warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В России идеалы и ценности Учения Живой Этики, или Агни Йоги, лежат в основании идейно- духовного и культурно-просветительного движения, охватившего определённую часть наших сограждан. Рериховское движение в России сегодня является фактом общественного сознания. В основу предлагаемой статьи положен доклад автора на юбилейных Рериховских чтениях в Институте востоковедения РАН, проходивших 27—29 ноября 2002 года и посвящённых столетию со дня рождения Ю.Н.Рериха.

Учение Живой Этики - жизненное кредо Рерихов

Егорова М.Н., кандидат исторических наук

Масштабы и глубина Учения Живой Этики, или Агни Йоги, столь велики, что мы ограничимся лишь кратким очерком некоторых его основных аспектов. Но вначале коснёмся истории вопроса. Согласно Учению, истоки этого знания уходят в глубочайшую древность. Знание передавалось из Братства Света. Во главе его издревле стоят великие Учителя Света, пришедшие с семи планет Солнечной системы, опекающих нашу Землю. Оно вмещает и выдающихся подвижников различных народов, достигших духовного просветления, также как и великие Учителя, посвятивших себя помощи человечеству.

Главная цель Братства Света, или Иерархии Света (или Шамбалы — в тибетской традиции), состоит в пробуждении духа и в эволюции сознания человечества. Служение Общему Благу является стержневым направлением в организации жизни на Земле. Ю.Н.Рерих очень хорошо сформулировал цели последователей Учителей Света: «Служение человечеству и подъём духа масс».

Можно также напомнить, что каждый человек на Земле, изначально, через космическое родство, связан с одним из семи великих Учителей Света и при пробуждении духа тяготеет к Свету, так сказать, своего «космического отца». При этом, он испытывает наибольшее влияние своей планеты и соответственной стихии на протяжении всех своих рождений на Земле. Братство Света является, таким образом, единым фокусом для всех людей, устремлённых к Свету.

 

Учение Живой Этики - жизненное кредо Рерихов

Н.К.Рерих. АГНИ ЙОГА. 1928-1930 гг.

 

На протяжении тысячелетий древнейшая мудрость Учителей передавалась народам всегда, из века в век, соизмеримо с их сознанием и в разных формах — через религии, искусство, науки, литературу, поэзию. В Живой Этике Учение Братства Света называется «Учением Жизни». Следует вникнуть в смысл этого термина. Он приложим ко всем учениям, даваемым через Братство Света и в настоящее время, и в прошедшие века, хотя ныне эти учения оказываются скрытыми, как сказано, «под позднейшими нагромождениями и толкованиями» [1] ,Х. §438. Но всегда, и это также следует подчеркнуть, при передаче знания основы Учения Братства Света оставались сокрытыми от непосвящённых. И лишь впервые, в конце XIX столетия, в связи с завершением Кали-юги, эти сокровенные основы также, в соответствии с возможностями вмещения сознания людей, были обнародованы Е.П.Блаватской в томах «Тайной Доктрины» (далее «Т. Д.»). Они передавались ей, главным образом, великими Учителями Света — Мориа и Кут Хуми. Таким образом, теософы были первыми, получившими знание сокровенных основ Учения Братства Света. Кратко напомним, что члены Теософского общества (образованного в 1875 году в Нью-Йорке) выступали за создание ядра Всемирного Братства человечества, за сближение культур Востока и Запада, за популяризацию древнеиндийской мысли, а также за изучение психических сил, находящихся в природе и человеке в скрытом состоянии. Они утверждали полную свободу мысли и научного творчества. Их этическим идеалом провозглашался альтруизм.

В настоящее время, пожалуй, наиболее активно исследовательская теософская мысль развивается в Америке (Американское теософское общество в Пасадене). Продолжается и международная деятельность теософских организаций со штаб-квартирой в Адьяре (Мадрас, Индия). У нас в России теософская мысль тоже имеет своих последователей.

И, как кажется, освоение философских основ «Тайной Доктрины», «Писем Махатм Синнетту», а также переводов из 15-томного собрания сочинений Е.П. Блаватской постепенно продвигается.

Надо сказать, что передача основ Учения Братства Света не прерывалась на протяжении всего XX столетия. Так, продолжению дела Е.П.Блаватской, уже после её смерти (1891), посвятили свою жизнь американские подвижники — Франчиа Ла Дью и Уильям Дауэр, создавшие в 1898 году организацию Храм Человечества (с 1903 года в Халсионе, Калифорния, США). Эта организация получила как бы вторую волну, знания основ Учения Братства Света, в виде Учения Храма. Учение это передавалось, в основном, великим Учителем Света Иларионом через Франчиа Ла Дью вплоть до её смерти в 1922 году.

По сравнению с «Т.Д.», Учение Храма давалось в стиле, более близком западному мышлению. Основные цели и задачи Храма Человечества как организации были те же, что и у Теософского общества. Философские основы Теософии и Учения Храма также едины.

В соответствии с потребностями и возможностями сознания людей своего времени, Учение Храма развивало и углубляло теософскую мысль. Храм выступил за истинную одухотворённую науку, за научно обоснованную религию и за воплощение духовных истин в жизни как движущей силы единения всего человечества.

Три тома Учения Храма, том «Теогенезиса», как продолжения «Т. Д.» с комментариями к 9-ти новым станцам из древней книги «Дзиан», а также трёхтомник поэтических посланий Учителей — «С Горной Вершины», вошли в золотой фонд трудов «Храма Человечества»1.

Публикации Учения Живой Этики, или Агни Йоги (всего 15 книг), появились в 20-х и 30-х годах XX века. Они издавались рериховскими обществами и культурными центрами в Нью-Йорке, Риге и Париже. Тексты были переданы, в основном Владыкой Мориа через Е.И.Рерих. Это была третья волна передачи человечеству основ Учения Братства Света, по сути не прерывавшаяся до конца века. Ибо продолжением публикаций Живой Этики был выход в свет с 1993 по 1998 годы включительно, ещё 13-ти книг серии «Грани Агни Йоги». Эти книги (их передача проходила с 1960 по 1972 годы) были получены из того же высокого источника в записях Бориса Николаевича Абрамова, ближайшего ученика Н.К.Рериха. Обе серии книги и три тома поистине огненных писем Е.И.Рерих своим корреспондентам, в которых она разъясняет основы Учения Братства Света, плюс литературно-публицистические произведения Н.К.Рериха, составили основу Фонда Учения Живой Этики.

Итак, все три Учения — Теософия, Учение Храма и Учение Живой Этики есть Учения Жизни. Все они являют сокровенные основы Учения Братства Света. И все имеют свою форму выражения, то есть свою терминологию и свои задачи, соответствующие потребностям времени. И в то же время, все три неразрывно связаны между собой, ибо философские основы их едины. И каждое из них последовательно даёт, по закону эволюции, как писала Е.И.Рерих, «и более широкое оповещение основ Учения» [2], II, с. 228. То есть каждое следующее учение, как очевидно, раскрывает новые грани Учения Братства Света, отвечая условиям своего времени и восприятия людей.

Приступая к описанию Учения Живой Этики, напомним, что мы коснёмся характеристики лишь некоторых основных аспектов. Близость его к индийской философии несомненна. Как и Теософия, оно признаёт авторитет Вед и, как сказано в «Т.Д.», считает книги веданты «последним словом человеческого знания [3], I, с. 336. Из ведантистских школ наиболее близкой является Адвайта-веданта. Но процесс передачи знания из Братства Света шёл издревле, и Живая Этика, по существу, вмещает достижения всех ведущих для своего времени религиозно-философских учений. Великие Учителя не видят отличия в учениях одного Источника, сущность и первоосновы которых едины. Е.И.Рерих видела в Живой Этике «новое великое Провозвестие, несущее синтез, вмещение и претворение всех заветов» [2], I, с. 281, то есть вмещение и претворение истинного из всех заветов, даваемых ранее, исходя из потребностей и возможностей людей. В этом синтезе по-своему проявляется одно из основных направлений Учения Живой Этики — его синтетический характер.

Кратко другие основные направления можно определить как космическое, диалектическое и универсальное. Космизм этого Учения — органичен.

Утверждается вера в божественность непознаваемого Абсолюта, в его всеобъемлющий огненный принцип, в коренное единство всего проявленного сущего, в бессмертную триаду человеческого сердца. Всё отвечает вечным законам Космоса: закону гармонии, или совершенного равновесия, кармы, перевоплощения, эволюции, противоположений, а также закону Иерархии, тождественности, целесообразности и соизмеримости. Все эти законы взаимосвязаны, дополняют друг друга, и все вместе свидетельствуют о диалектическом характере эволюции Вселенной, Природы и человека.

В Учении нет законченности, ибо приближение к Истине беспредельно. Что-то выражено лишь намёками, и материал этот будет усваиваться постепенно, по мере эволюции сознания людей [1], X, §§636, 384, 438. В Учении особое видение понятий творчества, свободы, культуры, этических и эстетических ценностей, искусства, науки и других более конкретных областей знания. Красота, Любовь и Искусство утверждаются главными стимулами в творческом познании Истины. «Искусство едино и нераздельно, — говорил Н.К.Рерих, — оно имеет много ветвей, но корень один. Это Истина Красоты».

В Красоте Рерихи видели ведущий эстетический принцип искусства. Философская основа этого принципа связана с представлением о свойствах магнита: мысли, звука, цвета и чувства, притягивающих себе подобное.

Особая значимость придаётся Культуре как двигателю эволюции сознания человечества. Уникальная, в своём роде, концепция Культуры Н.К.Рериха явила, по сути, центральную идею творческой и практической деятельности всех четверых Рерихов, а именно, идею формирования Духовной Культуры человечества. Эта идея стала программной для Е.И. и Н. К.Рерихов с начала 1920-х годов. И с тех пор вся их жизнь была посвящена её претворению.

Согласно этой идее, Культура, в широком понимании, утверждается и как средство, и как путь, и как цель. Но Культура Духа есть единственная самозащита от разложения. И истинный прогресс оценивается по превосходству духовного над материальным. С расцветом Духовной Культуры ведущие области познания — наука, религия, искусство и философия достигнут своего слияния. Формирование Духовной Культуры человечества есть главная, хотя и не близкая цель Учения Живой Этики.

В Учении раскрывается смысл понятия «Узловое Учение». По обычаю, как отмечалось, Учение Братства Света передавалось в разных формах каждое столетие. Ибо в каждом веке человечество испытывает прилив энергии из Космоса, способствующий обновлению сознания. Однако перед наступлением нового цикла эволюции, когда к тому времени все прежние учения теряют свой истинный облик, даётся новое, именно «Узловое Учение». Такое Учение, опираясь на предшествующую мудрость, являет собой «кульминацию заключительную по линии человечности» [4], I, § 79. Оно содержит необходимые жизненно-практические наставления, наилучшим образом соответствующие условиям пробуждения духа и сдвига сознания людей для встречи с наступающим циклом эволюции.

В Живой Этике приводятся два примера таких «Узловых Учений». Это заповеди Моисея, вобравшие в себя мудрость Древнего Египта и Вавилона и утвердившие сдвиг сознания иудеев на основе культа Единого Бога, а также законов жизни, отвечающих реалиям своего времени. Это Учение Иисуса Христа, которое, по-своему отразив лучшее из достигнутого в культуре античности, открыло новую эпоху христианского летоисчисления, дав миру бессмертные заветы Любви, Милосердия и Самоотвержения. Согласно текстам, таким «Узловым Учением» является и Учение Живой Этики, или Агни Йога [4],I, §79.

По закону эволюции, «Узловое Учение», даваемое в конце Кали-юги, должно вместить «всё задание будущего Сатья-юги» и выразить его «уже теперь, среди вражды и уничтожения» [5], §511. И Живая Этика непосредственно открывает новую огненную эпоху — Сатья-югу — эпоху «Просвещения, Знания и Света». В Учении она названа также «эпохой Майтрейи», по имени великого Владыки Майтрейи — Солнечного Иерарха, величайшего Духа нашей Солнечной системы, принявшего на себя ответственность за нашу планету [6], II, с. 544. Он — «высочайший из «Семи», ныне стоит во главе Братства Света [1], X, §500. Под Его руководством, а также другого Его облика — Владыки Мориа, проходила свой, бесценный для человечества, духовный опыт Е.И.Рерих.

Скажем об этом несколько подробнее. В соответствии с космическим назначением, великие Учителя Братства Света утвердили Е.И.Рерих как женский аспект Владыки Майтрейи и как носительницу Космического Огненного Права [6], II, с. 475. Тысячелетиями складывала карма единение их огненных сердец, слитых общим стимулом Красоты. Осуществление Космического Огненного Права, или объединение мужского и женского начал, — редчайшее явление в Космосе. Величие этого явления связано с труднейшим достижением — с огненным возжжением всех жизненных огней сердца. Именно огненное слияние происходит, когда сердце и дух возжжены всеми огнями, и тогда каждый центр объединён единым огнём и осознаётся как принадлежность к единому зерну духа. А «сознание принадлежности к единому зерну духа», как сказано, «делает жизнь Миром красоты» [6], II, с. 499.

Духовный опыт Е.И.Рерих, ею тщательно описанный, свидетельствует о великой ассимиляции и единении сердца и духа её с сердцем и космическим сознанием Владыки Майтрейи. Эти записи будут изучаться веками многими поколениями человечества.

Достижение Е.И.Рерих Космического Огненного Права в жизни на Земле имеет огромное эволюционное значение, ибо даст в Новой Эпохе понимание космического величия Любви и женского начала. Елена Ивановна именно раскрыла смысл понятия Любви в ее Высшем космическом аспекте. «Влечение и любовь между противоположними началами, — писала она, — должны рассматриваться как проявление космического закона. Ибо, истинно, духовно мёртв тот, кто лишён этого божественного огня вдохновения и творчества, вложенного в нас космическим велением бытия. К несчастью, до сих пор нет истинного понимания этой мощной основы космического построения. Люди забыли или, вернее, не хотят сейчас признать великого космического значения любви.

Материализм нашего века свёл любовь на уровень физиологической функции. Любовь в наше время в лучшем случае понимается как явление психологическое. Но если бы вновь была осознана космичность любви, то в ней стали бы искать её высшего проявления, пробуждения всех высших эмоций и творческих способностей. Именно в этом пробуждении и заключается главная цель, главный смысл любви. Любовь есть единая творческая сила. На высших планах Бытия всё созидается мыслью, но для оживотворения этих мыслеобразов необходимы два начала, соединённые космической Любовью» [2],I, с. 325-326; П. от 9.01.1935. Е.И.Рерих неоднократно возвращалась к этой теме. В письмах в Америку, незадолго до своего ухода, она поясняла: «Атом из космического становится человеческим после ярого зарождения в нём сознания, после уявления в нём обособленности, после зарождения в нём страстного влечения к своей половинке» [7], с. 439. «Человеческий Атом и есть человеческая Монада».

В проявленном Космосе человеческие атомы (или человеческие монады) «оявлены как половинки (или противоположные начала. — М.Е.), которые стремятся на соединение со своими половинками на основе Космического Права» [7], с.438. «Ярые начала эти, будучи разъединены космическим взрывом, страстно стремятся объединиться вновь для полного слияния в Бытии Беспредельном» [7], с. 439.

Процесс продвижения к осуществлению Огненного Права охватывает тысячелетия. И Таинство понятия Космического Огненного Права пока ещё велико. Могущественно и прекрасно величие этого Таинства! Ведь для утверждения Огненного Права важно, чтобы дух сознательно утвердился в Любви и Красоте космической! [6], II, с. 500. Е.И.Рерих выступала за единобрачие и настойчиво предостерегала от профанации великого понятия [2], II, с. 424; 7, с. 442, II от 14.01.1955.

Но людям Новой Эпохи вернётся осознание космичности Любви. Откроется путь к истинным сочетаниям обоих начал в жизни на Земле. Искания духа приведут к этой Космической Истине. Майтрейя говорит: «Так на смену узкого горизонта идёт великое время. Так Наше утверждение великого Огненного Права даст великую Огненную Эпоху. Эта великая Эпоха должна преобразить лик планеты — так Утверждаю!» [4], III, §209.

Правильные сочетания противоположных начал помогут человечеству обрести необходимое равновесие [2], I, с. 326. Ведь для Новой Эпохи утверждается самое высшее. «...На самых высших началах будет строиться будущая эволюция, ибо то, что было разрушено, должно снова войти в жизнь как великое ведущее основание. Явление закона Огненного Права положит начало Новой Эпохи, Эпохи Равновесия и Красоты Бытия» [4], III, §162. По сути, Новая Эпоха «даст ключ к высшему существованию» человечества [4], III, §205.

Подвиг Е.И.Рерих, принявшей на себя в высочайшем самоотвержении великую миссию очищения сознания человечества и утверждения Огненного Права, не отходя от земной жизни, — бессмертен.

Возвращаясь к описанию Учения, отметим, что, помогая осмыслить настоящее, Живая Этика устремлена в будущее. Но её близкое будущее уже наступило. Это и есть переходное к Сатья-юге огненное напряжение на планете, ныне нами переживаемое. Этот момент чрезвычайно важен для характеристики Живой Этики; он придаёт Учению исключительную значимость. Углубляясь в познавание Живой Этики, человек постигает всю линию знания, необходимого для его выживания в условиях нынешнего интенсивно идущего на Землю потока высоких космических энергий. Ибо Учение раскрывает механизм взаимодействия всех главных составляющих организма человека — его семи принципов, или тел, его главных духовных центров, его ауры и, наконец, воли самого человека, характеризуя каждую составляющую, ответственную за накопление духовного Огня — Агни и раскрытие в себе божественного потенциала — Атмана/Буддхи. Утончение же Агни вводит человека в мир обновлённого, более подвижного, а главное, расширенного сознания, в мир чувствознания. Об этом говорится в отдельных учениях: Агни Йоге, о психической энергии, о сердце, о духовных центрах, о сознании, о Космическом магните и других материалах этого Знания.

Отвергается всякая механика упражнений. На первом плане — сердечное устремление к своему Учителю Света. Ибо лишь высшая триада сердца человека способна ассимилировать все высочайшие энергии, льющиеся из Космоса. Именно Агни — светлый дух сердца, спасает человека в тяжкий огненный период и выводит его к идеалам Новой Эпохи — к признанию идеи Общего Блага и всеобъемлющего синтеза или всеобщего сотрудничества «со всем человечеством, со всеми мирами и со всем сущим». Эта идея синтеза обещает быть основным принципом жизни на Земле в Сатья-юге. Для такого сотрудничества исчезают все различия между людьми кроме одного — по степени наполнения Светом каждого. Это единственная граница различий; в стороне остаются все другие различия по национальной, религиозной и любой другой принадлежности людей. Здесь, в частности, проявляется универсализм этого знания.

Живая Этика — это огненное Учение, та же Огненная Йога. В 1929 году впервые была выпущена в свет книга «Агни Йога», как бы обозначив время введения этой новой йоги в жизнь. Понимание её означает «распознание и применение к жизни всесвязующей стихии огня, питающей зерно духа» [5], §185. Огонь, вызванный к жизни, не только утончает весь организм человека, но и обязывает его повысить ответственность за всё содеянное им на новом пути совершенствования. Ведь каждое осознанное слово Учения наполняет человека энергией этой высшей стихии.

Недавно в кузбасской рериховской газете «Свет Утренней Звезды» были напечатаны фрагменты записей Б.Н.Абрамова, сделанные им в 1959 году и ранее непубликовавшиеся2. Приведём лишь один параграф, текст которого говорит сам за себя:

«1959 год. 138. (Апрель 14). Силу имеет Слово Моё, посланное вам и воспринятое вами. Эта мощь выкристаллизованной мысли запечатлена в Учении данном. Повторение Его освобождает эту силу скрытую слова и делает её достоянием читающего сердца. Не мозгом, но сердцем воспринимается этот огонь. И тогда это чтение сердцем сопровождается сиянием ауры, уявляющимся по степени углублённости и силы огненного процесса. Даже повторение Учения в себе умножает мощь духа. Хорошо запомненное и даже выученное наизусть то или иное положение из Учения возрастает в силе воздействия на огненную сущность человека, ибо Учение это — от огня и сияет огнями кристаллизованной мысли. Как бы огненные кристаллы мысли бессмертной собраны в строках Его и запечатлены навсегда. Вот почему так настойчиво Говорю о повторении. Опытный путник вечного пути в Беспредельность понимает, какое сокровище дано человеку Учением Жизни, и черпает из него непрестанно, не утомляясь кажущимися повторениями и повторными погружениями сознания в мудрость веков. Не иссякнет Светоносный Источник, ибо дан на века, на тысячелетия служить насыщению духа огнём. Сделайте опыт: взяв любимое положение из Учения, углублённо его повторяйте, мыслью в него проникая и сердцем, и почуете прилив новой силы, словно Луч Света касается вас, силу несущий и Огнь. Потому Говорю, берегите жемчужины эти, как огненное сокровище, питающее тело Света. Да! Да! Да! Бессмертная Триада питается этим Светом — Огнём, и человек, нашедший этот неиссякаемый Источник огненных струй светоносных, уже не возжаждет вовек. Мостом счастья в царство вечного Света называем Учение Жизни. Оно так и есть. Опыт покажет, сколь жизненны эти слова и сколь практичны в применении яром. Много дано, много, много больше того, что вмещает сознание современного человека, но дано на века, на будущее, на всю Манвантару, на целую расу, на смену идущую прежней. Потому черпайте, не боясь, что иссякнет Источник, и чем больше черпнёте, тем огненней будет струя и богаче. Сердцем учитесь читать, но не глазами. Светоносным Называем такое чтение. Очень полезно оно и питательно очень. И хорошо при чтении этом духом отрешаться от трёх, в духе поверх трёх поднимаясь. Мысль огненная — поверх тела, поверх чувств, поверх мыслей текущих, земных. И тогда можно говорить о процессе перенесения Бытия в мысль. Мысль о простой подошве, вещах и делах преходящих, не будет образчиком мысли бессмертной и вечной, преходящей веками. Не прейдут Слова Владыки, запёчатлённые в Огненных Заветах, ибо от вечности эти Слова. Ими питаясь и их огнём тело Света своё насыщая, бессмертным становится дух, бессмертие своё осознавшим. Огненный Напиток жизни смертным Даю, дабы бессмертными себя осознали, приняв Его духом и сердцем. На чуткое ухо Шепну — вечно бьющая струя живоносного Источника Жизни доступна для духа всегда, ибо бьёт огненной струёй никогда не умирающей Жизни. Нашедший её, велико твоё счастье! Сказал: "Не Замолкну, не Оставлю". И эти слова Повторю тому, кто нашёл. Так сознательное полнострунное углублённое устремление к Единому Источнику и Фокусу Света безответным не останется никогда, ибо близким становится Владыка устремлённому огненному духу».

На этом мы завершаем наш краткий очерк о Живой Этике и полагаем, что всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что Учение Живой Этики имеет приоритетное значение по сравнению с Теософией Блаватской и Учением Храма. И в то же время, исходя из единства основ, из того, что все три Учения дополняют друг друга, надо изучать и Теософию, и Учение Храма. И мы не ошибёмся, если скажем, что все три Учения являют собой своеобразную «ударную силу», долженствующую сообщить человечеству «необходимый внутренний импульс для новой Расы» (Учение Храма).

О единой, живой связи всех ветвей Учения Братства Света говорит многое. В частности, сбылось предсказание, данное Е.И.Рерих ещё в 1931 году о новом цикле активности Храма Человечества. Ей тогда было сказано, что этот Центр в Калифорнии «получит развитие после 1997 года» [8], с. 632. И действительно, начиная с 1997 года, ежегодные послания великого Учителя Света Илариона, обращённые к собраниям членов Храма, являются и для рериховцев России (благодаря журналу «Дельфис») прекрасными вдохновляющими наставлениями, укрепляющими нашу внутреннюю связь с Братством Света.

Мы признаём, что освоение этой спасительной и по-своему единой «силы» находится у нас, в России, ещё на начальной стадии. И это прежде всего потому, что истинное понимание Живой Этики, как «Узлового Учения» Братства Света — этой «науки в её высшем выражении», неотделимо от применения его человеком в жизни, от понимания истинно огненного содержания его и степени «сознательного полнострунного углублённого устремления к Единому Источнику и Фокусу Света». Тем самым, иначе говоря, понимание и применение его — строго индивидуально и зависит от меры личной ответственности каждого.

Конечно, распространение идей Учения Живой Этики неизбежно, ибо они соответствуют законам эволюции Вселенной. Они распространяются не только через опубликование трудов Учения. Небеса не молчат. Великие Учителя Света постоянно насыщают пространство мыслями, «созвучными эволюционной ступени, достигнутой человечеством». «Идеи Учения наполняют пространство и как бы носятся в воздухе». В Живой Этике это называется «цементированием пространства». «Зовы пространства достигают многих сердец, и в разных уголках земного шара люди начинают говорить и выражать одинаковые мысли, они служат объединению человечества в одну семью и подготавливают почву для грядущих перемен в мире» [1],Х, 478.

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: