warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Три тома рериховского ежегодника «Урусвати» вышли на английском языке в 1929 - 1932 гг. и в силу этого малодоступны для русского читателя. С.К.Борисов, рассказывающий ниже о содержании этих сборников и работе Института гималайских исследований, — физик-теоретик, научный сотрудник Института общей физики РАН, специалист по нелинейной и квантовой оптике, член Российского Теософского общества, действительный член Академии Нового Мышления — общественной организации, объединившей учёных разных специальностей и инженеров для решения проблем экологии на концептуальной основе учения В.И.Вернадского и Рерихов.

Урусвати

Гигантскими шагами продвинется наука в Наступающей Эпохе под новыми Светилами и знаком Урана.

Е.И.Рерих (Письмо Е.П.Инге от 18.09.52)

24 июля 1928 г. в Дарджилинге был учреждён институт комплексного исследования Гималаев «Урусвати» — «Свет утренней звезды». Президентом-учредителем института была Е.И.Рерих, президентом — Н.К.Рерих, директором — Ю.Н.Рерих, а секретарём института — приехавший из Риги В.А.Шибаев. В декабре 1929 г. институт перебазировался на территорию Кулу, где Н.К.Рерихом для этой цели было выделено 20 акров земли. Согласно программным документам, опубликованным в 1928-30 гг., первоначальной целью института было размещение коллекционных материалов, собранных во время Центральноазиатской экспедиции 1925-28 гг., и их изучение. Центральноазиатская экспедиция проходила под американским флагом и имела широкий резонанс в США. Институт «Урусвати» на территории Кулу планировался как форпост для дальнейшего изучения учёными Европы и США малоисследованных территорий Средней Азии. В строящемся в то время музее имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке был открыт американский филиал института по исследованию Гималаев, которому Н.К.Рерихом были подарены 200 художественных полотен, нарисованных самим Н.К. во время Центральноазиатской экспедиции, а также один из двух экземпляров КанджурТанджура — священного буддистского канона на тибетском языке из 300 книг.

По определению Ю.Н.Рериха, под территорией Средней Азии, которую очерчивали научные  интересы гималайского института, подразумевалась Индия и совокупность пустынь и гористых плато Азии, простирающихся от Ирана на западе до границ Китая на востоке, включая русский и китайский Туркестан, Монголию и Тибет. Долина Кулу, в которой размещался индийский филиал института «Урусвати», находилась в Индийском Тибете в предгорьях Гималаев, как раз в центре этой громадной территории, протянувшейся от Цейлона на юге до Сибири на севере1.

Институт активно проработал в течение почти 4 года, с 1929 по 1932 год, и выпустил три номера ежегодника «Урусвати» за 1930,1931,1932 гг. с отчётом о своей научной деятельности. Из-за нехватки средств (в странах Европы и США с начала 30-х годов начался финансовый кризис, отразившийся на всех сторонах жизни, включая финансирование науки и культуры) институт не смог продолжать регулярную деятельность. Несмотря на это в течение 30-х годов на базе института проводились экспедиции и экскурсии, велось изучение коллекционных находок и постоянно пополнялись экспонатами музей и исследовательская библиотека вплоть до начала второй мировой войны в Европе, когда институт пришлось законсервировать.

В1934-35 гг. была проведена по Монголии и Туркестану целевая экспедиция, финансируемая Департаментом Земледелия США. В связи с наступлением пустынь на западе США, вызванном промышленной деятельностью, американское правительство выдвинуло задачу по сбору семян растений пустыни, останавливающих расширение засушливых районов. Н.К.Рерих уже тогда интуицией художника почувствовал и умом учёного осоз-нал важность экологических проблем, которые станут актуальны для человечества со второй половины XX века и которые предстоит решать будущей науке.

 

Урусвати

 

Н.К.Рерих многие годы посвятил размышлению о «руководящем знании», вобравшем в себя те достижения наук, которые служили бы человеческому благу. В рериховском музее в Нью-Йорке планировались секции синтеза искусств, где обеспечивались условия для творчества представителям разных искусств, их практического соприкосновения на этой общей основе. Такая же логика закладывалась и в идею синтеза научных знаний: работа учёных разных специальностей над одним и тем же предметом и на одной площадке.

В тех же программных документах отмечалось, что западноевропейская цивилизация угрожает уничтожением своеобычных культур региона Средней Азии со многими этносами, языками и многотысячелетней историей. Комплексное изучение этого материала заинтересованными представителями разных областей знания Европы и США могло бы стать шагом к преодолению узкой специализации наук, ставшей уже в то время опасным симптомом развития западноевропейской цивилизации.

В «Урусвати» бок о бок должны были работать отделения археологии, примыкающих к ней гуманитарных наук и истории искусств, отделение естественных наук, исследовательская библиотека, музей для размещения и хранения экспонатов. Отделение археологии включало секцию общей истории (миграция народов), истории народов Центральной Азии, истории древних искусств, филологии и лингвистики. Отделение естественных наук состояло из биохимической лаборатории, лаборатории органической химии и фармакологии, физической лаборатории и специальной секции, посвященной исследованию онкологических заболеваний.

Исследовательская библиотека, помимо хранения манускриптов, древних книг, рукописей, фотографических материалов, собранных во время экспедиционной работы, должна была подбирать книги, монографии и периодические издания, обеспечивающие работу других отделений института, ежемесячно подготавливать лист с рецензиями на современные публикации по тематике института, заниматься изданием периодического, выходящего раз в полгода, журнала «Урусвати» и монографий, вырастающих из статей, превышающихдопустимый для журнала объём, а также серии «Тибетика», посвященной тибетским древностям.

Музей института предназначался для хранения разнообразного этнографического материала, гербариев, шкурок и чучел животных и птиц, коллекций насекомых и бабочек, а также семян деревьев, кустов и трав, минералогических коллекций, с которыми можно вести постоянную исследовательскую работу.

Целью биохимической лаборатории являлось исследование феномена жизни, которое должно базироваться на пересечении многих научных дисциплин. Концепция синтеза научных знаний строилась в институте «Урусвати» на основе комплексного изучения проблем происхождения жизни. Восток в глазах европейцев и американцев был знаменит, прежде всего, традициями народной медицины, построенной на совсем других представлениях о человеке и его физиологии. Отсюда вытекала программа изучения лекарственных растений и их применения совместно с тибетскими лекарями и ламами с немедленной проверкой найденных рецептов в научной лаборатории средствами европейской науки.

Поскольку медицинские знания стран Средней Азии, и прежде всего Индии и Тибета, требовали серьёзного изучения языков, истории, мифологии, религиозной философии, работа отделения естественных наук смыкалась с деятельностью отделения археологии, в результате чего в общую работу оказывались вовлечёнными представители и естественных и гуманитарных наук.

Почти две трети материалов, опубликованных в журнале «Урусвати», посвящено отделению археологии. Помимо отчёта о раскопках, оговорённых с институтом археологии Индии и других стран, очерчиваемых регионом Средней Азии, по этому отделению проходили статьи о методах археологических раскопок, этнографический материал о религиозно-мифологических традициях народов Тибета, о структуре местных диалектов и фонетике. В результате совместной работы с тибетскими ламами был подготовлен англо-тибетский словарь, который вышел в I томе серии «Тибетика»; планировался выпуск тибетской грамматики во II и III томе этой серии. Был издан отдельной монографией «Атлас лекарственных растений Тибета».

В 1929-30 гг. H.K. и Ю.Н.Рерихи отправились в США, а потом — в Европу, чтобы заручиться поддержкой «Урусвати» со стороны прежде всего научных организаций —исследовательских институтов и университетов. В 1929 г. закончилось строительство Музея Рериха в Нью-Йорке, на базе которого открылся американский филиал института «Урусвати» и был основан целевой финансовый фонд для частных и общественных субсидий. Музей создавал ежегодный грант в пользу «Урусвати». Частные вкладчики получали звание со стороны института как полноправные участники его работы в зависимости от размера вклада — от 10 000 долларов и до 10 долларов включительно.

На территории индийского филиала «Урусвати» в Кулу помимо исследовательской работы планировалась лекционная учебная, а также исследовательская работа с привлечением студентов американских и европейских высших учебных заведений. Со стороны каждого студента должен был поступать номинальный взнос в фонд института в размере 10 долларов.

В самом нью-йоркском филиале планировались регулярные лекции сотрудниками музея по тематике работы института и фонда для поддержания постоянной заинтересованности частных лиц в финансовой поддержке института. Во время пребывания Рерихов в США такие лекции были прочитаны президентом и директором «Урусвати», со свободным обменом мнениями за послелекционным чаем. После США Рерихи отправились в Лондон, а из Лондона в Париж.

За время поездки в США и Европу были заключены договоры о сотрудничестве более чем с 285 научными организациями и правительственными комиссиями. Институты и университеты, а также отдельные учёные, охотно шли на контакт. После Центрально-Азиатской экспедиции отец и сын Рерихи заслуженно рассматривались научной общественностью как крупные учёные-востоковеды. Рерихами были учреждены звания для учёных, сделавших выбор в пользу активного сотрудничества с институтом «Урусвати». Прежде всего, это был штат постоянных сотрудников института, глав секций и лабораторий. Потом шли советники по науке по отделениям института и член-корреспонденты.

Работать в качестве советников и член-корреспондентов института изъявили согласие А.Эйнштейн, А.Майкельсон, Р.Милликен, Луи де Бройль, Р.Моггофин, Ч.Лайнман, К.Бюиссон, Е.Меррил и другие видные учёные.

Публикации из собрания сочинений Эйнштейна 30-х годов позволяют предположить, что разговор с Рерихами вёлся о работах, касающихся связи гравитационных и магнитных явлений. А.Майкельсон последние годы своей жизни посвятил опытам по измерению скорости движения эфира относительно Земли и его влиянию на скорость света в высокогорных условиях. Второй номер журнала «Урусвати» за 1931 год открывается некрологом, посвященным памяти Майкельсона, истории его научной деятельности и физической теории света. Один из создателей квантовой механики Луи де Бройль был по специальности историком и человеком широких интересов, что также делает естественным его участие в рериховской программе.

В публикациях журнала встречаются неоднократные ссылки на Р.Милликена, автора теории электронов, как на авторитета в области электрических и магнитных явлений. Милликена должны были заинтересовать электрические и магнитные явления в высокогорных условиях, которыми издревле славилась долина Кулу и примыкающие районы Индии и Тибета.

Надо заметить, что долина Кулу обладает необычным сочетанием сразу многих условий для экспериментальной работы. Помимо повышенной электрической и магнитной активности, она уникальна и в геологическом, и в астрономическом, и вметеорологическом, и в ботаническом, и в зоологическом и в целом ряде других отношений. В соседних Манди и Кангре проходит зона повышенной сейсмической активности, хотя хребты Чота и Бара Бхагал ограждают саму долину от зоны повышенной сейсмичности. Условия высокогорья отрезают Кулу от обычных для Индии муссонов, так что в долине наблюдается умеренный и сухой климат, очень благоприятный как для земледелия, так и для скотоводства. Кроме того, долина Кулу знаменита плодородием своих почв, разнообразием фауны и флоры.

Сама территория института находится вблизи г. Наггара на высоте 6 тыс. футов над уровнем моря, а долина поднимается с высоты 4 тыс. футов до 10 тыс. футов, окружённая с запада, востока и севера предгорьями Гималаев. В силу этого создаются уникальные условия для экспериментальной работы на плантациях медицинских и сельскохозяйственных растений, расположенных на разных высотах.

Первая такая работа, связанная с изучением интенсивности космических излучений на разных высотах, была начата в 1931 г. в рамках более широкой программы Чикагского университета и осуществлена на территории Кулу и в прилегающих районах в 1932 г. (отчёт о которой опубликован в III томе журнала «Урусвати»). Проект по измерению интенсивности космических лучей в высокогорных условиях в разных точках земного шара был подготовлен лауреатом Нобелевской премии, сотрудником Чикагского университета Р.Комптоном и поддержан Карнеги-фондом и фондом Чикагского университета. Впоследствии изучение космических лучей и постройка стационарных станций в высокогорных районах стала нормой, но в то время это была одна из первых акций подобного рода. И институт «Урусвати» имеет прямое отношение к её реализации.

Измерение интенсивности космических лучей на разных высотах — первый и естественный шаг, подготавливающий исследование роста и развития растений в условиях разных высот. В III томе «Урусвати» в статье, посвященной окончанию строительства биохимической лаборатории, мы находим ссылку на то, что одной из первых планируемых по этой тематике работ было исследование зависимости роста растений от электризации воды.

Особый интерес в США и широкую поддержку вызвала программа исследования онкологических заболеваний и разработки современных лекарственных средств от этой страшной болезни. В высокогорных районах Тибета раковые заболевания крайне редки, на что обратили внимание Рерихи во время Центрально-Азиатской экспедиции. В то же время, они узнали от местных жителей, что онкологические заболевания относятся местными лекарями к числу излечимых. Отсюда возникла программа, целью которой было выяснить, являются ли причиной особые природные условия или эффективность лекарственных средств местной медицины. Во время пребывания Рерихов в Нью-Йорке в рамках фонда института «Урусвати» был создан особый фонд вкладов на создание секции для разработки лекарственных средств по борьбе с раком.

О самой структуре журнала «Урусвати» мы можем составить вполне ясное представление по вышедшим томам. Каждый том открывался научной биографией учёных, которые являлись советниками или корреспондентами института. Большая статья об известном индологе, сотруднике Гарвардского института, Чарльзе Лайнмане открывает I том журнала. Во II томе — некролог, посвященный Альберту Майкельсону, в III — статья о жизни и деятельности известного шведского путешественника, исследователя Тибета и районов Центральной Азии, Свена Гедина. Далее в томах журнала идут статьи по археологии и лингвистике, по этнографии народов Средней Азии. Затем представлены материалы отделения естественных наук. Завершают каждый том журнала отчёты об экскурсиях и экспедициях и дневники экспедиций, годовой отчёт о работе института по отделам и рецензии на книги по тематике института, подготовленные исследовательской библиотекой.

Большая часть материалов для журнала была подготовлена Ю.Н.Рерихом, главным редактором ежегодника «Урусвати»: в I томе — «Проблемы тибетской археологии»; во II томе —«Изучение Калачакры»; «Церемония разрушения камней»; в III томе — «Тибетский диалект Лахула».

Заметное место в публикациях журнала занимают статьи сотрудника Гарвардского института Владимира Пертцоффа, который планировался Рерихами на место главы биохимической лаборатории. ВI томе под его именем опубликована большая и обстоятельная статья о жизни и творчестве М.В.Ломоносова. Выделенный в статье круг интересов великого русского учёного почти копирует секции института: химия и физика, метеорология и астрономия, геология и минералогия, филология и история. По-видимому, фигура Ломоносова рассматривалась учредителями «Урусвати» как образец для учёного, работающего в институте.

Небольшая статья Пертцоффа о легетине, липоидном соединении, занимающем видное место в работе нервной системы, а также статья о соотношении неопределённостей в квантовой механике применительно к подходам в изучении феноменов жизни позволяет составить представление о самом характере работы биохимической лаборатории, вокруг деятельности которой построена работа всего отделения естественных наук. Согласно соотношению неопределённости, нельзя выделить атом из системы, не изменяя его характеристик неконтролируемым образом. До сих пор принципом исследования жизни остаётся: раздели на части, изучи каждую часть, а потом сложишь вместе. Но мы ничего не можем выделить, не модифицируя выделенных частей. Поэтому надо искать новые подходы к изучению жизни, которые позволяли бы исследовать живые организмы, не нарушая их жизнедеятельности.

В соответствии с медицинской программой работы института в материалах журнала мы находимдве интересные статьи сотрудников института Луи Пастера (Париж). Одна принадлежит перу К.К.Лозин-Лозинского и посвящена медицинским аспектам йоги и методике йогических упражнений. Другая — С.И.Метельникову, о роли кожных мембран в балансе внутренней и внешней среды человеческого организма, что и определяет здоровье.

Очень показательны, с точки зрения подхода к синтезу знаний и совместной работы представителей разных научных дисциплин, рубрики рецензируемой литературы, подготовленные исследовательской библиотекой. Среди них — популярная химия в вопросах и ответах, введение в геологию, практическая биохимия растений, только что вышедшая в то время книга Луи де Бройля «Принципы квантовой механики» и целый ряд других книг по естественнонаучной тематике, которые позволили бы учёным-гуманитариям максимально быстро войти в круг проблем естествознания. В отделе археологии встречаются статьи на темы: тибетская грамматика, история буддизма, раскопки прошлого, базис окружающей среды в социальной географии, антропология китайцев, тибетско-санскритский словарь, библиография буддизма, аспекты индийских медицинских трактатов, индийский символизм (слоновый стиль), «звериный» стиль фресок во Владимире, практика дзэн-буддизма, буддизм и веданта, буддистская иконография, история Татарии (Туркестан и Монголия), справочник по Маньчжурии, учение Конфуция, санскритские тексты и работа с ними, храмы Центрального Китая и их культ, история искусства Китая.

Западная цивилизация недооценивает древние народы. Её представители считают эти народы ниже себя и уверены, что у них нечему учиться. Они думают, что даже если какое-то знание оказалось утерянным, наука легко его переоткроет в своём поступательном движении. Однако бурно растущая промышленная деятельность, цивилизация больших городов, дифференциация наук говорят скорее о тупике западного мира, который вот-вот проявит себя в полную силу. Это провидчески почувствовали Н.К. и Е.И. Рерихи, создавая институт «Урусвати» и привлекая к сотрудничеству учёных разных стран. В критический момент западноевропейской истории и жизни на планете, целостное представление о человеке, его физиологии, его многочисленных связях с природой и космосом, которыми характеризуются многие древние системы Востока, — могли бы вывести человечество из тупика.

Малые народы Центральной Азии, культуру которых грозит подорвать и вытеснить западная цивилизация, несут в себе умение жить в гармонии с природой, что становится всё большей проблемой для человека в западном мире. Причины миграции народов, разные типы укладов жизни — весь этот исторический фон мог бы позволить взглянуть со стороны на достижения западной цивилизации, оценить по достоинству её успехи, пересмотреть ценности, увидеть перспективу. В этом — самостоятельная задача археологического отделения «Урусвати», независимая от его вспомогательной и прикладной роли (изучение языков и архаических диалектов, делающее возможным чтение текстов) в реализации естественнонаучной программы института. Изучение миграций народов, пересечения и взаимовлияния их культур, позволяет проследить путь каждого народа, истоки как положительных, так и отрицательных тенденций, выявить направление, инерции культуры, посмотреть, к какому итогу она идёт и может ли этот итог устроить современного человека.

Психика человека западного мира не развивается, скорее наоборот — мельчает и деградирует. Наука и техника служат опустошительным войнам, ведут к экологическому кризису, разрушению природы и её контакта с человеком. Промышленная деятельность развязывает находившиеся ранее в равновесии природные стихии, приводит к необратимым изменениям климата и ландшафта, состава атмосферы, воды морей и океанов, создаёт условия для взрывного размножения болезнетворных для человека микроорганизмов, падения иммунитета, общего нарушения здоровья — как телесного, так и психического.

Психически и телесно здоровый человек во чтото верит, постоянно увлекается, ищет, к чему бы применить ясно ощущаемые в себе силы. Это общее жизнеощущение человек выражает в религии и искусстве. Западный же человек стал холоден, циничен, агрессивен, перестал верить во что-либо, кроме интеллекта и холодного расчёта. Люди стали усталыми, бесчувственными, жестокими друг к другу, неотзывчивыми и несправедливыми. Н.К.Рерих и говорил в связи с этим о «руководящем знании», которое сочетает объективность знания с его справедливым и общеполезным применением. По замыслу Рерихов, организованный ими институт «Урусвати» должен был первым добыть образцы такого знания для человечества.

 

Послесловие от редакции

Урусвати — свет утренней звезды... Что же это за звезда? Раскрывает тайну Е.И.Рерих в одном из писем в Америку от 14 апреля 1947 г. (см. т.IV, 1923— 1952; изд. М., «Сфера», 1999, с.295-296):

«...Во второй части "Л[истов] С[ада] М[ории]" <...> в §11 определённо сказано о приближающейся новой звезде. Конечно, указанная там звезда не Венера, но иное светило, которое ещё не появилось в нашем поле зрения. Светило это появлялось не раз во времена Атлантиды. В близком, очень близком будущем оно посетит нашу Солнечную систему. Издавна эта звезда была связана с Матерью Мира, и, конечно, наступающая Эпоха Матери Мира должна быть возглавлена Её Звездой. Первое упоминание о ней было дано в апреле 1924 года, второе Вы найдёте в первой части "Беспредельности" от 1929 года.<...> "И срок начинает приближать (новую) планету из Беспредельности, и потому наблюдайте пертурбации земные". Силу этих лучей я испытала на себе, когда В[еликий] Вл[адыка] направил на меня конденсированный луч этой планеты,но, конечно, ослабленный настолько, чтобы не повредить организму. Но всё же было нелегко, и сейчас эти лучи уже действуют. Лучи эти принесут ускорение вибраций, значит, ускорение эволюции, и существенно изменят жизнь нашей Земли. Полное название этой звезды Урусвати, но я не хотела тогда давать его в книге и даже некоторым заинтересовавшимся сказала, что эта звезда Венера, ибо истинно в тот год Венера неслыханно приблизилась к нашей Земле. Новая звезда невидима ещё нам. <...> Скоро и это знамение, видимо, засияет на нашем горизонте и уйдёт, чтобы снова вернуться не в далёком будущем и осесть как новый член в нашей Солнечной системе. Планета эта тройного напряжения и действительно сияет как солнце».

О том же светиле пишет Елена Ивановна и в текстах «Бесед с Учителем» (1940—1950 гг.), впервые опубликованных в журнале «Новая Эпоха» (бывший «Мир Огненный», №1 (20), 1999):

«Светило новое явлено на сотрудничестве с Нами, проходит близко от нашей Солнечной системы. Явление его сокрыто от телескопов, и только отражение лучей его оявится на горизонте». «Венера отдала свою силу нашей Земле и Моей красавице Новой Планете. Новая Планета на своём прохождении мимо Венеры уявилась на притяжении лучей её...».

И ещё. В письме Е.И.Рерих от 6.11.1948 г., адресованном А.М.Асееву в связи с приближением совершенно удивительной кометы осенью 1948 г.— 1948L (см. материал «Кометы огненная весть» в «Дельфисе» №1(13) за 1998 г.), упомянуто о пророчестве — «о Новой Планете, появление которой ознаменует начало новой Эры Матери Мира!» и сказаны такие слова: «...комета эта и есть ожидаемая планета, но, конечно, никто из учёных астрономов не согласится с таким утверждением». Заметим, что ими период обращения гостьи был оценён тогда примерно в 170 тыс. лет...

Предварительный анализ, проведённый нами (по данным А.В.Добряковой о положении Венеры в знаках зодиака в ноябре 1948 г.), показал поразительное созвучие со словами Е.И.Рерих о связи кометы с Венерой.

Комета, после близкого прохождения мимо Солнца, на пути между орбитами Меркурия и Венеры (8-13 ноября 1948 г.), оказалась почти на середине расстояния между Землёй и Венерой2, причём сравнительно небольшом расстоянии, равном примерно половине астрономической единицы (~ 80 млн. км.), а где-то 13-го числа комета и Венера должны были на небе подойти друг к другу достаточно близко. Интересно, что только в этот короткий интервал времени странная комета 1948 г. была доступна наблюдению — на южном небе перед рассветом невысоко над горизонтом, а Венера сопровождала её выше, по другую сторону от ещё не взошедшего Солнца3.

 

Лара Янг

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: