warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Размышления о духовной природе человека

Кирьязев О.В., ­старший­ преподаватель ­кафедры ­философии­ института ­искусств­ и ­информационных­ технологий­ (г.­Зеленоград)

Размышления о духовности сопровождают, пожалуй, всю историю человеческой мысли. Это так называемый «вечный» мировоззренческий вопрос. Мало того, что на каждом очередном возрастном этапе мы возвращаемся к нему, но и в пределах одного возрастного периода в каждой конкретной житейской ситуации вдруг выявляются особые смысловые нюансы, которые наслаиваются друг на друга, превращаясь нередко в смысловой хаос.

Да взять хотя бы академический словарь русского языка, к которому мы просто обязаны обращаться в затруднительных случаях. Он определяет духовность как слово, которое, во-первых, выражает в самом общем плане «интеллектуальную природу человека, противоположную его физической, телесной сущности» [1]. Духовность это то, что противостоит материальному миру, телесности. Духовность здесь предстаёт без оценочных определений. Однако, и это, во-вторых, духовное, по словарю, есть нравственный мир человека, совокупность его высших ценностей и идеалов [2]. В этом случае под духовностью понимается не всякий ценностный мир человека, а лишь его высший уровень и положительное содержание.

Составители словаря следуют за словесной практикой. И как-то незаметно от их внимания ускользает то, что при наличии высших ценностей должны быть и низшие, не столь возвышенные, хотя и духовные по своей нетелесной природе. Выходит, что духовность только в силу противопоставления «мерзкой плоти» должна оцениваться исключительно как нечто высшее? Такая точка зрения распространена довольно широко. А на память приходит сюжет из собрания церковных анекдотов протоиерея Михаила Ардова [3]:

«О. Всеволоду Шпиллеру (известному в послевоенное время в Москве клирику. – О.К.) как-то сказали о неком священнике, дескать, тот "находится в прелести". На это о. Шпиллер [ответил]:

– Прелесть – состояние духовное. А в этом батюшке ничего духовного нет…»

Анекдот сей закрывает смысловую лакуну и призывает к пониманию духовности не просто через противопоставление духовного и телесного. Призыв этот отнюдь не академический, но самый что ни на есть жизненный. Неряшливость смыслов может завести человека в дебри опасные и даже гибельные.

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

 

 

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: