warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Известно, что в первые столетия н. э. одним из главных соперников христианства был митраизм (см. статью Н.А.Тоотс «Словенский феномен» в этом номере журнала). И если Бог Митра был известен разным народам за много веков до н. э., то расцвет религии митраизма относят к II–IV векам н. э. Исследователи считают, что новая религия – христианство впитало в себя многое из митраизма, в том числе и его символику. Об этом и пишет наш автор – Э.А.МИРЗОЯН из Еревана.

Принципы Христоса и Будды и их связь с Митрой

История одного армянского шаракана1

Маздаизм, будучи мировым Учением после прихода христианства, не мог исчезнуть бесследно, в особенности в тех странах, где являл более древние и, порой, нетронутые формы. Одной из них была Армения, где и поныне некоторые аспекты этого Учения, ставшие уже застывшими догмами, сохранились. С падением маздаизма вера в могущество авестийских и ведических Богов иссякла не сразу. Известно, что Христианская Церковь, уничтожая древний символизм, заимствовала символику и внешние формы поклонения от авестийской религии. Это касается не только празднеств и самих символов, включая архитектурные, но и эпистолярных произведений. С одним таким поэтическим образцом, восходящим к древнейшим гимнам, посвящённых Митре-Вседержителю, а ныне представляющим одну из основных частей называемого «христианского культурного и культового наследия», посвящённый читатель знаком. Этот образец средневековой армянской поэзии и музыки известен как «Заутренняя», или «Свет Утра». Автором её является знаменитый католикос XII века Нерсес IV Шнорали (Благодатный, 1101–1173). Многие исследователи армянской поэтики склоняются к выводу, что этот (чуть ли не самый знаменитый) шаракан, был составлен Нерсесом Шнорали на основе иранского гимна «Хуршед-яшт» (Гимн Солнцу). Для сравнения рассмотрим отрывки из двух произведений, начиная с шаракана католикоса Нерсеса.

 

Ты – Свет Утра,

Ты – Солнце Правды (Истины),

Свет во мне роди!

 

Родник от Отца!

Дай мне излиться

Словом Тебе в честь.

 

Милостыни клад!

Дай мне обрести

Твой сокрытый клад.

 

Врата милости

Предо мною раскрой

И к высшим причисли.

 

Единый в Трёх Ликах,

Живых хранитель – помилуй меня!

 

Пробудись, Господь,

Разбуди меня,

Бдящим уподобь.

 

Суть Отец вечный,

Единосущный,

Суть – Дух Святой.

 

Утверди верой,

Упрочь надеждой,

Скрепи любовью!

Факелом света,

Кормчий искусный,

Укрепи меня.

Сияние славы!

Мне путь укажи

Стремиться к небу.

Единородный!

Введи в пречистый

Чертог твой брачный.

Когда во славе

Придёшь в День Страшный, –

помяни меня!

Злого пахаря,

Злых семян его

Иссуши плоды!

Ты – любви имя!

Выжми любовью

Сердце из камня.

Тайны знающий!

Дай мне, тёмному,

Тайну светлую!

Спаситель жизни!

Дай жизнь мёртвому,

Дай встать павшему.

Росой твоей крови

Окропи душу, –

да возликую.

Спаситель мира!

Поспеши спасти

От искушений.

Грех искупивший!

Сделай достойным

Петь тебе во славу!

 

[Воспроизводится с сокращениями по сборнику «Шаракан», 1990, пер. Золяна] <...>

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

 

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: