warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Теогенезис


(Третья часть древних станц Дзиан)

Предисловие

Все, изучающие Тайную Доктрину, конечно, знают, что первые два тома этого монументального труда Елены Блаватской озаглавлены «Космогенезис» и «Антропогенезис». Взятые из древних Станц Дзиан, они были составлены госпожой Блаватской под руководством нескольких Посвящённых Великой Белой Ложи.

Предлагаемый читателю том «Теогенезис» содержит дополнительные Станцы, обещанные сообществу изучающих Мудрость Религии. Переданные теми же Учителями, которым госпожа Блаватская посвятила свою жизнь и труд, они образуют третью часть той же священной Книги Дзиан, из которой были взяты первоначальные Станцы, и освещают эволюционный путь человека, ведомого, направляемого и оберегаемого Божественными Силами, Создавшими его.

Теогенезис был передан при посредстве Храма Человечества. Впервые мир познакомился с ним на страницах «The Temple Artisan» — официального печатного органа этой организации — в начале века (19061918 гг.).

В июльском его номере за 1906 г., в тексте под заголовком «Открыты Новые Станцы», мы читаем: «Мы, как никто другой, понимаем, насколько серьёзные обвинения, несомненно, предъявят нам наши противники, внимательно прочитав следующие Станцы. Наше заявление, что эти Станцы взяты из Книги Дзиан и переданы нам теми же Посвящёнными, которые предоставили доступ к этой книге госпоже Блаватской и которые во время создания "Тайной Доктрины" помогли ей истолковать их, несомненно, вызовет возражение, но сознание того, что наше заявление будет названо ложным, не может и не должно удержать нас от передачи этих дополнительных Станц тем, кто в состоянии оценить их подлинность и значение.

В основу "Тайной Доктрины" были положены, главным образом, именно Станцы, описывающие действие эволюционных сил, строение материи, появление на земле животных и человека, а также эволюцию последнего вплоть до Пятой Великой Коренной Расы.

Предлагаемые Станцы со всей очевидностью относятся только к последним подрасам Пятой Коренной Расы и к начальным подрасам Шестой Коренной Расы. Первый том "Тайной Доктрины" трактует о Космогенезе и основывается на семи Станцах из Книги Дзиан. Второй том состоит из двенадцати Станц, разделённых на сорок девять шлок с комментариями, и посвящён Антропогенезу. Последние три шлоки двенадцатой Станцы относятся к Пятой Расе и её божественным наставникам. Дополнительные Станцы, предлагаемые человечеству Великой Ложей, начинаются от двенадцатой Станцы второго тома и, естественно, их вполне уместно озаглавить "Теогенезис". поскольку очевидной целью является указание на тот процесс, благодаря которому Человеческое Царство вольётся в Царство Божие. Сколько дополнительных Станц из вышеупомянутого Священного Труда будет обнародовано и до какой степени они будут объяснены, зависит от самого человечества. Но то, что было позволено открыть миру хотя бы ещё несколько Станц, можно считать хорошим знаком».

Храм Человечества напрямую продолжает работу, начатую Е.П.Блаватской в 1875 г. в Нью-Йорке. Он был основан в Сиракузах, штат Нью-Йорк, в 1898 г. Франчиа А. Ла Дью и доктором Уильямом Дауэром. В 1903 г. Храм переехал в Калифорнию, в место, которое теперь называется Халсионом.

Станцы и комментарии к ним несут на себе печать авторства Учителей Илариона, Мории и Кут Хуми и их Посредников, последовательно представленных Главными Хранителями Храма Человечества. Их имена: Франчиа А. Ла Дью, известная как Голубая Звезда; доктор Уильям Дауэр, известный как Красная Звезда, и Пёрл Дауэр, известная как Золотая Звезда. Храм Человечества издавал следующие книги того же авторства: «Учение Храма», «Оккультизм для начинающих», «С Горной Вершины» (2 тома)1, «Огни Маяка», «Красный и Жёлтый Фолианты» (Храмовых Посланий), «Послания Учителей Храмовым Собраниям». Все они содержат дальнейшие комментарии к Станцам Теогенезиса. Они были доступны широкой публике, но слишком объёмны, чтобы быть включёнными в один том. Выдержки из этих публикаций были включены в Комментарии в этом томе. Их полный текст является в высшей степени важным и очень рекомендуется как источник информации для всех, изучающих Древнюю Мудрость.

«Теогенезис» продолжает нести Знамя Труда Белой Ложи. Он укрепляет веру человека в то, что «нет религии выше истины» и что «верования исчезают, сердца остаются»; что Отцовство Бога и Братство Человека лежат в основе всего; и что в проявленной вселенной правит совершенная справедливость, непрерывно проводимая в жизнь Эволюционным Законом, и что к ногам Учителей припадут все люди, где бы они ни блуждали.

В одном из первых номеров «The Temple Artisan» была выражена надежда на то, что «кто-нибудь, любящий человечество, выступит с предложением представить как Станцы, так и Комментарии в форме книги, дабы будущие поколения могли обладать этой бесценной космической историей». На долю нынешнего Главного Хранителя выпала честь осуществить завершение и публикацию этого Священного Труда. Да поможет он всем людям соединить усилия для достижения просветления и мира.

 

Гарольд Е. Форгостайн, Главный Хранитель Храма Человечества. Халсион, Калифорния, 1981 г.

Введение

Прослеживая источники Станц Дзиан, составляющих основу «Тайной Доктрины», госпожа Блаватская пишет («Тайная Доктрина», т.1. Введение): «Первая часть эзотерических доктрин основана на Станцах, являющихся рекордами народа, неизвестного этнологии. Станцы написаны, как это утверждается, на языке, отсутствующем в номенклатуре языков и диалектов, знакомых филологии, и исходят из источника, отвергаемого наукою, — а именно Тайного знания. И, наконец, они предлагаются через посредничество, постоянно дискредитируемое в глазах всего мира всеми, кто ненавидит неудобные истины или же имеют своего особого конька, нуждающегося в защите»2.

В прологе («Тайная Доктрина», т.1) мы читаем: «Станцы потому и дают абстрактную формулу, которая может быть приложима "mutatis mutandis"3 ко всей эволюции; к эволюции нашей крошечной Земли, к цепи планет, в которую входит наша Земля, к Солнечному Миру, к которому принадлежит эта цепь, и так далее в восходящем измерении, пока ум не начнёт колебаться и не истощится в этом усилии.

Семь Станц, данных в этом томе, представляют семь терминов этой абстрактной формулы. Они относятся и описывают семь великих стадий эволюционного процесса, о которых говорится в "Пуранах" как о "Семи Творениях" и в Библии как о "Днях Творения"»4.

Тот, кто вдумчиво и без предубеждения изучает «Тайную Доктрину», поймёт, прочитав эти Станцы и комментарии к ним, что из всех объяснений зарождения жизни, которые ему только удавалось найти, он, наконец-то, натолкнулся на самое полное.

Первый том «Тайной Доктрины» посвящён Космогенезу (космос — составная часть, означающая «мир», и генезис — рождение чего-либо). Он содержит в виде знаков и символов единственно верную летопись творения и эволюции Солнечной системы, а затем человеческих и животных рас, начиная с периода между «двумя вечностями», когда первое шевеление дотоле неподвижных сил жизни пробудило и, направляемое энергией Фохата, собрало спящие семена (искры) в многочисленные формы. («Тайная Доктрина» описывает Фохат так: «Фохат, таким образом, является динамической энергией Космической Мыслеосновы»"5.)

Семь Станц, которые на мистическом языке очерчивают основу Космогенеза, проводят изучающего через все первичные стадии жизни: от бесформенной жизни к жизни в форме, от бесполой к андрогинной и двуполой расам, от первого века до второго и третьего и, наконец, к началу четвёртого века.

Антропогенез, давший название второму тому, определён Вебстером6 как «антропо — составная часть, означающая "человеческий", и генезис — "рождение чего-либо"». Он состоит из двенадцати Станц, подразделённых на сорок девять шлок с комментариями, и продолжает изложение эволюции жизни, от начала Четвёртого Великого Века и Четвёртой Коренной Расы, через семь её кругов или циклов, равно как и через многие малые циклы больших циклов, до конца Четвёртого и начала Пятого Великого Века. (Каждая Маха Юга — Великий Век, состоит из семи больших циклов, длящихся бесчисленные периоды времени).

Этот том также проводит читателя через период, когда человеческая раса впала в величайший грех, что описано в Библии как «грехопадение человека», период, который отмечен гибелью Атлантов, самого просветлённого из народов, когда-либо населявших землю.

Континент Атлантида ушёл под воду, и все Атланты были потоплены, за исключением жалких остатков этой расы, живших на вершинах единственной короткой горной цепи. От этих остатков и произошли расы, населяющие землю с того времени и доныне.

Девять Станц Дзиан, которые лежат в основе Теогенезиса, составляют третью часть манускриптов, истолкованных Великими Учителями, в чьих руках находятся оригиналы. Они проводят читателя через Пятый Круг нынешних рас Земли и вплоть до конца Шестого и Седьмого Кругов великой Пятой Коренной Расы.

Не представляется вероятным, чтобы в этом веке Учителя открыли ещё сколько-нибудь Станц, ибо ни люди этого века, ни люди последующих нескольких веков не будут в состоянии постичь и истолковать их. Для этой цели потребуются иные чувства, чем те, какими в наше время обладает большинство человечества. Шестое и седьмое чувства будут в полной мере развиты в людях Шестого и Седьмого Круга.

Некоторые представители рас, населяющих эту планету во время Седьмого Круга, достигнут статуса Божественных Царей, которые пришли, чтобы править и руководить теми остатками, что сохранились к завершению Четвёртого Круга и к началу Пятого, и Они будут направлять эволюцию новых рас.

Книга Бытия и Апокалипсис также открывают тайны эволюции и освобождения рас, произошедших от спасённых остатков Четвёртой Расы, для тех, кто может истолковать символический язык, на котором они изложены. В обеих этих книгах и в Станцах Дзиан запечатлены одни и те же события.

Все великие религиозные и философские системы древности были основаны на истинах, открытых в Станцах Дзиан по мере того, как Посвящённые время от времени выносили эти истины в мир, ибо только Они обладали доступом к тайным архивам Великой Белой Ложи. Эти Посвящённые — Учителя — обучали Своих преданных неофитов значению глифов и символов, которыми написаны Станцы, и многие современные религии в значительной степени основаны на неправильном понимании тех первых верных толкований Станц, что были даны Учителями.

Этими недостоверными откровениями и объясняется такое многообразие форм религий и трудности на пути создания универсальной религии. По мере того как люди каждого века достигали высшей точки развития разума, возможной для них, знание, необходимое для понимания стоящих перед ними жизненных проблем, сообщалось им теми Учителями Великой Белой Ложи, кто был избран для истолкования Станц ради просветления именно этих людей. В полном объёме Станцы ни разу не были даны ни одной расе ни в один период истории. Они считаются очень священными, и только Посвящённые очень высокой степени допускались, чтобы переводить и интерпретировать их.

Отрывки уже переведённых и разъяснённых Станц можно было обнаружить во многих книгах Востока, но целиком они были обнародованы только во второй половине 1912 г., когда последний записанный раздел был передан Посредникам Ложи Учителем Морией и Учителем Иларионом и опубликован с комментариями в «The Temple Artisan», официальном органе Храма Человечества.

Эти дополнительные Станцы Дзиан посвящены Теогенезу, что в космическом смысле означает начало, или Создание Бога или Богов. В человеческом смысле это соответствует пробуждению сознания человечества к Богу внутри, к своей врождённой божественности, ибо в этом цикле времени человечество стоит буквально на пороге своей Божественной природы и, сделав следующий шаг, окажется за ним, полностью осознав право духовного первородства индивидуума и расы.

Ввиду этого открытия, неизбежного в эволюции человечества, ясно, почему Станцы Теогенезиса были даны нам Учителями именно в это время и почему они имеют такое жизненно важное значение для мира как с внутренней, так и с внешней точек зрения.

Верно сказала Елена Блаватская, что «Змии  Мудрости» хорошо сохранили Свои записи, и история человеческой эволюции начертана на Небесах так же, как она начертана на стенах подземелий. Люди и звёзды неразрывно связаны друг с другом, ибо последними правит Разум».

Пролог

Начиная эту серию комментариев к Станцам Теогенезиса, автор считал, что те, кто могли бы заинтересоваться ими, будут более или менее знакомы с двумя первыми томами «Тайной Доктрины» — Космогенезисом и Антропогенезисом, и потому будут также способны принять фундаментальные принципы изложенной здесь философии, хотя бы в качестве рабочей гипотезы.

Одним из этих принципов является семикратная дифференциация Материи, Силы и Сознания, а другим — проникновение и взаимопроникновение этих принципов — состояний энергии и субстанции — друг в друга. Но было замечено, что многие читатели имеют весьма туманное представление о Мудрости, Религии и её философии. В особенности это относится к двум состояниям субстанции, с которыми довольно произвольно и совершенно неудачно был соотнесён термин «астрал». Речь идёт о состояниях Акаша и Эфир, обычно называемых высшим и низшим астралом. Те же термины были приложены аналогичным образом и к душе, и к колеснице страстей и желаний7. В этой связи представляется разумным попытаться провести между ними более чёткую границу.

В четвёртой Станце, 17-й шлоке «Тайной Доктрины» мы находим следующее: «Дыхание (человеческая монада) нуждалось в форме; Отцы дали её. Дыхание нуждалось в плотном теле; Земля сформировала его. Дыхание нуждалось в духе жизни; Солнечные Лха (Боги) вдохнули его в форму её. Дыхание нуждалось в зеркале тела своего (астральная тень); "Мы дали ему наше собственное!" — сказали Дхиани. Дыхание нуждалось в носителе8 желаний (кома рупа); "Оно имеет его!" - сказал Осушитель вод (Шучи, огонь страсти и животного инстинкта). Но дыхание нуждается в разуме, чтобы объять Вселенную; "Мы не можем дать его!" — сказали Отцы. "Я никогда не имел его!" — сказал Дух Земли. "Форма сгорит, если я дам ей свой!" — сказал Великий (Солнечный) Огонь... (Нарождающийся) человек остался пустым, бессмысленным Бхута... Так бескостные дали жизнь тем, кто (позднее) стали людьми, костями укреплёнными в третьей (расе)»9.

 

Теогенезис

М.К.Чюрленис. Эскиз. 1908

 

Все вышеупомянутые формы, в некотором смысле, являются астральными телами, то есть, они созданы Светом, Теплом и Влагой; они являются проводниками, через которые впервые начинают действовать шесть из семи основных принципов жизни, и эти проводники или формы энергии получают свои жизненные импульсы от действия духовных существ, которые развивают шесть состояний энергии и субстанции и из которых развиваются все материальные формы. Однако, первые три подразделения этих астральных форм были телами первых трёх Коренных Рас человечества. Каждая из них была впитана своим потомством, и, в конце концов, все три как одна превратились в постоянное астральное тело или форму, внутри которой «земля сформировала» физическое тело. Именно в людях Третьей Коренной Расы воплотились Сыны Разума; то были те, кто дал Дыханию «Дух Жизни» и, таким образом, превратил вторую половину неразумной расы в особую расу душ в физических телах.

Считается, что прототипы всех форм вечно существовали в Божественном Разуме. В обязанность Богов — Божественных Строителей — входило воплощение этих субъективных форм в объективной жизни и наделение их Своими собственными божественными атрибутами разума. Они совершили это, проецируя отражения прототипических форм в эфирные призрачные очертания внутри соответствующей эфирной или призрачной субстанции, которая была определена как акаша или высший астрал.

Эти эфирные формы являются основой всех других человеческих тел, существующих ныне, или тех, которые могут существовать в будущем, в более материальных состояниях субстанции, чем нынешние.

Говорят, что Посвященный высокой степени создаёт различные астральные тела, от тела Авгоэйд10 (святящееся божественное излучение Эго) и Майяви (иллюзии) рупы и далее по нисходящей. Но эти многообразные астралы есть лишь различные аспекты одной основной формы или, фигурально выражаясь, прообраза человеческой формы. Эта основная форма есть бессмертный проводник или форма души.

В одной из Станц «Тайной Доктрины» мы находим следующие строки (т. 2, шлока 12): «Великие Коганы (Владыки), призвали Владык Луны о воздушных телах: "Породите людей" (было сказано им), людей вашего естества. Дайте им (то есть, Дживам или монадам) их внутренние формы. Она (мать Земля или Природа) же сложит внешние оболочки (внешние тела). (Ибо)11 муже-жёнами будут они. Владыки пламени также...”12.

«Луна» здесь не означает одну из планет какой- либо солнечной системы. Она означает эфирно-магнетическое состояние субстанции, со всей неопределённостью формы в промежуточном состоянии, и именно эти незавершённые тела имеют в виду многие продвинутые эзотерики, когда говорят о низшем астральном теле, а совсем не Линга Шарира, которое является неким подобием последнего, хотя и более материальным, на котором и внутри которого «Она», Мать Природа, потом строит физическое тело и которое растворяется вскоре после смерти тела.

Следует понимать, что эти различные формы или тела не более отличаются друг от друга, чем различные состояния материи, о которых говорилось выше. Они взаимопроникают друг в друга, и когда сознание «Эго» — божественного Я — повышается или понижается, оно действует в этих различных состояниях субстанции, и лишь когда оно полностью освобождается от привязанности к грубой физической материи в ходе процесса, который мы называем смертью, трансом или сном, оно становится самосознающим в этих более тонких состояниях субстанции. Когда в комментариях к Теогенезису упоминается астральное тело, то автор имеет в виду — если не даётся иное определение этого термина — вышеупомянутый низший астрал, эфирно-магнетический двойник высшего астрала, проводник души. Лунные Духи, Питри, правящие духи эфирно-астрального света, самым тесным образом связаны с землёй, грубой материей. Они являются Элохимом формы на физическом плане. В развитии физических тел Они проходят элементальную, минеральную, растительную и животную формы, пока в человеческой форме Они не достигли Их конечной цели, когда в Третьей Коренной Расе человек стал самосознательным — обладателем высшего разума и души.

Лунные Питри являются противоположностью Солнечных Богов, создателей, но и те, и другие уходят на внутренний план во время солнечной пралайи — ночи времени и вновь обретают конкретные формы во время солнечного дня времени. Эти великие творческие энергии или существа выходят далеко за пределы нашего представления или воображения, но в одном мы можем быть уверены — это самосознательные существа.

Представители Первой Коренной Расы человечества были просто астральными тенями своих прародителей. Они не умерли в том смысле, в каком мы понимаем смерть, а были поглощены своим потомством — Второй Коренной Расой, субстанция тел которой была более плотной.

 

 Теогенезис

М.К.Чюрлёнис. Парусник

 

Эфирные формы — Лунные Питри — стали астральными телами Второй Коренной Расы. Особая астральная форма была порождена Третьей Коренной Расой, а когда Сыны Разума воплотились в бесчувственные колесницы, предоставленные им, астральные- тела этой Расы стали более точно соответствовать основной форме — проводнику души. Таким образом, человек стал живой душой, сознательной или полусознательной на четырёх различных планах жизни.

 

Теогенезис

М.К.Чюрлёнис. Rex. 1908-1909

 

Если небрежный читатель не пожелает отягощать свой ум вышеупомянутыми деталями, он может проигнорировать все процессы и фазы эволюции, через которые должна пройти вся субстанция в форме, и просто представить себе четыре различные градации энергии, или субстанции, взаимопроникающие друг в друга, причём каждая градация состоит из сознательных форм, хотя и не обладающих волей и умом. Это и есть те формы, которые взаимно проникли друг в друга. Затем пусть читатель представит пятое состояние материи, состоящее из постоянных форм, обладающих волей и разумом, субстанцией которых являются те четыре различных состояния или формы. Можно увидеть, что каждая форма этого пятого состояния обладает четырьмя внутренними телами.

Будучи не согласными с теми приверженцами современной науки, которые пытаются доказать, что человек происходит непосредственно из царства животных. Учителя Мудрости предоставляют множество доказательств своего утверждения о божественном происхождении человека. Они настаивают на том, что первоначальное «Грехопадение Ангелов» было нисхождением божественных существ, которые воплотились в не имевшей разума Третьей Коренной Расе, и что первородный грех заключается в той связи, которая была установлена между людьми этой Расы и антропоидами. Человек должен вновь обрести своё право божественного первородства — отсюда необходимость напряжения, мучений и страдания. Учителя также говорят, что недостающее звено в цепи Дарвина никогда не будет найдено — по той причине, что эволюция царства животных остановилась на обезьяне и, стало быть, человеческое царство было другим видом живых существ, божественного происхождения.

Учителя также говорят, что недостающее звено в цепи Дарвина никогда не будет найдено — по той причине, что эволюция царства животных остановилась на обезьяне и, стало быть, человеческое царство было другим видом живых существ, божественного происхождения.

Поскольку для того, чтобы разобрать все эти положения одно за другим в той степени, чтобы читатель остался удовлетворённым, потребовалось бы написать многие тома, постольку мы можем только посоветовать последнему обратиться к двум первым книгам великого труда — «Тайной Доктрины».

Вступление

Когда Учителя основывали Храм Человечества, одним из самых необычных среди всех сделанных заявлений было данное Ими обещание приложить все усилия к тому, чтобы упростить как можно больше из Их Учений для блага новых учеников, поскольку многие Учения, преподанные Их первым ученикам госпожой Блаватской, не достигли своей цели в одном отношении — они были слишком запутанными, а терминология слишком незнакомой для большинства людей.

Соответственно, подобная терминология, насколько было возможно, не использовалась во всех учениях Храма, и то же самое правило применялось и будет применяться к публикуемым нами комментариям. Поэтому, когда нас критикуют за использование терминов, более привычных европейской расе, терминов, которые относятся к тем же великим Существам, космическим событиям и состояниям материи, которые в «Тайной Доктрине» названы другими словами и на санскрите — мы должны будем выдержать этот напор критики, пребывая в уверенности, что наши усилия будут по достоинству оценены многими. В особенности мы постараемся использовать термины, которые современные религиозные системы применяют к тем же или подобным истинам, выраженным в древних религиозных системах и на иностранных языках, за исключением тех случаев, когда в английском языке нельзя найти никакого эквивалента13.

В предисловии к первому тому «Тайной Доктрины» госпожа Блаватская недвусмысленно даёт понять, что эти книги не представляют Тайную Доктрину в полном объёме. Данные в этих книгах Станцы и несколько цитат из комментариев к ним взяты из Книги Дзиан, которая в полном объёме и является этой Доктриной.

В частном порядке госпожа Блаватская сообщает, что ей была вручена только «горсть зерна для посева». Этим «зерном», отчасти, являются девятнадцать Станц и вышеупомянутые цитаты.<...>

Хотя эти Станцы (имеется в виду Теогенезис) можно рассматривать как пророчества о переменах, которые произойдут в шестой подрасе ныне существующей Пятой Коренной Расы, Учитель Мория заявил, что «они относятся к переменам, которые произойдут в некоторых подрасах Шестой Коренной Расы», от которой мы отделены многими миллионами лет.

По словам Учителя Мории, между последней шлокой седьмой Станцы первого тома «Тайной Доктрины» и первой шлокой первой Станцы второго тома существует сорок три неопубликованных шлоки, и в других Станцах отсутствуют шлоки, касающиеся эволюции человека до уровня Дхиан

Когана. Столь же много шлок отсутствует и между некоторыми Станцами последней из полученных частей. Первые четыре Станцы этой последней части — «Теогенезиса» — касаются, в частности, различных периодов Второй, Третьей и Четвёртой Коренных Рас и первых подразделений пятых подрас ныне существующей Пятой Коренной Расы.

Между концом пятой и началом шестой Станцы должен был оказаться большой пробел, отсюда и огромное количество недостающих шлок. Как мы понимаем, многие фазы эволюции, о которых идёт речь в недостающих шлоках и Станцах, не являются абсолютно необходимыми для общего описания данного предмета, и, кроме того, многие другие Станцы и шлоки будут непонятны для ныне существующих рас земли, ибо последние ещё не развили в себе два из тех семи чувств, которые необходимы для полного понимания и которые будут принадлежать по праву Шестой и Седьмой Расам Одно из этих чувств разовьётся в Шестой Расе, а другое, синтетическое чувство, в Седьмой. Не обладая этими чувствами, мы не в состоянии понять символический язык, на котором написаны отсутствующие Станцы, многие из которых относятся к феноменам и жизням шестой и седьмой подрас ныне существующей Коренной расы, во время которых произойдут большие перемены как в человеческом теле, так и в образе жизни.

Аватар, о котором идёт речь в начале Теогенезиса — это Аватар Пятой Коренной Расы, в то время, как Великий, который несколько раз упоминается в седьмой Станце, это синтетический Христос, или Аватар — тело Нирманакайя того Эго, которое проявлялось в теле каждого Аватара предшествующих коренных рас.

Наставление, озаглавленное «Групповые Души», данное храмовникам одним из Учителей, столь же ясно указывает на объединение в группы Аватаров, как и на объединение более низких человеческих существ, чьи тела являются проявлениями единого духовного Существа. Это Существо есть Отец-Мать Своих детей — вышеупомянутых тел, и иногда называется Правителем Звезды, к которой принадлежит данная группа, — не астрологической звезды, а той, что носит название «Звезды нашей Божественности» (Дхиани Будды), Планетарного Духа, который руководит рождением каждого человека, воплощающего Его сущность, на протяжении Манвантары. Существует семь Дхиани Будд, как существуют семь планет, принадлежащих этой Солнечной системе, четыре открытых и три тайных. Дхиан-Коганы и Дхиани Будды тождественны друг другу. Те из учеников, которые особо интересуются данным предметом, пусть обратятся к страницам первого тома «Тайной Доктрины».

На восходящей дуге каждого великого космического цикла все формы жизни стремятся к объединению и должны прийти к Единству в той же последовательности, в какой они проявились. Когда приходит понимание того, что вся жизнь в проявлении в форме на физическом плане произошла с эфирного плана — четвёртого плана — пройдя два других состояния или плана более тонкой субстанции, то следующее заявление, сделанное Посвящённым, воспринимается как достойное доверия: «Первый Рождённый Сын, Старший Брат человеческой расы, был действительно и поистине первым Эго, первым духовным существом, принявшим форму первого андрогина в проявлении».

Архаические манускрипты содержат детали, необходимые для более широкого понимания сотворения вселенной и человека. А потому нет необходимости выходить за рамки краткого очерка некоторых эзотерических учений, касающихся рождения и развития Аватара — Христа.

«Вместо однократного сотворения вселенной и человека в начале времени, было три отдельных и отличающихся друг от друга творения, соответствующие, как это уже указано в основных принципах всех мировых религий. Духу, Разуму и Форме. Хотя ныне существующая человеческая раса обладает разумом и формой, у неё есть только зерно духа — иными словами, Христа. Только в проводниках Христа — Аватарах человеческой расы — это зерно развилось до такой степени, что стало возможным совершенное развитие формы Нирманакайя, проводника, который необходим для полного воплощения Христа в человеке. Это внутреннее тело, не связанное пространством и временем, а также никакими другими ограничениями, подобно телу, которое явилось Его ученикам, когда последний Аватар, Иисус, прошёл через Своё последнее великое посвящение, так называемое воскресение».

Таким образом, разница между Аватарами и остальной частью человеческой расы заключается в том, что Аватар — это плод Духа, Христа, а человек пока что — лишь плод Разума и Формы. Образно говоря, в последнем зерно ещё не проросло, ввиду состояния той почвы, в которую оно было брошено. Прежде, чем растение сможет вырасти, расцвести и плодоносить, почва должна быть удобрена. Только в напряжении и потрясениях, радости и печали, удовольствиях и боли могут развиться качества, необходимые для подобного удобрения.

Не имеет никакого значения, кто может быть предполагаемым отцом Аватара, ибо Его настоящим отцом является Христос, перворождённый Сын Отца, а мать всегда «находится в тени» Святого Духа, мужского аспекта первого Андрогина.

Становится необходимым снова и снова обращать внимание на тот факт, что человеческая раса не произошла от животной, поскольку многие учёные, пишущие труды по эволюции, всё ещё цепляются за идею «недостающего звена» между человеком и животным. Эзотерическое знание полностью отрицает эту теорию и настаивает на духовной генеалогии человека. Хотя будут найдены многие недостающие звенья между различными человеческими расами и различными животными расами, но то недостающее звено между человеком и животным, которое так усердно ищут учёные, не будет найдено никогда. Только после того, как духовный, но неразумный человек совершил главный грех, не-что похожее на человеческое тело было рождено от животного, но рождённые таким образом не были людьми, они были человекоподобными обезьянами.<...>

Групповые души

Подобно тому, как частицы Молекулярной субстанции, которые должны соединиться и образовать клетки физического тела, притягиваются к эмбрионному сердечному центру того, что сначала станет зародышем, потом полностью сформировавшимся ребёнком, а затем полностью сформировавшимся мужчиной или женщиной, так Души являются частицами, которые по мере своего развития в будущих веках должны сформировать колесницу Бога, Солнце. Эти Души, или частицы, притягиваются к сердечному центру Великой Души — это может быть Правитель Планеты, Великая Групповая Душа — и приступают к образованию того, что может быть определено как средство выражения, Духовное Тело, которое чувства человека могут ощущать как звезду или солнце.

Те Законы Притяжения и Сцепления, которые привлекают и закрепляют всю субстанцию в определённых формах, естественным образом притягивают друг к другу все души. Их желания, мысли и действия находятся, как правило, на одном плане выражения, и лишь эта универсальная истина притяжения и сцепления, в большинстве случаев неверно толкуемая, дала толчок к созданию современной теории «Родственных Душ». Будь собраны вместе мужчины, женщины или представители обоих полов, или даже один мужчина и одна женщина, всё это является действием Универсального Закона Притяжения, притягивающего друг к другу частицы Великой Групповой Души для определённой цели. Естественно, в некоторых случаях мужчина и женщина осознают действие этого Закона, и поскольку частицы той Группы, о которой я уже говорил, неоднократно воплощались в этой Группе, то смутные воспоминания о событиях прошлых жизней способствуют укреплению связи между ними. Но факт, что они являются частицами одной Группы, не означает, что они вновь воплотятся в одной и той же местности. Они могут воплотиться даже на разных планетах, что, кстати, и происходит в большинстве случаев.

Надо понимать, что подобные отношения идут не от чувств. Если говорить о физическом плане, то между членами одной Групповой Души могут быть даже сильные конфликты. А если речь идёт о том, чтобы на физическом плане одна частица узнала другую, то это почти невозможно, ибо в подобном случае применяют чувства физического тела, а они бесполезны в распознавании внутренних явлений.

Негативный, или низший аспект Закона Притяжения, обычно именуемый половым влечением, — это сила, которая притягивает друг к другу противоположные полы, и сам факт того, что отношения между полами в большинстве случаев (даже в браке) являются столь недолговечными, доказывает, что подобные отношения идут не от души, а явно от тела с его инстинктом совокупления для воспроизводства себе подобных, точно так же, как это происходит во всех низших формах животной и растительной жизни.

Если мужчины и женщины признают это инстинктивное влечение и откажутся от неверных представлений о «родственности душ», тогда возникнет некоторая надежда на познание истины. Но до тех пор, пока они будут считать сексуальные инстинкты позорными, а фальшивый идеал «родственных душ» высшим проявлением духовности, они не примут предложенную им истину.

Из многих тысяч людей лишь единицы осознают, что у них вообще есть душа или, скорее, что они являются душами. Так как же можно ждать от них, что они распознают душу в другом человеке и установят физические отношения с этой душой?

Для большинства же человечества услышанный от кого-то или прочитанный где-то факт, что у них есть душа, которую можно либо потерять, либо спасти, — это всё, что они знают или могут узнать о своих индивидуальных душах.

Чтобы полностью осознать индивидуальную душу, воплощающееся Эго должно развить более высокое состояние ума, чем то, которым обладает средний человек, и должна быть установлена взаимосвязь между этим разумом и проводником, или формой души, в которой этот разум действует.

Как человек, глядя в зеркало, видит и сознаёт своё лицо и форму, так и низшее «я» человека сознаёт свою Душу, когда в сосредоточении исследует лабиринты своей собственной природы и находит ответы на свои вопросы. Причём эти ответы не имеют ничего общего с ответами, полученными от низшего разума, где правят бал страсть, желание контакта и половое влечение, как и все прочие качества, воздействующие на чувства в любой форме.

Свет

Поскольку и в Станцах, и в других сообщениях Учителей есть много упоминаний о различных проявлениях Света, и поскольку Свет остаётся для человеческой массы непроницаемой тайной, несмотря на все научные теории, то представляется разумным дать несколько параграфов отдельного наставления Учителя Илариона о Свете, чтобы вооружить наших читателей лучшим пониманием некоторых встречающихся в Станцах наиболее неясных упоминаний о Свете, которые могут показаться противоречивыми, если не будет понято, что они относятся к различным планам или состояниям жизни.

 

Теогенезис 

М.К.Чюрлёнис. Эскиз. 1905

 

Комментарий Учителя

Моё утверждение, что Универсальный Свет и Универсальный Разум тождественны, может показаться спорным, если ученик не до конца принял семикратное деление Материи, Силы и Сознания в буквальном смысле как факт, который можно продемонстрировать, а не как простую гипотезу. Никакое адекватное постижение великой тайны — Света и его различных проявлений — невозможно в том случае, если отсутствует определённое понимание состояний или планов Жизни, где происходят большие превращения, в результате которых Абсолютная тьма (если говорить о чувственном восприятии) становится Абсолютным Светом. Другими словами. Сознание Бытия, Бытийности дифференцируется и становится проявленным как Духовный Свет — Божественная Мудрость. Эти превращения впервые проявляются в четвёртом и пятом состояниях или планах — Акаше и Эфире.

Акаша и Эфир есть равно вечная и со-вечная Духоматерия — на протяжении всей Маха Пралайи; но на заре нового периода длиной в 4 320 ООО ООО лет Духоматерия становится Духом и материей. Это превращение происходит в результате выброса из Акаши спящих зародышей жизни — искр — всё ещё окутанных в свои одеяния тьмы. Эфирная вселенная возрождается с этим выбросом зародышей жизни, когда вновь пробуждаются энергии Притяжения и Отталкивания, и начинают, в свою очередь, бомбардировать Эфирной субстанцией — частично пробуждёнными искрами — субстанцию Акаши. Это производит вибрационный эффект, в результате которого в форме Электрического Света возникает огонь, дотоле спящий в одеяниях тьмы, окутывающих проводники универсального жизненного принципа, которые мы назвали зародышами, и дифференцируется Манасическое поле Акаши, что подготавливает развитие низшего разума в субстанции плана Кама Рупа. Движение «взад-вперёд», возникшее в результате проявления четвёртой семёрки из 49 огней — тех семи дифференциаций космической энергии, которым мы дали общее название Электричество, никогда не прекращается вплоть до конца Великого Века, во время которого они проявились.

Так Универсальный Разум непрерывно бьётся об Универсальный Дух и проявляет непроявленное на протяжении всего дня Брамы. И также непрерывно Универсальный Дух отвечает Универсальному Разуму, и ответ этот выражен в категориях Света — Света, проявляющего Разум. Таким же образом и силой того же движения проводники принципа жизни, вытолкнутые из четвёртого, пятого и шестого планов, во вращении и в процессе образования субстанции-материи, первичной материи каждого следующего плана — вбрасываются в форму Фохатическими энергиями упомянутых планов, общеизвестных под названиями Кама Рупа, Кама Манасический и Астральный.

Затем четвёртое, третье и второе из семеричных подразделений 49 огней — дифференциаций Духовного Света — вступили в свою вековую миссию по созданию, сохранению и уничтожению видимой вселенной с её бесчисленными проявлениями индивидуализированной жизни.

Я дал вам только очень поверхностное описание этих обширных процессов, но вам необходимо получить некоторое представление о методах и процессах проявления Света и о факте существования в действительности 49 различных проявлений Света, а также о том, что какая бы форма Света ни действовала на любом из под планов Физического, Астрального и Кама Рунического планов, её рождение явилось результатом взаимодействия Эфира и Акаши — то есть результатом требования Недифференцированным Разумом у Духа проводника для проявления разумной жизни, и в то же время видимого света, тепла и электричества.

Если вы хорошо усвоите этот факт, это пойдёт вам на пользу, ибо он напрямую связан со многими не до конца решёнными физиологическими и механическими проблемами, над решением которых бьётся человечество. Те же самые поступательные и возвратные импульсы двух вышеупомянутых форм космической энергии — Акашической и Эфирной, которые не наблюдаются и даже не предполагаются, ибо они невидимы и не демонстрируемы никакими внешними средствами, именно эти импульсы изначально задействованы в любом превращении, ведущем к созданию или уничтожению формы, будь эта форма математической, механической, естественной или физиологической. Именно эти ответные удары первой возникшей мыслеформы по её первоисточнику и повторяющиеся бомбардировки того же источника всё возрастающим числом комбинаций мыслеформ, в конце концов, порождают Свет — требуемое знание, решение проблемы или силу для созидания. Будет ли требуемая форма суммой математического сложения, созданием одежды, или огромного кабеля, или солнца — значения не имеет.

 

Теогенезис

М.К.Чюрленис. Короли. 1908

 

Вам никогда не решить ни одну из загадок Природы, если вы не начнёте с вышеупомянутой предпосылки.

Факт огромной силы Света, толкающей космическую пыль в межпланетном пространстве, сейчас общепризнан, поскольку изыскания известных учёных, к удовлетворению их последователей, подтвердили эту точку зрения. Но можно отметить, что не было сделано ни единой попытки воздать должное Посвящённым Великой Белой Ложи, которые, говоря о переносе различных форм жизни с планеты на планету, неоднократно подчёркивали этот факт.

 

Перевод с английского Е.В.Фалёва

 

Вторая часть: Теогенезис (часть 2) >>

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: