все данные были к тому, чтобы превратиться в космополита.

Он умер в Индии, причём последним его желанием было: передать все картины, принадлежащие ему, РОДИНЕ, - вот почему вдова Е.И.Рерих отправила заявление в Правительство о разрешении приехать в СССР и привезти собрание картин и архив Н.К.Рериха.

Я убежден, что рано или поздно будет на Родине организован Музей Рериха; имя этого художника прочно вошло в мировую сокровищницу искусства; меня поражает лишь ужасный парадокс: СССР - РСФСР - единственное место вселенной, где продолжают игнорировать имя и творение Рериха по непонятным причинам.

Это рано или поздно окончится, и нашему великому соотечественнику будет оказан достойный почёт и внимание.

Найдите ещё хотя бы одного художника, всемирно известного, который, передавая свои картины в различные национальные музеи, поступил бы так, показывая себя искренним патриотом своей РОДИНЫ, как поступил Рерих: передавая свои картины в Музей, кажется, Сан-Франциско, он написал - «при первом требовании возвратить в Россию».

Я такого художника не знаю, все они, всемирно известные, предпочитали получать деньги за передаваемые в музей картины.

Н.К.Рерих считал, что все им созданное принадлежит РОДИНЕ. Это его завещание, оставленное вдове Е.И. Рерих, вот почему Е.И.Рерих просит разрешения вернуться на РОДИНУ, вот почему я считаю своим долгом помочь ей, чем могу, - в данном случае сообщить о смерти Т.Г.Рерих, которой она поручила хлопоты и ходатайство. Она должна знать, что этого человека нет в живых, следовательно, она должна принять какие-то другие шаги, быть может, обратиться самой непосредственно в Правительство или через Посольство Индии - я не знаю, как это лучше сделать.

С. Мухин
12 сентября 1953 года г. Москва

 

Копия этого письма была направлена также Председателю Президиума Верховного Совета Союза ССР товарищу Ворошилову К.Е.

Подобных писем было несколько. Вот письмо от 10.01.1954 г.

 

Председателю Президиума
Верховного Совета Союза ССР
товарищу Ворошилову К.Е.

Копия в 1-ю Московскую Государственную
нотариальную контору

 

Дополнительно к письму С.А.Мухина от 2 января 1954 г. и обращению вдовы художника-академика Н.К.Рериха Е.И.Рерих по вопросу возвращения художественного наследия академика Н.К.Рериха в Советский Союз и организации музея имени ак. Н.К. Рериха.

В случае положительного решения поднятого вопроса о значимости художественного наследия покойного академика Н.К.Рериха, а также вопроса о возможности открытия в СССР музея его художественных произведений было бы чрезвычайно важным сохранить в целости не только его картины, но также его личный архив до 1916 г., домашнюю обстановку и вещи личного обихода.

Всё это имущество оставалось после его отъезда за границу в 1916 г. в пользовании его брата Б.К.Рериха. После смерти Б.К.Рериха всё имущество перешло его жене Т.Г.Рерих, проживавшей: г. Москва, ул. Чайковского, д. 21. Т.Г.Рерих скоропостижно скончалась 28 августа 1953г.

1-я Московская Государственная нотариальная контора по заявлению Овчинниковой (сестры Т.Г.Рерих) 28 января 1954 г. выдаёт ей свидетельство о праве наследования, после чего гражданка Овчинникова, как собственница переходящего к ней имущества (картины, архив покойного академика Н.К.Рериха, вещи домашнего обихода) может распорядиться им по своему усмотрению - распродать его. И тогда имущество выйдет из поля зрения по неизвестным каналам и направлениям. В связи с этим считаю своим долгом просить до разрешения в Правительстве вопроса о художественном наследии академика Н.К.Рериха предотвратить возможную утрату этого имущества, то есть отложить выдачу гражданке Овчинниковой документов о правах наследования этого имущества.

С.А.Мухин,
10 января 1954 г.,
Москва, М. Власьевский пер., 9-а, кв. 1.

 

В 1956 году нам стало известно, что наша правительственная делегация во главе с Н.С.Хрущёвым и Н.А.Булганиным нанесёт дружественный визит в Индию. Мы срочно сообщили об этом Юрию Николаевичу и рекомендовали передать заявление о возвращении на Родину лично в руки советских руководителей. Святослав Николаевич, входивший в состав комиссии по приёму русских гостей, предварительно говорил с Н.С.Хрущёвым и Н.А.Булганиным во время их визита в Индию о Юрии Николаевиче и о возможности встречи с ними. Булганин предложил обратиться к советскому дипломатическому представителю в Калькутте. Юрий Николаевич прилетел в Калькутту, но представитель сказал, что он не в курсе дела. Тогда Юрий Николаевич решил на другой день ехать прямо во дворец (губернаторскую резиденцию), где проходил приём советских гостей.

Дворцовая площадь была переполнена народом, и машина, в которой ехал Юрий Николаевич, не могла проехать. Даже полиции не удалось освободить дорогу. Юрий Николаевич вышел из машины и обратился к толпе. Один человек из толпы закричал: «Маршал просит вас пропустить машину!» (Юрий Николаевич был одет во френч и галифе.) Народ приветствовал его, решив, что он и есть сам маршал. Толпа расступилась, освободив дорогу. Знание местного языка помогло и здесь.

Так во дворце состоялась встреча Юрия и Святослава с Н.А.Булганиным и Н.С.Хрущёвым, которая значительно ускорила решение вопроса о возвращении Юрия Николаевича на Родину. Главную роль в решении этого вопроса сыграл Н.С.Хрущёв. Итак, Юрий Николаевич Рерих вернулся на Родину. Оформление на работу в Институт востоковедения АН СССР прошло оперативно.

 

* * *

19 сентября 1957 года Юрий Николаевич был зачислен в штат Института востоковедения старшим научным сотрудником сектора истории философии и религии отдела Индии и Пакистана и в приказе о зачислении ему было присвоено звание профессора. 17 марта 1958 года Учёный совет Института востоковедения присвоил Ю.Н.Рериху учёную степень доктора филологических наук без защиты диссертации по совокупности опубликованных им трудов. 11 октября это решение утвердил ВАК. В течение 1958-го Юрий Николаевич был включён в состав Учёного совета Института, а также Учёного совета Института китаеведения АН СССР, в котором руководил группой тибетоведения. Он входил в состав комитета по подготовке к XXV международному конгрессу востоковедов в Москве и участвовал в работе советского комитета по проекту ЮНЕСКО «Восток—Запад».

 

Ученый, мыслитель, переводчик (часть 3)

Юрий Николаевич вернулся на Родину

 

В Институте востоковедения Рерих вёл курс тибетского языка, участвовал в комиссиях по приёму кандидатских минимумов, был научным руководителем десяти аспирантов и т.д. Ему была предоставлена свобода в определении программы его научной деятельности, и ни одно из его начинаний не было заблокировано руководством института. В институте планировалось создать особую группу для работы над темой: «Наука против религии» с участием Ю.Н.Рериха. Чтобы представить, насколько учёный был корректен в критике религии, религиозной философии и атеизма, приведём его высказывание: «Предметом изучения советской науки должно явиться не только изучение западноевропейской философии с её приматом греко-римской традиции, но и философии Востока, в особенности же философской мысли Индии и Китая. Такое изучение должно служить не только чисто научным целям, но и явиться началом объединяющим, служить культурному взаимоотношению между народами Советского Союза и народами стран Востока.

На данном этапе особенное значение приобретает максимальное освоение письменных источников. Необходимы адекватные переводы творений классиков философской мысли Индии и Китая с комментариями. Очень остро стоит вопрос кадров специалистов, филологов и философов. Считаем, что подготовка высококвалифицированных специалистов является главной задачей на данном этапе. В дальнейшем следует обсудить подготовку отдельных монографий о религиозных движениях Индии и Китая, вскрыв их социальные и политические корни»3.

В июле 1958 года отдел Индии и Пакистана Института востоковедения поставил вопрос о возобновлении издания серии научных трудов и источников по буддийской философии и культуре — «Библиотеки Буддика», которая издавалась ранее и имела авторитет и популярность у учёных всего мира. В декабре 1959 года была сформирована редколлегия издания. Работу возглавил Юрий Николаевич, и уже заранее начал работу в архиве Ленинградского отделения Института востоковедения по отбору рукописей для публикации.

К XXV конгрессу востоковедов в этой серии вышли две книжки: труды тибетолога А.И.Вострикова «Тибетская историческая литература» и «Дхаммапада» — сборник изречений, часть буддийского канона в переводе с пали и с комментариями В.Н.Торопова. Ответственным редактором этих изданий был Ю.Н.Рерих.

Международный авторитет Юрия Николаевича имел большое значение для укрепления отношений с ЮНЕСКО. В 1959 году он принимал участие в организации и проведении Международного конгресса монголистов-филологов в Улан-Баторе, на котором выступил с докладом «Монгольские заимствования в тибетском языке». После конгресса Ю.Н.Рерих, в сентябре, на неделю остановился в Улан-Удэ, посетил научные центры Бурятии, где ознакомился с рукописными фондами по тибетологии и монголистике. Его просили быть руководителем пяти работ в области тибетологии, в том числе и словарных.

Большим и кропотливым трудом для Юрия Николаевича было продолжение работы по составлению тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями. Предполагалось издать словарь в течение 7 лет. Трудностей было много, в частности — изготовление заново тибетского шрифта. Изготовлением тибетского шрифта занималось Ленинградское отделение издательства АН СССР при непосредственном участии Юрия Николаевича. В 1959-м в составе сектора философии и истории религии отдела Индии и Пакистана была создана специальная группа во главе с Рерихом для работы над словарём. Группа готовила макет словаря, который был издан в 1960-м, но имя Юрия Николаевича уже стояло в траурной рамке.

 

Ученый, мыслитель, переводчик (часть 3)

Письменный стол в кабинете Юрия Николаевича

 

Сложность работы над словарём, незавершённость оформления самой авторской рукописи, дефицит специалистов отодвинули выход первого тома из одиннадцати выпусков на двадцать лет. Первый выпуск вышел в 1983 году в издательстве «Наука» в отделении «Восточная литература», последний выпуск издан в 1993-м.

Большую работу по подготовке словаря к изданию проделали Ю.М.Парфионович, Е.С.Дылыкова и Т.Я.Елизаренкова. Индекс санскритских слов и выражений составлен Т.Я.Елизаренковой, общая редакция осуществлялась Ю.М.Парфионовичем и Е.С.Дылыковой.

Живя на Родине, Юрий Николаевич не оставлял мысль о возобновлении работы института «Урусвати» с привлечением учёных разных стран. Его тревожило и огорчало, что Академия наук СССР не проявляла заинтересованности в этом вопросе. В частных беседах он часто рассказывал о планах работы института, тревожился, что многие экспонаты остались неразобранными, особенно гербарии и сборы лекарственных растений.

Велика заслуга Юрия Николаевича по возвращении на Родину в том, что он вернул нам имена самих Рерихов. За короткий срок он широко ознакомил многих людей с деятельностью семьи, прочёл целый ряд познавательных лекций об отце, его живописи, литературных трудах, экспедициях. Совместно с Географическим обществом впервые была составлена карта Центральноазиатской экспедиции, было прочитано несколько лекций об экспедиции не только в Географическом обществе, но и в Московском и Ленинградском университетах, в Доме учёных.

 

Ученый, мыслитель, переводчик (часть 3)

Кабинет Юрия Николаевича в квартире на Ленинском проспекте

 

Несмотря на большую загруженность, чёткая организация и планирование своего времени и режима вообще, позволяло Юрию Николаевичу находить время для посещения музыкальных вечеров, особенно симфонических концертов в Большом зале консерватории и театров. Предпочтение он отдавал спектаклям во МХАТе.

 

Ученый, мыслитель, переводчик (часть 3)

У подъезда дома на Ленинском проспекте: Ю.Н.Рерих, В.Т.Черноволенко, И.М.Богданова, М.Ф.Дроздова-Черноволенко, Рошан Ваджифдар. 1959 г.

 

Вспоминает Е.М.Величко: В первую же зиму Юрий Николаевич изъявил желание побывать в Лужниках на празднике «Русская зима» с катанием на тройках. Мы приготовили обед с блинами с соблюдением всех русских традиций, которые были присущи Масленице. После обеда, на котором, кроме Юрия Николаевича, были Людмила и Ираида Богдановы, мы все вместе отправились в Лужники. Стояли 40 минут в очереди, затем 10 минут катались на тройке. Юрий Николаевич остался доволен. Вероятно, что-то напомнило ему юность, Валдай, где он проводил каникулы. Вообще, Юрий Николаевич интересовался тем, как старые русские традиции вошли в новый советский быт.

В первый же год по возвращении Юрия Николаевича встал вопрос об организации выставки картин Н.К.Рериха. Долго шли переговоры о помещении, в котором можно было бы разместить выставку. Юрий Николаевич выразил желание, чтобы это были залы Академии художеств. Но академики не дали согласия. И выставка была открыта в галерее на Кузнецком Мосту. Мы принимали самое активное участие в её организации. Юрий Николаевич попросил дать на выставку из нашей коллекции картины раннего периода творчества Николая Константиновича. Мы с удовольствием предоставили для экспозиции семь картин, среди них: «Поморяне», «Ковёр-самолёт», «Лесовики», «Город на заре», «Могила викинга». Из сюиты росписи молельни в Ницце ни одного полотна на выставку не взяли. В то время у её устроителей не хватило смелости показать эти шедевры из-за их религиозно-символического характера.

Выставка открылась 12 апреля 1958 года, в день Пасхи. Она прошла с большим успехом. Москвичи впервые увидели картины Н.К.Рериха из серии «Гималаи». Перед ними предстал Н.К.Рерих индийского периода своего творчества, о котором практически ничего не знали. Впечатление было глубокое, яркое, ошеломляющее...

Во время работы выставки Юрий Николаевич много времени проводил в залах, к нему обращались с многочисленными вопросами, на которые он терпеливо и доброжелательно не просто отвечал, а как бы вёл беседу, стараясь донести смысл каждой картины. В то же время, он был немногословен и внимателен. Юрий Николаевич говорил, что испытывает огромную радость за отца, наблюдая за людьми разных возрастов, профессий, заполнивших выставочные залы, слушая их интересные суждения и читая отзывы из книги записей. В письме к Рихарду Рудзитису от 13 мая 1958 года Юрий Николаевич писал: «Выставка всё ещё открыта — как говорят, "народ не отпускает". Все слои общества отдавали ей должное»4. Москва впервые видела очереди в выставочный зал, такого в Москве ещё не бывало.

* * *

После Москвы выставка картин последовала в Ленинград, Ригу, Киев (декабрь—январь 1958 г.), Тбилиси (январь—февраль 1959 г.).

Из письма Юрия Николаевича Святославу Николаевичу (1958): «У нас всё хорошо. Оканчивается учебный год. В июле предстоит поездка в Монголию. Затем ухожу в отпуск на 2 месяца. Ещё не решили, куда ехать. 16-го выставка открылась в Риге. В августе-сентябре поедет в Ленинград. Собираюсь туда на открытие»5.

После успешного прохождения выставок у Юрия Николаевича появилась надежда, что общественные организации будут ставить вопрос перед Правительством о создании музея Николая Рериха, тем самым окажут помощь в этом вопросе. Словесно эту идею поддерживали все, но, к сожалению, практически ничего не было сделано.

Юрий Николаевич предпринимал всё возможное, чтобы был открыт музей Н.К. Рериха. Думалось о том, что надо иметь музей не только в Москве, но и в Новосибирске или на Алтае. Слишком большая занятость на основной работе, а, может, бюрократические проволочки и равнодушие чиновников не позволили осуществиться этой мечте при жизни Юрия Николаевича. Общественный музей Н.К.Рериха был открыт значительно позже под эгидой Международного Центра Рерихов в 1991 году.

Вспоминает Е.М.Величко: Осенью 1958 года в Москве гастролировала танцовщица из Индии — Рошан Ваджифдар, женщина необыкновенной красоты и изящества. Несколько её портретов написаны Святославом Рерихом, их можно увидеть в Музее Востока. Вместе с Юрием Николаевичем мы посетили её концерты. По окончании гастролей Рошан пожелала недельку погостить в Москве, и Юрий Николаевич попросил нас оказать ей гостеприимство, так как был очень занят и не имел возможности уделить ей внимание. Мы охотно согласились. Совершали прогулки по Москве, посетили Красную площадь, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и съездили в Троице-Сергиеву лавру, к мощам Преподобного Сергия.

Юрий Николаевич всегда стремился сделать что-нибудь приятное. Зная, что мой муж, Сергей Алексеевич Мухин, очень интересовался философией, культурой и бытом Востока, он пригласил нас на церемонию бракосочетания дочери посла Цейлона — профессора Малаласекера.

Интересен порядок церемонии бракосочетания:

 

1. Церемония происходит на платформе с балдахином, украшенной в духе традиционных сингалезских мотивов. Например, лотос символизирует любовь и непорочность, слоны - основательность и решительность, свет - радость, рис - плодородие, цветы кокосовой пальмы - благосостояние.

2. Звуки барабанов возвещают о появлении невесты. В 18.30 невеста и жених поднимаются на платформу.

3. Церемония бракосочетания состоит в следующем: церемониймейстер соединяет правые руки жениха и невесты, перевязывает их нитью и окропляет водой. В это же время поётся песня о ниспослании благословения молодым.

4. Невеста надевает на шею жениха гирлянду из цветов, жених надевает на палец невесте кольцо. Гирлянда и кольцо символизируют звенья одной цепи, имя которой - любовь.

5. Монахи читают отрывки из священного писания, разбрасывают цветы и рис.

6. Девушки поют религиозную песню, в которой просят благословить молодых и желают им счастья благодаря доброте и мудрости Будды. Во время исполнения песни гости стоят.

7. Мужчины исполняют песню такого же содержания.

8. В тот момент, когда молодые сходят с платформы, разбивается кокосовый орех, чтобы отогнать злых духов.

9. Монахи благословляют молодых и дарят им подарки.

10. Молодые просят родителей благословить их.

 

Юрий Николаевич был прост и естественен в жизни, удивительно деликатен и чуток. Когда рижане, члены Рериховского общества, вспоминали приход большевиков в Латвию и разгром этого Общества, Юрий Николаевич говорил, что не Родина виновата, а несовершенство людей. Народы должны забыть прошлые обиды и в единении с любовью строить будущее.

Весной 1960 года по инициативе Юрия Николаевича Министерство культуры СССР пригласило Святослава Николаевича с выставкой картин в Москву. Выставка открылась 11 мая в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В этот приезд С.Н.Рерих и Девика Рани были гостями советского правительства и размещены в гостинице «Украина». Святослав Николаевич, кроме хлопот по выставке, был занят посещением Института лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР), с которым С.А.Мухин имел связи и потому смог устроить консультации для Святослава Николаевича по технологии получения ароматических масел.

Юрий Николаевич много внимания уделял выставке картин Святослава Николаевича, у него было желание, чтобы как можно больше художников (особенно молодых) познакомились с творчеством брата и оценили его по заслугам. Он обратился к нам с предложением приглашать по утрам (до открытия выставки) небольшую группу художников, которым сам Юрий Николаевич рассказывал о картинах и творчестве Святослава. Мы устроили несколько таких встреч и с большим удовольствием сами в них принимали участие.

Как и прежде по четвергам, в этот четверг, 19 мая, Юрий Николаевич вечером был у нас, говорили об успехе выставки Святослава Николаевича, об организации музея Николая Константиновича, о служебных делах... Уходя от нас, Юрий Николаевич сообщил, что в пятницу 20 мая Девика пригласила его на обед в ресторан при гостинице «Украина». Девике хотелось познакомиться с украинской национальной кухней. Юрий Николаевич, который строго соблюдал режим питания, заметил, что ему не хочется идти на обед, но чтобы не огорчать Девику, придётся исполнить её просьбу.

В субботу утром (21 мая) Юрий Николаевич позвонил Сергею Алексеевичу, пожаловался, что плохо себя чувствует, и попросил приехать. В 12 часов дня Сергей Алексеевич поехал к нему. Юрий Николаевич жаловался на боли в животе, слабость и тошноту, была вздутость и болезненность живота. В сердце Сергей Алексеевич изменений не нашёл, поэтому состояние больного тревоги не вызвало. Сергей Алексеевич вернулся домой, и мы уехали на дачу в Пушкино. Когда же приехали на дачу, то там нас ждало сообщение Ираиды Михайловны по телефону, что Юрий Николаевич скончался. Буквально не выходя из машины, мы поехали обратно и застали тело Юрия Николаевича ещё тёплым. Нас словно подкосило, Сергей Алексеевич не находил себе места. Мы с Ираидой Михайловной сняли с пальца Юрия Николаевича кольцо. Ещё побыли некоторое время в квартире и уехали обратно в Пушкино.

В конце дня тело Юрия Николаевича было перевезено в Институт им.Склифосовского, где было произведено вскрытие. В свидетельстве о смерти в графе причина смерти записано: артерио-кардиосклероз.

Вспоминает М.Ф.Дроздова-Черноволенко: В субботу 21 мая днём раздался звонок по телефону к нам домой, и я услышала печальный голос Ираиды Михайловны Богдановой. Она сказала: «Ушёл Юрий Николаевич». Наступила пауза. Возникла, как молния, мысль: «Куда Юрий Николаевич мог уйти?» Голос после паузы сказал: «Не стало Юрия Николаевича». Поверить в это было невыносимо. Затем Ираида Михайловна добавила: «Мы никак не можем дозвониться в офис Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, где сейчас должны находиться Святослав и Девика. Им надо срочно сообщить о случившемся». Я ответила: «Сейчас беру такси и еду в музей».

Через несколько мгновений такси мчало меня на Волхонку, 12. Но когда я входила на территорию музея, Святослав и Девика шли мне навстречу. Святослав сказал: «Нам только что сообщили это печальное известие, мы едем сейчас туда».

Вернувшись домой, я сообщила об уходе Юрия Николаевича на работу Виктору Тихоновичу6. Он был так потрясён, что долго молчал, затем сказал: «Я поеду прямо на квартиру Юрия Николаевича». Вечером, вернувшись домой, он сказал только две фразы: «Как пусто стало вокруг. Наверное, только позже мы сможем постичь, чем он был для нас».

Похороны Юрия Николаевича состоялись на Новодевичьем кладбище.

 

* * *

С уходом Юрия Николаевича общественность, сотрудники и ученики стали думать о том, как увековечить его память. Возникла мысль создать в Институте востоковедения мемориальный кабинет его имени. Святослав Николаевич принял решение передать институту на хранение с правом пользования специалистами библиотеку из кабинета Юрия Николаевича в его квартире на Ленинском проспекте. Некоторые справочники и личные книги Юрия Николаевича, которые находились в его спальне, решено было оставить на месте, чтобы сохранить интерьер спальни.

 

Ученый, мыслитель, переводчик (часть 3)

Памятник на могиле Ю.Н.Рериха

 

Святослав Николаевич предложил прежде всего разобрать бумаги на рабочем столе. Разборкой бумаг и описанием библиотеки занимались троюродная сестра Людмила Степановна Митусова (Ленинград) и профессор М.И.Воробьёва-Десятовская7. Списки описи книг перепечатывала на машинке К.А.Молчанова8. В течение июня работа была закончена, а в июле состоялась формальная передача библиотеки Институту востоковедения, и книги в течение недели были расставлены. Институт торопился, так как в Москве в августе 1960 года должен был открыться XXV Конгресс востоковедов, к началу которого все работы были закончены. Научный кабинет Ю.Н.Рериха был готов к открытию, что и произошло в торжественной обстановке в середине августа, накануне дня рождения Юрия Николаевича (16 августа). После этот научный кабинет начал функционировать как самостоятельное научное подразделение отдела Индии.

Институт начал проводить ежегодно Рериховские чтения. Первые чтения прошли в октябре 1960-го. Последователи и ученики Юрия Николаевича из Москвы, Ленинграда, Бурятии и других городов приняли в них самое активное участие.

В научном кабинете Ю.Н.Рериха насчитывается около 4 тысяч книг. Среди них много уникальных изданий. Кабинет продолжает свою работу и в настоящее время. Сюда приходят заниматься учёные, аспиранты, студенты разных институтов. Наибольшим спросом пользуются справочная литература, словари, отчёты экспедиций, энциклопедии.

 

Ученый, мыслитель, переводчик (часть 3)

Похороны Юрия Николаевича на Новодевичьем кладбище

 

Более тридцати лет заведует научным кабинетом Юрий Яковлевич Цыганков — историк- индолог.

...В течение нескольких лет Святослав Николаевич занимался созданием памятника Юрию Николаевичу. Идея и её воплощение принадлежит Святославу Николаевичу. Архитектор — И.А.Француз. На лицевой стороне памятника изображено пламя в чаше с тремя кругами — символом Знамени Мира. В 1968 году состоялось торжественное открытие памятника с участием представителей Министерства культуры, сотрудников и учеников Юрия Николаевича из Института востоковедения АН СССР.

Многие москвичи и приезжие из регионов, почитающие память о Юрии Николаевиче и ценящие его огромный вклад в науку, два раза в году (16 августа и 21 мая) приходят на кладбище, возлагают цветы и в глубоком молчании стоят у памятника...

Юрий Николаевич был человеком великодушным, никого не осуждал, не поучал и не давал наставлений. Работал он напряжённо, без суеты, бережно используя своё и чужое время.

Заканчивая наше повествование, хочется сказать, что Юрий Николаевич Рерих жил в традициях своей семьи, уважая семейный уклад и памятуя наставление своей матери, которая говорила и писала: «Истинно знающий понимает всё значение слов и умеет хранить доверенное»9.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: