warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Святой Грааль и миссия Рерихов

Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

Пусть рыцари Святого Грааля вновь соберутся пред восходом духа.

Аллал-Минг

«Монсальват — уготован»

Есть одни очерк или «записной лист» у Н.К.Рериха с названием «Монсальват», написанный в 1935 году во время Маньчжурской экспедиции в Цаган Куре в Монголии [1]. А в другом своём труде — Дневнике, который он вёл тогда [2], Николай Константинович поясняет: «Конечно, вам хочется знать, как и где пишется этот дневник. Пишем в упразднённом храме тибетской архитектуры. Конечно, все изображения вынесены, но остаются расписанные столбы и карнизы. Посередине — железная печь. Перед храмом две юрты, в которых мы все и помещаемся. Позади храма небольшой дом хозяина этого места, Ларсена1 — сам он всё ещё в Калгане». А вокруг серо- зелёные холмы монгольской степи.

Казалось бы, что общего между описанной Рерихом обстановкой и горными хребтами Пиренеев, где затерялся средневековый замок, хранящий тайну Святого Грааля? Какие ассоциации возникали у мыслителя? А они действительно были. И Николай Константинович делится с ними в своих «записных листах»: «Чаша», «Дар небесный», «Влечение», «Зигфрид», «Безымянное», «Дары Востока». Интересно то, что написаны они почти в одно время, в течение месяца — апреля 1935 года. Это были дни напряжённого ожидания в экспедиции вестей из Америки о проекте Канзас [2], [3], так много значившем не только для Рерихов, но и для судеб мира и, конечно, для России. Тогда Рерих предаётся мыслям о родстве культур разных народов, единой смысловой канве, запёчатлённой в их мифах и легендах, о созвездии Ориона, о Небесных знаках и Дарах, сказании о белом Коне или Эрдени Мори и его пылающем сокровище — Чинтамани. Вспоминает он и о магнитах, «заложенных учениками великого путника Аполлония Тианского» — «там, где суждено строиться новым государствам или созидаться городам великим», или «там, где должны состояться большие откровения и открытия», «всюду, — поясняет Рерих, — заложены части метеора, посла дальних светил» (выд. Н.Т.). Вспоминает мыслитель и о Чаше, «огнём процветающей», о Парцифале и Галахаде, чьи имена связаны со Св.Граалем, и о том, что на пути к нему бесстрашный путник не однажды услышит «рог Зигфрида». И, конечно, о том, как много Восток дал Западу.

 

Свой Грааль и миссия Рерихов

Чаша Грааля. Рисунки Н.К.Рериха

 

Эти в некоторой степени обрывочные размышления связаны некой единой нитью, на которую все они нанизываются. А она протягивается из заоблачных высот, соединяя земное с Небесным. И всё это и составляет то, что мы называем миссией Рерихов. Как рефрен Николай Константинович в том «записном листе», с которого мы начали, повторяет: «Монсальват — уготован». Что хотел он этим сказать? Ведь горы с замком Монсальват2, где хранился Грааль, описанный Вольфрамом фон Эшенбахом в 1210 году в поэме «Парцифаль», на географической карте не существует. И тем не менее об этой чудодейственной святыне написано столько красивых легенд, сказаний, преданий, поэм и романов, явление которых «имеет значение не для отдельных людей, но для цементирования пространства» [4]. Однако тайну Грааля, казалось, никому из писавших до конца так и не удавалось разгадать. Правда, Елена Ивановна Рерих в своих письмах и книгах («Криптограммы Востока»), а также Николай Константинович — где намеками, а где открытым текстом (впрочем, и не всегда понятным), а то и изображением на картинах — приоткрыли нам завесу над этой тайной.

В «записных листах» Н.К.Рерих, видимо, давал понять, что место, где будет заложен космический магнит, уже определено. И оно, как мы можем предположить, связано и с Граалем, и с проектом Канзас. К тому времени, в 1935 году, Рерихи получили от Учителей и Камень, и Чашу, которые можно отождествить с Граалем, и, естественно, знали об их происхождении и предназначении. Это подтверждает и письмо Е.И.Рерих. В апреле 1936 года она пишет председателю Латвийского рериховского общества Р.Я.Рудзитису в связи с началом его работы над книгой «Братство Грааля»: «Мысли о Знаке очень красивы и, конечно, правильны. Чаша Амриты, Чаша Красоты и Подвига, Чаша Грааля! Ведь легенда о Чаше Грааля тоже пришла с Востока, как одна из версий о Великом Духовном Подвиге и о той же таинственной Шамбале. Между прочим, некоторые исследователи символизма, связанного с Чашей Грааля, видят в этой Чаше Камень, который сейчас находится в миру, сопутствуя историческим событиям, после чего он должен вернуться домой в Сердце Азии. Такое толкование тоже близко истине. Но и Чаша существует, и посылается она перед началом Новой Эры туда, где будет утверждено Учение Калачакры. Об этой Чаше тоже существует много легенд. Одна из них гласит, что Чаша всегда приносится неожиданно и по воздуху. Так в своё время она была принесена Владыке Будде. Происхождение этой Чаши — египетское и древность её определяется около 12 тысяч лет до Р.Х. После смерти Будды Чаша эта находилась в Храме, в Карашаре3, откуда она исчезла и с тех пор она хранится в Шамбале. Согласно всем преданиям, перед Новой Эпохой Майтрейи эта Чаша появится (м[ожет] б[ыть] она уже появилась)» [5]. Таковы Знаки — Камень и Чаша — самого высокого доверия своим избранникам Учителей человечества — людей, достигших в своём развитии совершенства и объединённых в Братство, которое помогает людям и планете следовать эволюции, соответствующей космическим законам.

Сквозь лёгкое кружево повествования в «записных листах» Рериха мы можем разглядеть нечто цельное — грандиозный, мудрый план мироустройства Учителей, исполнителями которого в этот исторический период и была эта уникальная семья. Монсальват, действительно, был уготован. Николай Константинович далее пишет в очерке нечто очень сокровенное и не вполне, на первый взгляд, понятное: «Произнесён на всех языках. В постоянном развитии не коснёмся конечного, оконченного. Не ошибёмся, приняв телесное за исход и венчание. Лишь духу сужден венец.

Отдадим себе отчёт, в каких обстоятельствах зарождается представление о Монсальвате. Воспитатели не забудут, когда именно и почему возникло в жизни это ведущее понятие <...>

В труде, в повседневности, казалось бы, как далеки высоты Монсальвата. Можно видеть людей, делающих сбережения и с нежностью приговаривающих: "Пригодится, когда пойду туда". Это не скупцы, которые, обуянные землёю, закрепощают дух свой материальными сокровищами. И знают они, что им придётся идти, им будет позволено идти. И, прежде всего в этом сознании будет избегнуто мрачное чувство одиночества, которое так мертвит и устрашает людей, в неведении пребывающих.

О высоком могут быть лишь высокие выражения. Слова подлые, обиходные не укладываются около понятий высоких. Хотящим узреть есть многое видимое. Для хотящих слушать уже звучат голоса.

Монсальват — уготован».

Так было написано в XX веке. Этими своими размышлениями Николай Константинович даёт нам подсказку: Грааль на горе в замке Монсальват был тем же, чем должен стать полученный ими Камень на горе Белухе па Алтае, на вершине которой заповедано построить Храм, в алтаре которого и будет положен Камень. Благодаря ему станет возможным регулярное общение людей с Учителями [4]. И тогда человечество сможет сделать ещё один шаг на пути к Братству людей — сначала неким сообществом в Звенигороде, построенном на Алтае (или в Городе Знания в Гималаях), потом целым государством, называемым Новой Страной, базирующейся на принципах высокой морали и этики. Подобное бывало в истории: император Китая владел сокровищем и построил для него храм из бирюзы, Храм Чаши был возведён и в Монголии...

В 2001-02 годах нам становятся известны дополнительные подробности о Камне и Чаше со слов Учителя после публикации в журнале «Вестник Ариаварты» дневниковых записей Е.И.Рерих 1923-24 годов [4]. Эта уникальная хронологическая подборка рассказывает не только о самих Святых реликвиях, но и людях, владевших ими.

Вот коротко главное. Камень, упавший с Ориона, хранится в Братстве Учителей человечества. Осколок его посылается в мир сопутствовать мировым событиям и своей внутренней магнетической силой держать единение с Братством, где лежит главное «тело» Камня (состоит из серебра, меди и неизвестного пока нам металла мория). Появляется в мире этот чудодейственный осколок по решению Учителей. Камень может «молчать», «спать», «пробуждаться», «проявляться», «быть утерянным, отнятым» и «возвращённым Нам (в Дом Мой)», то есть в Братство [4]. Посылается он только тому или тем, кто духовно к этому готов. Попав к недостойным людям. Камень теряет на время свою силу, как бы засыпает. Так что все, пытавшиеся силой овладеть им, были обречены на неудачу. Но они никогда не могли этого понять, потому-то из-за святыни велась в прошлые эпохи бессмысленная борьба, а подчас и проливалась кровь!

Рерихи получили Камень в Париже 6 октября 1923 года. Почтовую посылку принял Юрий Николаевич Рерих [6]. И с этого времени Учителя Братства начинают опыт по установлению с Рерихами «прямого провода» связи. Главным действующим лицом в этой части плана становится Елена Ивановна Рерих. Опыт был успешным. Стало возможным приступить к следующему этапу, связанному с Чашей. В сужденный день — в один из последних дней февраля или первых марта 1934 года Чаша была передана Рерихам в Индии в долине Кулу. Нашла её их помощница Ираида Михайловна Богданова (тогда молоденькая девушка) [7].

В дни явления Чаши Учитель, который осуществлял непосредственное руководство действиями Рерихов, сообщает: «Россия чует новое обстоятельство. Россия чует, что среди русских явится Вождь. Россия ждёт русские пути явленные. Чую русское чудо у дверей. Явление Фуямы (эзотерическое имя Н.К.Рериха. — Н.Т.) чуют русские. Русские чуют, что Фуяма может спасти Россию». Из этих слов мы видим, какая ответственная роль была предназначена Николаю Константиновичу. Теперь становятся понятными его размышления в далёкой Монголии, с которых мы начали рассказ. Предстояли важнейшие преобразования в мире. На плечи семьи Рерихов возлагался человечески непосильный груз. Через несколько дней — 3 марта Учитель продолжает: «Мы в кровавом поту остановили землетрясение ...Магнит в Ашраме. Чаша — дар отца дочери (Е.И.Рерих. — И.Т.), пусть это все запомнят»[8] Этими словами Учитель подчёркивал значение и место Елены Ивановны в миссианской семье Рерихов.

«Монсальват», конечно, понятие символическое. В разные годы и эпохи возникал свой «Монсальват». Очень много написано именно о Монсальвате XIII века, который связывают с вполне реальным местом на географической карте. А ныне, благодаря Рерихам, нам стало достоверно известно и о Монсальвате XX века. Это позволяет провести параллели, понять процессы, двигающие событиями в истории, найти свидетельства хорошо организованного единого Плана и программы эволюции человечества, подчиняющейся законам, писанным не людьми той или иной эпохи, а существующими во Вселенной и предписанными Свыше.

И сегодня эти законы вполне познаваемы — не только гуманитарными, но и точными науками, позволяющими их описать языком математики. Это и изучает возникшая в XX веке наука синергетика.

Одним из предположительных мест нахождения Святого Грааля в XIII века является замок Монсегюр на горе Пог в Пиренеях. Об этом в 1940 году писал Н.К.Рерих в очерке «Скрыня»[9] Он сообщает, что «молодой швейцарский учёный в Пиренеях около Монсегюра нашёл пещеры с изображениями, относящимися к Граалю и тамплиерам». И заключает: «Это тот самый Монсальват, который часто поминается в связи со сказаниями о Граале». Монсегюр переводится как «Надёжная гора». А В. фон Эшенбах пишет в своей поэме:

 

Надёжней мест, чем Мунсальвеш,

Нигде вам не найти.

 

Если Монсегюр — один из «Монсальватов», то значит «Совершенные» — высший титул у катаров, хранивших какое-то время Грааль в этом замке, — имели связь с Братством и были его посланцами. А Окситанию — часть нынешней Франции, где в XIII веке господствовал катаризм и которая была самой цивилизованной страной в Европе, можно назвать прообразом Новой Страны, о которой столько писали Рерихи и созданию которой посвятили свои жизни.

Окситания — «Чистая земля»

Нужно ли описывать, о чём я подумала, когда узнала: Владимиру Надёжину и мне предстоит месяц жить в Испании вблизи французской границы, буквально в треугольнике, исторически связанном со Святым Граалем. Бог послал нам человека, который пригласил нас пожить у него. Последовало бурное чтение книг и статей, связанных с темой Грааля ( а их несметное множество), изучение карт, путеводителей и т.д. Стало ясно: мы — на пороге чего-то очень важного на нашем духовном пути, о чём необходимо рассказать и нашим читателям, а также показать картины Владимира, написанные в этих заповедных местах.

...Однако трудности начались ещё в Москве: визу получили лишь за несколько дней до отъезда, билетов на прямой самолёт не достали. Полетели с пересадкой через Милан. Самолёт в Москве сильно задержался, и мы безнадёжно опаздывали к рейсу Милан-Барселона, но всё-таки до Испании добрались. А вот наш багаж, в том числе этюдник Владимира, бесследно исчез. В Москве в это время по телевидению рассказывали, что в Миланском аэропорту арестована большая группа сотрудников, которые воровали багаж транзитных пассажиров...

Тем временем нам пришлось учиться жить, обходясь минимумом вещей, конечно, помогли наши друзья — Игорь и Лилия, пригласившие нас погостить у них в Испании. Эта прекрасная семья делала всё, чтобы облегчить наше нелёгкое положение и помочь адаптироваться в новом месте. Шли дни, а осуществление наших планов мы всё откладывали — вот-вот, думали, появятся вещи, надо их дождаться. Да и писать картины без этюдника, красок и холстов Владимир не мог. Через неделю привезли одну сумку, на следующий день — другую, а за дней десять до отъезда появился и этюдник. Не буду здесь описывать другие препятствия, которые сыпались, как из рога изобилия. В какой-то момент я поняла: посещение мест Святого Грааля не состоится. Монсегюр, или Монсальват, скорее всего, останется только в грёзах. Подумалось, что к такой святыне, конечно, не самой, а лишь месту её исторического пребывания — и к нему-то нет простого пути, нужно лучше подготовиться. А потому нынешний наш визит в Европу надо рассматривать, как рекогносцировочный. Однако в самый последний момент всё изменилось. Но обо всём по порядку.

 

Свой Грааль и миссия Рерихов

Перемещение учения манихейцев от Ирана до Франции (III—XII вв.)

 

А начну я с истории, ибо без неё невозможен дальнейший рассказ. Сразу оговорюсь: в существующем океане литературы Грааль отождествляется с четырьмя предметами — камнем, чашей, мечом и копьём. Как они связаны между собой и что символизируют — каждый автор предлагает свою историю, но все сходятся в одном. Поиски Грааля — это символ, обозначающий путь к Высшему.

Почти все книги о Граале начинаются с рассказа, помещённого в апокрифическом Евангелии от Никодима, об одном из учеников Иисуса — Иосифе Аримафейском. Узнав о смерти Иисуса, он отправился в дом, где Спаситель справлял Тайную вечерю, взял там чашу, которую тот использовал для учреждения евхаристии, и пошёл к подножью креста. Когда с него сняли тело Христа, Иосиф собрал в чашу несколько капель его крови, вытекшей из раны, нанесённой копьём солдата Лонгина. Далее следуют разные версии, как Грааль попал в Великобританию, а потом к королю Артуру и рыцарям «круглого стола».

Однако легенда об Иосифе известна не только в Британии. Есть и её восточные эквиваленты, в том числе и грузинский. Там местность, где проповедует Иосиф, — Галилея и Сирия. Но в них нет упоминания о Граале [10]. Авторы всех книг, которые мне удалось прочитать, упорно заявляют и сходятся в одном — до 30-х годов XII века Грааль вообще нигде не упоминался, зато после этих лет о нём пишут и говорят очень много. Почему? Никто не отвечает на этот вопрос определённо, но предполагают, что это как-то связано с Крестовыми походами и что знание о Граале принесено в Европу с Востока.

Первыми авторами сочинений о Граале были — Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах и Роберт де Боррон. Все они, за исключением фон Эшенбаха, считали Грааль чашей, а он — камнем, упавшим с Неба. Это — огромный изумруд, выпавший из короны Люцифера в момент его низвержения и одновременно некая вещь, «назначение которой написано на небе звёздами». Имя рыцаря, отправившегося на поиски Грааля и достигшего цели — Парцифаль. Замок Грааля находится на горе и называется Мунсальвеш (Монсальват). Вольфрам утверждает, что он один знает подлинную историю, восходящую к первоисточнику. А рассказал ему её Киот из Толедо, который прочитал её в найденной им рукописи в городе Туделе. Описал её некий язычник — полуеврей, полуараб по имени Флегестан — учёный из рода Соломонова. Изучая созвездия, Флегестан проник в тайны мироздания, прочёл по звёздам, что существует предмет, называемый Граалем, который ангелы принесли на Землю, а оберегать его призываются самые заслуженные и почитаемые люди [11].

Французский исследователь и писатель Ж. де Сед резонно предполагает, что этот «таинственный зелёный камень, упавший с неба, является всего-навсего метеоритом». И дальше пишет: «Они (древние) думали, что аэролиты посылались богами, вот почему камни тотчас становились предметами культа» [12]. Как близок здесь де Сед к истине! Но, конечно, не каждый аэролит является Граалем, а лишь тот, что послан с Ориона и является частью Камня, покоящегося в Братстве.

 

Свой Грааль и миссия Рерихов

Гора Пог горного массива Табор. На вершине — крепость Монсегюр

 

Н.К.Рерих в своём очерке «Скрыня» сообщает уникальные сведения, каким-то образом выпавшие из поля зрения исследователей. Он пишет: «Считали, что сказание о Парцифале, о Граале есть чистый вымысел. Но чешский учёный недавно нашёл в иранской литературе пятого века книгу "Парси Валь Намэ", где рассказана, в манихейском понимании, легенда о Парцифале, о Граале. Юрий (старший сын художника. — Н.Т.) в своей истории Средней Азии предполагал, что Грааль связан с манихейством. Предположение было правильно, и находка чешского учёного его вполне подтвердила». Значит, о Граале и Парцифале начали говорить не в XII, а по крайней мере уже в V веке! Многие исследователи этой темы считают, что те, кто в Средние века владели Граалем, имели манихейские корни.

Новая религия, названная «манихейством» возникла в III веке н.э. в Иране, или Персии, после реформы зороастризма парсом Мани из секты мандеев, чьё название означает, как и «пар си», «чистые». Учение Мани представляет собой некий венец эволюции мысли человечества. Манихейство затем распространилось во многие страны, его приверженцы жили в Северной Африке и Китае, в Египте и на Балканах. Южные славяне становятся проповедниками манихейства в X веке. Они называли себя богомилами. В Болгарии и странах, составлявших в недавнем прошлом Югославию, сохранилось много памятников — стел, крестов, саркофагов, оставленных ими. Проникли богомилы и в Италию. В XII веке они даже захватили там власть в нескольких городах. Тогда же они появились и на обоих берегах Луары, где стали называться катарами, то есть «чистыми», или альбигойцами4, по имени города Альби в Окситании [13]. В ту пору Франция располагалась по одну сторону Луары, а Окситаиия — по другую, которая имела даже собственный язык, называвшийся «ок», и была самой развитой страной Европы. Другое её название Лангедок (Le langue d' ок), то есть территория, где говорят на языке «ок». Называли эту страну и Романией. Если в ту пору король Франции Филипп Август с трудом мог написать своё имя, то знатные сеньоры Окситании и король Арагона вели переписку в стихотворной форме, будучи блистательными поэтами. Франция была «верной дочерью» Римской церкви, а Окситания славилась веротерпимостью, ибо на её территории одна религия на протяжении веков сменяла другую: кельтские боги — иберских, греко-римские — иудейских, еретическое христианство вестготов уступило место исламу.

В краю процветало искусство, литература, именно отсюда пошли трубадуры и менестрели, провозглашавшие законы высшей любви и следовавшие им. Среди жителей царило возвышенное отношение к женщине. Край имел большое количество богатых городов. Успешно развивались торговля и сельское хозяйство, поддерживались контакты с Востоком, дворяне и горожане были равны, часто заключались межсословные браки, большая часть крестьян была свободной. Данте сначала полагал писать свою «Божественную комедию» на языке «ок». Именно в средневековой Окситании родилась Каббала. Распространению её способствовал раввин Моисей из окситанского города Нарбона и еврейское семейство Нострадамусов, самым знаменитым из которых был Мишель, проживавший также в этих местах.

Историки предполагают, что катары появились здесь как бы двояким путём: одни пришли из Италии и Болгарии, а другие «взросли» в своей собственной среде. Многие окситанские сеньоры, отправившиеся в 1147 году на Восток во второй Крестовый поход, обратились там в манихейство. Возвратившись домой, они начали его проповедовать. Успех новой религии обеспечило то, что она была принесена не чужестранцами, а самими жителями края, а также то, что у катаров слово не расходилось с делом. Они не ели мяса и не заглядывались на женщин. Их девиз был: «Вера без добрых дел мертва есть».

Строгие к себе, они были снисходительны к слабостям других людей. Большая часть окситанцев им сочувствовала. Те же, кто хотел подняться на более высокую ступень, должны были исполнять обряды смирения, любви к ближнему, праведности и периодически публично исповедоваться. Такие люди получали «малое посвящение» — они узнавали эзотерический смысл и полезное действие молитвы «Отче наш». Были и те, кто получал (после определённых испытаний) сан Совершенных, или Перевоплощённых. Этого высокого звания могли быть удостоены и женщины. Церковь катаров отличалась простотой, она могла размещаться в ущелье или пещере, а алтарём в ней служил стол, покрытый белой скатертью, на котором лежал Новый Завет, открытый на Евангелии от Иоанна. Церковь катаров называли ещё и Церковью Любви, а их самих — «добрыми людьми».

 

Свой Грааль и миссия Рерихов

Катарская крепость Каркасон (Франция)

 

Окситанию в XII-XIII веках до такой степени отождествляли с «чистыми», что нередко именовали «Чистой землёй». В 1167 году так называемый «Папа катаров», болгарский епископ Никита, прибыл в замок Сан Феликс де Караман, где состоялся первый собор церкви катаров Окситании, на котором она была оформлена организационно и весь край поделён на четыре прихода: Тулузский, Альбийский, Каркасонский и Ажанский. В каждый был назначен епископ. Так катаризм на какое-то время (до второй половины XIII века) стал фактически официальной религией в Окситании.

Понятно, что всё происходившее в этом краю не радовало Римскую церковь, потерпевшую здесь сокрушительное поражение. Постепенно её терпение истощилось, и она начинает посылать в Окситанию своих легатов и миссионеров. В конце XII века Папа Иннокентий III готовит Крестовый поход против катаров — единственный, направленный против христиан. Настроение крестоносцев хорошо характеризует следующий эпизод. Когда некий солдат спросил ярого противника катаров аббата Арно Амори, как отличить католиков от катаров, тот ответил печально известной фразой: «Убивайте всех! Господь признает своих!»

В начале XIII века и король Франции даёт разрешение своим вассалам вступать в ряды крестоносцев. Первое военное столкновение произошло в Каркасоне, прекрасно укреплённой крепости, где осаждённых возглавил 24-летний Раймон Транкавель из рода, владевшего обширными землями между Средиземноморским побережьем и Пиренеями, ставшими настоящим бастионом катаризма. Крестоносцы первым взяли город Безье, осада которого закончилась грандиозной резнёй и пожарами. С лица земли был стёрт город с 20 тысячами жителей! По тем временам это была значительная цифра. Потом пал Нарбон. Очередь настала за Каркасоном. Хитростью и обманом осаждавшие овладели и им. Но жители крепости сумели ночью выбраться из неё, и завоеватели вошли в пустой город.

Так на «Чистой земле» полилась кровь, запылали костры инквизиции. Но дух катаров в Окситании не так-то легко было сломить. Они стали собираться тайно, развернули нечто подобное партизанской войне. Не однажды Тулуза — центр и столица края, да и другие города-крепости переходили из рук в руки, пока всё же окситанцы не вернули в 1222 году завоёванные земли.

Тогда король Франции объявляет второй Крестовый поход против катаров во главе со своим сыном — будущим Людовиком VIII. Ему удаётся захватить Авиньон, Безье и Каркасон. В 1229 году граф Тулузский Раймон вынужден подписать соглашение, которое практически означало конец независимой Окситании. А инквизиция тем временем устанавливает настоящий террор на этих процветавших недавно землях. Она уничтожает всех, кого подозревает хотя бы в симпатии к катарам, которым инквизиция приписывала (а может так и было?) сверхъестественные силы — умение повелевать ветрами, усмирять волны и останавливать грозы.

Однако ещё немало лет для короля Франции и Римской церкви оставались неприступными некоторые крепости катаров. Одной из последних, которой им удалось овладеть, была крепость Монсегюр. Катарская Окситания была поставлена па колени, но Монсегюр — гордо и бесстрашно смотрел смерти в лицо. В 1244 году после почти годовой осады героические защитники Монсегюра сдались.

...Конечно, нам с Владимиром очень хотелось посетить эти места. За несколько дней до отъезда из Испании в Москву судьба подарила нам поездку в Каркасон. Сегодня это туристический центр, который ежедневно посещают толпы туристов. Величественная крепость восстановлена, музеи и собор работают, сотни кафе и магазинчиков манят уютом, обилием блюд и товаров, даже продаётся прекрасно изданный путеводитель на русском языке. О Каркасоне и его легендарных защитниках можно написать отдельную статью. Но главным объектом нашего внимания был Монсегюр.

С самого начала, приехав в Испанию, мы с Владимиром собирались путешествовать на автобусах. И, конечно, не предполагали, что до Монсегюра таким образом не добраться. Так что наши планы могли и не осуществиться, если бы у нас неожиданно не появилась спутница на автомобиле. С 23-летией Наташей Яркиной мы познакомились в Люксембурге, куда на несколько дней приехали по делам, связанным с выставочной деятельностью Владимира. Она с радостью приняла наше предложение попутешествовать вместе. Это юное существо оказалось настоящим кладом. С присущей молодости любознательностью она готова была носиться по дорогам Испании и Франции, дабы узнать и увидеть новое, испытать себя в тех или иных экстремальных ситуациях. Наташа прекрасно водит автомобиль и говорит на четырёх (помимо русского) языках, адаптирована к европейской жизни. Благодаря этому свалившемуся на нас чуду, мы и смогли осуществить свои планы.

И как поразительно точны оказались строки Вольфрама фон Эшенбаха:

 

Но чтоб в замок этот попасть,

Не нужны ни усердие, ни власть,

Ни удача, ни разум могучий, -

Лишь судьбы уготованный случай.

 

Будучи в Каркасоне, мы решили: махнём в Монсегюр! Всего 50 километров! Что нам стоит их одолеть, если привыкли разъезжать по прекрасным автострадам Испании и Франции со скоростью 120 (как минимум) километров в час! Но не тут-то было.

«...Горящие Монсальватом взойдут»

Эти слова написаны Н.К.Рерихом в упоминавшемся очерке «Монсальват». Смысл их мы очень хорошо прочувствовали на себе, потому что, как я уже писала, лёгкого пути в такие места не бывает.

 

Свой Грааль и миссия Рерихов

Наталья Яркина и автор в крепости Каркасон

 

...Замысловатый серпантин шоссе, набирающий высоту, пропасти, ущелья, скалы по краям замедляли наш путь к Монсегюру. Сколько часов он продолжался, не знаю. Время не имело значения. Завораживающая красота ландшафта горного массива Табор поглощала всё внимание, а нарастающая торжественность заставляла трепетать душу. На пути к самой высокой вершине массива вспоминалось всё прочитанное об этих местах.

 

Свой Грааль и миссия Рерихов

В.В.Надёжин и Н.А.Тоотс у подножья Монсегюра

 

Когда-то первоначальное название Таб сменилось на Табор, по имени горы в Палестине, на вершине которой, согласно Евангелиям, преображённый Иисус явился трём своим ученикам, а по обеим сторонам его стояли Моисей и Илия. Существует предположение, что это название принесли сюда первые христиане, а именно еретики-присциллиане. Испанский епископ Присциллиан исповедовал учение, близкое к манихейству. По приказанию римского императора Максима в 385 году в Трире ему отрубили голову. Его ученики, изгнанные за Пиренеи, поселились в горах, обратив потом в свою веру местных друидов. В память о них расположенный невдалеке от Монсегюра лес называется лесом Присциллиан.

Люди среди этих величественных гор появились давно. И многовековая история делает их особенно привлекательными. Здесь жили лигуры, справлявшие в горах свой культ, кельты, поднимавшиеся в горы раз в год, дабы посмотреть на восход Солнца в знаке Девы, служащий им сигналом к началу жатвы, иберы, чьи монеты до сих пор находят на склонах гор. Даже финикийцы оставили тут свой след.

Иберийская легенда гласит, что гора Монсегюр была сооружена великанами — сыновьями Гериона, одного из соперников Геракла. Великаны дробили камни и сносили их сюда. Возможно, некогда на вершине горы находился храм солнечных и лунных божеств кельтов.

Местность вокруг Монсегюра называют «зачарованной». Рядом с пиками Суларак и Сен-Бартелеми расположены два озера — Дьявола и Друидов. Вдали виднеется Баранье плато, изобилующее неисследованными могильниками. Здесь бесполезно носить часы, они тут же останавливаются. Жерар де Сед пишет: «Скала Монсегюр, похоже, является центральной частью очень древнего комплекса культовых сооружений, происхождение которых теряется в глубине веков» [14]. Входят в него, помимо Монсегюра, скала Крозет, представляющая собой величественную пирамиду, испещрённую крестиками с равными сторонами, а также Пейгард — жертвенный камень, крест Моранси, вытесанный из цельного гранита, на котором выбит солнечный диск над знаком бесконечности, и другие достопримечательности.

Около 30 лет назад возле одной из соседних гор — Пог де ла Шер археолог Трикуар нашёл руку, выточенную из зелёного стеатита, который встречается только на Кавказе! Кто и для чего её создал тысячу лет назад, и как она попала сюда — остаётся тайной. Впрочем, некоторые авторы считают, что испанские иберы пришли сюда с Кавказа. Есть предположение, и вполне обоснованное, что катарский Монсегюр был не только крепостью, но и солнечной обсерваторией.

С таким багажом всевозможных сведений мы стремительно неслись на нашем форде вверх, вглядываясь в вершины гор: вот-вот должно было выскочить из-за облаков долгожданное «орлиное гнездо». А таблички на обочине шоссе нам всё время напоминали: «Вы — в стране катаров».

...Внутреннее напряжение всё нарастало. Наконец, высоко в небе, на горе, похожей по форме на сахарную голову, мы увидели Монсегюр, в котором катары до последнего дня сохраняли свои святыни. И, как гласит предание, Святой Грааль. Что это было? Камень, чаша, меч или копьё — никто не знает. Может быть существовало несколько предметов, а возможно и один. Во всяком случае, легенда гласит, что граф Тулузский Раймон де Сен Жиль нашёл в Антиохии копьё солдата Лонгина, ранившего Христа [15]. Не исключено, что и его сохраняли катары.

 

Свой Грааль и миссия Рерихов

Внутри развалин Монсегюра. Здесь находился «Донжон» - высотная часть крепости

 

Подняться в развалины замка можно лишь по одной тропе — у юго-западного склона горы. С других сторон она доступна только прирождённым горцам и альпинистам. Владимир Надёжин с этюдником расположился у подножья горы, мы с Наташей стали взбираться на вершину. Мы делали это стремительно, словно хотели взлететь, и я быстро задохнулась. Пришлось замедлить подъём. Конечно, мы не представляли всех трудностей этого пути. Думали, что здесь, как и в Каркасоне, туристический центр. Но никаких цивилизационных кущей не оказалось, кроме стоянки для машин. Не позаботились мы и о соответствующей обуви и одежде. Поэтому взбирались, в чём были. Ноги разъезжались на скользких (моросил дождь) круглых камнях и глине. Чем выше поднимались, тем резче и холоднее становился ветер.

Моя юная спутница терпеливо поджидала меня. На последнем отрезке — её словно сдуло ветром. Она уже не могла останавливаться. Почтенная французская пара, спускавшаяся вниз, увидев меня и, видимо, желая подбодрить, сказала: «Мадам, вы уже у цели!». Немного ещё усилий и... я вошла в крепость. Внутри она оказалась на удивление маленькой. Непонятно, как могли там разместиться около 500 её защитников, правда, многие из них прятались в пещерах и расщелинах. Почти год длилась осада крестоносцами Монсегюра. В конце концов, когда катары понесли большие потери и были уже совершенно изнурены, им предложили сдаться и обещали оставить в живых, если они отрекутся от своей веры. Среди защитников были женщины и дети. Но почти все, а их оставалось чуть более 200 человек, предпочли взойти на костёр. И были сожжены. Но четверо накануне ночью, незаметно для осаждавших, по верёвкам спустились и унесли с собой сокровища катаров.

С тех пор время и люди — жители окрестных деревень, уносившие из крепости камни для своих построек, постепенно разрушили один из последних оплотов катаров. Прошли века, и теперь не прекращается людской поток к священным развалинам. Взбираются сюда молодые люди, старики и даже дети, которых тащат, крепко сжимая руку, родители. Это не лёгкий подъём. Все останавливаются у стелы, обозначающей «поле погибших в пламени». Что с такой неукротимой силой влечёт сюда людей? Нет, не простое любопытство, а осознанное желание побывать в этом месте, почувствовать его дух, наполнить душу красотой окрестных панорам.

Дух катаров в их стране продолжает витать. Слишком много следов — видимых и невидимых — оставили они. Во многих тайниках — пещерах, гротах и расщелинах они прятали свои реликвии, пока Святой Грааль не нашёл своё новое пристанище в замке Сан Хуан де ла Пеньи в Арагоне (ныне Испания). Этот старинный монастырь в мосарабском стиле (XI-XII века) построен под огромным скалистым сводом недалеко от города Уэкса на горе Монсальвадор. В нём есть пещера, где по преданию хранился Грааль. Монастырь принадлежит Ордену ионитов — рыцарей-розенкрейцеров святого Иоанна. Грааль здесь побывал дважды: до начала крестовых походов против катаров Окситании и после падения Монсегюра.

Когда-то в монастыре Сан Хуан де ла Пеньи писались законы, избирались правители, вступали на троны монархи. Это было очень значимое место и одновременно защищённое горами. Выдвигается такая гипотеза. Граалем владели манихейцы, а затем вестготы перенесли его в Окситанию. После падения вестготов он был передан в Арагон — в монастырь Сан Хуан де ла Пеньи. Основанием для такого предположения служат сведения, сообщённые Вольфрамом фон Эшенбахом и полученные им от Киота. А тот их нашёл в Туделе, находящемся в 100 километрах от Сан Хуан де ла Пеньи.

В XII веке, перед угрозой нашествия альморавидов, король Арагона Альфонс Воитель приказал отнести Грааль к катарам в Окситанию. Альфонс участвовал в 29 сражениях, был много раз ранен и погиб в 1134 году. Его считают прототипом Анфортаса — «раненого короля» Грааля в поэме В. фон Эшенбаха. Для хранения Грааля катары и возвели свою крепость — солнечный храм Монсегюр. Всю эту историю поведал Вольфраму Гийом де Тудель, но попросил ничего не рассказывать прямо, а зашифровать смысл и значение рассказа, что и сделал Эшенбах.

 

Свой Грааль и миссия Рерихов

Крепость Монсегюр

 

После того, как катары унесли Грааль из Монсегюра и затем прятали его в окрестных тайниках — одной из пещер Сабарте — Орнольяк, он попал в замок короля Арагона Монреаль де Со, где сохранилась фреска, изображающая это перемещение. Затем Грааль вновь был привезён в Сан Хуан де ла Пеньи. Папа Бенедикт XII потребовал от короля Арагона перевезти Грааль в Рим. Запрос этот, исторически подтверждённый и документально зафиксированный, является одним из самых убедительных аргументов, говорящих о том, что Грааль находился у катаров в Монсегюре. Король Арагона послал Папе не саму реликвию, а её копию. Подлинник исчез. Эту копию случайно разбили в 1744 году — ровно через 500 лет после падения Монсегюра! Так называемый Грааль, ныне находящийся в соборе в Валенсии в Испании — лишь копия с копии [16]. Это простая чаша, величиной с пол-апельсина из агата. Считается, что выполнена она 2000 лет назад, а украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом в XII веке. Стоит она на подставке из оникса более позднего происхождения. Иногда на ней появляется надпись — имя держателя Камня. Сейчас — это слово, написанное на древнем арабском языке, и звучит, как «ассахира», то есть «цветущая». С чьим именем его можно ассоциировать — загадка.

...На вершине Монсегюра я сорвала несколько простых цветков — тысячелистник и бархотку. Наташа с удивлением заметила:

— Да такие у нас растут на каждом поле! Вам не поверят, что Вы их сорвали здесь, — и тут же щёлкнула фотоаппаратом, чтобы запечатлеть подлинность действа. А я ей ответила:

— Всегда есть что-то общее, но мы так редко это замечаем, больше видим различия, и потому так много в мире агрессии и конфронтации. А эти невзрачные цветочки, растущие повсюду, — лечебные, и они очень похожи на самих катаров, смысл жизни которых был в помощи людям.

Там, на священной горе, похожей на сахарную голову или огромный каменный зубец — по-французски Pog, среди развалин, хранящих тайну Грааля, я думала о значении подобных мест в нашей сегодняшней жизни. Они — как элементы великой мистерии человеческого духа, имеют вневременной смысл. Они присутствуют внутри нас — здесь, сейчас и всегда. Но осознаём мы это, только прикоснувшись к ним, да и то, возможно, не каждый, а лишь «горящие Монсальватом», ощутившие в себе Зов, хотящие «узреть» и «услышать»...

Собиратели народов

Такова, вкратце, история Монсегюра и Окситании. Конечно, известны и имена её героев, которые я здесь не называла. Среди них были и женщины: дама Жиральдина, возглавившая отряд оборонявшихся катаров, и Эсклармонда де Фуа — Совершенная, бывшая среди защитников Монсегюра. Об обеих сложено много историй, в которых правда перемежается с легендами. Эсклармонду де Фуа считали хранительницей Грааля (в поэме Эшенбаха это Репанс де Шой). Об этой вполне исторической личности, владевшей землями Табора и Монсегюра, в народе сложено такое сказание:

«Когда стены Монсегюра ещё стояли, катары охраняли священный Грааль. Но Монсегюр был в опасности. Рати Люцифера уже расположились под его стенами. Им нужен был Грааль, чтобы снова заключить его в корону, из которой он выпал, когда падший ангел был повержен с небес на землю. В момент наивысшей опасности для Монсегюра с неба явился белый голубь и своим клювом расщепил гору Табор. Эсклармонда, хранительница Грааля, бросила ценную реликвию в недра горы. Гopa снова сомкнулась, и так Грааль был спасён. Когда дьяволы ворвались в замок, они поняли, что опоздали. В гневе они предали огню всех Чистых... но не Эсклармонду. Спрятав Грааль, она поднялась на вершину Табора, превратилась в белую голубку и полетела в горы Азии. Она и по сей день живёт там, в земном раю» [17]. Кстати, катары поклонялись Богу-Святому Духу, которого в Евангелиях символизирует голубь. «Прежде Нашим символом был голубь, теперь же — чаша подвига. Да, каждый век имеет свой символ», — поясняет в беседе с Е.И.Рерих Учитель [6], с. 363.

Существовало и тайное общество или Братство Святого Грааля, на гербе которого изображён голубь. Об этом обществе сообщает в своём сочинении «Титурель» всё тот же Вольфрам фон Эшенбах. И это подтверждает крупный историк Андре Мартен. «Именно изучая это сообщество, — пишет он, — мы неожиданно узнаём много такого, что вполне можно назвать тайной историей средневековой эпохи, которая в действительности была гораздо сложнее, чем кажется сейчас» [18]. Для нашего повествования — это очень важные слова.

Семья Рерих и Совершенные катаров... Их разделяли семь веков, но, по сути, в основе своей и идеи Живой Этики, которую дали миру Учителя в соавторстве с Рерихами, и учение катаров схожи. Морис Магр называет учение катаров западноевропейским буддизмом. Цель его — привести людей к божественности, помочь самосовершенствованию. Учение катаров отличалось крайним дуализмом — весь сотворенный мир они считали Злом, а Добро соотносили лишь с Небесами. В ту пору для чего-то человечеству нужен был, верно, и такой акцент. Дуализм катаров имеет общие черты с метафизикой и религиозными мистериями пифагорийцев, орфиков и маздеизмом, — считает Отто Ран [18].

История Камня и Чаши — это история человечества. Её пишут и переписывают люди, подверженные эмоциям, влияниям и ошибкам. И лёгкое покрывало вымысла постепенно с годами превращается в непроницаемый панцирь, за которым истинных событий не разглядеть. До сих пор как бы на обочине истории остаются значение и смысл действий рыцарских орденов и небольших религиозных сообществ, которых Римская церковь именовала одним словом — еретики. А ведь именно им подчас принадлежала решительная роль в тех или иных мировых событиях. Правда, в последнее время появляются и такие работы исследователей, в частности, посвящённые взаимоотношениям тамплиеров, катаров и розенкрейцеров [19], которые, несомненно, были, ибо они жили в одно время и в тех же городах. Согласно Эшенбаху, рыцари, хранившие Грааль, назывались «храмовниками» (тамплейзами). Кого он имел в виду — тамплиеров или катаров, исследователи спорят. Но и у тех и других судьба была схожей и очень трагичной.

Важно другое. Видимо те, кого называли еретиками, не представляли подавляющего большинства людей того или иного региона. И, как правило, они не принадлежали к господствующей религии. Это были не столь многочисленные группы, гонимые, вынужденные оберегать свои учения, а значит и меньше искажать переписыванием и толкованием. Таким образом в них лучше сохранялся изначальный сокровенный смысл. А он у всех религий и верований один, ибо даются они из одного Источника. Различия в них вносят люди, когда начинается борьба за власть.

Существуют легенды и предания разных народов, в которых историки находят всё больше  действительных событий. И они имеют много общего, хотя имена их героев, время и место действий разные. В одних случаях мы узнаём о некоем лице (обычно это царь, король, вождь, управитель), который создал процветающую страну и пользуется любовью своих соотечественников, как, например, пресвитер Иоанн. В других — это группа людей, как рыцари «круглого стола» или Совершенные катаров. Иными словами, мы имеем дело с определёнными архетипами. Это «тайные короли», непосредственно влияющие на ход истории. Таковыми были Енох, Мельхиседек, король Артур, Мерлин, — считает Джон Мэттьюз [20].

Можно пойти и от обратного. Не от полумифических персонажей, а от действительно существовавших людей. Из записей бесед с Учителем Е.И.Рерих [6], [7] мы знаем имена многих правителей, владевших Камнем в разные эпохи. Это были: иудейский царь-мудрец Соломон (965-928 гг. до н.э.); Ясон Иерофант (372 г. до н.э.), объединивший под своей властью Фессалию; царь Македонии Александр (356-323 гг. до н.э.), создавший крупнейшую мировую монархию древности; правитель Мексики Курновуу (даты жизни неизвестны), построивший Золотые ворота; основатель государства со столицей в Самарканде Тамерлан (1336-1406 гг.); Наполеон Бонапарт (1769-1821 гг.), значительно расширивший границы Франции, и другие. Был Камень и в Ланке, и на горе Арарат, и на горе Гордости у лангобардов — германского племени, жившего в I веке в районе Ломбардии (в 568 г. лангобарды вторглись в Италию и образовали королевство. Оно было завоёвано в 773-74 гг. Карлом Великим). «Посылали камень царям и воинам, по копья — не защита. Передадим сокровище странникам духа, в их суме оно сохранится. Чудо им путь осветит» [4], с. 15. Так объясняют свою стратегию и тактику в отношении Камня Учителя.

Всех владевших Камнем в приведённом списке (естественно неполном, а полный список легенд о Камне хранится в Храме Santa-Asmosa, сообщают Учителя [6], с. 542) можно отнести к «собирателям народов», выполнившим в той или иной мере свою миссию, либо, как Наполеон, свернувших с пути. Камень был им утерян. Меньше мы знаем о тех, кто владел Чашей. Это был, прежде всего, основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (632-544 гг. до н.э.).

Отсюда вытекает мысль о богоданности власти выдающихся королей, царей, фараонов и их династий, о том, что называют «харизмой». Их не избирал народ, а назначали Боги. И потому они обладали чем-то недоступным для простых смертных. Они общались с Богами. Обо всём этом написано столько мифов и легенд! Но так ли много было в них вымысла? К сожалению, никакие «Граали» и «монсальваты» не могут уберечь от взрывов страстей и неизбежных ошибок, коварства придворных и происков врагов, предательства подданных и неизлечимых болезней. Потому-то далеко не всегда правление царей, даже наделённых сверхъестественными силами, оказывалось успешным. Правда, успех и неуспех в понимании людей и Учителей — вещи разные. И то, что нам может казаться неудачей, на самом деле давало человечеству запланированный сдвиг в развитии.

Но существует ещё одно очень важное обстоятельство. Даже если империя, или некое сообщество, страна, район развивались по всем законам эволюции, в какой-то момент своего расцвета они обязательно рушились. Почему? Синергетика, изучающая открытые нелинейные самоорганизующиеся системы (коими является и человек, и мироздание), даёт ответ: достигнув определённого уровня в своём развитии, система должна в какой-то степени разрушиться, пройти через хаос, чтобы подняться на следующую ступень развития. Синергетики говорят «найти свой аттрактор», но это происходит лишь в том случае, если система «угадает» план, задуманный Свыше. В противном случае — пойдёт по пути инволюции. И такое в истории случается. Но чаще вырвавшуюся вперёд, процветающую державу уничтожают люди — завистливые и фанатичные соседи. Произошло это и с Окситанией. Прекрасная и обильная земля, свободный. преодолевший мрак Средневековья и страх за будущее народ, единственный достойный считаться наследником «простоты и величия» античности, по мнению Отто Рана, и возможно сама христианская культура были уничтожены в кровопролитных войнах Крестовых походов и па кострах инквизиции, которые сожгли не только людей, но и все книги катаров. Не сохранилось пи одной. А представление об учении катаров историки складывают из сведений, извлечённых из протоколов инквизиции. К счастью, они прекрасно сохранились.

И Учение Живой Этики не принято современной официальной церковью, подвергнуто ею остракизму. Некоторые начинания Рерихов, этих «собирателей народов» XX века, оказались до конца не выполненными. Но сколько же ими сделано! Возможно, мы всё ещё не осознаём масштаба деятельности этих замечательных просветителей и борцов за светлое будущее людей Земли. Но никто и никогда не сможет сказать, что не выполнена их миссия. Разговор об этом выходит за рамки данного повествования. На этих страницах я хотела на примере истории катаров и замка Монсегюр, соотнесения её с тем, что нам раскрыли Рерихи в своих трудах и дневниках, показать, что существует и иная история, которую человечеству ещё предстоит познать.

В истории многое повторяется. Не случайно в легендах и мифах лучшие сыны и дочери человечества не умирают, а усыпают или пребывают в каком-то заповедном месте — до поры, до времени. Эсклармонда де Фуа улетела голубкой в рай, Мерлин спит в лесу, король Артур — на острове Авалон. И все они должны вернуться к людям. А может они находятся в Братстве Учителей и в определённые моменты развития цивилизации возвращаются к нам, но уже под другими именами? Это, конечно, звучит фантастично для многих людей. Но вся история человечества полна примеров того, как фантастические факты, благодаря достижениям пауки, делаются вполне объяснимыми. Для тех же, кто серьёзно изучает архивы семьи Рерих, становятся очевидными и реальными казалось бы нереальные вещи. Да и паука уже сегодня многое объясняет, только вот не всегда хватает смелости это признать.

 

Каркасон-Монсегюр-Москва

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: