warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Православие, купечество и просвещение в России

Кудреватова О.В., доктор физико-математических наук
Орлова М.Л., доктор искусствоведения
Покровский С.В., кандидат технических наук

Неверно рассуждает математик, если захочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтирье можно научиться астрономии… Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято…

 

М.В.Ломоносов

Осознание окружающего мира и самоидентификация человека в нём происходит на основе достижений в различных областях жизнедеятельности социума и накопленного жизненного опыта, закреплённых в сознании людей в качестве естественнонаучного и  религиозного знания. Для обучающегося человека нужна не только определённая сумма знаний, чтобы судить о будущем развивающегося мира, ‒ ему необходимо ещё умение мыслить самостоятельно, чтобы на практике использовать полученные знания и навыки  для сознательного выбора сферы трудовой деятельности и пути духовного совершенствования.

Западная цивилизация имеет преимущественно экономический, агрессивно-потребительский характер, основу которого составляют созданные самими людьми законы спекуляции и ростовщичества для ускорения развития социума посредством стимулирования потребления ‒ так называемый экономикоцентризм. Исторически он возник в процессе формирования управленческой элиты, связанной с расширением материального производства общества потребления. Центры капитала и власти постепенно становились основой организации управления развитием всего человечества в рамках разрабатываемых концепций мира механистического типа. По сути, основу их составляет закон механики Ньютона: действие равно противодействию. Именно с этим законом связано представление о борьбе противоположностей и о равновесии системы противоположностей при их балансе. Идея баланса противоположностей привела не только к созданию экономикоцетризма в материальной сфере жизнедеятельности людей (баланс спроса и потребления), но и к формированию дуального (бинарного, диадного, бивалентного) мышления, которое послужило базисом в системе поддержки интеллектуального тонуса общества и государственной идеологии ряда стран, в итоге – для разработки информационных технологий.  Эта же идея обычно используется для борьбы с духовным и светским деспотизмом, то есть в первую очередь с церковью и государством, под флагом «научного» обоснования демократического переустройства всей жизни на Земле и превращения её в рукотворный цветущий сад, в царство всеобщей любви [2].   

Главное отличие России от западной цивилизации заключалось в разном понимании сути человеческой жизни и общественного развития. Русская цивилизация носила преимущественно духовный характер, поскольку жизнедеятельность на трудовом и воинском поприще генетически была закреплена в коллективном сознании как общественный долг перед сообществом и потомками. Необходимость осознания общественного долга перед будущими поколениями ныне закреплено ООН в современной формулировке  понятия «устойчивого развития»: «Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» (М.Стронг). «Русская история поражает необыкновенной сознательностью и логическим ходом явлений», – писал К.С.Аксаков более 120 лет назад. Об этой осознанности нашими предками пути развития России ныне, к великому прискорбию, забывается. Между тем, история донесла до нас многочисленные свидетельства их гармоничного с природой мировоззрения и глубокого понимания таких ценностей русской цивилизации, которые могут выступать в качестве критерия для осознанного выбора модели развития России. В этой связи уместно вспомнить высказывание великого Д.И.Менделеева в его работе «Заветные мысли»: «Свобода для труда составляет великое благо. Для тех, кто труда и долга не ставит на должную высоту, кто их обязательность мало понимает и невысоко ценит, – для тех свобода рановата и только лодырничество увеличит». Здесь сочетание труда и долга как созидание идеального мира взаимоотношений определяет в первую очередь ответственность перед будущими поколениями.

Как показывает история, попытка использовать для «улаживания» противоречий лишь материальные механизмы, которые обеспечивают физическую жизнь человека, не опираясь на духовно-нравственные принципы, не создавая единый духовный организм, обречена на провал. Вот что писал ещё в 1835 году П.Я.Чаадаев И.С.Тургеневу: «Мы призваны обучить Европу множеству вещей, которых ей не понять без этого… Придёт день, и мы станем умственным сосредоточением Европы…» <...>

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

 

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: