warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Большим событием в культурной жизни Москвы стала выставка «Шамбала сияющая» в Государственном музее Востока, посвящённая творчеству Н.К. Рериха. Интересна её концепция. Это очень удачная попытка сделать художественно-литературную композицию — синтез живописных и философских работ автора. И зрители такую идею поняли и приняли. Об этом можно судить по их отзывам, один из которых, подписанный Бобылева, «Мир через Культуру», такой:

Музыка Света и Красоты
Льётся с этих картин.
И невозможно глаз отвести
От сияющих снежных вершин
Пылает «Мир Огненный»,
Слышится «Зов»,
И «Беспредельность» манит.
И «Сердце» своё «Общине» отдать
«Надземное» «Братство» велит.

«Шамбала сияющая»


(из беседы с О.В.Румянцевой, заведующей сектором «Наследие Рерихов» в Государственном музее Востока)

Эта выставка была задумана ещё в прошлом году. Была идея сделать экспозицию, посвящённую одной теме. Но не только. Кроме этого, я решила сопроводить её материалами из литературного и философского наследия Николая Рериха. Хотелось, чтобы картины можно было видеть рядом с текстами, имеющими к ним непосредственное отношение. Конечно, были и сомнения, ведь подобная выставка — своего рода эксперимент. Так же, как экспериментальной была экспозиция в октябре 2000 года. Тогда я совместила в одних залах близкие друг другу по темам работы Рерихов — отца и сына. Получилось интересно. Может быть, кому-то та выставка показалась спорной, но большинство её приняло и оценило.

Когда я поделилась идеей нынешней выставки, меня спросили: «Почему "Шамбала сияющая"?» Я объяснила: это выставка на тему одноимённого философского эссе Н.К.Рериха. Кроме прочего, я имела в виду, что экспозиция должна отвечать этому названию и сияющими вершинами на полотнах.

 

Шамбала сиая

Н.К.Рерих. Святая ночь

 

Отбор картин явился наиболее лёгкой частью работы, так как очень много полотен можно было отнести к этой теме. Что касается литературного материала, то в центральной части экспозиции я поместила упомянутое эссе — разговор художника с Посвящённым Ламой. Я взяла на себя смелость взять выдержки из него, но так, чтобы беседа осталась цельной. Место тексту определено рядом с портретом Н.К.Рериха, написанного его сыном Святославом Николаевичем, и портретами двух Лам кисти самого Николая Константиновича. Тут же рядом висела картина с изображением монастыря, где могла бы происходить их встреча.

Надо сказать, что, решая концепцию выставки, я считала очень важным показать только то, что может быть понятным любому человеку. Даже тому, который пришёл в музей не обязательно ради Рериха, а увидев эти полотна и прочитав тексты, что-то для себя извлёк. Здесь я руководствовалась принципом Елены Ивановны Рерих — «каждому по вместимости». Я не считала возможным давать рядом с картинами тексты Агни Йоги, которые требуют для восприятия особой духовной подготовки.

Получилось впечатляюще, текст эссе так звучит в сегодняшний день, будто беседа с Ламой произошла сейчас, и каждому необходимо знать, о чём в ней говорилось. Все тексты, что я выбрала, были написаны Н.К.Рерихом и изданы им при жизни. Для широкой публики можно использовать только те тексты, что Н.К.Рерих сам предназначал читателям, всё, что он хотел сказать широкой публике, он издал.

Интересно отзывались об экспозиции зрители: «Впервые почувствовала широту и мощь философского гения, благодаря сочетанию Изящного и Великого: Слова и Кисти Мастера». Подпись - проректор института "Мировых цивилизаций" С.

Тексты у меня в основном Николая Константиновича и только в двух местах выдержки из писем Елены Ивановны — особенно интересно открылись темы: «Мысль» и «Армагеддон». И ещё в одном месте экспозиции текст Елены Ивановны Рерих, где она пишет о своём впечатлении от посмертной выставки картин мужа 1948 года в Дели. Она написала так: «Я столько раз видела эти картины! Но вот они повешены по-новому, и какое потрясающее, новое впечатление».

Для меня это очень важно, я вижу как каждый раз новая экспозиция говорит людям что- то новое, особенное. В этом удивительная тайна полотен Н.К.Рериха: в зависимости от того, как висят картины, они читаются по-другому, по-новому. Я боялась, что многие посетители будут проходить мимо и лениться читать. Но каждый день я видела, как у текстов стояли люди и неспешно читали. В книге отзывов удалось прочесть удивительные слова. Одни поражают глубиной восприятия и той поддержкой, какую полотна эти способны дать людям «На лету в бездну "подхватила" меня эта выставка и опять дала силы жить...» Другие трогают искренним, наивным восторгом юности в современной «словесной упаковке»: «Круто! Суперские картины! Все так и светятся!»

Понятие «Шамбалы» так притягательно и в то же время столько о нём расхожих мнений, что очень важно было на этой выставке дать какие-то пояснения.

Я помню, еще в 70-е годы, когда Святослав Николаевич впервые посетил наш музей, здесь собралась его первая советская аудитория — человек двести. Очень трудно тогда было попасть на эту встречу, услышать рассказ Святослава Николаевича о его родителях Он сидел за столом на сцене рядом с Девикой Рани, и вдруг с первого ряда молодой человек с горящими глазами громко его спросил: «Что такое Шамбала и где её найти?»

Святослав Николаевич сначала немного оторопел, потом подумал и сказал: «Шамбала - это мир в себе, который мы должны стремиться сделать прекрасным. Это очень трудная работа, но мы должны делать её каждый день».

 

Шамбала сиая

На открытии выставки «Шамбала сияющая»

 

Не случайно эту выставку я заканчиваю прекрасным фотопортретом С.Н.Рериха, выполненным фотографом-художником Д. С. Чижковым. На фотографии луч от вершины, изображённой на картине, падает на сердце Святослава Николаевича. И вот эти его слова я и поместила у портрета в конце экспозиции. А в преддверии выставки у фотопортрета Николая Константиновича, находилась его великолепная статья, которая начинается словами: «Дорогие мои, будем бережными к сокровенному. Как важно пронести вот этот нетленный огонь и обратиться к каждому только по вместимости».

 

Шамбала сиая

Н.К.Рерих. Христос

 

Рядом с выставкой «Шамбала сияющая» в небольших залах были представлены две не известные широкой публике картины Н.К.Рериха. Они прямо как бы и не относились к этой выставке, но по своему содержанию, по своей истории очень ей близки.

Полотно Н.К.Рериха «Святая ночь» нам предоставила частная картинная галерея «Новый Эрмитаж».

...В синей лазури ночи, которая уже уходит, но ещё светят звезды, возвышается белый храм. Перед ним — крестный ход. Это Пасха. Люди идут с факелами и свечами. Их сияние делает человеческий поток с хоругвями золотой рекой, что течёт к храму. А врата его уже распахнуты и оттуда исходит свет... Над вратами огромная роспись — образ Богоматери с младенцем Картина удивительной красоты, чистоты, любви. И к ней я нашла изумительные строки Всеволода Иванова — одного из первых исследователей творчества Н.К.Рериха, слова, связанные с русскими циклами художника Вот они «Россия грандиозна, неповторима Россия полярна. Россия — мессия новых времён». Как удивительно ложатся на картину эти строки! Как они поднимают в людях дух! А ведь Пасха, так дивно сияющая с этого полотна, — символ возрождения и надежда на будущее, которые сейчас нам особенно необходимы. И появление этой картины на выставке «Шамбала сияющая» воспринимается как добрый знак, дающий нам надежду.

Удивительна история этого полотна. Разговаривая по телефону с сотрудницей музея Рериха в Нью-Йорке Аидой Тульской, я спросила, не знает ли она эту картину? И вот что услышала: несколько лет назад это полотно украшало богатый ресторан «Русская чайная», что находился рядом с Карнеги-холлом. Хозяин ресторана разорился, и всё его имущество распродавалось с молотка. У Даниэля Энтина, директора музея Рериха в Нью-Йорке не было денег, чтобы купить картину, хотя она ему очень нравилась. В России полотно оказалось у частного коллекционера.

И я, узнав всё это, подумала, что ведь картина-то особенная! Есть выражение — «намоленная икона», а это — «наплаканная картина». Я представила себе русских, даже тех, у кого были деньги, чтобы прийти в этот ресторан, как сидели они у этой картины, что думали... Может быть, не раз смотрели на неё со слезами на глазах, вспоминая далёкую Родину...

А второе большое полотно Н.К.Рериха, что висело во время выставки во втором зале — «Сходятся старцы», тоже имеет необыкновенную историю. Я до сих пор знала, что на аукционе 1904 года была распродана только архитектурная серия Н.К.Рериха - 75 работ, что были среди восьми сотен картин других художников. Они распродавались из-за банкротства устроителя выставки. Оказалось, что вместе с этюдами русского архитектурного цикла на аукционе была и картина «Сходятся старцы».

Один молодой человек лет десять назад ехал в трамвае и на остановке увидел в окно какое-то огромное помещение с большими окнами. Через них было видно, что там внутри свалены в кучу разные вещи и среди них какая-то большая картина. Человек сошёл с трамвая, зашёл в помещение и спросил, что это за картина? И хозяин помещения сказал, что сюда свезли всякий хлам и завтра его будут уничтожать. Человек этот, узнав руку Н.К.Рериха, вымолил разрешение забрать картину. С него даже денег не взяли. Поехал он домой, соорудил какое-то приспособление на своей машине, чтобы можно было погрузить картину, и увёз.

Дома повесил. Но нужно было видеть эту картину: потемневшая от времени (это же серия «Начало Руси — Славяне», картина написана маслом, одна из ранних работ художника). И, конечно, такому огромному, не реставрированному полотну не место было в тесной квартире. Человек этот стал искать, куда её поместить. В результате она попала в музей Н.К.Рериха в Нью-Йорке. Но повесить её там не смогли, так как помещение у музея небольшое — пришлось бы снять другие полотна.

Картину отреставрировали и передали для временного показа в Русском зале Организации Объединённых Наций. Она долго там висела. Но музею Рериха в Нью-Йорке нужны были деньги для хранения многих картин. И поэтому было решено продать полотно «Сходятся старцы». Так оно попало в Россию. Теперь эта картина принадлежит частному лицу.

Но вот что любопытно. Я добавила к ней по другой стене зала семь работ из архитектурной серии, что были в запаснике. И вдруг понимаю, что после продажи с аукциона в 1904 году они в наших залах впервые за 97 лет снова оказались вместе!

Естественно, эти две прекрасные картины музей приобрести не может — нет денег. Взяли мы эти полотна только на месяц: с 12 марта по 12 апреля. А 15 апреля Пасха. Позвонила владельцам, и, конечно, они разрешили оставить на выставке и «Русскую Пасху» и «Старцев» на первую Пасхальную неделю.

Очередей нет, но на выставке всё время было достаточно людей — не толпа. Там не только смотрели картины, но и читали тексты. Ведь каждый ищет свою «Шамбалу».

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: