warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Словарь имен. Буква Л

Лабзин Александр Фёдорович (1766-1825)

Вице-президент Императорской академии Художеств, писатель, известный русский мистик. Учился в Московском университете. Там впервые Л. испытал большое нравственное влияние кружка московских масонов выдающегося деятеля русского просвещения Н.И.Новикова и его известного сподвижника И.Е.Шварца. Л. был принят в их «семинарию», из которой вынес то нравственно-религиозное, мистическое направление своей духовной деятельности, которому был верен всю жизнь. С особенным чувством вспоминал он всегда И.Е.Шварца, которому был обязан всем своим внутренним миросозерцанием, считая, что он, главным образом, спас его от заблуждений философии XVIII в. С Н.И.Новиковым Л. вел деятельную переписку, прекратившуюся лишь со смертью главы московских масонов. 3 апреля 1783 г. Л. был принят в общество мартинистов и 28 апреля, в день своего рождения, дал торжественный обет служения Богу.

В 1787 г. внимание двора и, прежде всего Екатерины II привлекла его «Торжественная песнь на прибытие в Москву из путешествия в Тавриду». Тогда же появились его переводы комедий Бомарше «Фигарова жинитьба» и Мерсье «Судья». Перевод «Истории ордена св. Иоанна Иерусалимского», книги французского историка Верто д'Обефа, сделанный совместно с А.Вахрушевым, обратил на себя внимание императора Павла, который назначил Л. историографом ордена. С 1789 г. служил на почтамте, в 1799 г. был переведен в Коллегию иностранных дел и в этом же году еще назначен конференц-секретарем Императорской Академии Художеств. Позднее здесь же становится вице-президентом. Как человек энергичный, Л. много сделал для русского искусства и его деятелей, которые сохранили о нем благодарные воспоминания. Помимо административной работы, Л. с особенной любовью следил за педагогической стороной академической жизни: часто приглашал к себе воспитанников, учил их русским песням, устраивал для них домашние спектакли, на которых играл и сам, сочиняя для театра небольшие пьесы в стихах.

В 1800 г. Л., не удовлетворенный известными ему ложами, основал свою собственную — «Умирающий Сфинкс», которая по его мысли должна была стремиться к разгадке таинственных явлений мира внешнего и внутреннего. Деятельность ложи начавшаяся 15 января 1800 г., продолжалась вплоть до закрытия масонских лож в 1822 г. Л. стал во главе ее в звании великого мастера. Он с редкой энергией и настойчивостью привлекал новых членов, руководил их работами над самими собой, старался помогать им в искании истины, собирал братьев на заседания, происходившие то в его квартире, то в нанятом помещении, читал речи и наставления, вел журналы собраний, указывал ученикам работу, наставлял их, а в случае провинностей или небрежного отношения к ложе налагал на них наказания или даже совсем исключал из числа «братий». В числе других членов в ложе состоял Н.И. Новиков. В деятельности ложи, кроме религиозно-нравственных целей, стоявших на первом месте, следует отметить и ее филантропические задачи. Так между братьями происходили сборы пожертвований, распределявшихся между самыми разными нуждающимися людьми. Масонская деятельность Л., давшая ему большую известность, распространялась по всей России. В Л. многие признавали опытного наставника, в его красноречивых беседах и письмах искатели истины находили разрешение многих религиозных вопросов. Тогдашнее духовенство, за редким исключением, было мало образовано и потому не могло прийти на помощь людям искавшим разъяснения внутреннего содержания религии. Л. видел это, а успех его проповеднической деятельности на практике убеждал его в особом призвании, давал ему силы на дальнейшую работу. Одновременно с деятельностью главы масонской ложи Л. издавал книги мистического содержания, в которых видел могучее средство для распространения в обществе знаний и понятий о «внутренней» церкви.

Л. по праву считается первым и главным популяризатором в России трудов известного немецкого мистика К. Эккартсгаузена (1752—1803 гг.). Он перевёл многие его книги, в частности: «Путешествие младого Костиса от Востока к Полудню» (СПБ., 1801); «Важнейшие иероглифы для человеческого сердца» (СПБ., 1803); «Облако над святилищем или нечто такое, о чём гордая философия и грезить не смеет» (СПБ., 1804); «Ключ к таинствам природы» (СПБ., 1804). Из книг Юнга Штеллинга Л. перевёл «Приключение по смерти» (СПБ., 1805).

В 1816 г. Л. получил Высочайший рескрипт и орден за издание духовных книг на отечественном языке. В том же году министром народного просвещения стал личный друг Л. князь А.Н. Голицын. Мистицизм к тому времени сделался преобладающим течением в России и во главе его стал Л., решившийся издавать мистический журнал «Сионский Вестник». Журнал издавался с 1806 по 1815 гг. и с 1815 по 1821гг. Он выходил с посвящением «Господу Иисусу Христу» и имел значительное распространение. Голицын освободил «Вестник» от обыкновенной цензуры, заявив, что будет сам цензором Л. Несмотря на большую популярность и высокое покровительство со стороны императора Александра I, журнал вызывал недовольство влиятельных иерархов православной церкви и прежде всего архимандрита Фотия, он даже выдвигал мысль о неблагонадёжности мистицизма. Врагами JI. был распространён критический разбор «Вестника», сделанный московским затворником Смирновым. На основе этого разбора был написан донос и подан князю Голицыну. Журнал обвинялся в произвольном толковании учения о благодати, отрицал значение книги Царств и т.д. Голицын долго защищал своего друга, но, наконец, вынужден был согласиться со многими выводами доноса и передал цензурирование «Вестника» врагу мистиков, ректору петербургской духовной семинарии архимандриту Иннокентию. Л. не мог и не хотел изменять направление своего журнала и вынужден был его закрыть. Фотий продолжал интриговать против Л., чем и объясняется последующая его ссылка в 1821г. в Сенгилей, откуда в 1823 году он был переведён в Симбирск. Здесь Л., окружённый общим уважением, прожил до своей кончины. Богато одарённый природой, Л. всю жизнь заботился о самообразовании и даже в старости изучал высшую математику.

Лао-Цзы (VI—V вв. до н.э.)

Первоучитель китайской нации, основатель даосизма — важнейшего философского направления в Китае. Книга, носящая его имя, а в последующем более известная как «Дао-дэ цзин» («Канон пути и благой силы») традиционно считалась первой философской книгой в китайской истории. О самом авторе этого текста — мудреце Лао-цзы — известно немногое: он был старшим современником Конфуция, одно время занимал должность смотрителя книгохранилищ чжоуских царей, долго жил в горах отшельником... Но даже его истинное имя неизвестно, так как Лао-цзы — это лишь прозвище, означающее буквально «Старый Учитель»...

(В следующем номере журнала мы расскажем читателям о философии даосизма).

Лафатер Иоганн-Каспар (1741—1801)

Известный писатель, ученый-физиогномист. Родился в Цюрихе, где изучал богословие. Был пастором в своем родном городе. С 1769 г. начал собирать материалы для своего знаменитого труда «Физиогномия», который вышел в 1772 — 1778 гг. в Лейпциге и Винтертуре. Физиогномия стала главным делом жизни Л., хотя он продолжал заниматься богословскими трудами и проповедями. Популярность его, как просвещенного и убежденного пастора, была так велика, что путешествия его по Европе проходили как ряд триумфов. Проповеди и моральные рассуждения Л. были искренни и очень убедительны. В них слова «вера» и «любовь» были тождественны и полны высокого волнующего содержания. Сама смерть Л. наглядно доказала его глубокую убежденность в высокие христианские принципы: однажды он пытался вразумить словом пьяных французских мародеров, но был тяжело ранен одним из них. Умирая, Л. простил убийцу и запретил его разыскивать.

Одной из целей Л. было установление компромисса между взглядами церкви и взглядами общества, он также стремился найти общие связи между магнетизмом Месмера, спириутализмом религии и позитивизмом науки.

В «Физиогномии» теория Л. сводится к следующему. Человек есть существо животное, моральное и интеллектуальное, вожделеющее и мыслящее. Эта природа человека выражается во всей его фигуре, поэтому физиогномия в широком смысле слова обнимает всю морфологию человеческого организма, соприкасаясь с хирогномией, подоскопией и т.д. Но так как наиболее выразительным «зеркалом души» является у человека голова, то физиогномия может ограничиться изучением черепа и лица человека. Интеллектуальная жизнь человека выражается в строении и очертаниях черепа и лба. Моральная и чувственная жизнь — в строении лицевых мускулов, в очертаниях носа и щек. Животные качества человека символизируются складом рта и линиям подбородка. Центральный орган лица — глаза, с окружающими их нервами и мускулами. Лицо человека, таким образом, делится как бы на «этажи», соответственно трем основным элементам, составляющим всякую душу. По этим «этажам» физиогномия распадается на три отдела.

Физиогномию Л. определяет как известный, постоянно присущий данному субъекту склад лицевых черт и мускулов. Соответственно этому, каждая из трех основных частей физиогномии должна распадаться на два подотдела: «физиогномический» в узком смысле слова, изучающий данное лицо в состоянии покоя и, «патогномический», изучающий лицо в состоянии волнения. Патогномия есть физиогномия в движении — то, что можно назвать «динамикой» лица, в противоположность лицевой «статике». В качестве примеров Л. приводит разборы лиц многих знаменитых людей древности и современности: Сократа, Брута, Рафаэля, Спинозы, Гёте, Фридриха Великого и др.

Книга Л. произвела больше впечатление на современников, хотя она не открывала строго научного метода исследования лица и связи отдельных его черт с характером человека. Гёте назвал физиогномию Л. «гениальной эмпирией».

Лебедев Герасим Степанович (1781-1817)

Русский музыкант, театральный деятель, первый в России индолог. Отец его был священником. По собственному рассказу, Л. получил лишь домашнее образование и «едва мог научиться национальной тогдашнего времени грамоте и случайно музыкальному искусству». По-видимому, в качестве певчего отправился он с русским посольством в Неаполь, а когда посольство задержалось в Вене — последовал далее «на собственном иждивении, надеясь, что музыкальное искусство доставит пропитание». Л. обладал выдающимися артистическими дарованиями — «при многих дворах, — по его словам, — удостоился от великих и прочих высоких особ благоволения». В 1782 г. он был представлен великому князю Павлу Петровичу и супруге его в Париже, сопровождал их в Этюп. Затем поступил на службу к одному богатому англичанину и с ним, в августе 1785 г., прибыл в Мадрас. «В прожитие мое там двух лет, — рассказывал Л., — я был за музыкальное мое искусство особенно снабжаем». Усвоив местные наречия и переселившись через два года в Калькутту, Л. на свои средства устроил там театр, для которого переводил с английского драматические произведения. В частности, перевел на бенгали «Притворство» Ричарда Поля Джодрелла и «Любовь — лучший целитель» Ж.Б.Мольера. За время своего 12-летнего пребывания в Мадрасе и Калькутте Л. сошёлся со многими учеными браминами и познакомился с их учением. Возвратившись в Европу, в 1801 г. издал в Лондоне свой труд «Грамматика чистых и смешанных восточно-индийских диалектов и наречий». Прибыв в Петербург, служил в министерстве иностранных дел и получил из казны средства на открытие типографии. В 1805 г. издал книгу: «Беспристрастное созерцание систем восточной Индии брамгенов, обрядов их и народных обычаев». В том же году переведенная на немецкий язык, книга эта обратила внимание европейских ученых.

В первой части её рассказывается о мифологии индийцев, их космогонических представлениях, верованиях. Вторая часть книги посвящена подробному изложению системы индийского календаря и астрономии. В третьей части речь идет о священных обрядах, праздниках, народных обычаях, даются характеристики варн и каст. Подробнее о Л. читайте в №1 (14)/1998; с. 29-32 нашего журнала.

 

Материал подготовлен Н.М.Смирновым

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: