warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Четвёртая из серии статей посвящена космологии Единого знания — системы мысли, охватывающей теософию и Учение Живой Этики, или Агни Йогу. Оба учения имеют философское основание, близкое эзотерической Веданте, эзотерическому буддизму и эзотерическому учению трансгималайских архатов. Основы эзотеризма всех этих трёх доктрин — идентичны, хотя каждое из них имеет свою терминологию и свои особенности. Тема сакральной космологии поистине беспредельна, и автор делает попытку раскрыть её на примере различных аспектов всеобъемлющего понятия Фохат. В заключительном материале, в котором Фохат выступает в аспекте солнечной энергии, в самом сжатом виде дано представление о метафизическом содержании излучений нашего Солнца, их значении для человечества.

Фохат - солнечная энергия1

Егорова М.Н., кандидат исторических наук

Зададимся вопросом, каково в самом сжатом виде общее представление о метафизическом содержании излучений нашего Солнца, а также их значение для человечества? Прежде всего напомним две истины — аксиомы Единого Знания: во-первых, единственной вечной и сущей реальностью в мироздании является Абсолют (тот же Парабрахман адвайтистов!); во-вторых, непознаваемый божественный Абсолют — единственный источник всего — всех проявлений и всех видов существования. Сказанное станет яснее, если мы обратимся к символизму Абсолюта.

Е.П.Блаватская говорила, что первое, что должно быть усвоено для понимания правильного смысла учения, это именно его символизм. Так, периодическое развёртывание Абсолюта в проявленную Вселенную представлено тремя высочайшими духовными стадиями эволюции, ещё недоступными человеческому сознанию в его настоящем развитии. Эти стадии символизированы тремя Логосами.

Первый — это Непроявленный Логос, наивысший, символизирующий Абсолютный Всемирный, или Вселенский, Разум, или тот же Абсолют. Он выявляет все другие Логосы. Его появление (которое можно представить в виде потенциальной белой точки в круге) есть первый этап эволюции непроявленной Беспредельности в мир проявления.

Когда из этой потенциальной точки вырывается белый Луч, становящийся затем «Лучом блистающего Света и Жизни», то с этим Лучом в соответствии с наивысшим Законом, который есть как бы сама Абсолютность, появляются семь божественных Дхиани — наивысших Духов. С нисхождением этих наивысших Семи и начинается «вселенский процесс производства идей», или, как говорила Е.П.Блаватская, «начало эволюции, направленной сверху вниз» [1], стр.204. Эти Дхиани, пока ещё «просто дыхания», но и «разумные силы — сущности», выступают проводниками Абсолютного Закона и носителями Мысли и Воли Абсолютного Всемирного Разума.

План Второго Логоса (когда символическая точка превращается в диаметр) — это план Идеальной Абстракции, или план Божественной Мысли, символизированной Божественным Разумом. Здесь каждая абстрактная форма создаётся по образу, как сказано, начертанному для неё в Вечности и отражённому в божественном Разуме[1], стр.297. Второй Логос ещё «полупроявленный»; на этой стадии ещё нет ни Пространства, ни Времени. Но постепенно, по мере его проявления, Фохат — этот вездесущий Огонь и первоэлемент Дух-материи, исшедший из Первого Логоса, переходит от пассивного состояния в действенное. Рождается Третий, уже проявленный Логос; с ним процесс проявления прекосмической материи переходит из идеального, или нуменального, в план феноменальный2.

Таким образом, Абсолютный Вселенский Разум выявляется сначала в абстрактный Божественный Разум, единый со Вторым Логосом, и затем переходит в свой действенный проявленный аспект — Махат (в пер. «великий») — тот же божественный Источник идей, но уже в период активного творческого действия. Так и высочайшие Духи, на первой стадии эволюции — «просто дыхания», хотя и «разумные силы», на второй — обретают абстрактную форму и только на третьей стадии проявляются через Махат как «мыслящие Манасы, или Манасапутры, то есть те, которые воплощаются и перевоплощаются в людях» [1], стр.208-209.

Третий Логос, в единстве с Махатом (или тот же Махат!), есть уже Космический Разум, «Светом которого создано всё» [2], № 4(24)/2000. А Космический Разум есть «Дух или сложное единство проявленных живых» планетарных Духов семи главных планет, «особенно связанных с Землёй» в нашей Солнечной системе. То есть, в совокупности, Махат являет собой Иерархию духовных существ, в венце которой присутствуют Семь этих наивысших планетарных Духов. Ведь по Учению, всё в мироздании одухотворено, и у каждого Солнца и каждой планеты имеется свой Духовный Владыка и Повелитель.

Отметим также, что все три Логоса являются мощнейшими центрами энергий, каждый на своём плане3.

Вообще, и о том стоит напомнить специально, в этом знании все понятия рекомендуется связывать, синтезировать, ибо основные из них многоаспектны, имеют несколько значений, и Фохат тому яркий пример. Так, Фохат есть энергетический аспект всех трёх Логосов. В активном состоянии он являет собой «Первичный Свет» Космического Разума. На проявленном плане его называют «Все-Силой», а ведантисты именуют его Шакти (или силой) Парабрахмана, как «всесвязующую мощь, лежащую в основании всего проявленного Бытия». И Фохат есть великий Жизненный Принцип, или «Единая Жизнь» Абсолюта, — разумное божественное пламя, вездесущее и бесконечное. И он же, как говорила Е.И.Рерих, есть истинная всеначальная психическая энергия, или тот же «Дух Святый», являющий собою на плане проявления синтез эманаций семи олицетворённых творческих Лучей Космического Разума. Именно через Фохат Космический Разум, или Махат, направляет и контролирует весь процесс эволюции в нашей Солнечной системе.

В опубликованных ранее статьях мы рассмотрели свойства Фохата, главным образом, как «Строителя» Солнечной системы. Это его «первый основной аспект», второй — сама солнечная энергия. Её метафизическое содержание и составляет цель нашего изложения.

Не останавливаясь на описаниях Солнца, известных из современной астрономии4, мы обратимся лишь к некоторым сокровенным сведениям. Начнём с нескольких общих характеристик Солнечной системы. Так, Е.И.Рерих в «Космологических записях» отмечала, что «наша Солнечная система — не более атома в теле Космоса» [3], стр.273. Согласно другим описаниям, Солнечная система есть микрокосм Единого, вечного, беспредельного Макрокосма, подобно тому, как человек является микрокосмом по сравнению с нашей Солнечной системой [4], т.I, стр. 741.

Великий Учитель Иларион, подчёркивая, что одни и те же законы управляют созданием атома, клетки, человеческого существа, мира или Вселенной, сравнивал Солнечную систему с клеткой человеческого тела. Он называл нашу Солнечную систему «космической клеткой», которая в межзвёздных пространствах составляет, вместе с мириадами других клеток подобного рода, тело Вселенной. «Клетка в человеческом теле, — писал он, — элементарная анатомическая единица любого органа или ткани, а в Космосе Солнечная система — элементарная, так сказать, анатомическая единица материи, организованной, как Космос, то есть недифференцированной материи, приведённой в проявленную форму» [2], № 1(25)/2001, стр.105.

Для большей наглядности соотношения человека и Солнечной системы уместно напомнить, что, по земным представлениям, размеры пашей Солнечной системы огромны; её диаметр близок к 12 миллиардам километров, а наиболее удалённая от Солнца планета Плутон (почти в 40 раз дальше Земли) совершает один оборот вокруг него почти за 248 лет.

А какое оно по цвету, наше Солнце? Удивительно, но в «Инструкции для учеников внутренней группы» Е.П.Блаватская писала (вопреки общепринятому мнению): его истинный цвет — голубой, и «оно лишь кажется жёлтым только из-за поглощения паров (главным образом, металлов) его атмосферою» [16], стр.5486.

В «Письмах Махатм» имеется ценное внешнее описание Солнца Махатмой Кут-Хуми. В нём говорится о миллионах «маленьких, интенсивно блестящих тел», составляющих «поверхность Солнца вне пятен»7; эти тела «сравниваются с кровяными шариками этого Светила», хотя некоторые из них, как уже правильно предполагали учёные того времени, «так же велики, как Европа». Они «суть электрическое и магнитное вещество в его шестом и седьмом состоянии» [6], стр.448.

Здесь можно напомнить, что, как человек состоит из семи принципов, так и «дифференцированная материя в Солнечной системе существует в семи различных состояниях» [7], стр.431. Следовательно, в Солнце его субстанция находится в высоких состояниях духовности и разрежения.

«А что есть эти белые волокна, — писал Махатма Кут-Хуми, — скрученные наподобие верёвок, из которых состоит penumbra Солнца? Что это — центральная часть, которая видима, как огромное пламя, качающееся огненными Лучами, и прозрачные облака или, скорее, пар, образующийся из тончайших нитей серебристого света, который висит над этим пламенем, — что это, как не магнитно-электрическая аура — флогистон Солнца?» [6], стр.448-449. «Солнце, — считал он, — является Сердцем и Мозгом нашего пигмея-мира». «Это есть гигантский шар электромагнитных сил, запас мировой жизни и движения, который пульсирует во всех направлениях, напитывая мельчайший атом так же, как и величайшего гения, тем же самым веществом до конца Маха - Юги» [6], стр.4508.

Для того чтобы понять духовные и психофизиологические функции нашего Солнца, мы должны вернуться к плану Второго Логоса. Кратко, на этом плане происходит следующее [2], № 3(27)/2001. Из первичной однородной материи, которую, как говорила Е.П.Блаватская, ни один смертный не может сделать объективной в этой Расе или даже в этом Круге, образуются ядра—таинственные первоначала, или невидимые Духовные Солнца. С древнейших времён представление о них являлось одним из сокровеннейших. Так, наше Духовное Солнце (таинственный центр притяжения Земли в Млечном Пути!) имеет свою цепь из семи невидимых «планет» и в единстве со Вторым Логосом являет Божественный Разум. Это есть мощнейший притягивающий и вечно изливающий центр жизненной энергии. Он самозарождает свой жизненный флюид и является Сердцем и Душой нашей истинно духовной Солнечной системы, как можно полагать, Галактики9.

Именно из ядра этого невидимого Солнца активизируются «для выполнения своих функциональных обязанностей» Семь наивысших Дхиани. Духовное Солнце есть тот Фокус, в котором эти Дхиани встречаются каждый одиннадцатый год, когда Оно сокращается, и на нашем видимом Солнце увеличивается число солнечных пятен.

Духовное Солнце — всемогуще! Оно дало жизнь не только нашему видимому Солнцу, как и многим другим солнцам-звёздам, но вызвало к жизни и нашу Землю, оказывая на неё непосредственное влияние.

В «Тайной Доктрине» сказано, что физические, или объективные, то есть видимые солнца (те же звёзды) — владыки в своих солнечных, или планетных, системах и являются «отражениями» Духовных Солнц. И что наше видимое Солнце «только отражение настоящего» — Центрального Духовного Солнца (Ц.Д.С.). Истинный характер того, что подразумевается под словом «отражение» пояснён в Вишну-Пуране. Здесь Центральное Духовное Солнце сравнивается с Богом Вишну, энергия, или «отображение», которого, подчеркнём, «никогда не разъединяется, но остаётся в Солнце, как в зеркале, которое установлено» (цит. по прим. из [4], т.I, стр.359).

Это очень важное замечание. В сущности, оно означает, что Космический Луч Ц.Д.С. фокусируется в нашем Солнце, что оба Солнца «никогда не разъединяются», являя истинную единую духовную Солнечную Систему. Этот Космический Луч — синтетический, всеохватный, ибо, как сказано в «Теогенезисе», Духовное Солнце «есть источник всего, питает и поддерживает всё». Ты есть Луч Атмы, будь «Ты Мир, травинка, Амёба, человек или Бог» [2], № 1(25)/2001, стр. 11.

Согласно «Тайной Доктрине», все главные импульсы Жизни, Света и Разума, или четыре принципа от седьмого до четвёртого, человек получает от Ц.Д.С. и нашего видимого Солнца. Седьмой принцип — вселенский Атман, исходящий из Первого Непроявленного Логоса, — проходит через Ц.Д.С. А оно, вместе со своим невидимым системным Полярным Солнцем, излучает в человека его Атму (седьмой принцип) и вместе с другой группой Экваториального Солнца «цементирует» буддхи (шестой принцип) с Атмой и с высшими свойствами Манаса, или Разума, то есть с его Высшим Разумом10.

Дух же нашего видимого Солнца — «одаряет человека Манасом и его носителем Кама Рупой (формой), или телом страстей и желаний, развивающих личностное Эго, или четвёртый принцип человека», то есть «животную Душу» его и всей Природы [4], т.II, стр.301; т.I, стр.159.

Но здесь человек «развивает» не только четвёртый принцип; Манас дуален, будучи высшим и низшим. Высший Манас — это потенциальное духовное самосознание, которого человек ещё должен достигнуть. Цель же низшего Манаса, или интеллекта, любого человека в том и состоит, чтобы направить все устремления личностного Эго к сознательным накоплениям Высшего Разума. То есть к накоплениям высоких духовных устремлений, способных слиться с излучениями Буддхи, или Духовной Души. Такое слияние есть уже божественное самосознание и означает единение с Атманом, а значит, освобождение Духа и достижение бессмертия.

Слияние интеллекта с Высшим Разумом, в этом знании, есть как бы первый непреложный этап в процессе совершенствования Духа человека. Это слияние, в сущности, есть долг человека, ибо Высший Разум, говорила Е.П.Блаватская, берёт на себя ответственность за каждого человека, которого он одушевляет. Высший Разум в единстве с Буддхи, к которой он стремится, считала она, есть Христос — жертва низшего Манаса, или интеллекта [5], стр.148, 364. Это о принципах. Но кроме того наше Солнце является великим жизнедателем Земли и человечества. Оно насыщает Пространство Праной (низшим аспектом Жизненного Принципа!), поддерживающей жизнеспособность во всём сущем Земли и её атмосферы11.

И, естественно, возникает вопрос: а какова связь нашего видимого Солнца и Махата — того же Космического Разума?

Прямых указаний на этот счёт мы в источниках не встречали. И не исключено, что связь этих понятий слишком сокровенна, и такое сокрытие имеет свои причины. В то же время, более чем достаточно и косвенных намёков, и констатации, да и весь символизм Абсолюта подводит нас к очевидному выводу о том, что наше видимое Солнце и Махат, или Космический Разум, — понятия тождественные.

Такое утверждение весьма многозначительно. Но мы не можем уклониться ни от постановки подобного вопроса, ни от ответа на него. И мы отвечаем: Да, наше Солнце — это Космический Разум нашей истинной духовной Солнечной Системы. Невидимое Духовное Солнце есть её Атман-Буддхи, а наше видимое Солнце — её четвёртый и пятый принципы, или Махат. «Махат, — говорила Е.П.Блаватская, — есть проявленный Вселенский Парабрахманический Разум на одну Махаманвантару на Третьем Плане». Ибо «согласно Закону, Свет упадает с Плана на План и дифференцируется» [5], стр.40; из протоколов. Она называла Махат также «божественной Сущностью» [1], стр.71; из Махата исходят Манасы, или Манаса-путры [5], стр.318, что также подтверждает тождественность Махата и нашего видимого Солнца. В своих же владениях наше Солнце есть шестой и седьмой принципы, как уже отмечалось ранее.

Иными словами, всё следует Вселенскому Закону Иерархии — солнечных систем, галактик, быть может, каких-то других ещё больших космических образований. Но главное, что этот Вселенский Закон «неизменяем ни в одной системе миров».

Какое новое, широчайшее и прекрасное поле мысли раскрывается при сопоставлении характеристик Космического Разума применительно к нашему видимому Солнцу! Размышлениям в этом плане может помочь уже опубликованный нами материал о Космическом Разуме [2], № 4(24)/2000. В «Космологических записях» Е.И.Рерих содержатся принципиально важные дополнительные сведения о Солнце. Здесь подтверждается, что Космический Луч Ц.Д.С., фокусируемый в нашем Солнце, «заключает в себе все элементы и энергии, находящиеся в нашей Солнечной системе» [3], стр.273. Он даёт Солнцу энергию и Силу, как сказано, неисчерпаемой, неимоверной мощи [3], стр.268.

Кроме того, наше Солнце является великим трансмутатором энергий. Так, внутри нашей Солнечной системы происходит постоянная циркуляция энергий. Солнце, во-первых, преобразует все энергии, получаемые им «из сфер дальних», то есть прежде всего — от Ц.Д.С., а также от других дальних светил, и передаёт их планетам системы. И, во-вторых, получая отработанные энергии от планет, находящихся в сфере его притяжения, оно трансмутирует их «в своём огненном горниле» и затем снова высылает в свою систему [3], стр.273.

Собственно говоря, солнечная энергия, будучи в своей сути энергией Фохата, является мощнейшим творческим принципом и источником всех сил и энергий нашей Солнечной системы. Свет, Звук, тепло, электричество12, магнетизм, притяжение и сцепление — все эти так называемые «Семь сыновей» Фохата — содержатся в излучениях нашего Солнца. И каждая из этих, по словам Е.П.Блаватской, «олицетворённых сил» — семерична. И все они — производные «Единой Жизни», или огненной энергии того же Фохата, проявляющегося как Жизненный Принцип, или жизненная энергия, во всём Бытии [3], стр.254.

Мы не можем рассматривать свойства и место всех этих энергий в иерархии сил Вселенной. Это большая специальная тема, которой мы касались в статье об основных аспектах Фохата. Но теперь, с появлением материалов Теогенезиса об истоках нынешнего Манасического цикла, очевидно, что эта тема может быть рассмотрена в ещё более углублённом аспекте, который ещё предстоит освоить.

Но мы скажем лишь об одном, быть может, самом сокровенном значении Фохата для каждого. Фохат — это Устремление и Любовь. И в этом качестве он, также как и другие его производные, содержится в солнечном Свете. «Любовь, — писала Е.П.Блаватская, — в своём первоначальном смысле есть Эрос, Божественная Воля или Желание проявить себя через видимое творение. Отсюда Фохат, прообраз Эроса, становится на Земле великой мощью, "жизненным электричеством" или же Духом "Жизнедателем"» [4], т.II, стр.8413. «Что есть Божественная Любовь, — писала также Е.И.Рерих, — как не великий принцип или начало притяжения или сродства, или тот же Фохат в его качестве Божественной Любви (Эроса), электрической мощи сродства и симпатии, аллегорически явленной...» [9], т.II, стр.12-13. «Из всех тончайших энергий, — сказано в Гранях Агни Йоги, — наивысшей будет Любовь. Чем это чувство выше и чем огненнее, тем прочнее и длительнее». «Магнит Любви — наисильнейший. Любовь к наивысшему переживает всё земное и притягивает Дух к тому и к чему и к Кому направлено это чувство» [10], т.X, § 155, стр.205.

Несомненно, что на очереди перед исследователями Единого знания стоит задача всестороннего осмысления тождественности понятий Махата, или Космического Разума, и нашего Солнца, по возможности, во всём величии этого явления. Необходимо признать и понять творчество Лучей Солнца, их связь с цветом. (Цвет Луча интеллекта — зелёный; Луча Высшего Манаса — синий). Это также отдельная тема, крайне важная и назревшая с практической точки зрения. Разве не важно знать людям о том, что такое солнечная энергия в её сокровенном содержании? Что такое Свет Солнца и его жизненные восстанавливающие свойства? О том, что Солнце передаёт людям Божественное всеведение Абсолюта (Атму), Духовную душу (Буддхи), «Силу неисчерпаемой мощи», а также дарует им Двойной Манас и совершенные Любовь и Радость мощнейшего синтеза двух великих начал, венчающих, как Космический Магнит, нашу Солнечную систему?

Но самое главное, что необходимо знать каждому — что только осознанное восприятие насыщающих возможностей Света Солнца (а не столько его прямых Лучей, заметьте!) одаряет человека магнетизмом всех его сокровенных проявлений.

«Солнечный Луч, — сказано в книге «Община», — иссушает и разрушает, но Свет восстанавливает. Нужна насыщенность, но не резкий удар. Созидателям нужно знать, как насыщать атмосферу. Ручательство успеха в насыщенности атмосферы, которая восстанавливает всё сущее <...> Насыщенность атмосферы подымет грядущее решение мира» [11], § 215.

Надо почувствовать и понять, что есть Свет Солнца! Мы не призываем обожествлять Солнце (в этом Учении единственное Божество — это непознаваемый Абсолют), но понять, что оно даёт человеку, что обращаться и призывать энергии Солнца — значит их получать!

Наиболее благотворно и жизненно для человека богатство Лучей утреннего Солнца и особенно на восходе, когда оно пробуждает потенциал всех космических энергий, дремлющих в человеческом сердце [12], § 295; [13], § 606.

«Конечно, — сказано в «Беспредельности», — жизнедатель Солнце насыщает всю Вселенную, но познание, что льющиеся Лучи дают сознательную мощь энергий, даст самые огненные достижения» [14], § 411.

«Поклонение Солнцу — естественно для человеческого ума», — считал выдающийся мыслитель Индии XX века С.Радхакришнан. В Индии «Солнцу — творцу всего Света и Жизни на Земле— приписывается сверхъестественная Сила». Оно — «Жизнь всего, что движется и покоится». Оно — «всевидящее Око Мира». Сурья — Солнце — «Творец Мира и его Правитель» [15], стр.63-64.

Но нельзя не сказать хотя бы несколько слов о тяжком, негативном химическом воздействии на нервную систему человека пространственных токов под влиянием солнечных пятен [12], § 354. С нарушением равновесия планеты напряжённость атмосферы возрастает; стихии разбушевались, и «волны солнечной энергии гонят к Земле яды стихий». Особенно поражающе действует на человека химизм окисей металлоидов или различных тяжких газов [13], § 18. И не исключено, что активность Солнца будет особенно интенсивной и в 2002 году (как и предполагается сейчас. — Ред.). Так, во всяком случае, считал А.Л.Чижевский, который предвидел и утверждал необходимость углублённых исследований Солнца и солнечной энергии. Учение Живой Этики давно и настоятельно призывает к тому же. Оно призывает изучать Солнце во всей целостности его свойств и качеств. «Наука о Солнце, — говорится в «Космологических записях», — самая насущная» [3], стр.268. Её надо развивать и углублять, исходя не только из понимания одухотворённости всего сущего, но и на самом широком фоне познания взаимосвязей и взаимозависимости Космоса и человека.

Мы рассмотрели сокровенное содержание Солнечной энергии, или Фохата, в его втором основном аспекте. Но величие и многоаспектность данного понятия — безграничны, ибо Фохат — это Всё! Первоэлемент Дух-материя, Огонь, Свет, «Все-Сила» — создано им. Он — великий творческий вселенский принцип. Мудрый созидатель и жизнедатель Солнечной системы, «движущая Сила Космоса и всей Природы».

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: