warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Время в учениях Востока (Часть 2)1

Арманд А.Д., доктор географических наук

11. Три эволюции вместо двух

Как мы договорились, существование времени можно зафиксировать лишь в том случае, если в мире что-то необратимо изменяется, то есть идет эволюция. Позитивная наука называет два процесса такого рода: термодинамическая деградация начального запаса мировой энергии и антиэнтропийное развитие жизни. После создания Общей теории относительности и обнаружения остаточного излучения1 первый фактор дополнился расширением Вселенной. Возможно, второе начало термодинамики с ее неотвратимым убыванием свободной энергии, в каком-то смысле — следствие «раздвигания» (несуществующих) границ Мира. Важно то, что непрерывное расходование невосполнимого резерва энергии позволяет бесконечные циклы вращения и обращения небесных тел растянуть в спираль. На ней уже можно построить шкалы времени — астрономического, геологического. Астрономическое время занимает отрезок около 20 миллиардов лет, земное — около 4.

 

Время в учениях Востока (Часть 2)

Рис. 2. Снижение запаса свободной энергии (1) и развитие жизни

 

Два основополагающих процесса, с точки зрения термодинамики, развиваются в противоположных направлениях (рис.2). Одному сопутствует возрастание энтропии, другому — убывание. В тайных учениях тоже существует представление о двух перекрещивающихся подобным образом траекториях развития. Там падающая линия принадлежит духовному началу, восходящая — материальному. Их связь в этом случае подобна дополнительности Бора — Гейзенберга: чем больше одного, тем меньше другого, а сумма постоянна. При переходе через середину цикла происходит поворот от инволюции к эволюции Духа (Арманд, 1997), направления движения сменяются на обратные. В нашем земном цикле мы проходим четвертый этап и только-только миновали срединную точку. К концу Манвантары траектории вернутся к исходным уровням. Возможно, к такой же форме сведется со временем наше научное представление о развитии Мира, если будет подтверждена гипотеза пульсирующей Вселенной.

 

Время в учениях Востока (Часть 2)

Рис. 3. Изменение Духа (Д), Материи (М) и Разума (Р) в течение Манвантары

 

Нетрудно сообразить, что в подобной модели остается только циклическая составляющая спирали, направленность развития снова исчезает. Тайное Учение снимает это затруднение. В нем принимается существование не двух, а трех траекторий эволюции: Духа, Материи и Манаса, Разума. Последний в течение Манвантары неуклонно стремится вверх (рис.3), создавая необходимую для эволюции необратимость и не разрешая повернуть назад «стрелу времени». Ход всех трех эволюции строго согласован по срокам. И это не может быть иначе, если вспомнить, что, согласно Доктрине, Дух, Разум и Материя — всего лишь три проявления Единого, составляющие вместе континуум Духоматерии.

В этих представлениях система «вложенных» циклов может быть переведена на наш язык как «фазовый» портрет Вселенной. По вертикальной оси откладывается дихотомия Дух-Материя (кверху — Дух, книзу — Материя), по горизонтальной оси — эволюция Разума. В этих координатах вычерчивается сложная циклоида со множеством возрастающих частот.

Смущение в стройной конструкции вызывает лишь одно обстоятельство. Заявлено, что Вселенная к концу Большой Манвантары возвращается к своему началу, а стрелки секундомера нажатием кнопки тоже переводятся на ноль. Но Разум Вселенной прошел нелегкий путь. Должны ли мы допустить, что в момент остановки часов, или в течение обратного пути в том пространстве, которое мы назвали фазовым, то есть в течение Пралайи, Мир в каком-то смысле должен снова «поглупеть»?

— Ну, уж это слишком... Выход один: отложить решение этого вопроса до тех пор, пока мы сами, двигаясь по циклоиде, достаточно «поумнеем».

12. Человек и время

Может быть, не надо сокрушаться, что время, без которого нет постоянства, нет устойчивости, само оказывается чем-то склонным к изменам и переменам, как сердце красавиц. Можно найти в этом даже повод полюбоваться собой: хочу — творю свое собственное время. И в самом деле, когда в нашей заполярной экспедиции стало не хватать времени для маршрутов, незаходящее солнце Севера позволило растянуть сутки до 26 часов. Это потом, через две недели, пришлось расплатиться за самоуправство потерей целой календарной даты, как будто мы совершили кругосветное путешествие. Но психологическое время, в котором живет каждый из нас, действительно, индивидуально. Означает ли это, что время вообще — создание человеческого ума? Тайная Доктрина, Агни Йога не подтверждают такого мнения. Наоборот. Когда приходит срок совершиться революции или родиться ребенку — не в наших силах остановить ход событий, в лучшем случае можно несколько отдалить или ускорить их наступление. Скорее, мы должны считать, что время дается для обслуживания конкретного этапа эволюции. С появлением земного человечества включился таймер исторического времени. При этом сохранились общие закономерности: время существует только там, где цикл накладывается на необратимые изменения. Аналогом Манвантары для одного человека является жизненный цикл от рождения до смерти. В первой половине происходит становление тела и физических способностей человека, решаются задачи организации быта, семьи и продолжения рода. За кульминацией, наступающей в 30—40 лет, начинается спад. Но одновременно все больше голову занимают мысли «о Боге». У верующих они к концу жизни могут стать главной доминантой сознания. Если жизнь проходит нормально, то от начала до конца мозг человека наполняется знаниями, накапливается мудрость.

По верованиям предков, состоянию паузы, Пралайи, соответствует, в некотором роде, пребывание «в тонком мире» с ограниченными или нулевыми возможностями духовного роста. Здесь человек получает вознаграждение за кармические достижения, находясь в блаженных иллюзиях Девачана строго столько времени, сколько заслужил при жизни. На остальной срок он отправляет себя в Кама-локу, где вернувшаяся собственная совесть творит над ним свой беспощадный суд.

Такими ритмами отмеряется индивидуальное время человека. Дневной цикл активности людей тоже в чем-то повторяет циклы космические. Но возникают и новые качества. Как мы уже обсуждали, свободная воля делает менее предсказуемой причинно-следственную цепь событий. Возникает субъективное восприятие длительности отрезков времени, а также понятие ценности времени.

Чаще всего ценность времени определяется афоризмом Остапа Бендера: время — деньги. Время — валюта, которую можно обменять на заполнение «потребительской корзины», на удовольствия, на перемещение по поверхности планеты и наверх по пирамиде власти, - на накопление знаний. Можно сжечь время в тупом безделье, убить в пустой суете или доставить себе невинную «радость», досаждая врагу.

Великие Учителя много внимания уделяют ценности времени (Община), но понимают его несколько иначе. В момент рождения нам авансом дается запас времени. Он точно не измерен, но в остальном все выглядит так, будто мы даром получаем богатое наследство, которое можем тратить по своему усмотрению. Махатмы, впрочем, знают, что смысл этого дара в том, чтобы использовать его не на развлечения, а на эволюцию сознания. Сознания личного, коллективного сознания человечества, сознания космического. Лунные, планетные, солнечные ритмы облегчают нам это движение, как и крайне деликатная помощь Гималайского Белого Братства. Но План Школы земной жизни с его мягкими, но неотвратимыми сроками перехода с одной ступени сознания на другую задает абсолютную меру ценности времени. Движение вперед богато оплачивается расширением сознания, пониманием Красоты, смысла и радости человеческого существования. Опоздание наказывается — ухудшением психического и физического здоровья, возрастанием невежества и больше всего — утерей благоприятных возможностей. Сочетания возможностей земных и космических складываются единожды и больше не повторяются! Если в какой-то момент достаточно только пошевелить пальцем, чтобы выполнить определенное кармическое задание, то потом на то же самое приходится затрачивать невероятные усилия и многие годы жизни. Поэтому настойчиво твердит Учитель: чутко следите за ритмами окружающей жизни, учитесь ожидать неожиданность, чтобы не упустить момент. Еще важнее научить этому искусству детей. Никто не поможет человеку выполнить космическое предназначение — подняться на высоты духовного развития, если он не сделает этого «своими руками и ногами». Лишь в этом смысле мы сами делаем свое время и сами двигаем эволюцию Миров.

Чуткость требует глубокого понимания причин событий. Привычное сознание воспринимает дуб, когда о него споткнется нога. Человек, устремленный по пути развития, старается заметить причину в момент зарождения, увидеть прорастающий желудь. Тогда опоздание легко исключить.

Этот мир так устроен, что человек свободен в выборе, чем заполнить свои дни и годы, но ему выгодно идти в ногу со временем.

13. Ускорение

 

Время в учениях Востока (Часть 2)

Рис. 4. Частота появления новых таксонов для феноменов культуры

 

Гонка за растущим забором, с которой я начал наши размышления, — не символ ли жизни XX века? Каждый из нас представляет, куда он мчится в данный момент: на поезд, на службу, обогнать конкурентов. Но куда торопится весь человеческий муравейник, особенно в крупных городах, едва ли может ответить хоть один гений на Земле. Впечатление, что все мы — участники безумного ралли, как у Эриха Ремарка, помните — «из Брешии в Брешию»? По кольцу, оставляя на пути трупы гонщиков. Нам нужно делать все больше автомобилей, баночек с кремами и посредственных фильмов за единицу времени. Мы готовы ради ускорения каждый год отдавать молоху индустриализации все больше жертв авиационных, железнодорожных, производственных катастроф, получать все больше пациентов психиатрических больниц, алкоголиков, наркоманов, детей с генетическими болезнями. Что происходит с цивилизацией? Иногда в ответ слышим: время ускоряется. Есть смысл в этих словах? Или это одна из многих иллюзий, субъективное ощущение?

Можно одно сказать: если это ощущение, то оно охватило не одного сумасшедшего, а жителей всей Земли. И Учитель подтверждает: ускорение — планетное явление. Земной шар, понятно, не стал вращаться быстрее. Наоборот, с начала Кембрийского периода длина суток увеличилась втрое. Зато приближения комет и землетрясения, похоже, участились. Но речь не о том — мы говорим о беге человеческой истории. Данные статистики свидетельствуют: количество изобретений, сделанных талантливыми людьми, в среднем возрастает каждый год. Кривая роста имеет форму гиперболы, стремящейся к бесконечности, и напоминает график изменения числа людей на планете. Но есть на нем крутые подъемы и спады, как будто изобретатели устают от чрезмерного напряжения и время от времени дают себе отдых. Подъемы — тоже маленькие гиперболы, наложенные на главную кривую истории (рис.4). И здесь время обнаруживает фрактальную структуру: детали подобны целому. Нечто похожее мы находим в картине взлетов и падений пассионарности, энергии общественного возбуждения, сопровождающих, согласно теории Л.Н.Гумилева (1990), циклы этногенеза. Самое удивительное, что по данным палеонтологии и биологическая эволюция повторяет ту же траекторию, напоминающую изогнутую пилу для садовников (рис.5). Как будто независимо от объекта эволюция держит за кадром мощный магнит, аттрактор, к которому устремляется, взлетая и падая, все, способное развиваться.

Для Тайной Доктрины эта «точка X» — не неожиданность. Учение говорит, что часть опасных знаний, тысячелетиями хранившихся под семью замками, сейчас решено обнародовать в связи с особым значением переживаемого момента. Происходит смена Юг. Железный век — Кали Юга уступает место веку Истины и Чистоты — Сатья Юге. Смена идет негладко. В лихорадочной борьбе сошлись консервативные и прогрессивные силы. На наши головы это сваливается социальными потрясениями, революциями, кризисами. Но срок назначен и не может быть перенесен. Наше ленивое мышление склонно встречать в штыки все слишком резкие повороты. Человечество затянуло, насколько ему это удалось, прогресс своей духовной культуры.

 

Время в учениях Востока (Часть 2)

Рис. 5. Частота появления новых биологических таксонов в течение геологической истории Земли

 

Дальше — моя, автора, фантазия, за которую Доктрина не несет ответственности. На месте Иерархии Света, чтобы помочь земному сообществу уложиться в срок и не вылететь в космические отбросы, я бы задал шестимиллиардному населению Земли ускоренную работу мысли и мускулов. Кому-то должен быть доступен «вентиль», регулирующий поступление на Землю потока Фохата — универсальной движущей силы. При этом неизбежны потери, но они — меньшее зло, чем бесславная кончина цивилизации. Без разгона не взять высокой планки, за которой — Сатья, Ноосфера. Это и есть наша «точка X».

Однако и здесь мои планетные земляки избрали самый легкий из путей. Энергетические вливания пущены на усовершенствование не нравственного, духовного начала, а своей материальной оболочки. Разработать жакетку с накладными карманами, новую марку «Шевроле», даже изобрести новый источник энергии неизмеримо легче, чем на волос улучшить свой злобный или брюзгливый характер. Потому и мчимся, не понимая куда и не переставая брюзжать. Секунды пулями свистят, у виска. Маховик раскручивается все быстрее. Хватит ли прочности не разлететься на осколки?

Возможно другое, более благопристойное, более научное объяснение нашего ускорения. Кривые на рисунках 4 и 5 — типичные графики процессов с обострением, изучаемых синергетикой (Курдюмов и др., 1989)2. Достаточно усмотреть в структуре системы положительную обратную связь, действующую по нелинейному закону, как нам обеспечено объяснение гиперболического ускорения процессов. Такие связи, несомненно, существуют в эволюционирующих биологических, демографических, культурологических системах. Неясно лишь, в большинстве случаев, какая сила заставляет объекты взаимодействовать по закону с показателем степени больше единицы. Нелинейный характер имеет, например, связь (в основном положительная) между наукой, технологией и экономикой в условиях рыночной конкуренции. Отсюда — ускорение, погоня за синей птицей. Так что по желанию читатель может принять первое или второе объяснение «ускорения времени» в XX веке. А может быть, работают обе причины?

14. Почему семь?

В данном параграфе под номером 2x7 автор с невольной дрожью решил прикоснуться к проблеме, решение которой все еще составляет одну из глубочайших тайн эзотерической Доктрины. Но вопрос будоражит умы: неужели современная наука со своим рациональным подходом настолько бессильна, что не попытается перекинуть хотя бы зыбкий подвесной мостик на этот таинственный остров3? Не хочется так думать. Трудно сказать что-либо убедительное о том, почему семерка в религиях и древних философиях выделяется из числового ряда как величина, нагруженная неким высшим смыслом. Почему Творение Земли завершилось за семь дней и каким срокам нашего календаря могут отвечать эти дни. Если это «Дни Брамы», то отрезок в 60,5 миллиарда лет, отвечающий семи «Дням», ни с каким известным современной космологии сроком не сопоставляется.

Объяснить, почему число архангелов в христианской теологии, или Дхиан-Каганов, их аналогов на Востоке, — семеро. Семь планов бытия, семь уровней духовности в человеке.

В эволюции 7 циклов, состоящих из 72 малых циклов, из 73 еще меньших и т.д. Обидно, но мы бессильны обосновать семеричность в таких близких нам сферах знания, как звукоряд, число электронных уровней в атоме и в столбцах таблицы дуги.

Умеренный климатический пояс северного полушария Земли постоянно несет семь (в среднем) циклонов. Замечено, что многопрофильный коллектив наиболее эффективно выполняет комплексные задачи при числе специалистов от 6 до 8.

Что один человек без перенапряжения держит в поле своего внимания до 7 объектов или дел.

Как-то таинственно связана со всем этим семидневная неделя, равная в то же время четверти лунного месяца.

В хронометрии чаще встречается шестерка. 60 секунд равны одной минуте, 60 минут — одному часу, 6x4 часов — суткам, 6x2 месяцев — году, 6x2 и 6x10 лет — циклам восточного календаря.

Не исключено, что подход к выяснению спрятанной в числах магической регулярности может наметить синергетика4. Известно и то, что существование в колебательном режиме — одна из наиболее общих закономерностей динамических систем (Жирмунский, Кузьмин, 1990). Колебания же спонтанно возникают при наличии элемента задержки в контуре отрицательной обратной связи (Винер, 1968). Положительная обратная связь ведет к обострению, к кризису системы, что также обычно и даже обязательно [Община]. Сочетание в одной структуре связей обоих типов (положительной — стимулирующей рост, отрицательной — сдерживающей его), тривиальное для природных и социальных систем, направляет развитие по траектории «садовой пилы», о которой говорилось выше. Несложно подобрать показатели нелинейности и инерционности системы так, чтобы в цикле низшего порядка (длительных) укладывалось шесть или семь циклов более высокого порядка (частых). После семи малых всплесков такая система потребует более глубокой «разрядки». Похоже, что у работающего с полной нагрузкой человека физическая и психологическая усталость накапливается таким образом, что после шести малых ночных расслаблений организму требуется более длительный отдых — в течение целого дня. «Как внизу, так и наверху», —гласит мудрость Древнего Египта. Почему мы не можем предположить, что в каком-то смысле «устает» физическая и психическая материя и что наибольшая вероятность крупного кризиса наступает после шести или семи малых кризисов? Пока все это только гипотеза. Но почему бы не поразмышлять над ней? Думаю, читателю уже понятна скрытая идея статьи. Она в том, что позитивная наука и эзотерическое знание, нередко скрытое декорациями религиозных доктрин, могут не только конкурировать и враждовать, но и обогащать друг друга. Например, при разработке проблемы Времени.

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: