warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Три портрета Рериха

Бузина Л.В., исследователь

Где бы ни находился дух, покинувший тело, он существует, он есть. Соприкоснуться с ним можно через форму его бывшей физической оболочки, если представить её достаточно ярко…

Грани Агни Йоги

Сердцем любимый облик Николая Константиновича Рериха сохранили для нас старинные фотографии и прекрасные портреты, написанные его сыном Святославом Николаевичем. Более 30 шедевров портретной живописи, запечатлевшие духовную мощь великого деятеля Культуры, были созданы в 20–40 годы XX столе тия, когда семья жила за границей.

Менее известны портреты, созданные современниками Н.К.Рериха, художниками Серебряного века, в петербургский период его творчества. Автором первого стал русский живописец Александр Яковлевич Головин (1863–1930). Сущностью его искусства была прихотливая, изощрённая декоративность, являющаяся синонимом прекрасного, но отнюдь не означающая нечто поверхностное и внешнее, не исключающая глубины содержания.

Декоративность была фетишем Серебряного века. Её культивировал новый стиль – модерн, на первое место в искусстве поставивший архитектуру и декоративно-прикладное творчество, отведя станковой картине роль декоративного панно. В поисках монументального стиля, стиля эпохи, модерн стремился к синтезу искусств, наиболее ярким воплощением которого стал театр, соединивший в себе музыку, слово, цвет, актёрскую игру. Головин, много работавший как театральный художник, создал свой собственный неповторимый стиль в живописи, являвшийся вариантом модерна. Именно в театральных работах Головина наиболее ярко проявилась декоративность, но также и в станковой живописи – многочисленных портретах, пейзажах, натюрмортах, волей художника превращённых в изысканно-узорчатые декоративные панно, ласкающие глаз причудливым кружевным ритмом линий и тонкими нюансами цвета.

В 1881 году тяга к искусству привела Головина, родившегося в Подмосковье в простой семье, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Поступив на архитектурное отделение, он успешно проучился три года, пока не понял, что его любовь к изобразительному искусству сильнее, чем интерес к зодчеству. Перейдя на живописное отделение, он оказался рядом с Константином Коровиным, Исааком Левитаном, Михаилом Нестеровым…

Среди учителей Училища особым уважением среди молодёжи пользовался Василий Дмитриевич Поленов. От передвижников, царствовавших в то время, его отличало искусство тонкой пленэрной живописи живыми, чистыми красками, лишёнными передвижнической темноты, высокий уровень культуры, неравнодушие к судьбам молодых художников. Поленов устраивал в собственном доме рисовальные вечера, на которые приглашал наиболее талантливых учеников. С большой теплотой он относился к Коровину и Головину, называя их своими «художественными детьми».

<...>

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

Идентификация
  

или

Я войду, используя: