Ячейка света
Живописный Каунас, расположенный у слияния двух рек — Немана и Нерис, исторически был всегда вторым по величине и значению городом Литвы. Социальные бури и потрясения начала XX века не обошли и этот тихий старинный город. Неожиданно Каунас вырывается вперёд, ибо именно в нём в 1918 году, после революции в Петрограде, провозглашается создание свободной Литовской Республики. Вильнюс в тот период отходит к полякам, и тогда Каунас становится столицей молодого буржуазного государства.
Литва получила долгожданную независимость. На улицах и площадях Каунаса — ликование среди молодежи и интеллигенции, радость свободы пьянит, обещая массу возможностей.
Но не всё так просто. Вспомним: по тоненькой кромке прибалтийских земель в 1914 году с запада на восток немецким сапогом прошлась первая мировая война; потом, по тем же городам и сёлам, она отступала назад, в Германию. И без всякой передышки из России 1917 года стали докатываться грозные волны революции и гражданской войны. Разруха, потери, голод, беженцы... Литва переходила из рук в руки, менялись границы, правители. Как исконный рубеж между Западом и Востоком Литва гасила в себе волны раздоров и вражды, впитывала горечь невзгод и адаптировала толчки перемен.
Так и Каунас. Подобно человеку, у которого в условиях жёсткого стресса душа отбрасывает лишнее, обнажая суть, город, превозмогая провинциальное прошлое, всё более становился средоточием культурных и нравственных сил общества.
Именно в этом своеобразном прибалтийском городе в 1935 году создаётся Общество имени Н.К.Рериха. Это было знаменательное событие в самой Литве и за её пределами. «Светлой ячейкой во имя Культуры Победительницы», «оплотами света» называла Елена Ивановна Рерих каунасскую группу и другие рериховские общества. «Так ещё одно начинание воздвиглось как оплот против воинствующей тьмы»1, — писала она в июле 1935 году, имея в виду новое содружество в Литве. В письме рижанам от 14 мая 1936 года Е.И. Рерих упоминает каунасцев конкретно: «Радуемся от всего сердца началу деятельности Каунасского общества. При том кошмарном развале, который происходит сейчас в мире, каждое объединённое строительство во имя продвижения основ Живой Этики является, истинно, лампадою в пустыне»2.
Каунас. 1937 год. Члены литовского Общества им. Рериха. Сидят (слева направо): В.Силицкене, Лиивас (гречанка). Н.Серапинене, Ю.Дварионайте. Стоят (слева направо): Ш.Матузявичюс, В.Сипайтис, М.Миронайте, Д.Тарабилдене. П.Тарабилда, А.Буткус
Среди инициаторов и учредителей Общества им. Рериха в Литве — врач из местечка Скуодаса Надежда Серафинене, каунасские художники Домицеле Тарабилдене и Пятрас Тарабилда. Как это всё начиналось? Существует запись беседы с Д.Тарабилдене, сделанная для журнала «Науёйи самоне» в 1980 году. Домицеле рассказывала, что в 1934 году скульптор Стасис Вайткус познакомил её с доктором Н.П.Серафинене. С этой женщиной была связана интересная предыстория.
До большевистского переворота, как тогда называли Октябрь 1917-го, Надежда Петровна жила в России, была членом Теософского Общества. В 1917 году она вместе с белогвардейскими частями ушла на Восток, добралась чуть ли не до Гималайских предгорий. Затем переехала в Париж, позже перебралась в Прибалтику, обосновалась в местечке Скуодас, где жил её давний знакомый. Надежда Петровна вышла за него замуж и стала носить литовскую фамилию Серафинене. Это была всесторонне образованная женщина, владевшая французским, немецким и английским языками. Лечила она, в основном, безвредными гомеопатическими препаратами, что само по себе было прогрессивно, и успешно работала в Скуодасе, Паланге и Кретинге. Выходцы из России с развитыми духовными интересами привлекали местную интеллигенцию, особенно — молодёжь. Вначале с Н.П.Серафинене познакомился Вайткус- старший, адвокат из Кретинги. Затем ею заинтересовался сын.
И вот однажды Вайткус-младший подвозил доктора в Палангу. Зайдя в комнату Серафинене, он заметил книгу Рамачараки и заговорил о ней. Признав в собеседнике мыслящего тонкого человека, Надежда Петровна предложила ему почитать книги Агни Йоги. Она была связана с рижским обществом Рериха, лично знала его председателя и основателя доктора Ф.Д.Лукина.
Стоило С. Вайткусу получить редкие книги, как вокруг него немедленно возник кружок интересующихся. Следующим летом к кружку присоединился и Пятрас Тарабилда. Когда-то, ещё в 1930 году, к Н.П.Серафинене приезжал в гости из Риги Калнс, говорил о необходимости объединения. «О создании в Литве рериховского общества просил меня и Ф.Лукин, — писала впоследствии Надежда Петровна в своих воспоминаниях о Ф.Д.Лукине. — Он неоднократно призывал к созданию общества, потому что знал, как важны сейчас источники света по всей стране».3
В тот момент, когда Домицеле Тарабилдене познакомилась с Надеждой Петровной, уже было принято решение о создании общества в Каунасе. Домицеле подключилась к организационной работе. П.Тарабилда в это же время общался с этнографом А.Рукштялисом, который сообщил, что ему «Лев Карсавин4 вручил кипу сочинений и посоветовал организовать общество Рериха»5. Тарабилде были известны люди, стремившиеся к духовному росту. Это каунасцы Людас Труйкис, Юлия Дварионайте, Йонас Глямжа и другие.
У истоков этого начинания, как мы видим, стояли яркие личности: близкий друг и давний сотрудник Рерихов Ф.Д.Лукин, талантливый русский учёный Лев Карсавин, сама Н.П.Серафинене. Но как объяснить, что в сугубо западной, строго католической Литве могла появиться почва для подобного общества? В современных публикациях на эту тему говорится, что объяснение многим культурным и духовным новациям в довоенной Литве можно найти в том, что начало века было временем подъёма и возрождения литовского народа. Подлинного подъёма без опоры на духовные ценности не бывает. Представители мыслящей интеллигенции вели поиски в разных направлениях: одни обращались к западной философии, другие — к традиционному христианству, третьи — к мудрости Востока, тайным доктринам Е.П.Блаватской и учению Агни Йоги. Восточные мотивы звучали в произведениях писателя В.Креве-Мицкявичюса, идеями Живой Этики были пронизаны строки стихов известного поэта-символиста Ю.Балтрушайтиса, величественные космические образы возникали перед взором художника М.К.Чюрлёниса.
Но, пожалуй, наиболее сильное влияние на своих соотечественников оказал самобытный литовский мыслитель Видунас (1868—1953). Вилюе Стороста, или Видунас — известный прибалтийский философ и писатель, чьи идеи, близкие рериховским, проливали свет в души современников, сеяли первые ростки будущих прозрений. Недаром впоследствии его назовут Литовским Махатмой, ибо в течение многих десятилетий он исполнял роль просветителя, духовного наставника и проповедника для нескольких поколений жителей края. В 1905—1906 гг. Видунас каждые два месяца выпускал теософский журнал «Шальтинис» («Источник»); с этой поры до 1936 года он периодически издавал теософские трактаты и альманахи, публиковал собственные сочинения, в которых исследовал сакральные ценности Запада и Востока, говорил о единстве этих культур с точки зрения задач новой эпохи.
Поэтому к 40-м годам в Литве, во многом благодаря Видунасу, все интересующиеся могли иметь представление о ведических знаниях и теософии. Появились люди, готовые к духовной работе. В Каунасе существовала группа, изучавшая восточную философию и проявлявшая большой интерес к прогрессивным устремлениям Н.К.Рериха. Эта группа, включая своего идейного лидера Б.Вайтекунаса, охотно присоединилась к обществу, созданному Н.П.Серафинене.
Председателем общества стала Юлия Дварионайте- Монтвидене, солистка Каунасской оперы, женщина высокой духовной культуры. Посоветовала избрать её на этот пост Елена Ивановна Рерих. Вот как это получилось. Поруководив некоторое время обществом в Каунасе, Н.П.Серафинене вернулась в Скуодас. Коллективу рериховцев нужен был постоянный руководитель. Узнав о сложившейся ситуации, Елена Ивановна попросила прислать ей фотографии наиболее активных членов общества. Изучив полученные снимки, Рерихи указали на кандидатуру Юлии Дварионайте, у которой была самая светящаяся аура. На следующем собрании она и стала новым председателем. Между Юлией и Еленой Ивановной завязалась переписка.
Каждой из созданных на местах ячеек света предстояла напряжённая работа. Опыта подобной деятельности не было, вот почему Е.И.Рерих подробно и терпеливо отвечает на письма, разъясняет возникающие вопросы, старается всецело поддержать своих последователей. Вот одно из характерных писем Е.И.Рерих от 12.08.1937, адресованных Юлии: «Милая Юлия Доминиковна, радуюсь, называя Вас так, потому что чувствую, что вы близки моему сердцу. Знаю, что Ваша тонкая артистическая натура поможет вам во всех ваших делах...»6
В Каунасе члены Общества собирались в квартире Йонаса Глямжи, на краю города, где в настоящее время пролегла «Аллея Твиртовес» — «Аллея Твердыни». Изучали книги Живой Этики, углублялись в проблемы сознания, духовности, обменивались своими статьями, рефератами, читали стихи. В углу комнаты стояла скульптура Д.Тарабилдене — Мадонна Мира, о которой так любовно отзывалась вся семья Рерихов. Елена Ивановна в письме Юлии от 24.12.1937г. просила передать талантливому скульптору Тарабилдене, «что мы все поздравляем её с Мадонной Мира, в которой так много настоящего чувства»7.
Связь Рерихов со своими учениками была столь живой и близкой, словно их послания шли не из заоблачной Кулу в далёкой Индии, а из соседнего города. Сохранилась эта переписка благодаря тому, что Рерихи строго придерживались правила печатать письма в двух экземплярах и оставлять в архиве копии. Это правило оправдало себя во всех отношениях. Тем более что документы и личные бумаги у самих членов литовского Общества были изъяты сотрудниками НКВД при арестах в 1949 году. До наших дней дошло очень немногое, в том числе и несколько прекрасных писем Е.И.Рерих к Юлии. Они остались по той причине, что не пришлось Юлии Дварионайте разделить участь большинства ре- риховцев — быть арестованной и сосланной в Сибирь: она покинула этот мир в ноябре 1947 года, до начала трагических событий.
Одной из самых гуманистических организаций в довоенной Литве назовёт впоследствии общество Рериха литовский публицист и историк В.Пшибильскис. Учёному удалось в Центральном Госархиве Литвы разыскать то, что осталось от материалов, касающихся Общества. Было обнаружено хранящееся там, среди прочих бумаг Каунасской городской и окружной управы, дело №49, которое проливает свет на некоторые подробности и детали деятельности рериховцев с 30 июня 1936 года по 24 ноября 1940 года и позволяет обратить внимание на некоторые её особенности.
В статье, помещённой в журнале «Науёйи самоне»8, В.Пшибильскис писал: «На побережье Балтики латыши первыми установили связи с Н.Рерихом и создали общество, председателем которого избрали Р.Рудзитиса. ...Философские идеи Е. и Н. Рерихов, деятельность общества Н.Рериха в Латвии заинтересовали врача из Скуодаса Н.Серафинене. Она связалась с латышскими рериховцами, а через них и с самим Н.Рерихом. Получив согласие, начала организационную работу — нашла несколько единомышленников, подготовила устав. 29 мая 1935 года общество Н.Рериха было зарегистрировано в Каунасской городской и окружной управе (регистр №59)».
Весной 1936 года члены Общества обратились в министерство внутренних дел республики с прошением о перерегистрации и принятии нового устава. Под прошением стояли 12 подписей представителей каунасской интеллигенции.
Была намечена широкая программа деятельности: сотрудничество с обществами других стран, организация собраний, съездов, экскурсий, конкурсов; предполагалось использовать хоры, оркестры, работать с посетителями библиотек, читальных залов, музеев; планировалось выпускать книги и газеты, открывать детские сады и приюты. Можно себе представить, какая разворачивалась творческая работа, как много людей удалось бы вовлечь в реализацию такой программы. Как радовались бы Рерихи такому масштабу дел! Увы, из-за драматических событий последующих лет большинство планов так и осталось на бумаге.
И всё же сделано было немало. До начала второй мировой войны Общество им. Н.К.Рериха успело выпустить два номера альманаха «Науёйи самоне», издать подготовленную П.Тарабилдой книгу «Пакт Рериха и Знамя Мира», провести циклы лекций в Каунасском университете, в Шяуляе, в различных школах. В 1938 году лекциями по Литве было охвачено в целом более 700 человек.
Юлия Дварионайте-Монтвидене, первый председатель Общества им.Рериха
При этом, судя по данным, которые приводил В.Пшибильскис, численность Общества не была большой. В 1936 году в организации насчитывался 21 человек (10 мужчин и 11 женщин), в 1939—35 (15 мужчин и 20 женщин), все — граждане Литвы. Среди них по национальности — 31 литовец, 2 еврея, 1 русский, 1 латыш. Как видим, для единения людей на духовной основе не существует религиозных ограничений или национальных различий.
Крупным событием в жизни Общества им. Рериха был выход в 1936 году альманаха «Науёйи самоне». Вводная статья «К читателям» воспринималась как своеобразный манифест:
«Наши слова — тем, кому не чужды вопросы смысла жизни и развития человека. Мы обращаемся к тем, кто хотел бы найти отгадку бытия и свою духовную жизнь координировать с целями мироздания и общим направлением эволюции (...). Десятилетия нашего существования наполнены всевозможными кризисами, войнами, преступлениями и космическими пертурбациями. Каковы причины этих катаклизмов и в чём их смысл? Не в этих ли муках рождается новая эпоха, которая внесёт в будущую жизнь больше света и радости и переделает её на других основах?»
Хотя читатели получили только два номера альманаха, но его содержание и направленность были настолько необычны и глубоки, что это по-настоящему увлекало и заинтересовывало думающих людей. Ещё бы! Ведь в издании говорилось о дружбе и сотрудничестве между представителями разных народов («каждое объединение устремлено к миру, к улучшению жизни»); указывалось чёткое направление на сближение Запада и Востока, потому что это — историческая и нравственная неизбежность («Запад идёт по пути анализа. Восток живёт синтезом. Наступило время соединить эти две основы»); говорилось о пути духовного познания («только преодолевая ошибки и страдания, дух человеческий растит сознание и волю»).
Н.П.Серафинене, основательница литовского рериховского Общества
Но настоящей победой рериховского движения в Литве можно считать подписание Пакта Мира. Идея подписания Пакта пропагандировалась в лекциях и публичных выступлениях рериховцев, на страницах издаваемого ими альманаха, а также в разных газетах и журналах. В этих публикациях подробно рассказывалось, что в конце 20-х годов русский художник и учёный Николай Рерих, к тому времени уже известный в мире, выдвинул такую мысль: подобно тому, как существует международное соглашение об охране медицинских учреждений и во время войны больницы считаются нейтральными и неприкосновенными, если над ними реет белый флаг с красным крестом, точно таким же образом. надо организовать международное соглашение — пакт, который бы устанавливал, что памятники культуры, музеи, библиотеки, научные учреждения во время войны объявляются нейтральными, если на этих объектах вывешено Знамя Мира.
Своё кредо по спасению и сохранению культурных и исторических ценностей человечества Н.К.Рерих изложил в специальном Пакте и предложил его в 1929 году правительствам и общественности многих стран. Эти предложения нашли широкий отклик во всем мире. Пакт Рериха поддержали такие известные люди, как Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Томас Манн, Альберт Эйнштейн и многие другие учёные, писатели, художники Рерих бросил клич всей передовой общественности «Мир через Культуру», и тогда стали создаваться общества, которые пропагандировали идеи Пакта.
В 1931 году в бельгийском городе Брюгге была созвана международная конференция, обсуждавшая проект Пакта Рериха. В 1932 году вторая международная конференция продолжила эту работу. В 1933 году третья конференция состоялась уже в Америке, в Вашингтоне. В ней приняли участие представители 36 стран (27 официальных государственных делегаций). Конференция рекомендовала подписать Пакт всем государствам.
В 1935 году в Вашингтоне Пакт Рериха подписали США и 20 государств Латинской Америки. К сожалению, европейские страны в конференции не участвовали. Германией уже правил Гитлер, который к Пакту Мира и к его автору относился крайне негативно.
Эти факты были общеизвестны и члены рериховского Общества в Литве проводили свою работу в сложной политической обстановке. Тем не менее, они организовали Меморандум, который подписали 66 известных в республике деятелей культуры и искусства, а затем добились через министра иностранных дел Д.Заунюса разрешения ратифицировать Пакт Рериха в Литве. Меморандум подписали: 23 художника, 12 поэтов и писателей (среди них Л.Гира, В.Миколайтис-Путинас), 9 солистов оперы и артистов драмы (И.Мажейка, В.Сипавичюс), 8 общественных деятелей, 5 профессоров (в том числе ректор Каунасского университета М.Рёмерис), 5 директоров (два директора музеев), 4 журналиста (один из них — будущий глава ЛССР Юстас Палецкис). Факт подписания Меморандума показал зрелость и сознательность литовской общественности на фоне испуганной Гитлером Европы. Это был успех не только Общества имени Н.К. Рериха, но и всей литовской культуры.
В 1939 году фашистская Германия захватила Польшу. В 1940-м в Литву вступили советские войска. Эмисар из Москвы В.Деканозов издал приказ, запрещающий в Литве деятельность всех существовавших партий и обществ. Осенью 1940 года Ю.Дварионайте-Монтвидене получила письмо об официальном роспуске литовского рериховского общества.
Приближался 1941 год. Над Литвой, как и над всей Европой, сгущались тучи зла. Закончился мирный этап развития движения рериховцев, надвигался следующий — этап суровых испытаний.
(Окончание следует)
- Ваши рецензии