warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Духовность профессиональной деятельности

Современная цивилизация является определенной ступенью в историческом и биологическом становлении общества как целостной системы. В ней происходит взаимообусловленное функционирование материального и духовного, выраженное в развитии производства, экономики и политики, социальных отношений, культуры.

Главной движущей силой изменения современного мира (не только общества, но и природы) является человек, стремящийся преодолеть нестабильность сегодняшнего существования. Для выживания человечества единственно перспективным и прогрессивным является лишь фактор духовности, предполагающий богатство идеалов и ценностей, составляющих гуманистический облик каждого человека и всего человечества. Только духовность, ставшая приоритетом и мировоззрением, основой жизни, позволит предотвратить природные, социальные, политические, экономические катаклизмы, грозящие населению Земли.

Анализируя феномен духовности, нельзя не обратить внимания на то, что само понятие для обозначения этого социокультурного явления трудноуловимо. Оно не может быть охарактеризовано однозначно, поскольку многоаспектно и многогранно. Очевидно лишь то, что «духовность» стоит в одном ряду с такими понятиями, как «душа», «нравственность», «интеллигентность». Она ориентирует человека на высшие ценности, открывая ему путь к прогрессу.

Духовность является важной и необходимой частью всякой деятельности и, прежде всего, профессиональной. Она проявляется как способность управлять трудовым поведением, направляя его на профессиональное совершенствование, на эффективную, качественную работу. Сказывается духовность и в активной жизненной позиции, которая, помимо стремления к профессионализму, выражается в формировании и реализации интереса к творческому, содержательному труду. Профессиональное продвижение (и по горизонтали и по вертикали) свидетельствует о том, что человек целеустремлен, хочет добиться признания ценности своего труда, уникальности своей личности, а также свидетельствует и о том, что актуальной является потребность в реализации способностей. Духовность состоит и в том, что человек испытывает моральное, а не только материальное удовлетворение от своей работы, по-настоящему верен своей профессии, постоянно совершенствуется в ней. Вместе с тем профессиональная деятельность должна способствовать преобразованию природной и социальной среды с целью ее гуманизации, обеспечения общего блага, а не для разрушения среды в угоду частных или групповых интересов.

Профессиональная сфера деятельности человека несет в себе высокий потенциал, но он реализуется только в том случае, если преодолеваются препятствия, воздвигаемые сформировавшимися, консервативными и культивируемыми стереотипами в обществе, несмотря на их очевидный вред. Среди таких стереотипов следует назвать те, которые сохраняют асимметрию тендерных отношений (т.е. взаимоотношение полов в социокультурологическом аспекте). Тендерные отношения в обществе, и в профессиональной деятельности в том числе, строятся по принципу неравенства полов, которое проявляется в неодинаковом социальном статусе и традиционном неравном распределении социальных ролей. Все это базируется на том, что биологические отличия женщин и мужчин переносятся в социальную сферу и характеризуют отношения к тем и другим в обществе. Так, по мнению ряда ученых, типичными для женщин качествами являются не только такие, которые можно отнести к позитивным — скромность, мягкость, милосердие, способность к сопереживанию, но и негативные — чрезмерная чувствительность, по мнению противоположного пола, несамодостаточность, отсутствие четкой логики (так называемая «женская логика», измеряемая относительно традиционной нормы, за которую принимается привычный тип мышления мужчины). Истинно мужскими качествами считаются: стремление к лидерству и власти, амбиции, смелость, независимость, агрессивность, рациональное и аналитическое мышление, контроль над эмоциями. Приписываемые женщинам и мужчинам качества, согласно традиции, предопределяют предназначение мужчине заниматься профессиональным трудом вне дома, а женщине профессионально заниматься бытом. Таким образом, происходит вытеснение женщин из сфер общественной жизни и профессионального труда, мужчин — из семьи, поскольку они предназначены обществу. Отступление от традиции считается нетипичным поведением, а женщинам и мужчинам, выполняющим нетрадиционные роли, приписываются не лучшие качества противоположного пола. Это обстоятельство разрушающе действует на духовное здоровье общества в целом и каждой личности в отдельности, поскольку препятствует реализации способностей, данных человеку природой. Отстранение женщин от управления государством, сложности профессиональной карьеры, трудности при устройстве на работу по специальности и т.п., не могут не сказаться на духовности, как профессиональной сферы, так и других сфер жизни общества. Оно ведет к дисгармонии и хаосу, к принятию множества необоснованных решений. Такую ситуацию мы можем наблюдать сегодня в России.

На опасность отстранения женщины от управления государством указывала еще Елена Ивановна Рерих. Одной из идей Учения Живой Этики является идея женского Начала, утраченного или деформированного в обществе, без которого невозможно устранение из современного мира хаоса, ведущего к деградации и гибели человечества. Не теряют актуальности слова о том, что необходимо «утверждать значение женского Начала. Не в домашнем масштабе, а в государственном». Ее мнение о том, что женщина, дающая жизнь народу, должна иметь право располагать его судьбой, подтверждается самим развитием истории. Следует помнить, что, «если бы женщина была принята, как заповедано, Мир был бы иного насыщения».

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: