warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Калужский мечтатель


(К 150-летию со дня рождения  К. Э. Циолковского (1857–1935))

Пионер Космоса

Константин Эдуардович Циолковский — абсолютный пионер в философии космоса и в науке о живой Вселенной. У него во многом нет предтеч. Вообще, появление некоторых его идей невозможно объяснить рационально. Начнём с Земли.

Земля — скверна, «Земля — юдоль страдания». Об этом тысячи лет твердит философия, но дальше революционных идей социального преобразования теоретическая мысль человечества не продвинулась. Самые радикальные идеи — социальная революция. К.Э.Циолковский в одной из статей предлагает... разобрать Землю до основания. Естественно, проблема земной «скверны» будет попросту снята. Кто из предшественников Циолковского в философии хотя бы намекнул, покусился на такую возможность? Никто и никогда. Потому что для этого нужно быть гениально смелым.

Человечество давно уже бредит полётами на небеса. Легенды приписывают эти идеи даже мифическому шумерскому герою Этану, а также Александру Македонскому. Об этом как о само собой разумеющемся рассуждали Лукиан, Пифагор и другие великие люди древности. Однако дальше простого посещения «обители богов» человеческая мысль не шла. Религия обещает уже постоянную жизнь на небесах (для праведников) — но посмертно, что для решения проблем науки не имеет значения. Только Циолковский не просто сказал о возможности космического полёта, но и  рассуждал о будущей жизни в космосе как о неизбежном, предопределённом реальном факте для всего человечества. С его точки зрения, стремление в космос — стратегическая линия развития вида Homo Sapiens. Жизнь полностью подтверждает философию Циолковского, которую он называл «космической философией».

Цандер, Годдард, Оберт, Гоманн, Пирке, Эсно-Пельтри — самые крупные разработчики технологических задач космонавтики. Но они — эмпирики данного вида деятельности, без широкого, глобального осмысления своей практики, без мировоззрения. А для чего, для какой глобальной цели всё это нужно, никто из них не задумывался. У Циолковского же всё ясно — для будущего переселения человечества в космос.

 

Калужский мечтатель

К.Э.Циолковский, 1916 г.

 

Он, возможно, единственный образец современного универсального человека в духе гигантов Возрождения и Просвещения, поистине энциклопедическая личность. Вот некоторые раскрытые им темы: жизнь будущего человечества в космосе, ракетодинамика, проблемы экзобиологии, высшего разума, превосходящего человеческий, строительство космических поселений и космическая архитектура, возможности человека, проблема гениальности, миры, параллельные нашему, иные существа («животные») космоса, эволюция Вселенной от тонких форм к более плотным (оригинальна для  философии и космофизики1), будущее социальное устройство общества, жизнь на орбите, музыка, органы чувств человека, эмоции, восприятие, построение материи из одушевлённых «атомов», проблемы эфира, устройство скафандра, морфология живых существ на других планетах и т.п. Перед нами настоящий «гражданин Вселенной».

Циолковский внёс оригинальный вклад в практическое осуществление космического полёта: однозначно назвал ракету в качестве передвижного средства, первым в истории описал космические (эфирные) поселения и жизнь на орбитальных станциях, ракетные поезда, составил из 16 пунктов чисто технологический план освоения Вселенной человечеством (вплоть до других звёзд и галактик). Первым в истории мировой науки заговорил о промышленном освоении космоса, появлении принципиально новых космических технологий, преобразовании Земли под влиянием космических исследований. Он предугадал последовательность выхода человечества за пределы Земли, пророчески назвал первого человека в космосе — русским. Планомерное освоение и исследование планет (Марса, Венеры и т.д.), астероидов, комет, околоземного и околосолнечного пространства идёт в точном соответствии с планом Циолковского.

Некоторые его идеи просто невозможно понять на современном уровне научного знания, как, например, превращение людей в далёком будущем в лучистое человечество и теорию эр, изложенную им устно А.Л.Чижевскому. Таким образом, он поставил перед будущей наукой принципиально новые ориентиры познания. До подобных гносеологических и рациональных глубин не добирался в прошлом ни один мыслитель мира. В этом плане фигура К.Э.Циолковского должна быть поставлена в мировой науке и философии на особое, уникальное по своему значению, место. Можно сказать, что он одиноко стоит в ряду мыслителей, хотя его учение развивается и имеются современные последователи его технологических и технических рекомендаций. Он охватил всю современную и будущую космонавтику и науку о Вселенной.

О некоторых понятых и осмысленных вещах он считал, что говорить ещё рано. У него остались тайны, которые ждут своего исследователя.

Углублённый в себя парадоксальный ум Циолковского проник в самые глубины Истины (для того, чтобы к ней приблизиться, надо отрешиться от многого окружающего). Константин Эдуардович оставил нам богатейшее творческое наследие, удивляющее не только разнообразием тем,  но и тщательностью разработки каждого вопроса, который он почти  всегда рассматривал под углом зрения «человека космического». Приведём здесь слова нашего замечательного поэта, учёного и провидца Валерия Брюсова: «Никто до Циолковского не мыслил такими космическими масштабами!.. Уже одно это даёт ему право встать в ряд величайших гениев человечества».

Казалось бы, какие космические полёты в бедной и разрушенной стране 1930-х годов! Тем не менее, именно тогда в СССР (1927 г.) режиссёром Журавлёвым был снят фильм «Космический рейс», и консультантом его, естественно, был Константин Эдуардович. Кому же ещё как не ему можно было это поручить!

Константин Эдуардович оставил, помимо 450 рукописей научных, научно-популярных и научно-просветительских работ, тысячи писем своим многочисленным адресатам, некоторые из них он предполагал издать. Наследие его огромно. Широко известными, в том числе и за рубежом, стали научные «Чтения памяти К.Э.Циолковского». Конференции эти ежегодно проводятся в Калуге и приурочены ко дню рождения мыслителя — 17 сентября. Сам город одухотворён гением космиста, это чувствует каждый, кто побывал там хотя бы раз. Время от времени в специальных и популярных изданиях публикуются архивные материалы учёного. Выпускают их в свет в основном Москва, Калуга, Петербург, Тула.

В то же время далеко не всё из архива Циолковского ещё опубликовано. По оценкам специалистов, архив освоен не более, чем на одну треть. Однако интерес представляют и труды давно изданные (при жизни учёного), но ставшие библиографической редкостью. Они переиздаются. Так, отдельной брошюрой недавно вышла работа «Монистический материализм», которой Циолковский придавал большое значение. Он хотел в доступной форме познакомить широкий круг читателей со своим учением. Поэтому первоначальное название работы — «Что надо знать всякому человеку». Брошюра вышла в Калуге в 1931 году на средства автора.

Сведения об эмоциональной сфере учёного скупы вследствие постоянной замкнутости Константина Эдуардовича. Даже близкие — жена, дети — не всегда догадывались о его переживаниях, а часто и вовсе не понимали его (как, например, сыновья); более близка к нему была его дочь Люба, помогавшая отцу, — его секретарь. Он был загадкой и для окружающих. Посетителей К.Э.Циолковский вообще не очень жаловал. Если гость ему не нравился, он брал слуховую трубу и, по мере утомления, менял её на более длинную — догадливый гость быстро уходил.

Внешность Циолковского тоже не выдавала его внутренних переживаний. В большей степени он раскрывался в письмах и рукописях; это ещё одна причина их публиковать и исследовать — анамнез загадочной личности учёного.

Фанатически преданный своим идеям, оригинальный в одежде и привычках, застенчивый и возбудимый, вежливый и деспотичный (например, по отношению к своим родным), щедрый и в то же время расчётливый, он был само противоречие. Врач С.М.Блинков отмечал такие контрасты в его характере: склонность к фантазированию и одновременно трезвая оценка положения, своенравие и сильно развитое чувство долга, ироничность и угрюмость, мистицизм и проповедь материалистического научного знания. В быту Циолковский бывал педантичен, аккуратен, раздражителен, гневлив, привязан к определённой обстановке, стилю жизни, вещам, которые старался не менять, как и свои привычки.

 

Калужский мечтатель

Дом в Калуге на Георгиевской улице, где жила семья К.Э.Циолковского в 1890-е годы

 

У Циолковского одна из сложнейших судеб всех гениальных людей. Нищенское жалование в царское время, недоедание, болезни, презрение окружающих (даже собственных детей), почти полная глухота, нарастающая слепота и немощь — каждого из этих несчастий достаточно, чтобы превратить существование любого человека в сплошную муку, трагедию выживания. Из семерых детей Циолковского трое умерли в младенчестве, двое сыновей покончили с собой в юности. Но Циолковский со стоической твёрдостью преодолевал удары судьбы, не обращая внимания на несчастья. «Энциклопедия Британика», например, особо выделила: самоубийство сына, затопление его дома и гибель многих рукописей, отказ Академии наук признать ценность его аэродинамических экспериментов и практическую значимость цельнометаллического дирижабля. Согласитесь, было от чего впасть в отчаяние. Тем более, жители окраинной слободки, где жил Циолковский, принимали его за сумасшедшего. Учёный стал побаиваться людей и старался чаще уединяться.

Циолковский — это человек, который сделал себя сам. Он не имел ни образования, ни малейших средств на самообразование и развитие личности, но достиг таких высот мысли, которые недосягаемы для высокообразованных, имеющих счастливую судьбу, а также весьма состоятельных людей. Циолковский, как и Ломоносов, казалось, опроверг все расхожие истины о том, что для успеха нужны деньги и надёжная поддержка. За их отсутствие его бы особенно оценили в обществе людей свободного духа. Таким было движение энтузиастов науки и техники первой четверти XX века, сложившееся в молодой Советской республике. Удивительно, но внимание к учёному проявляла и тогдашняя власть в лице И.В.Сталина, имевшего с К.Э.Циолковским переписку и отдавшего дань его самобытному таланту. Прошли годы, и в 1991-м году была основана Академия космонавтики, которой, по общему согласию её организаторов, было присвоено имя К.Э.Циолковского.

Инженер и изобретатель

Идеи К.Э.Циолковского развиваются и претворяются в жизнь современной космической наукой. И, как предсказывал учёный, первым космонавтом планеты стал русский — Юрий Гагарин.  На протяжении многих лет широкое освоение космоса велось силами в основном русских и американцев, к которым ныне  присоединились и представители других стран.

На благо науки и во исполнение плана Циолковского по освоению космоса Россия с помощью созданной ею космической техники и космической технологии  первой проложила путь к Луне, Венере, Марсу и комете Галлея. Продолжается планомерное изучение космоса и Солнечной системы автоматическими зондами российского производства в кооперации с НАСА и Европейским космическим агентством. Впереди много новых и впечатляющих свершений, продолжающих и развивающих теорию и практические разработки К.Э.Циолковского, время над которыми не властно.

Константин Эдуардович писал: «Никогда я не претендовал на полное решение этого вопроса. Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчёт. И уже в конце концов исполнение венчает мысль. Мои работы о космических путешествиях относятся к средней фазе творчества. Более чем кто-нибудь я понимаю бездну, разделяющую идею от её осуществления, так как в течение моей жизни я не только мыслил и вычислял, но и исполнял, работая также руками» (1926 г.).

Таким образом, Циолковский позиционировал себя прежде всего как инженера, конструктора, технического работника. Сейчас основной акцент в оценке деятельности учёного-самоучки делают на его фантазиях и в ряде случаев утопических проектах. Он подчёркивал, что его основополагающие работы относятся к средней, инженерной, фазе творческого процесса в области техники. Этому есть убедительные подтверждения, которые мы находим в творчестве самого учёного, а также в посвящённых ему работах, в трудах специалистов, считающих себя его учениками.

В изданных при жизни Константина Эдуардовича работах и его архивах значительное количество материалов посвящено исключительно техническим аспектам космических полётов. Вот небольшой перечень его работ на эту тему:

1903 г. — Исследование мировых пространств реактивными приборами (ракета в космическом пространстве).

1911 г.  — Исследование мировых пространств реактивными приборами.

1914 г. — Исследование мировых пространств реактивными приборами (дополнение).

1924 г.   —  Космический корабль.

1926 г. — Исследование мировых пространств реактивными приборами (переиздание работ 1903 и 1911 гг. с изменениями и дополнениями).

1927 г. — Космическая ракета (опытная подготовка).

1928 г. — Труды о космической ракете 1903–1907 гг.

1929 г. — Космические ракетные поезда. Реактивный двигатель. Цели звёздоплавания.

1930 г. — Звёздоплавателям.

1932 г. — Реактивное движение.

1932–1933 гг. — Топливо для ракеты.

1933 г. — Звёздолёт с предшествующими ему машинами. Снаряды, приобретающие космические скорости на суше или воде.

1935 г. — Наибольшая скорость ракеты.

Мы видим, что всю творческую жизнь, вплоть до кончины в 1935 году, Циолковский методично разрабатывал технические аспекты ракетоплавания и проектирования ракет. При этом мы не рассматриваем его инженерные поиски в области дирижаблестроения, космической индустрии, энергетики и технического прогресса. Речь идёт только о ракетах, здесь Циолковский проявил себя незаурядным первооткрывателем. Приведённая ранее цитата взята из его труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В ней он  подвёл итог своих исследований конструктивной схемы одиночной бескрылой ракеты с жидкостным ракетным двигателем. Он также теоретически обосновал возможности ракетно-космического полёта. Опираясь на этот труд, Константин Эдуардович перешёл к разработке технических и технологических вопросов промышленного освоения космоса. Соответствующий сборник его трудов на эту тему был издан в 1989 году (Промышленное освоение космоса. М., Машиностроение, 1989).

Интересны свидетельства инженерно-технических работников-ракетчиков, современников Циолковского. Один из них, М.К.Тихонравов, писал в своей статье «Работа Циолковского и современное ракетостроение» (сб.: Циолковский. Редакционно-издательский отдел аэрофлота, 1939): «Роль Циолковского в развитии теории и практики ракетостроения чрезвычайно велика.  К.Э.Циолковский не только дал блестящую теорию полёта ракеты, не только доказал возможность использования её для межпланетных сообщений, но и разработал основные принципы конструкции лабораторных установок и ракетных летательных аппаратов».

Как же соотносилось техническое творчество Циолковского с современными ему исследованиями в области ракетодинамки и ракетостроения?

Надо сказать, что созданием ракет занимались в 1920–1930-е годы многие страны: Германия, США, Англия, Япония, Индия. Это потом лидировали две державы — СССР и США. Вначале была жестокая международная гонка: кто первым выйдет в космос. Поэтому тот период отмечен целым собранием работ по ракетостроению. Оставим в стороне известные имена и вспомним ныне забытых исследователей. Тогда напряжённо работали над аппаратами для выходов в космическое пространство Тихонравов, инженеры Полярный и Корнеев, общество «Авиавнито» (СССР), инженеры Булль, Шмидт, Пендрей, Арене, Маннинг, Пирс, Карвер, Шашнер (США), Зенгер (Германия). Все эти разработчики использовали идею Циолковского — применение жидкостно-реактивных двигателей, однако, в некоторых случаях, возможно, пришли к ней самостоятельно. Впрочем, труды Циолковского в 1930-е годы, к которым относятся разработки иностранных инженеров, уже были известны по публикациям в Германии. Тихонравов прямо пишет о том, что в этих конструкциях «идея К.Э.Циолковского об устройстве ракетного двигателя претворяется в жизнь».

Циолковский посвятил несколько работ реактивному самолёту как переходной ступени перед ракетой. Такой аппарат для полётов в стратосферу он описал в статье «Стратоплан полуреактивный» (Калуга, 1932 г.). Стратоплан движется под действием тяги воздушного винта и реакции выхлопа. Циолковский начал работать над этой идеей в 1930 году. В 1931-м были произведены опыты с моделью такого реактивного самолёта инженером Стипом в Италии. Построенный им экспериментальный образец совершил несколько полётов. Схема аппарата Стида была упрощена по сравнению с проектом Циолковского. И тем не менее, идея нашего учёного работала. Проект другого итальянца — инженера Раффаэла (1931 г.) — ещё более похож на схему Циолковского. Но его разработка была лишь этапом на пути к космическому транспорту.

Космическая ракета занимала Константина Эдуардовича больше, чем любое другое его изобретение. Сначала он предлагал делать ракету из двух частей, затем в работе «Космические ракетные поезда» (1929 г.) излагал вопрос о нескольких составных ракетах. Герман Оберт предлагал вкладывать такие ракеты одну в другую. По мысли Циолковского, аппараты представляли собой подобие поезда — ряд ракет, присоединённых одна к другой. При пуске начинает работать первая ракета, затем она отсоединяется, вступает в действие следующая — в общем известная теперь схема некоторых конструкций ракетоносителей.

В работе содержится и другая продуктивная мысль. При посадке ракета должна тормозиться о земную атмосферу (имеется в виду  последняя ступень, слетавшая в космос). Она должна планировать. Для этого Циолковский предусмотрел особую форму — без крыльев, что соответствует схеме современных самолётов типа «летающее крыло». Несомненно, эта идея нашла воплощение в «шаттлах» и «Энергии-Буранах», космическом самолёте Эйгена Зенгера (1905–1964) и многих подобных этим разработках.

Но это не значит, что все идеи Циолковского верны и авторитет его как изобретателя непререкаем. Нет, были у него и нежизнеспособные проекты. Так, в конце жизни Константин Эдуардович предлагал, совершенствуя идею ракетных поездов, использовать одновременно... 512 одинаковых ракет! Он считал, что так будет выгоднее достичь космической скорости в 11 км/с. Известно, что для достижения второй космической скорости, необходимой для выхода в космическое пространство, достаточно двух ступеней или связки ракет из трёх-четырёх двигателей. Значит идея относительно 512 ракет оказалась ложной? Почему же он её предложил? Наверное, очень хотелось уже старому Циолковскому приблизить день космического полёта.

 

Калужский мечтатель

Семья Циолковского. 1902 г.

 

Для того, чтобы скорее осуществить выход человека в космос, Циолковский предложил идею, по сути, орбитальной станции в современном понимании. Вначале конструкция выводится ракетой на околоземную орбиту, затем становится спутником Земли. На нём строится новый космический аппарат, способный достигнуть другой планеты. Один из вариантов полёта на Марс, разрабатываемый в настоящее время, предусматривает именно такой подход. В 1951 году на учредительном съезде Международной Астронавтической Федерации в Лондоне Вернер фон Браун обнародовал «Проект Марс». Согласно нему и в полном соответствии с идеей Циолковского, предполагается доставить материалы на околоземную орбиту для сборки в космосе промежуточной станции, с которой уже должна стартовать экспедиция на Марс. А для этого необходимо совершить 335 полётов за пределы Земли. Вот тут поневоле и подумаешь, так ли был неправ Циолковский, предлагавший сразу использовать 512 ракет для выхода на околоземную орбиту. Ведь цифры ракетополётов и там, и тут сопоставимы!

Итак, мы убедились, что в самых смелых идеях Константин Эдуардович оказывался удивительно прозорливым. Поэтому есть смысл присмотреться к его ещё более далеко идущим проектам, посвящённым промышленному освоению космоса и… полной переделке Земли! Эти идеи в настоящее время могут вызвать если не оторопь, то чувство недоумения. Но не будем забывать — Циолковский слишком часто был прав.

Калужский мечтатель

Воззрения Циолковского на судьбу человечества шли вразрез с представлениями, которые накопила наука на рубеже ХIХ и ХХ веков. Исходными для него в этом вопросе являлись следующие положения. Он предрекал, что на Земле условия существования будут кардинально изменены искусственным путём. Считал, что человеку удобнее будет жить в космосе, чем на Земле. Верил в безграничные возможности его приспособляемости к любым природным условиям, в числе которых и космическая среда обитания.

Основной тезис учёного: экстремальность жизни человека на Земле, обусловленная в будущем катастрофическим ростом народонаселения, с течением времени должна возрастать. Население планеты будет вынуждено занять и всю поверхность океанов; там будут построены так называемые «плоты», по терминологии Циолковского, то есть громадные платформы, жилища, накрытые общими защитными куполами. «Давно уже, — писал калужский мыслитель, — человек смотрел с негодованием на океаны, которые не давали ему возможности покрыть их полями, нивами и садами. И вот, благодаря могуществу индустрии, принялись за океан».

Циолковским были намечены пути решения этой проблемы. Платформа сверху закрывается одной гладкой, прозрачной для солнечных лучей крышей. Грандиозный стеклянный купол изнутри поддерживается давлением искусственной газовой среды и укреплён тонкими тягами и опорами. «Плот» площадью в сотни квадратных километров составляет одну громадную территорию со множеством отделений для удобства регулирования микроклимата.

Завоевание акватории начнётся с шельфов и внутренних морей, а затем будет проникать в открытые просторы до тех пор, пока не захватит все океаны. Учёный указывал, что при этом будет эксплуатироваться почти вся земная поверхность, а это площадь вчетверо больше, чем теперь. Таким образом, уже одна эта постепенно реализуемая мера, кардинально решит в будущем и демографическую проблему, и продовольственный кризис.

Константин Эдуардович, рассматривая все вопросы в комплексе, отлично понимал, что радикальное структурное преобразование поверхности Земли приведёт к изменению физических условий на планете, но не страшился этого, а смело шёл навстречу грядущему ради главной цели — победы над климатом. Он хотел видеть его регулируемым и подчиняющимся человеку.

Жизнь под куполом приведёт к ликвидации естественного круговорота воды в атмосфере, на смену чему придёт его искусственный эквивалент — регулирование испарения воды и выпадения осадков «по желанию людей» внутри купольных городов.

Идея крытых городов была особенно популярна в 1960–1970 годы. Тогда за рубежом и в СССР создавались грандиозные проекты крытых поселений для пустынь и приполярных зон. Затем человечество поостыло к этой идее, поняв, что сегодня у него нет ни ресурсов, ни возможностей для реализации этих дорогостоящих проектов. И освоение пустынь, Заполярья, Арктики и Антарктиды приостановили.

Для освоения поверхностей океанов нужна не только высокоразвитая технология, но и островное расположение, как, например, у Японии. Неудивительно, что именно в стране Восходящего Солнца появилось несколько проектов создания огромных платформ в море. При этом осваивается именно внутреннее море, как и предусматривал Циолковский. Так японцы предполагают решить демографическую проблему. Наибольшую известность получил проект расширения водного пространства Японского моря около Токио, создания искусственного атолла «Большой Исаак».

Человекорыба и расселение в Космосе

Циолковский рассматривал возможности защиты от враждебной внешней (вне купола) среды в том случае, если она становится средой обитания. Он видел два пути: технический и физиологический. Техническая защита может быть индивидуальной. В разреженной среде вне купола города — а таковой она неизбежно будет в результате необратимых изменений климата — скафандр когда-нибудь станет атрибутом жизни и на Земле. Вот парадоксальная логика развития и преобразования климата планеты. Другое дело, что скафандры станут удобны и просты, как повседневная одежда, и будут производиться в «биллионах экземпляров», считал учёный.

Для целых сообществ человека, животных и растений, то есть коллективного биоса, жизнь сделается возможной только в герметически замкнутых пространствах. Они и создадут наиболее благоприятные условия существования не в космосе, а уже на Земле.

Однако любые технические средства ограничены и несовершенны, они не дают человеку истинной свободы. Поэтому, считал Циолковский, в будущем человечеству необходимо преобразиться и биологически. Жизнь в закрытых пространствах или с использованием индивидуальных скафандров, согласно этой теории, лишь первые этапы цивилизации при её адаптации к новой окружающей среде. В дальнейшем возможно полное преобразование морфологии и физиологии Homo Sapiens, так что человечество не будет нуждаться ни в скафандрах, ни в жилищах с искусственным микроклиматом. Согласно нетривиальным предположениям «калужского мечтателя», у людей будущего (на что потребуются сотни тысяч лет эволюции) появится даже способность дышать разреженным воздухом, что будет обусловлено анатомическими изменениями лёгких. Орган дыхания может стать, подобно жабрам рыб, двусторонним: «Кислород будет сквозить через них — входить в них и выходить через другое отверстие», — писал он в работе «Будущее Земли» (1927 г.). Более совершенное человеческое существо окажется также приспособленным к огромным перепадам температур, воздействию прямой солнечной радиации.

Но переделка Земли, намеченная Циолковским, — это лишь временное решение демографической проблемы (её он считал главной для цивилизации), и тогда расселение человека в космосе станет неизбежным. Космос безграничен и способен принять в себя «биллионы людей», считал учёный. При этом, по идее мыслителя, неизбежно сближение земного и космического существования Homo Sapiens. Пути освоения новой экстремальной среды космоса в виде вакуума принципиально ничем не будут отличаться от таковых на Земле, когда наша планета в результате хозяйственной деятельности людей неизбежно утратит нормальную атмосферу.

В далёкой перспективе земное проживание человечества окажется составной частью его космической жизни, её частным случаем, ибо условия на Земле и в космосе станут сходными. «Приспособление человеческих и растительных пород к разреженной атмосфере, почти к пустоте, приспособление человека к перенесению малого давления воздуха и ограниченному потреблению кислорода, к яркому Солнцу служит переходной ступенью к жизни в эфире, в искусственных изолированных пространствах, к овладению всей Солнечной системой...»

«Космический большевик»

Циолковский называл себя социалистом, хотя и пострадал от ВЧК — несколько суток провёл на Лубянке. К самобытному социализму учёный шёл всю жизнь, так как своей главной задачей ставил сделать человечество счастливым. Именно в свете этой идеи необходимо рассматривать творчество учёного, которое он вполне искренне посвятил Коммунистической партии Советского Союза, обратившись с посланием к Сталину в 1935 году, незадолго до своей смерти.

Что же мог предложить Циолковский для решения социальных противоречий — угнетения человека человеком, имущественного неравенства, преступлений, несправедливого распределения материальных благ? Прежде всего — оптимизацию физических условий существования.

Климатические условия эфирных и земных городов, накрытых защитными куполами, будут постоянными и самыми благоприятными для человека; тем самым снимаются многие проблемы — лишней одежды, качественного питания, поддержания полноценного здоровья. Температура около +30°С, отсутствие дождей, туманов, бурь, гроз и других капризов погоды, ровный и всегда в изобилии льющийся свет Солнца, от излишка которого можно укрыться в густой листве пышной растительности, ставят людей в условия даже лучшие, нежели мы теперь имеем в странах, наиболее благоприятных для проживания, расположенных в тёплом экваториальном поясе.

 

Калужский мечтатель

К.Э.Циолковский у модели дирижабля. 1930 г.

 

Но и на этом Константин Эдуардович не останавливался. На нашей планете, как он считал, достичь идеального социального устройства не удастся. В открытом пространстве Вселенной человек обретёт подлинную свободу и равенство.

Есть у него одна статья со странным названием: «Со временем Землю разберут до центра» (1920 г.). Однако, если трезво разобраться в проблеме, то идея, несмотря на её парадоксальность,  достаточно реальна. Действительно, по Циолковскому, род людской захватывает в своё пользование безбрежные просторы Солнечной системы. Наиболее благоприятная сфера, зона такого расселения, — пространство, равноудалённое от Солнца с тем, чтобы наиболее оптимально пользоваться его энергией. Так у учёного возникает идея грандиозной постройки в вакууме: знаменитой Солнечной сферы Циолковского, в дальнейшем развитой американским учёным Ф.Дайсоном («сфера Дайсона»).

На строительство этой сферы, считал Циолковский, может уйти материал астероидов (малых планет) и даже... Земли. Наша планета постепенно будет разобрана, и из этого материала эфирные жители «вылепят» грандиозный шар — новые благоустроенные и энергетически оптимально обеспеченные жилища объёмом в «биллионы» километров, которые, как плёнкой, окутают наше светило. Необходимость в Земле, как месте пребывания исторического человечества, отпадёт. Люди станут истинно космическими жителями, со всеми отсюда вытекающими  биологическими трансформациями.

Циолковский, вслед за своим учителем — философом Н.Ф.Фёдоровым, считал, что Вселенная в целом существует для человечества, а её освоение в будущем — главная задача цивилизации. В связи  с этим не представляется такой уж фантастической идея использования вещества Вселенной в виде астероидов,  планет, звёзд, комет для создания новой, космической среды обитания. Нам трудно представить технические возможности цивилизации такого отдалённого будущего. Но уже сегодня учёными всерьёз обсуждается идея транспортировки и использования астероидов, планет Солнечной системы и даже звёзд с их грандиозной энергетикой.

Однако, почему всё же учёный решил «ликвидировать» Землю? Надо сказать, что он недолюбливал планеты в качестве места обитания людей, считал их неоптимальными для жизни, был апологетом эфирных жилищ, то есть полностью искусственных сооружений в открытом космическом пространстве. На худой конец, предлагал использовать для расселения людей астероиды, о чём и писал в повести «Тяжесть исчезла» (1933 г.). Дело в том, что «на ровном месте», то есть в пустоте, легче реализовать грандиозные замыслы по абсолютно регулируемой жизненной среде, к необходимости которой неизбежно придёт будущее общество. В этом смысле Земля, несмотря на то, что она породила человека, так же плоха в качестве среды обитания, как и любая другая планета Солнечной системы. И учёный предложил вовсе отказаться от планетного варианта, следовательно, и от самой Земли.

Стратегия развития человечества диктует ему те или иные конкретные тактические шаги. Мы выбрали стратегию научно-технического прогресса, то есть его безудержной экспансии на Земле с её  ограниченными ресурсами, и пришли к реальности экологической катастрофы и уничтожения самой цивилизации. Оттого продолжение земного существования человечества оказалось под вопросом. Нужны альтернативные варианты, возможно, и такие  невероятные по смелости, как проекты К.Э.Циолковского.

Послесловие от редакции

Невольно возникает мысль, подтверждающая идею расселения человечества в космосе: если даже физически возможна панспермия (см. «Дельфис» № 3/2007) — перенос в космических условиях элементарного жизненного субстрата, включая микроорганизмы, то мыслящее человечество тем более должно найти свой способ расселения, причём помимо ментального варианта преодоления грандиозных расстояний...

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: