warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Космическое сознание и музыка грядущего (окончание)1

Космическое сознание и духовная сущность музыки

Однако почему же в современной музыке, за исключением редких случаев, не происходит гармоничного слияния мощи человеческого интеллекта и нового интуитивного слышания, не соблюдается та золотая пропорция рационального и интуитивного, которая была у классиков и дала столько шедевров европейского музыкального искусства?

Чтобы найти ответ на вопрос, необходимо обратиться к одному из фундаментальных принципов Космоса — принципу Равновесия, или Триады. Этот принцип, как и другие (их не так много), к которым мы еще вернемся, был хорошо известен древним посвященным. Он гласит, что любое явление в мире, на каких бы уровнях оно ни происходило, обязано действию трех сил: активной, пассивной и синтезирующей. Христианская Святая Троица — Отец, Сын, Святой Дух; индуистская: Брама, Шиву, Вишну; или примеры из жизни: Учитель, Ученик, Знание; Он, Она, Любовь и т.д. — все суть этого универсального принципа. Человек, вооруженный диалектическим методом исследования, видит, как правило, только две противоположные силы процесса, которые периодически меняются местами (здесь работает другой космический принцип — принцип Полярности, или Диады), и редко обращает внимание на силу, нейтрализующую обе первые, соединяя в себе их качества.

В нашем случае наблюдается некое раскачивание весов, на чашах которых — рациональное и интуитивное начала европейской музыки XX века. Перевес в ту или иную сторону происходит циклически и не изменяет положения в корне, а только ярче высвечивает два полюса, по-видимому, одного и того же процесса.

Так, за изобретениями представителей большого авангарда, их предельной рационализацией и конструктивностью видится та скрытая интеллектуальная основа, на которой, очевидно, будет расти будущее музыкальное искусство. Эта основа — рациональное воплощение принципов Вселенной, математических законов, вытекающих из них.

Появление таких жанров, как музыкальная медитация, и вообще, заново происходящее открытие исцеляющей функции музыки говорит о потенциальной духовной силе грядущего музыкального искусства, которая низвергается по каналам интуитивной связи с Космосом, о возврате к чистой истинной музыке, не закрытой внемузыкальными идеями, литературными или историческими сюжетами. Становится ясным, что чистая музыка, развивающаяся по своим внутренним законам, способна определенно воздействовать на духовное состояние человека, изменять его сознание.

Однако и за рациональным и за «интуитивным» экстремизмами композиторов-авангардистов второй половины XX века, крайне полярными в своих проявлениях, стоит некая единая сила, которая почти всегда искажается умом в своих первоначальных проявлениях, но может привести к новой музыкально-духовной реальности.

Когда она вступит в действие, соединение рацио и интуиции приведет к гармонии триединства, произойдет качественный скачок, прорыв в сознании человечества, а значит, и музыкального искусства. Новая универсальная система музыкально-выразительных средств возникнет при условии нисхождения этой интегрирующей силы через пути, подготовленные новыми способами интуитивного слышания и открытиями в области рациональных основ музыки, созданием нового музыкально-интеллектуального аппарата.

Эта сила — Космическое сознание. Более высокая ступень человеческого бытия, когда открывается мир в его духовной сути, а не в чувственной иллюзорности; все несоединимое для обыкновенного сознания здесь сливается в Гармонию и Целесообразность. Те люди — от рядовых мистиков до великих духовных подвижников, — которым удавалось соприкоснуться с новой реальностью, конечно же на разных уровнях, и которые решались выразиться словами, давали одному и тому же плану сознания различные названия.

В своей книге «Космическое сознание» канадский психиатр Р.Бекк так описывает переживания нового состояния, которые он сам испытал: «Главной чертой космического сознания, что отражено в его названии, является сознание космоса, т.е. жизни и порядка всей вселенной» [1]. И далее: «Это сознание показывает, что космос состоит не из мертвой материи, управляемой бессознательным, неизменным и бесцельным законом, а наоборот, — что он всецело нематериален, духовен и жив; космическое сознание указывает, что идея смерти нелепа, что все и все имеют вечную жизнь, что вселенная есть Бог, и Бог есть вселенная, и что никакое зло никогда не входило и не войдет в нее» [1]

Аналогичное состояние сознания Георгий Гурджиев называет «объективным сознанием». Вот как передает беседу с ним его ученик, один из оригинальных мыслителей нашего века П.Д.Успенский: «...Гурджиев употреблял выражения «субъективный» и «объективный» в особом смысле, принимая за основу «субъективное» и «объективное» состояние сознания. Все наше обычное знание, основанное на общепринятых методах наблюдения и проверки, все научные теории, выводимые из наблюдений над доступными нам фактами, созданные в субъективных состояниях сознания, он называл субъективными. Знания, основанные на древних методах и принципах наблюдения, знания вещей в себе, знание, сопровождающее «объективное состояние сознания», знание Всего — было для него объективным знанием. ...Одна из центральных идей объективного знания... — это идея всеобщего единства в многообразии. С древнейших времен люди, понимавшие смысл и содержание этой идеи и видевшие в ней основу объективого знания, стремились найти способ передать эту идею в форме, доступной для других. ...Объективное знание, включая идею единства, принадлежит объективному сознанию. Формы, выражающие это знание, будучи восприняты сознанием субъективным, неизбежно искажаются и вместо истины создают все большие и большие заблуждения. Объективное сознание способно видеть и чувствовать всеобщее всеединство»[4]

Вслед за Шри Ауробиндо последователь его учения об интегральной йоге, известный французский писатель Сатпрем говорит о «Глобальном Разуме», как о высочайшем плане человеческого разума: «Глобальный Разум — это вершина, до которой человеческое сознание поднимается очень редко. Это космическое сознание, но без потери индивидуальности. ...Глобальный Разум — это мир богов, источник вдохновения великих основателей религий. ...Он же является источником величайших произведений искусства. ...Сознание становится массой непрерывного света. Результатом этого является нерушимое всеобщее видение; познаются всеобщая радость, всеобщая красота, вселенская любовь; ведь все противоречия низших планов — это следствие недостаточности, или, можно сказать, «ограниченности» света: он освещает лишь ограниченное поле; в этом же равномерном свете все противоречия, которые похожи на маленькие темные промежутки между двумя вспышками или на темные границы, которые очерчивают наше поле света, растворяются в однородной массе видимого света. ...И это происходит не потому, что глобальное сознание неспособно видеть то, что мы называем уродством, злом или страданием — просто все связано между собой во всеобъемлющей вселенской игре, где каждый объект имеет свое место и назначение. Это объединяющее, а не разъединяющее сознание» [3].

Космическое сознание входит в жизнь постепенно. Только особым, великим людям, которых называют гениями и пророками, дано соприкасаться (но еще не пребывать там постоянно) с этой полнотой бытия. Однако наступает момент, когда Космическое сознание будет доступно многим, начнется духовный прорыв в эволюции человечества. Это критическая точка, преодолев которую, человеческое общество качественно изменится: многие люди овладеют божьими дарами гениев и пророков, в то время как последними будут называться те, кто сумел подняться вверх, еще на одну ступеньку развития сознания.

Теперь, отвечая на поставленный в начале главы вопрос, можно сказать, что в музыке XX века условия для непрерывного присутствия Космического сознания только подготавливались; это связано с особенностями общечеловеческой эволюции, о чем уже говорилось. Поэтому в современной музыке, чаще всего, создается ситуация, когда на свет появляются произведения, не принимая во внимание художественно посредственные, с перевесом в сторону интеллектуальности, в которых слишком слабо проявлено духовное, чтобы составить желаемое равновесие, либо произведения, в которых духовное безошибочно слышится, но не знает еще рациональных путей для своей адекватной реализации; пути эти подготавливаются человеческим разумом, не самолюбивым и ограниченным, а очищенным и восприимчивым к истинам более высокой реальности бытия.

 

Космическое сознание и музыка грядущего(Часть 3,окончание)

В.Т.Черноволенко. Раздумья

 

В лучшем положении находятся те немногие художники, которые слышат из духовного мира именно то, что способен пропустить через свои рациональные сети их интеллектуальный аппарат, чтобы произведение было воплощено в материальном мире. И это одинаково относится и к художественным гениям, и талантам, и просто способным людям. Когда личностей с таким уровнем сознания, который обеспечивал бы внутреннюю гармонию между интеллектом, музыкальной интуицией и космическим, станет достаточно много — музыкальное искусство наполнится Светом, Космическое сознание беспрепятственно снизойдет через него к людям.

Как же в действительности воплощается Космическое сознание в музыке? Здесь действует еще один космический принцип, который называется принципом Воплощения, или Тетрады. Когда выявлена триединая творящая сила, позволяющая космическому сознанию низойти в исторический музыкальный процесс, сразу же обнаруживается инструмент воздействия этой силы — человек, имеющий как минимум проблески Космического сознания, материал — новое музыкальное искусство и его средства выражения; и цель — новая ступень в духовной эволюции человека. Такая тетрада и реализует принцип воплощения.

Новое музыкальное искусство — это Космическая музыка, которая способна выводить слушателя на уровень Космического сознания. В Космической музыке гораздо ярче проявлены фундаментальные принципы Вселенной. Прежде всего, это принципы Всеединства, Целостности, Иерархии, Подобия, Разумности, Цикличности, Гармонии, а также принципы Полярности, Равновесия, Воплощения, о которых уже шла речь; есть и другие принципы (Октав, Роста, Преображения). Многими из них наука пользуется как постулатами, без доказательств, поскольку обычная логика, в отличие от интуиции, не способна их охватить.

Принципы порождают законы развивающегося мира (математические, физические, биологические ит.д). Законы, лежащие в основе музыкальных структур, традиционных и новейших, также являются следствием фундаментальных космических принципов. Ядро, существо истинной музыки, как и других живых существ — ее душа, выраженная в интонациях, услышанных композитором, специфических оборотах-звучаниях, в которых уже заложены принципы и законы. Предчувствие такого интонированного звучания есть ожидание воплощения музыкальной монады, которая — вне времени и пространства; ожидание, подобное ожиданию будущего дитяти счастливой и терпеливой матерью.

Проявление фундаментальных принципов в Космической музыке создает необычайно мощное ее воздействие на живые существа. В своих беседах с учениками в связи с «объективным сознанием» Гурджиев затрагивал вопрос и о музыке: «Библейская легенда о разрушении при помощи музыки стен Иерихона — это легенда как раз об объективной музыке. Простая музыка не разрушит стены, а объективная музыка действительно в состоянии это сделать. Она способна не только разрушать, но и строить. В легенде об Орфее содержатся намеки на объективную музыку, ибо Орфей передавал знание посредством музыки. Музыка заклинателей змей на Востоке есть приближение к объективной музыке, хотя и весьма примитивное. Нередко это всего лишь одна нота, которую долго тянут с небольшими подъемами и падениями; но в этой единственной ноте постоянно слышатся «внутренние октавы», недоступные слуху, но ощущаемые эмоциональным центром. И змея слышит эту музыку, строго говоря, чувствует ее и повинуется ей. Если взять такую же музыку, но более усложненную, ей будут повиноваться и люди. ...Объективное искусство требует, по крайней мере, проблесков объективного сознания; чтобы правильно понимать эти проблески и должным образом ими пользоваться, необходимо глубокое внутреннее единство и большая власть над собой»[4].

Остается признать, что, действительно, современные психоделические музыкальные шоу, рок и поп-представления, заполняющие собой концертные залы и эфир, собирающие огромные толпы людей, часто побуждают к бессознательным действиям. Но это может означать и то, что сознательно направленная музыка способна реально преображать людей, о чем давно мечтали многие музыканты.

 

Космическое сознание и музыка грядущего(Часть 3,окончание)

Рисунок В.Куликовой

 

«В Индии, — пишет Сатпрем, — существует эзотерическое знание, основанное на изучении звуков и различии вибраций в зависимости от плана сознания. ...Основные, или сущностные звуки, которые обладают силой установить такой контакт, называются мантрами. Мантры — это всегда тайна, они передаются ученику его Гуру и могут быть самого разного рода (внутри каждого плана сознания есть много уровней) и служить самым разнообразным целям. ...Но существует и высшая магия, в основе которой лежит овладение вибрациями на высших планах сознания. Это — поэзия, музыка, духовные мантры Упанишад и Вед, мантры, данные Гуру своему ученику, чтобы помочь ему сознательно войти в непосредственный контакт с тем или иным планом сознания, силой или божественным существом. ...Подобным же образом поэзия и музыка — которые суть не что иное, как неосознанный процесс овладения этими тайными вибрациями, — могут стать могущественными средствами открытия сознания. Если бы могли сознательно сочинять стихи или музыку путем сознательного обращения с этими высшими вибрациями, то это были бы великие произведения, наделенные приближающей к соответствующим планам, посвящающей силой» [3].

Процесс духовного синтеза Восток — Запад связан с творчеством многих выдающихся оригинальных композиторов: Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского — в России, Дебюсси, Равеля и Мессиана — во Франции, Орфа — в Германии, Холста — в Англии. Однако ни в одной стране мира европейское и азиатское начало, и не только в музыке, не сплелись так органично, как в России.

Здесь уместно вспомнить о таком необычном явлении в истории мировой культуры, как русский космизм. Именно идея космического всеединства объединяла выдающихся представителей этого направления. Космическое мироощущение — отличительная черта русского духа — отражено в фольклоре, древнейших мифах и легендах дохристианской Руси, древнерусских православных иконописных традициях, словарях русского языка. Устремленность в Космос питала творческое воображение философов-космистов А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, А.В.Сухово-Кобылина, Н.Ф.Федорова, Н.Н.Страхова, В.С.Соловьева, В.В.Розанова, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева, А.Ф.Лосева; ученых-космистов Н.И.Пирогова, Э.К.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Л.Н.Гумилева. космическим звуком пронизана поэзия Ломоносова, Тютчева, Фета, Полонского, Лермонтова, Волошина, Белого, Блока; живопись Чюрлениса и Рериха. Космическое сознание раскрыло духовную панораму человечества перед Е.П.Блаватской и ДЛ.Андреевым. Поэтому не удивительно, что провозвестником Космической эры в музыке стал А.Н.Скрябин, в творчестве которого впервые, наверное, со времен Орфея и Пифагора с такой силой проявилось Космическое сознание. Вполне вероятно, что новая музыкально-духовная реальность в ближайшем будущем найдет свою почву именно в России.

В вышеизложенном мы не случайно делали акцент на словосочетании «европейский ум». Дело в том, что русский космизм: философия, наука, литература, поэзия и искусство — порождение ума не европейского, но и не восточного, а евразийского, ярким представителем которого является русский народ, отличающийся, как известно, необычайным сплавом духовного, душевного и интеллектуального. Например, долгое время русская философия считалась ненаучной или стихийной, дилетантской с точки зрения западного ума. Очевидно, обращаясь именно к таким умам, великий поэт Ф.И.Тютчев писал:

 

«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить.

У ней особенная стать — в Россию можно только верить».

Заключение

Когда человеческий ум не абсолютизирован, то есть не оторван от глубинных духовных основ Космоса, он является мощным и незаменимым орудием организации и упорядочивания внешней и внутренней его деятельности, макро- и микрокосмоса. Одухотворенный интеллект, одухотворенные эмоции и тело — будущее человека, и он на пути к нему. Музыка грядущего — это музыка людей с измененным сознанием, сознанием души и космического духа. Человек, как во вселенском зеркале, видит себя причастным к глобальным процессам, вновь обретает утерянную когда-то космическую нравственность, когда я, ты, оно — все едино. Музыка будущего — это не инструмент для ублажения человеческих чувств и ума или их выражения, это не средство укрепления жизненных позиций и утверждения своего эго. Музыка — это путь, по которому к нам нисходит Высшая Реальность Бытия. Очищая себя, мы открываем этот путь. Не отвергая музыкальное искусство в том виде, в каком оно сложилось и дошло до нас, и в каком оно существует сейчас, все же нужно почувствовать, понять и осознать истинную суть музыки, ее предназначение в жизни человечества и Земли. Суть ее — космическая. Музыка несет в себе фундаментальные принципы бытия и Космоса. Это — ее основная суть. Поэтому она не зависит ни от слова, ни от философской идеи или научной теории, ни от чего бы то ни было, что являлось бы порождением ума или эмоций. Она требует своего воплощения во все новых и новых формах.

Вполне возможно, что в будущем музыка станет высокоразвитой формой речи человека, который будет издавать ее посредством сильно развитого и утонченного горлового аппарата — «живого синтезатора». Новейшие музыкально-технологические средства — это только преддверие нераскрытых возможностей человеческого индивидуума, это их «органопроекция».

Музыка будущего потребует от людей большой внутренней работы, и прежде всего от тех, кому дано слышать ее в небесных сферах, чтобы смочь воплотить в земных звуках. Высокая степень духовной интуиции, духовного слышания, мощный интеллект, сильные и чистые эмоции — вот основа грядущей Космической музыки.

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: