warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Этот материал пролежал в редакционном портфеле много лет. По какой-то причине он был положен в «далёкую» папку и выпал из поля зрения главного редактора. Передан «Дельфису» он был в 1999 году Е.Бендерской (руководительницей Израильского общества Живой Этики), недавно ушедшей из жизни. Это был один из нескольких материалов из архива журнала «Альба». Его издавала с 1949 года русская секция Всемирного теософского общества г. Бостона (США). А редакторами были сестра и брат: Догмара и Николай Рейнке – эмигранты из СССР немецкого происхождения. Они переводили с английского языка теософскую литературу для русской эмиграции. Журнал они выпускали до самой старости. «Альба» прекратила свой существование в 70-е годы прошлого столетия. После их ухода из жизни часть архива этого теософского журнала попала в Израиль, и некоторые статьи переданы на хранение Е.Бендерской. Среди них были и воспоминания Елены фон Шевич о Е.П.Блаватской. Евгения Бендерская тогда писала: «Воспоминания Елены фон Шевич (теософка) об Е.П.Б. думаю могут быть интересны, приуроченные к какой-нибудь дате». С тех пор прошло 10 лет. И вот эта дата наступила. Теперь мы публикуем эту статью, прошедшую путь из США в Израиль и в Россию, с особым чувством благодарности и написавшему её автору, и переведшему её с немецкого Николаю Рейнке, и передавшей её нам Евгении Бендерской – вдохновенному учителю израильских рериховцев и нашего верного друга с первых номеров «Дельфиса». Она была одной из тех, кто с первых шагов нашего журнала почувствовала в нём способность отвечать на зовы времени, и мы надеемся, что она не ошиблась. Её вера в нас многие годы являлась ощутимой поддержкой, столь необходимой в начале любого пути.

До самого последнего времени нам не было ничего известно о Елене фон Шевич. Теперь из Дневников Е.П.Блаватской, опубликованных на русском языке в Интернете, мы узнали, что Елена фон Шевич (старая подруга Е.П.Б.) была писателем и «вела светскую жизнь». К несчастью, она покончила жизнь самоубийством в Мюнхене в 1911 году. Перевод с немецкого отрывка из её книги «Как я нашла самоё себя», сделанного Николаем Рейнке, мы и предлагаем вниманию наших читателей.

Воспоминания о Елене Петровне Блаватской


((Из книги Елены фон Шевич «Как я нашла самоё себя»))

В нью-йоркская квартире Блаватской (1875 г.)

Е.П.Блаватская жила в Нью-Йорке с её многочисленными друзьями, которые постоянно сменялись в зависимости от получаемой ими работы. Квартира её была устроена в высшей степени оригинально, это было нечто среднее между индусской палаткой, русской избой и Фаустовской комнатой учёного. Богатые индусские ковры и вязанья висели на стенах рядом с русскими мехами и резными вещами, самовар и изображения индусских богов, металлические сосуды, огромный письменный стол и разнообразные мистические приборы стояли вокруг, промеж всего этого сидела она сама и без перерыва скручивала и курила маленькие русские папиросы, пила чай и дискутировала о самых высоких вопросах в кругу людей, среди которых были учёнейшие и знаменитейшие люди Соединённых Штатов.

Она сама, так же как и полковник Генри Ст.Олькотт, жила строго по буддийским предписаниям. Она не брала в рот ни капли вина, пива или чего-либо подобного.

Её гостеприимство было чисто восточным: всё, что она имела, она предоставляла друзьям, для неё это было само собой разумеющимся, она никогда никого не уговаривала и не принуждала. Каждый, кто был принят у неё как друг, мог просто жить и есть у неё или только приходить, когда это ему приходило в голову. Короче говоря, поступать так, как ему нравится в границах имевшихся у неё возможностей.

Она разговаривала с одинаковой лёгкостью на русском, английском, французском, немецком, итальянском и одном из индостанских диалектов, однако ей не хватало систематических знаний, даже поверхностного европейского школьного образования, и в вещах общественной жизни она была трогательно наивна и несведуща.

Речь её была так привлекательна, что нельзя было ей противостоять и, главным образом, её живому уму, направленному ко всему благородному и великому, а также увлекающему энтузиазму, соединённому с оригинальным, добродушно-грубоватым юмором и выражениями, которые шокировали жеманных англосаксов и приводили их в забавное недоумение. Её презрение, даже протест против всех общественных форм, заставляло её иногда выступать резче, чем это было в её характере. Она ненавидела и боролась с условностями с чисто донкихотовским мужеством. Если кто приходил к ней оборванным, голодным и жаждущим убежища, тот мог быть уверен, что найдёт у неё тёплую сердечность и готовую к помощи руку скорей, чем у «манерных» культурных людей.

Вечер у Е.П.Б.

Маленькая чистенькая негритянка открыла нам двери и показала рукой на дверь, закрытую только тёмной индусской портьерой, из-за которой доносился оживлённый разговор. Мы вошли без какого-либо предупреждения и были встречены громкими радостными приветствиями Елены Петровны.

<...>

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: