Учение Храма (часть 11)
Высшая любовь. Урок 175
Ах! Вы, мужья и жены этого беспокойного, сумасшедшего века, этой эры, в которой все быстро распадается и преобразовывается, в которой никогда не будет стабильности, баланса, равновесия в религиозной, социальной, политической или семейной жизни, знайте: если вы не выработаете в себе такие ценные качества, как стойкую выносливость, божественное терпение и чувство долга по отношению к незрелым или еще нерожденным детям, то они невыразимо страдают, когда их родители поддаются действию разрушительных сил и изменяющимся условиям жизни! Где найти слова, способные приковать ваше внимание и настолько глубоко проникнуть в ваши души, чтобы пробудить скрытые силы и цели, столь необходимые для спасения вашего и всей расы, к которой вы принадлежите?
Современные методы воспитания развили в большинстве людей безудержное стремление к той или иной цели, которое приводит, обычно, к одному из двух: нежизнеспособности, расшатанным нервам с сопутствующими последствиями (раздражительностью, эгоистическим потаканием своим слабостям) или равнодушию, флегматичности, самодовольному, тупому состоянию травоядных животных. В результате огромное число женщин стали беспокойными, физически нездоровыми и неготовыми для брачных отношений, психически возбудимыми, непрактичными, стремящимися исключительно к воплощению только своих идеалов.
Как правило, и мужчины и женщины эгоистически безразличны к крику друг друга о помощи, поддержке и сочувствии. Никто третий не может помочь им добиться гармонии в отношениях, ставших совершенно неудовлетворительными. Чувство собственного достоинства или идеалистические представления окутывают их сознание таким романтическим ореолом, что им кажется унизительным, если они послушают другого и воспользуются его опытом. Из-за этого они не могут содержать свои души в чистоте. У них нет сил оставаться спокойными, когда их захлестывают волны недовольства, разочарования, неудовлетворенных страстей и желаний, — если только они не были достаточно умны, чтобы лелеять истинную любовь, которая соединила их в начале совместной жизни, и непрестанно заботиться о ней. Надо смотреть на свою любовь как на бесценную драгоценность. Она требует постоянных напоминаний о своем существовании и хрупкой природе взаимного внимания, частого обновления духовной общности, тем более что в любой момент чувство может быть подвержено грубым нападкам со стороны кого-то из двоих.
Ах! Вы, мужчины и женщины, живущие в одном из уголков этой обширной вселенной, знайте: лишь бескорыстная и преданная любовь, как исключение, может дать вам силы смотреть в лицо ужасной действительности, означающей, что жить — значит постоянно страдать, страдать в радости так же, как в боли, страдать постоянно и непрестанно. Таков закон смертной жизни, и ни один человек не может уйти от его приговора. Не раньше, чем когда человек восторжествует над смертной жизнью с помощью пламени, возжженного из. искры, привнесенной в сердца мужчины и женщины из Сердца Бога в час их соединения, может быть дано окончательное освобождение от страдания, потому что только одна любовь может исполнить Закон, любовь, основанная на взаимном уважении и терпимости.
Совершенно непреднамеренно любящие оказываются поглощенными заботами и обязанностями повседневной жизни, или слишком утомлены, или безразличны, или чересчур многое принимают как само собой разумеющееся и относятся друг к другу, как к однополым существам. Они забывают, что установление брачных отношений дало им возможность пользоваться жемчужинами, совершенно разными по своей природе, существующими в душе каждого мужчины и женщины. Если помнить об этом, то можно переступить пределы физического плана и перейти к плану души; тогда возможно ангельская гармония и будет постоянно присутствовать в домашней жизни.
Мужчина должен признать это и не позволять материальным условиям и обстоятельствам убить в себе те женские качества, которые дадут возможность ему понять природу женщины, на которой он женился, и быть в состоянии дать ей то, о чем молит ее душа, чтобы жить и расти.
Женщина, в свою очередь, в равной степени должна признать, что для нее необходимо осознать мужские качества своей души, чтобы понять характер жизненной борьбы за материальное верховенство, присущее мужскому аспекту. В противном случае для нее невозможно будет осмыслить влияние этой борьбы на более тонкие струны природы мужчины, за которого она вышла замуж, и, таким образом, она не сумеет помочь ему сбалансировать две части его природы, одна из которых касается, кстати, и ее. Девять десятых серьезных разногласий, возникающих у нормальной супружеской пары, происходят от полного незнания природы основополагающих различий в мужском и женском началах. Если не прикладывается хотя бы минимум усилий, чтобы преодолеть такое незнание, тогда не существует даже маленькой надежды достичь взаимопонимания, за исключением тех случаев, когда имеет место истинный брак.
Женщина мучается или плачет из-за отсутствия чуткости у ее идеального мужчины — качеств, которые, как она была уверена, были присущи ему, когда она выходила за него замуж. Мужчина страдает в отчаянии из-за непонимания женщиной причин, стоящих за его неспособностью отвечать требованиям, предъявляемым ею к более тонким свойствам его природы в то время, когда его энергии направлены на необходимую для него материальную борьбу.
Если счастье женщины зависит только от постоянных внешних проявлений любви и интереса к ее занятиям, а счастье мужчины — от разумного понимания женщиной его проблем и трудностей, то нет надежды на окончание супружеских разногласий. Обе стороны должны постараться понять друг друга и принять «кодекс» обоюдной терпимости, а также обоюдного уважения прав и привилегий другого — только так может быть сформирована основа жизненного уклада.
Конечно, вы должны понять, что я не имею в виду те грустные случаи, когда один или оба совершенно перестали следовать Божественным законам, принимать в расчет и уважать человеческие законы, когда жизнь одного стала игорным домом для действий другого и оба, таким образом, безвольно плывут на скалы жизни. Я указываю лишь на те случаи нормальной жизни, которые позволяют тем, кто оказался в такой ситуации, развязать такую плохую карму и разрешить свои проблемы в другом жизненном цикле с гораздо большей легкостью.
Как только мужчина или женщина приходит к мысли, что смыслом и целью их совместной жизни является лишь личное счастье, а не выполнение долга, все шансы на это счастье улетают как птица; в то время как выполнение долга, по крайней мере, принесет душе мир и возможное достижение идеала, к которому они стремятся, но который может пока еще не существовать на этом плане.
Перевод с английского А.Ю.Гланца
Ответственность за водительство. Урок 123
Главная ответственность за успех или провал Дела в равной степени ложится и на основателя каждой большой или малой религиозной организации (или ее узконаправленного ответвления), и на инициатора идеи создания общественного движения, и на автора крупного проекта, предусматривающего служение на пользу всего человечества или какой-либо его части. Они ответственны намного больше, чем им представляется, и за приверженность идее, и за разброд в рядах движения, и за разногласия между группами внутри самой организации, потому что ответственность за осуществление поставленных целей и способность руководить настолько тождественны с тонкими энергиями организма человека, что, если руководителю не присуще сильное стремление познавать явления жизни, он и не сможет найти первопричину несогласия там, где она в действительности кроется. Тот, кто ясно представляет себе суть каждой ступени развития и состояние проявленной жизни, может заметить, что с геометрической точки зрения все живые существа объединяет некая фигура, и они размещаются в соответствующем ее месте в зависимости от степени развития их доминирующего качества (поскольку каждая геометрическая форма изображает определенное качество или характерную черту).
Я ссылаюсь на это, чтобы подчеркнуть, что более высокая степень развития человека в любом определенном направлении, например, в направлении религиозной интуиции, приводит к помещению данного человека, в геометрическом смысле, в определенную модель или в определенное место этой модели таким образом, чтобы сделать его фокусом для космической энергии, обладающей данным качеством.
Сколько энергии этого качества человек смог отдать для дела, ровно столько и такой же энергии будет ниспослано ему из сокровенного источника. Любая идиосинкразия или иное качество, любое ослабление или даже усиление энергии определенного качества более, чем могла бы выдержать его личность, выведет это качество из равновесия в его естестве. С геометрической точки зрения это соответствовало бы повышению или понижению местоположения данного человека на линии качества относительно установленного уровня (точки фокуса. — Прим. ред.) и, таким образом, лишило бы человека способности проявлять данное качество в совершенстве. Иначе говоря, позволило бы ему осуществлять свою деятельность лишь частично или в слабой форме, поскольку он является естественным каналом для данного вида энергии. И поскольку речь идет на данный момент о всех других индивидуумах, пребывающих в той же самой геометрической модели, в этом случае произошло бы также уменьшение энергии и у других индивидуумов, помещенных в эту же модель.
В частности, я могу проиллюстрировать сказанное на примере котла с паровым свистком. Котел — генератор пара — вырабатывает энергию определенного вида. Механик желает использовать пар, чтобы заставить свисток свистеть, и для этого определенное количество пара направляется в трубку свистка. Свисток будет продолжать свистеть до тех пор, пока соблюдаются необходимые условия, и в трубке нет помех. Если бы в трубке свистка возникло препятствие или другой поток пара равной энергии был бы направлен в нее с другого конца, случилось бы одно из двух: или один поток нейтрализовал другой, и звука не было бы, или новый поток разорвал бы свисток. И в том и в другом случаях свисток не выполнил бы своего назначения.
Если бы поток божественного вдохновения, называемый боговдохновенным религиозным пылом (нисходящий в зависимости от преданности и веры), изливался через канал одного человека в общину верующих, а другой, прямо противоположный поток направлялся бы к рассудку этого человека вследствие его предательства, неверия и отсутствия преданности сотрудников, то, если бы тот человек не был совершенно устойчив в религиозном горении и непоколебим, его религиозный пыл был бы нейтрализован, а вера утрачена.
Как бы внешне он ни старался трудиться, он не смог бы рассчитывать на бесконечность своих усилий. Даже если ему бы и удалось скрыть свое неверие, его труд оказался бы безрезультатным.
Если у подобного индивидуума было бы 3, 5 или 7 человек, с которыми он находится в полном взаимопонимании, то он мог бы реализовать данную ему способность руководить. Тогда между ним и сотрудниками осуществлялось бы взаимодействие, и успех был бы возможен для него и его организации. Если бы возникли обстоятельства, провоцирующие конфликт, то в нем самом неизбежно произошел бы срыв, что привело бы к краху и всей его деятельности.
Никто другой, кроме самого этого человека, не может выполнить принятую им программу и довести ее до завершения до тех пор, пока он сам остается в том геометрическом местоположении, которое и сделало именно его фокусом для получения и передачи определенного вида энергии.
Неудачу религиозных, деловых, общественных деятелей можно проследить с момента утраты ими веры в себя или разочарования в своих идеях. То же самое может произойти и с их сотрудниками.
Безупречность законов геометрии, их совершенство во всех мельчайших чертах, действие всех законов, управляющих более тонкими силами и самой энергией, не допускает исключений из вышеприведенного правила.
Подобно этому, волчок постепенно замедляет свое движение и, наконец, падает, когда энергия кручения иссякает. То же самое происходит с мужчинами и женщинами во всех сферах жизни, когда они начинают утрачивать свою активность и постепенно без какой-либо видимой причины отходят от своего дела. Можно найти убедительное объяснение этому на примере одного конкретного человека, но другой в этих же трудных обстоятельствах не отступил бы и довел свой замысел до успешного завершения.
Если бы можно было установить причину неудачи первого деятеля, обнаружилось бы, что-то особое качество, благодаря которому проявлялся его основной поток энергии, уменьшилось или исчезло совсем, и именно поэтому человек утратил способность работать в данной области.
Посторонние могли бы и не заметить потерю чего-то или неудачу, но сам человек всем своим существом всегда ощущает утрату в себе чего-то, что было главной пружиной в его деятельности. Он уже больше не является тем магнитом, который в свое время способствовал успеху как его самого, так и тех, кто с ним сотрудничал. Постепенно его клиенты, если он коммерсант, покидают его, и все, что бы он ни предпринимал в этом направлении, кончается неудачей.
Если бы он мог проанализировать следствия оттока силы или более тонкой формы энергии, он понял бы вскоре, что первым следствием этого оттока явилась утрата веры в себя.
Таким образом, совершенно необходимо всем очень тщательно следить и оберегать в себе те качества, которые приводят к успеху. Пусть ваши идеалы будут непоколебимы и чисты. Не допускайте мыслей и не поддавайтесь влияниям, принижающим ваши идеалы.
Самоисследование. Урок 149
Вы, кто жаждет власти, влияния, богатства; вы, считающие, что эта жажда возникает из бескорыстного побуждения совершить великое благо для большинства людей; вы, утверждающие, что только именно ваша программа построения жизни общества является единственной, могущей привнести порядок в хаос, царящий, по вашему мнению, в мире, — вы не сделали еще и первого шага, чтобы раскрыть в себе способность управлять. Вы не создали еще программы, по которой могли бы руководить своей личностью. К вам я обращаюсь — честно проведите самоисследование. Тогда вы познаете, что собой представляют трудности, которые надо преодолевать не только в других, но и в себе.
Ибо строгое самоисследование обнаружит в вас самих именно те самые качества, которые вы так стремитесь исправить в других. Возможно, они не так явны у вас, но все-таки существуют и только ждут импульса сильного желания или соответствующих условий, чтобы проявиться с должной силой. И до тех пор, пока вы не пожелаете и не сможете осуществлять этот жесткий самоанализ и не признаете свою ограниченность, не осознаете свою склонность к ошибкам, вы не проявите достаточной настойчивости для их преодоления, а также не выявите причин недостатков вашего ближнего и не поможете ему избавиться от них.
Одним из открытий, сделанных вами при первой попытке самоанализа, станет трудность убедить других в искренности ваших мотивов и ясности цели, а также в вашей способности справедливо судить в любом конкретном случае. Вы воочию убедитесь, что из-за нежелания людей видеть себя таковыми, какие они есть на самом деле, их представления о себе полностью отличаются от ваших. И так как они, на данный момент, совершенно не способны работать в полной гармонии, то не смогли бы понять необходимость того образа действий, который вы им предлагаете. Поэтому ваши предложения с их точки зрения неправильны.
Например, вы чувствуете, что вам нравится какое-то дело или некий индивидуум. Отказываясь анализировать свои собственные представления достаточно глубоко, чтобы не объяснять причину возникновения того или иного чувства, вы тем самым позволяете укорениться в вас нечеткому представлению о чувстве долга и обязанностях ваших по отношению к этому делу или личности, а также об их чувстве долга и обязанностях по отношению к вам, что и приводит к тому, что любовь переходит в терпимость, равнодушие или даже неприязнь. В результате вы как бы ходите по горящим углям, чтобы исполнить некий мнимый или действительный долг или осуществить корыстное желание, которое рисовалось в вашем воображении достаточно важным. Но на самом деле вы как бы вонзаете кинжал в сердце обожаемого человека тем, что требуете невозможного, предъявляя необоснованные притязания. Этим вы демонстрируете свою собственную несостоятельность, совершенное непонимание сущности мировоззрения других, которые рассматривали свои действия по-своему.
Самоисследование выявило бы этот факт и привнесло бы тем самым некоторое разнообразие в вашу жизнь. Нужно хорошо разобраться в основных духовных качествах человека, затем выбрать из них такие, которые вы хотели бы совершенствовать, и такие, которые хотели бы сдерживать или подавлять в себе, и только после осознания важности этого шага можно начинать самоисследование и продолжать до того момента, когда присущие теперь вам негативные черты характера будут полностью изжиты. Вы можете утверждать, что справитесь с такой задачей. Но дело в том, что вы стараетесь исходить из следствий уже совершенного поступка и, опираясь на них, стремитесь исправить положение дел вместо того, чтобы устранить изначальные причины поступка. Как правило, полностью игнорируется огромное воздействие самовнушения. Как только вы поймете и увидите, что ваши побуждения сомнительны, а в большинстве случаев именно так и бывает, постарайтесь понять, что лежит в основе вашего желания, и если в нем кроются побуждения корыстные, если оно непродуманно или дисгармонично, обратитесь к нему, собрав всю силу воли, присущую вам, и говорите: «Я не желаю этого, хотя рассудок мой и тело мое могут желать того, что не согласуется с законом Вселенной, поэтому это желание не мое».
Если будете повторять эти слова довольно часто и с большим усердием, вы в один прекрасный день почувствуете, что определенное желание уменьшается и постепенно угасает, что вы освобождаетесь от него, а вместо него появляется желание более высокого порядка.
В процессе самоисследования, когда вы уже будете четко представлять себе побуждения определенных намерений или сочтете ненужным делать что-то, примите это как признак определенного достижения. Вам откроется причина, скрытая в вашем желании. Если окажется, что мысленные образы, запечатленные в вашем уме в ходе длительного процесса размышления над каким-то желанием, станут настолько активными и навязчивыми, что вам покажется трудным избавиться от них, перестаньте сопротивляться им. Заполните ваш ум мыслями о другом настолько, чтобы для навязчивых не осталось места. Тогда они должны исчезнуть.
Перевод с английского М.Ф.Дроздовой-Черноволенко и Н.М.Смирнова
- Ваши рецензии