warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Из дневников (1932-1935 годы)

Вступление

Я решила записывать те странные полу-мысли, полуобразы, которые за последнее время всё чаще возникают у меня так, что я сама не могу проследить, откуда они. Большей частью они появляются с наибольшей яркостью в снах, замечательных именно по богатству своего мыслительного содержания. Порой я вижу и разных людей, которые разговаривают со мной и говорят мне эти мысли. Иногда они по пробуждении очень ярко запоминаются, иногда же бледнеют. Я додумываю их уже днём, большей частью на ходу, на улице (в другое время некогда). <...>

О началах женском и мужском

Первая тайна женского начала, которая раскрывается по мере роста человеческой души в ритме сердца, в ритме сознания, соприкасается с ритмом вечного духовного Я. Она раскрывается в смирении, в покорности Высшей воле. Эту покорность должна принести женщина и научить мужчину, идущего своевольным путём.

Немного сказано о Деве Марии, но это немногое говорит об основном. Ибо каждая женщина прежде всего — мать. Она воспринимает творческие импульсы мужского начала, она является лоном, в котором рождается новая жизнь. Она охраняет и выращивает эту новую жизнь. Везде женщина — хранительница домашнего огня — символа духа. Женщина должна охранять духовные силы земли и взращивать новые формы, в которых мог бы выявить себя духовный огонь жизни. Чистота — необходимое качество женского пути. В чистом сосуде — чистое содержание. Из чистой формы рождаются чистые формы для новой души.

Говоря — женщина-мать, я может быть закрываю иную сторону женщины — жены и возлюбленной мужа? Но эта сторона нераздельна от первой. В высоком и очень глубоком смысле двое в браке являются друг для друга проводниками вечно мужского и вечно женского аспекта бытия. И принимая мужа, женщина становится лоном, в которое вливается творческая воля мужского импульса. Радость единения — радость сотворчества новой жизни. Без этой радости не может быть единения.

Пол на физическом плане раскрыт только в одной своей самой незначительной части, только как проводник для воплощения душ. Но в то же время он даёт импульс к раскрытию пола духовного. И поэтому чувство любви, влюблённости пробуждает дремлющие творческие способности. И здесь задача женщины — пробудить и охранить эти творческие способности своего возлюбленного. Она должна стать матерью не только воплощающейся души, но и матерински охранять те творческие порывы, которые рождаются в душе человека. Она должна быть и импульсатором и хранителем его творчества, ибо в этом переживается предвозвестие иного значения пола, когда пол становится не только проводником и создателем физических тел, но и создателем новых идей и новых миров.

Если брак совершается между двумя чистыми людьми, даже если они не сущности, то их любовь окружает их ауру чистотой, истечения которой дают окружающей ауре земли просветление и очищение. Если же это — сущности, то их единение даёт такую силу истечения флюидаций (эманаций. — Ред.), которая, в свою очередь, может просветлить и очистить даже загрязнённые флюидации земли.

Вот почему брак рассматривался во всех легендах древности и в таинствах христианства как величайшая радость, которую испытывают не только двое, находящие вечность друг в друге, но он даёт радость и земле, так как она очищается через светлый очищенный брак. Но надо помнить, что всякое загрязнённое половое единение загрязняет и искажает ауру земли. Много болезней и бедствий рождается как результат половых искажений.

Вечно женственное в отношении мужского — выявление силы любви, а вечно мужское — силы мудрости. Это не значит, что познание мудрости закрыто для женщины, а познание любви — для мужчины. И мужчина и женщина равноценны в вечной индивидуальности. Если на человеческом языке приходится говорить в этих словах, то этим хочу сказать одно: женщина должна реализовать главным образом силу любви и её внести, внедрить в человеческую жизнь, а мужчина — знание высших законов и тоже внести их в жизнь. И это можно сделать только вдвоём, тогда любовь и мудрость в гармоничном сочетании двух сущностей дают полную гармонию. Женщина руководит мужчиной так же, как и он ею.

Это — высшие законные установления. Но на физическом плане многое искажается. Например, слово «мой», обозначающее место в вечности, стало словом, утверждающим спутанность мест. Это слово может быть в зависимости от того, какое вложено в него содержание, глубоким духовным откровением и величайшей опорой для эгоизма.

Наш путь — одухотворение жизни. Основа его — жертва, отдача духовному всего, что мы получаем в жизни. Понять закон смирения и закон жертвы — значит познать сущность пути человека. Его раскрыл Христос, и понимание его облегчает женщина, так как она в начале своём несёт и смирение и жертву. Их она должна помочь внедрить в мужское, искажённое на физическом плане, сознание. Также и мужчина должен восстановить чистоту высших законов, раскрыть мудрость жизни, так как жертва и любовь вне мудрости могут стать путями для новых искажений. Каждый раз в единении и любви женщина раскрывается как жертвенное начало, и эта радость раскрытия, отдачи себя обогащает её духовный рост. Так женственное и материнское сливаются воедино.

Закон человеческого пути — закон двух

Есть закон двух: двое во плоти едины суть, что Бог соединил, человек не разлучает. Есть этот закон в мире духовном. Пусть он в мире физическом искажён и запутан, но он есть, и с огромным страданием ищет каждая душа своё высшее дополнение, нередко соединяясь с чуждой душой. Часто люди думают, что бросаясь от одного к другому, скорей найдут. Но этим они только спутывают свои кармические пути. Брак земной — преддверие брака духовного. Путём преодоления кармы, путём прощения друг друга души мало-помалу, даже если они не связаны вечностью, становятся друг для друга проводниками вечного. Зная это, установлено таинство брака в древности и в христианстве. Только если абсолютно все связи изжиты, если не в порыве кармических переживаний, а в полноте сознания ясно понята абсолютная чуждость человека — тогда брак расторгается. Если нет этой строгости, то эти связи могут запутать человеческие пути.

Закон человеческого пути — закон двух. Как же быть, когда есть влечение к другим? Такова карма, а человек должен стать господином своих чувств и влечений, переводя их силы на внутренний план. Каждое единение двух должно быть выкристаллизовано до конца. Соединиться и для этого разъединиться с другим можно только тогда, когда есть полное сознание, что это есть вечное подлинное единение. Единение сущностей на духовном плане не есть абстракция. Оно обеспечивает полноту и крепость живых и действенных отношений, вознесённых на высоту, очищающих и познающих принципы друг друга. И для каждого соединения на физическом плане может быть только одна жена. Если есть влечение к двум, должен быть выбор. Иногда отойти — значит получить. Разъединяясь в карме, мы находим в вечности. Человек не должен нарушать пути других. Это основа. Нельзя получать радость для себя путём страдания другого. Лучше принять страдание самому.

Истинное, в законном духе утверждённое единство мужчины и женщины поднимает обоих на новую духовную ступень и раскрывает новые пути, новые возможности восприятия высших истин.

Пол как выявление духовного начала

Тайна пола открывалась в древнем посвящении. За завесой святилища, на престоле, стояла чаша в форме лотоса. И тот, кто был достоин введения во святилище, благоговейно склонялся перед этим символом.

Пол непосредственно связан с сознанием. Загрязнение пола загрязняет сознание и наоборот. Поэтому важно не только в переживании, но и в идее, рождающей тот или иной подход, разобраться и найти истинное зерно. Пол — выявление творчества человека. Поскольку человек есть творческое начало, постольку и пол присущ человеку. Тайна творчества — тайна двух. Да будут два во плоти — едино и что Бог соединил, человек да не разлучает. Брак, даже не близких, есть путь к истинному духовному браку. Христос, пришедший к падшему человечеству, восстановил святое святых, утвердил тайну двух в чуде с вином в Кане Галилейской. Вино — символ духа. Вода — символ астрального плана. Она доступна и чистым и тёмным влияниям, и она была претворена Христом в вино — символ высшего духовного творчества.

Пол — выражение творчества, поэтому он никогда не может быть бесплоден, не в узком смысле рождения детей, а на духовном плане. Пол духовного плана всегда рождает новую жизнь. Это расширение любви и деятельности и является мерилом чистоты пола. Когда найден источник света внутри нас, то колоссальные силы жизни наполняют человека и начинают действовать на окружающих, облегчая их путь и страдания.

Так как пол связан с деятельностью, а следовательно с волей, а именно воля искажена падением и воздействием падших ангелов воли, то наиболее загрязнённая сфера человека — пол. Из-за этого тайна и мистерия пола во всех религиях скрыта и открывается лишь посвящённым — пережившим. Часть этих тайн раскрывалась в «вечерях любви», но когда христианство стало господствующей религией и люди допускались на них без подготовки, началась профанация, и они были закрыты, а тайна их перенесена на астральный план. Только прошедшие посвящение вступают в этот круг и приобщаются к этой тайне.

Тогда же был установлен путь аскетизма. Для многих он необходим как путь концентрации, а не разбрасывания сил пола. В правилах монашеских, в особом руководстве старцев давалась индивидуальная помощь идущим путём аскетизма.

Путь молитвы тесно связан с аскезой, он как бы переносит силы в другой план и даёт познание пола в плане духовном. Аскетизм — для немногих, достаточно сильных и готовых. В первые времена христианства он применялся более широко, так как именно тогда воплотились многие души, которым он был необходим.

О разделении полов

Разделение полов нужно для того, чтобы помешать человеку замкнуться в самодовлеющем одиночестве — на «уединённом острове Люцифера», как говорил Штейнер. Пол — это жгучая жажда другого существа, острое ощущение своей неполноценности.

Потребность — желание — любовь, вот три ступени, соответствующие проявлению пола в трёх планах — физическом, астральном и духовном. Отсюда же и вражда полов — ибо ощущение необходимости другого существа рождает чувство зависимости, и человек сознательно или подсознательно начинает восставать против виновника своей зависимости, бунтовать за свою свободу. Но свобода эта призрачная. Истинная же свобода — в отдаче себя, то есть в любви. Свобода достигается только тогда, когда кончается желание брать, а остаётся только желание отдать.

Во всём, что совершается в мире, сталкиваются две силы — положительная и отрицательная, созидающая и разрушающая. Их источники — воля ангелов любви и ангелов воли у первой и воля падших ангелов воли — у второй. Конечное утверждение первых — всебытие, вечность, конечное утверждение вторых — небытие, нуль. Силы действия первых — соединения, взаимопомощи, жертвы, любви — это сила Христа. Силы действия вторых — раздробление, вражда, эгоизм — это сила Антихриста. Последний расшифрован Штейнером как Ариман плюс Люцифер.

Ариманические силы — это силы земной материи. Силы материи, ввиду самого её атомного строения — это силы раздробления, косности, замкнутости. Человек вступает во власть Аримана через своё физическое тело, которое и обусловливает замкнутость его сознания, отдельность его бытия.

Однако сама по себе материя не враждебна Христу. Сама по себе она чиста и пластична как материал творчества. Ариман становится врагом Христа, лишь вступая в Союз с Люцифером.

Люцифер — «носитель света» — свет индивидуального Я человека. Индивидуальное сознание — миссия человека, в нём — спецификум его пути. В этом смысле, следовательно, Люцифер тоже не враждебен Христу. Но на этом пути Люцифер пал, увлёкся дивной красотой открывшегося ему пути и забыл, что путь этот дан ему ради мира, ради выполнения миссии, а не ради его наслажденья. Творчество дано ради блага творимого, а не ради наслажденья творящего. С Люцифером и вошёл в сознание человека этот яд самоуслажденья и самоутвержденья, творчества как самоцели. Этот яд действует не только на человека в земной оболочке, он отравляет и его душу.

Для человека влияние люциферических сил проявляется в бесконечно многообразных формах, служащих одной цели — замыканию человека в себе, эгоизму. И вот, когда сила замыкания, идущая снизу от физического тела, от Аримана встречается и взаимно скрепляется с силой замыкания, идущей как бы «сверху», от Люцифера, то тогда сознание человека пропитывается эгоизмом в самых разнообразных формах — от грубо шкурного эгоизма, эгоизма с преобладанием ариманических сил, до утончённого эгоизма художника, эстетически наслаждающегося звучанием симфонии или красочной гаммой, — эгоизма с преобладанием люциферических элементов.

Эти три образа — Христа, Люцифера и Аримана — можно приложить решительно во всех областях жизни и познания. Борьбу этих трёх сил можно вскрыть во всём, что происходит в мире. Сочетания их весьма сложны и многообразны. Люцифер с Ариманом не только борются против Христа, но и очень часто вступают в конфликт между собой, и такой конфликт порой даёт возможность усиления подлинного Христова импульса. Так, например, для человека, целиком погрязшего в тине житейской, некоторое люциферическое влияние может оказаться единственным средством ослабить власть плоти, дать проявиться в дальнейшем Христову началу. И обратно — для человека, чересчур витающего в люциферических туманах, некоторое ариманическое влияние может пробить эти туманы, приблизить к живой человеческой повседневной жизни — это опять-таки возможность проявления Христова импульса. Задача Христа вовсе не в том, чтобы уничтожить Люцифера и Аримана, а напротив — просветить их, преобразить, напитать их своим светом. Просветлённый светом Христовым союз Люцифера и Аримана, обратившийся ко Христу и Им руководимый — вот образ будущего человечества, образ выполнения его миссии.

Против соединённых сил Люцифера и Аримана выступает сила пола. Отсюда же возникает и вражда полов. Чувство пола говорит с непререкаемой силой стихии: нельзя оставаться в себе, ты не можешь оставаться в себе. Ты вынужден часть своей жизни перенести на другое существо, оно тебе необходимо, без него и твоя жизнь неполна.

Перед ним тотчас же два пути: на один его толкают Люциферические и Ариманические силы в разнообразных сочетаниях, на другой — его зовёт Христос, один путь — вражды полов, власти и насилия, другой — путь любви и свободы.

Проблема пола теснейшим образом связана с проблемой вражды, власти и подчинения. Эти силы во всю свою мощь развёртываются в области социальных отношений. Но истоки их — в сфере пола. Ведь недаром говорится об инстинкте власти и инстинкте подчинения, то есть о силах, коренящихся не только в сознании, но и в подсознательной сфере человека, отравленной тёмными силами. Оба эти инстинкта вытекают из одного источника: чувства зависимости от существа другого пола, зависимости, страшной для человеческого «я», жаждущего свободы.

Путь власти и путь подчинения — два пути, на которых человек ищет освобождения от этой зависимости. Путём власти идёт тот, в ком преобладают черты люциферические: жажда свободы, жажда проявления себя, своих сил, жажда самоутверждения, так сказать, эгоизм активный. Диктуя свою волю, подчиняя себе то существо, от которого он ощущает свою зависимость, такой человек добивается чувства освобождения от этой зависимости. Чувствуя себя связанным неразрывной нитью пола, он как бы хочет взять реванш, овладевая тем, в чьих руках находится эта нить. Тогда-то и могут возникать патологические явления садизма и жестокости всякого рода. Может быть в этом источник и той, иной раз непонятной, жестокости, с которой относятся друг к другу люди некогда близкие, а потом разошедшиеся. Казалось бы, вполне возможно разойтись, как говорится, мирно. Но возникает какое-то тёмное чувство, толкающее на жестокие и грубые, мучительские поступки. Это бунтует люциферическая самость и мстит за своё былое унижение — за свою половую зависимость.

Путём же подчинения пойдёт тот, в ком преобладают черты ариманические: косность, инертность, своего рода «душевная лень», словом эгоист пассивный, ценящий не столько свою свободу, сколько своё удобство, своё удовольствие. Половая зависимость тоже тяготит его, беспокоит, мучает. Он хочет избавиться от этого. Он добивается не столько свободы как таковой, сколько свободы от связывающих его неприятных переживаний неудовлетворённости. И за эту свободу он охотно платит подчинением тому, с кем его связывает половое чувство, потому что таким путём он гасит своё чувство зависимости в чувстве удовлетворённости, чувстве полноты, которое даёт ему близость того, кто с ним связан.

Но оба эти пути — пути эгоизма, пути лукавого соблазна. Обещая свободу, они дают лишь её психологическую иллюзию, суррогат. В такой паре, связанной узами власти и подчинения, Люцифер и Ариман, как бы разделив свои функции между эгоизмом активным и пассивным, составляют вместе союз, крепчайший оплот зла против силы Христовой. Ибо во взаимоотношениях такой пары, между которыми половая связь проявляется в форме власти и подчинения, нет места подлинной христианской любви и подлинной христианской свободы.

Путь Христов — путь любви и свободы — с этим согласится каждый. Но вот как практически расшифровать эту формулу в её применении ко взаимоотношениям полов?

О женственности

Женственность в плане духовного пути — вот, о чём надо подумать, ибо все мы в той или иной мере виновны в нарушении законов истинной женственности. <...>

Много путаницы в жизнях и отдельных людей, и целых сект, и учений происходит от недооценки значения индивидуальности и спутанности мужского и женского пути. Основные символы всех религий говорят о двойном божестве — мужском и женском. В культе — тоже разное назначение жреца и жрицы при равной оценке их значимости. Также и поклонение двум аспектам божества в древнейших учениях — равнозначаще. Этим указывалось, что два принципа, лежащие в основе человеческого пути, могут дать гармонию только в слиянии и взаимной помощи. Преимущественная же оценка одного из путей рождает уклонение с истинного пути, ибо часть мужчин начинала стремиться на женский путь, если он признавался высшим. Чаще же бывало наоборот. Иногда учреждался особый путь, куда женщины не допускались, или же давался один общий путь, но с некоторыми привилегиями для мужчин.

Символ женственности — чаша. Она должна быть готова вместить то, чем её наполнят, она должна быть чистой, чтобы не исказить содержимого. Она на высокой подставке поднимает вверх то, чем она наполнена и наполненная питает всех жаждущих. Если бы не было чаши, как можно было бы напитаться? Драгоценная влага растекалась бы и терялась напрасно. Вот основы пути женственности: чистота, открытость и устремлённость ввысь и благоговение, готовность принять откровение.

Всё это есть и в мужском пути, но в ином аспекте, в ином ритме. Символы мужественности — солнце спускающееся, меч со светлой рукояткой, знаки, подчёркивающие активность. В женском пути подчёркивается пассивность, но в этой пассивности есть и активность — устремлённость ввысь. Полная пассивность мешает продвижению вперёд. Также и в мужской активности должна быть доля пассивности — молитва и покорность высшей воле.

Это соотношение отражается и в физическом теле. Гормоны тел различны, но в каждом организме есть частичка гормонов другого пола и отсутствие их вызывает болезнь, нарушение гармонии тела.

Каждая чаша имеет свою индивидуальную форму и размеры. Они-то определяют количество содержащейся в ней живительной влаги. В этой стойкости и определённости формы — тоже одно из условий женского пути. Женская индивидуальность — хранительница, собирательница даров, получаемых от импульсирующей её мужской индивидуальности. Она должна находить форму, соответствующую даваемому ей содержанию. Если же женщина желает самостоятельной активности, стремится не открываться, а завоёвывать, как это делает мужчина, то она нарушает закон своей индивидуальности и закрывает источники света и жизни. И обратно: если женщина в благоговении устремляется ввысь, но забывает о форме, о реализации в жизни, то чаша теряет форму, и высокое содержимое её проливается, просачивается бесполезно.

 

(Продолжение следует)

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: