warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Трудно найти место на планете, где бы ни ступала нога русского путешественника, исследователя, миссионера и вообще деятеля культуры. Тяга к познанию зовёт в дорогу. Характер и степень духовности человека определяется той целью, которую он ставит перед собой в жизни. Исторический процесс бесстрастно свидетельствует о плодах деятельности этих подвижников, как физическим проявлением, так и духовным.

Ниже мы приводим рассказ о деятельности русских исследователей на Аляске.

Православная церковь в Америке

Обширные земли на севере Америки в большинстве своем были открыты и изучены отважными русскими исследователями. Сотни русских названий на огромном пространстве от Алеутских островов почти до залива Сан-Франциско, от самой южной точки Аляски и до самой северной, свидетельствуют о замечательном подвиге нашего народа. Среди алеутов и жителей Аляски особенно памятно имя гражданина города Рыльска Курской губернии купца Григория Ивановича Шелихова - основателя на той земле в конце XVIII века первых поселений. Налаживая торговлю с местными жителями, обучая их промыслу, грамоте, счёту, подготавливая из местных жителей переводчиков, мастеровых и мореходов, Шелихов одновременно стремился внушить им основные понятия православной веры в Триединого Бога, в Христа Спасителя, учил их начальным молитвам, а подчас и крестил.

По представлению Шелихова, Святейший Синод назначил в 1793 году на Аляску первую православную миссию, составленную из валаамских монахов во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым), которая в сентябре 1794 года, после долгого десятимесячного путешествия, прибыла к месту своего назначения - на остров Кадьяк. Здесь миссионеров ждали суровые условия: негостеприимный климат, чужие обычаи и пища... Но неустанные труды принесли свои плоды: уже к концу 1796 года число христиан в Северной Америке достигло 12 тысяч. В 1798 году архимандрит Иоасаф выехал с докладом в Иркутск, где по решению Святейшего Синода был хиротонисан во епископа Кадьякского. Но на обратном пути корабль, на котором находился епископ Иоасаф, утонул, и все погибли. Конечно, это была огромная потеря, но это не приостановило дальнейшую деятельность. Самым видным миссионером становится преподобный Герман Аляскинский1. Своей проповедью и делами христианского милосердия и любви он привлёк тысячи туземцев в лоно Православной церкви. В 1823 году на Уналашку прибыл священник Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский). Трудно переоценить его вклад в дело просвещения Америки. Обладая поистине обширными знаниями в области этнографии и лингвистики, отец Иоанн хорошо изучил язык и нравы своей паствы. На Уналашке была открыта школа для мальчиков, в которой он сам и преподавал. Отец Иоанн даже создал алеутам письменность, которой у них до этого не было, и перевёл на алеутский язык множество библейских богослужебных и поучительных текстов.

После смерти супруги отец Иоанн (в 1849 году) по благословению своего духовного святителя Филарета (Дроздова) принимает монашеский постриг с именем Иннокентий, а вскоре и хиротонию во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского.

Аляска становится активной духовной школой и центром распространения православной мудрости, устанавливает связь с другими православными и культурными центрами.

В 1867 году Аляска была продана Америке, и в Русской церкви шли разговоры об упразднении миссии, но владыка Иннокентий не допустил этого. Он активно стал заниматься распространением православной веры по всем Соединённым Штатам, начинает специальную подготовку пастырей, чтобы они хорошо владели английским языком и могли заняться распространением православия по всей Америке. С этой целью в 1872 году кафедра была переведена из Новоархангельска в Сан-Франциско; тогда же в церковное богослужение был введён английский язык.

В конце XIX столетия масса украинских и белорусских эмигрантов прибыла из России в Америку в поисках лучшей жизни. Они объединялись в приходские общины, воздвигали храмы и приглашали священнослужителей. Покидали родные края, испытывая социальную нужду, и карпатороссы бывшей Австро-Венгрии. Многие из них принадлежали униатскому расколу, но многие и перешли в лоно православия. Среди сих добрых деятелей на ниве Христовой особенно потрудился святой Алексий (Товт). Всего в период с 1891 года до Первой мировой войны в Америке с Русской церковью воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов.

В 1905 году при архиепископе Тихоне (будущий патриарх Московский) епархиальный центр Алеутской и Североамериканской епархии был перенесён в Нью-Йорк в связи с увеличением количества приходов на востоке США. По просьбе увеличившейся православной общины в Нью-Йорке Святейший Синод Русской православной церкви ассигновал 20 тысяч долларов, и в 1904 году был воздвигнут величественный храм во имя Святителя Николая. Заботами владыки Тихона существовавшая в Миннеаполисе миссионерская школа была преобразована в семинарию, в Кливленде основано Духовное училище, в Пенсильвании открыт мужской общежительный монастырь, был также сделан перевод богослужебных книг на английский язык. К 1918 году Американская епархия располагала четырьмя викариатствами - Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные школы; насчитывала до 300 тысяч верующих; издавала «Американский Православный Вестник». Полнота православной церковной жизни в Америке уже в начале века приводила к мысли русских церковных деятелей в США о самостоятельности Церкви. В 1906 году архиепископ Тихон в докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. Однако мечте архиепископа Тихона и его преемников не суждено было сбыться.

Революция 1917 года в России очень болезненно отозвалась на православной жизни в Америке.

В настоящее время Америке свойственна полнота православной церковной жизни. Она располагает 14-ю епархиями, имеет около 600 приходов (в США, Канаде, Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле, что свидетельствует о взаимном сотрудничестве) и насчитывает около миллиона человек паствы, имеет мужские и женские монастыри, три Духовные семинарии и Академию. Иерархи Православной церкви в Америке являются членами постоянного Совещания Канонических Православных Епископов Америки и активно участвуют в его работе. Первоиерархом Православной церкви в Америке является Блаженнейший Герман, архиепископ Вашингтонский, митрополит Всея Америки и Канады.

Хочу рассказать о деятельности одного храма в Калифорнии. Он небольшой, уютный, все прихожане друг друга знают. Настоятель храма знает всех своих прихожан по имени (в Америке не принято называть по имени и отчеству). Служба идёт на русском и английском языках, хор поёт и на русском, и на английском. Обстановка и взаимоотношения между людьми и настоятелем очень доброжелательны.

Храм имеет дополнительное помещение, в котором после службы можно попить чаю, к которому всегда кто-то что-то принесёт: домашнюю выпечку, салат, фрукты, сладости и т.д. При храме действует детская воскресная школа, в которой дети изучают русский язык, русскую литературу, русскую историю и Закон Божий. Преподавание ведут специалисты - волонтёры. На Рождество и Новый год для детей устраивают ёлки с подарками и угощением. А дети готовят художественную самодеятельность, каждый ребёнок может проявить свои способности. Для взрослых настоятель храма проводит занятия по изучению Библии. Они проводятся вечером один раз в неделю на русском и английском языках. Кроме того, в этом же зале бывают интересные выступления учёных, писателей на актуальные темы современности. Деятельность храма не ограничивается только проведением служб, одновременно осуществляется культурно- просветительная деятельность.

 

Пр.Герман среди алеутских детей

 

В заключение хочу привести текст проповеди настоятеля храма (о котором сказано выше), свидетельствующий о том, что нравственные и духовные идеалы едины: «Характер и степень духовности человека, в конечном счёте, определяется той целью, которую он ставит перед собой в жизни. Как в том или ином семени заключён добрый или худой злак, так и цель делает всю жизнь человека или здравой, правильной, или ненормальной, безумной, поскольку перед лицом конечной цели всё прочее превращается в лучшем случае в средство, а в худшем обесценивается и попирается. Отсюда, если высшей целью для человека являются наслаждения, слава, богатство, то всё остальное, то есть истина, и правда, и совесть, и другой человек, и отечество, и природа оказываются лишними. А если к этой цели стремятся не отдельные люди, но целые народы, то всё человечество, если такая цель оказывается движущей силой всей цивилизации, всего коллективного разума человечества, то разве не очевидно, какое будущее может ожидать "населённый космос"? Предсказать это нетрудно, видя реалии нашего дня. Духовное состояние личности и общества является своего рода маточным раствором, который порождает "кристаллы" всех низших уровней человеческого бытия, определяет направленность и содержание всей жизнедеятельности человека. Дух творит себе формы. Какова духовность - таковы и плоды человеческого творчества. В этом состоит разгадка кризиса нашей цивилизации. В этом заключается и основной закон человеческой жизни».

 

Москва - Сан-Франциско

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: