warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Агни-йог наедине с собой

Арманд А.Д., доктор географических наук

Чем занимается Агни-йог, оставшись один? — Тайна из тайн. Не подглядывать же в замочную скважину!

И всё-таки? — Порассуждаем. Йог — человек. Все будничные дела его не покидают. Побрился, приготовил еду себе и своей семье, убрал в квартире — всё то, что и любой из нас делает ежедневно. Начинаются служебные заботы — заглянул в записную книжку, набрал номер телефона, согласовал, договорился, предупредил. Собрался на работу. Как у Пушкина: «...средь детей ничтожных мира, Быть может всех ничтожней он». Вот разве что эту рутину йог тянет, не проклиная, через силу, а умеет делать радостно, усердно, находить в каждой обязанности удовольствие, что называется, изюминку. Впрочем, внешне это не заметно, и распространяться о своих чувствах он не склонен.

Но можно догадываться, что где-то поглубже он не совсем такой, как мы, иначе какой же он йог. Если человек встал на Путь, то уделом его становится скрытая от глаз, но непрерывная вторая служба, служба высокой Идее. Если вы доверились этой даме, то отдыхать вам уже не придётся. Она знает о каждом вашем шаге, она — ваш проводник, помощник и контролер. Она — это ваше сознание. Если не прислушиваться внимательно, то грохотание дня заглушит её тихий голос. Зато в минуты одиночества, вечером, когда йог оставляет за кормой своей лодки суету повседневности, начинается настоящая работа. Наверно, у каждого она проходит по-своему, но можно попробовать поиграть в игру, которая поможет лучше понять внутренний мир подобных людей.

Каждым вечером или ночью во время бессоницы или ранним утром Агни-йог сдаёт экзамен. Самому себе, договорившись предварительно с самим собой, что ничего от себя скрывать не станет. Это уже целая наука — не прятаться от своего суда. Вопрос на экзамене всегда один: что ты сделал за прошедший день для себя и для других.

Предложим для ответа на него, например, следующую методику. Попробуем выписать столбиком все события дня, все поступки, сколько-нибудь заслуживающие внимания: сходил в магазин, уступил (или не уступил) место в троллейбусе противной старухе, сорвался и резким тоном разговаривал с занудой-сослуживцем, подал милостыню инвалиду. Возможно, день был удачный: знакомый вернул долг, по этому поводу позволил себе купить книгу, о которой давно мечтал. Посмотрел по «телеку» футбольный матч. Изредка наваливаются трудные дела. Вот к примеру, давно обещал навестить больную родственницу, наконец, собрался. Разговор был не простым, зато ушёл с облегчённой совестью.

Записали? Теперь ваша задача оцепить, кому больше вы адресовали эти поступки, себе или чужому дяде. Кому из вас, вам или ему, была от ваших дел польза (или вред) и как велика? Только сообразим сначала, что «чужим дядей» может быть ваш любимый сын, ваша жена, начальник, собутыльник, а может быть незнакомый попутчик в метро или даже вообще кто-то, кого вы никогда не встречали и не встретите. Даже может такое случиться, что вы прекрасно знаете этого подлеца и мошенника, но что-то дёрнуло вам помочь ему: и мошеннику бывает трудно.

Попробуем оценить всё это, поставив себе отметки. Только не одну, как в школе, а две. Первая отметка покажет, много ли радости вы доставили своим поступком себе, вторая — «ему». Например, по десятибальной шкале. Понятно, что, помогая своему начальнику, сослуживцу, деловому партнёру, от которых вы ждёте, кроме «спасибо», весомой благодарности, вы делаете это, в первую очередь, для себя. Подарок жене или родителям, которые, можно считать, «часть вас», тоже не вполне бескорыстен, хотя, конечно, вы можете сделать его от чистого сердца. Верующий протянет нищему рубль «Христа ради», сделает, конечно, доброе дело, но одновременно и себе в копилку с надписью «праведник» опустит такой же рубль. Всё дело в том, сознаёте ли вы себе, кому на самом деле больше нужна ваша благотворительность.

— Простите, кому, собственно, я обязан докладывать свои тайные мысли? А может я, подавая деньги, и в самом деле не думал о своей выгоде. Поставлю себе отметку повыше, никто не узнает. А то и вовсе не буду по этому случаю ничего оценивать, — вполне возможно решите вы. Пожалуйста, вам действительно никто ничего не скажет.

Чтобы отметки ставить не совсем «с потолка», хорошо бы иметь какой-то образец для ориентировки, «что почём». Например, такой, как в приведённой таблице.

Четвёртую колонку можете построить по своему разумению, да и остальные оценки у вас наверняка не совпадут полностью с моими. Но это не имеет большого значения. Важно, чтобы то, что для себя, и то, что для соседа, оценивалось одной меркой.

Собственно игра начинается, когда мы, оставшись в одиночестве, разыскиваем место каждому своему поступку на координатной сетке (см. рис.). По вертикали откладываем то, что натворили «дяде», вверх — хорошего, вниз — плохого. По горизонтальной оси — себе. Справа от середины — в своё удовольствие, слева — себе в отместку. Каждое дневное событие — точка, положение которой на сетке определяется отметкой для себя и отметкой для другого. За день набирается кучка точек, за два, три, за неделю — целое их облако.

Так что у нас произошло сегодня?

1. Сходил в магазин. Для себя и для своей семьи. Ставим «себе» +3, «другим» + 1.

2. Уступил старому человеку место в трамвае. «Себе» 0, «другим» +1.

3. Рассердился из-за какого-то пустяка, наговорил сослуживцу грубостей. Что называется, «разрядился» на него. Итог: +3, -3.

4. Подал нищему пять рублей. +4,+4.

5. Купил себе книгу. +4, 0.

6. Смотрел футбольный матч. Из-за этого не помог жене почистить картошку к ужину. +2,-1.

7. Навестил больную родственницу. -2, +6.

Дальше можно обвести посаженные на сетку точки ломаной линией и наметить середину многоугольника. Если вы педант и хотите найти строго научным методом геометрический центр тяжести ваших точек, то делается это с помощью простой линейки. Вы проводите прямую линию между любыми двумя точками (см. рисунок) и делите её пополам. Потом эту середину соединяете с третьей точкой, измеряете получившееся расстояние, делите его на 3 и эту треть откладываете от первого Т-образного перекрёстка. Второй перекрёсток соединяете с четвёртой точкой, измеряете расстояние, делите на 4 и эту четверть откладываете от получившегося третьего перекрёстка. Так соединяете в общий узор все события дня, 7 событий — 6 соединительных линий, 6 промежуточных точек.

 

Агни-йог наедине с собой

 

Последняя из них, шестая, и будет серединкой вашего поведения в течение дня.

Всё это — как раздевание перед зеркалом. Самое трудное дальше — услышать приговор, который вы себе вынесли.

Если ваши точки аккуратно ложатся вдоль горизонтальной оси вправо от центра, значит вы ещё спокойно спите, не потревоженные чужими заботами. Вы и вреда большого окружающим не приносите, но и радости от вас им немного. Вы даже можете подарить соседке старую сковородку, если себе купили блистающий нержавейкой новый кухонный набор. Скажете: «как все», и будете почти правы. Елена Ивановна Рерих окрестила это благонамеренное обывательское большинство «тёпленькими», уж не обижайтесь, пожалуйста.

Если ваши отметки потянули вас вниз, придётся вам признать себя эгоистом. Мы называем так тех, кто даже ненужную ему сковородку бесплатно никому не отдаст. И без лишних терзаний подбросит в сумерках па детскую площадку сломанный холодильник. Не тащить же до помойного контейнера.

Но мне больше хотелось бы, чтобы вы нашли своё место повыше, в секторе, который оккупировали «порядочные». Здесь собрались те, кто не позволяет себе сознательно навредить другому, даже просто огорчить его. Вы всегда вежливы, улыбаетесь гостям. Особенно, если это «нужные» гости. В душе вы считаете себя цветом общества, но, понятно, на каждом перекрёстке об этом не кричите.

Следующий кверху сектор принадлежит христианской добродетели: возлюби ближнего своего, как самого себя. Праведник свой интерес не забывает, но в равной степени думает и о «дяде». Если делит хлеба краюшку, то ровно пополам, если у соседа нет рубашки, то одну из своих двух он без сожаления отдаст. Это уровень сознания, на котором наступает равновесие между тем, что мне нужно и тем, что «ему» нужно.

Можно подняться ещё выше. Например, входя в вагон метро, вы смотрите, есть ли кроме вас кандидат на свободное место — любого возраста — и садитесь только в том случае, если таких не нашлось. Впрочем, это может быть и свободное место в спасательной шлюпке. Для вас небольшая радость получить подарок, гораздо приятнее подарить другому даже то, что вроде бы и самому не помешает. Подвижник отдаст замерзающему бомжу свою единственную рубашку.

Это не предел. Не каждому из нас повезёт в жизни встретить бессребреника, который мчится на помощь по первому зову или вовсе без зова, не думая о собственных заботах и неприятностях. Помните Мать Терезу? У таких как бы не существует, собственных забот, вся их жизнь — для других. Такой может при этом думать о служении Богу, Аллаху, Высшей справедливости или без особых мудрствований просто переживать за живого человека, как будто это он сам. Для «нормального» обывателя подобный тип — предмет насмешек или презрения: «тронутый», «чокнутый» — мало ли колючих слов придумано для оправдания собственного здорового эгоизма.

Перевалив за вертикальную ось сетки, мы попадаем в трудно понимаемую область, где обитают живые святые и герои, готовые для спасения людей принести любые жертвы. Высший подвиг — отдать в мучениях жизнь за людей — подвиг Христа. На нашей сетке место ему находится в верхнем левом углу.

Левую серединную сторону сетки занимают мазохисты (и себе во вред, и людям ничего), нижнюю середину — садисты, в промежутке — шизофреники. Антипод Иисуса — Князь Тьмы со своим Чёрным Братством — занимает позицию циничного законченного эгоиста — в правом нижнем углу.

Конечно, йоги не играют в «классики», изображённые на нашей картинке. Но какой-то инструмент для «взвешивания» своих поступков имеется у каждого из них. Ежедневно йог садится на скамью подсудимых, ежедневно выносит себе приговор. Никто не видел, чтобы человек сам себе платил штраф, брал себя под стражу или «отсиживал» назначенный себе срок. Но поставленные себе отметки не исчезают. Они записываются в памяти и служат для сравнения с отметкой, заработанной завтра, послезавтра, для определения своих подъёмов и провалов.

Спросите, какой смысл в этих истязаниях собственной души? Смысл только один: не спать, не стоять на месте, двигаться. По Пути, указанному высокой Идеей, Иисусом Христом. В подъёме с одной ступеньки на другую заключается для йога смысл жизни. Самое ужасное для него — застой. Самая большая потеря — прожить день впустую, без продвижения хоть на воробьиный скок, на муравьиный шаг, на микроскопическое расстояние. Не беда, если путь окажется не прямым, а в зигзагах вверх и вниз. Беда, если вас покинет стремление шевелиться. Тогда наступает ледниковый период, оцепенение души.

 

Агни-йог наедине с собой

 

Если вы нашли своё место на нашей сетке, то нетрудно оценить, далеко ли вы продвинулись по Пути. Большинство из нас, вероятно, начинает шагать с позиции добропорядочного обывателя, что называется «ни Богу свечка, ни чёрту кочерга», с горизонтальной оси. Заметьте, что и обыватели, и те, что считают себя порядочными, всё ещё ближе к фокусу темноты, к злостным эгоистам, чем к фокусу света, к Христу. И только добравшись до компании праведников, мы уравновешиваем в себе свет и темноту. Святые Евангелия призывают нас влезть хотя бы на эту ступеньку. Но почивать на лаврах ещё нет никаких оснований. Впереди дорога подвижников, бессребреников, «санниязи» (живых святых).

Ох, до чего далёк Путь!

Так не ходите, никто за уши не тянет. Но для Агни-йога выбор сделан, и нет большего счастья, чем подниматься по пути Света.

Дорогу одолеет идущий.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: