warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Н.К.Рерих и православная церковь


(по архивным материалам 1934-1935 гг.)

Румянцева О.В., заведующая мемориальным кабинетом Н.К.Рериха

В мемориальном кабинете Н.К.Рериха в Государственном музее Востока хранится архив Рерихов, переданный г-жой К.Кэмпбелл-Стиббе в 1977 году вместе с собранием картин Н.К. и С.Н. Рерихов, коллекцией декоративно-прикладного искусства Востока из собрания семьи Рерихов и небольшой библиотекой редких книг. В этом архиве, среди других материалов, имеются 65 писем Н.К.Рериха и 11 писем Ю.Н.Рериха, относящихся к 1934 и самому началу 1935 годов. Это — письма-дневники, письма-отчёты, направляемые регулярно из Харбина, Токио, Пекина в Музей Н.Рериха в Нью-Йорке. Обращение в них, как правило, безымянное: «Родные мои». На конвертах — адрес музея и фамилия кого-либо из членов Правления Музея — чаще всего З.Г.Лихтман (Фосдик), иногда Л.Хорша.

В данной публикации намеренно выбрана одна тема — отношения Н.К.Рериха с Православной Церковью, так как в наши дни ситуация удивительно повторяется. Работая над архивом и читая строки в письмах, относящиеся к этой проблеме, я каждый раз мысленно вела диалог с дьяконом Андреем Кураевым, который совсем недавно поднял мощную волну неприятия Рериха всем православным миром, а иерархов церкви настроил на анафему всей семье Рерихов, провозглашённую Архиерейским Собором в 1994 году. Как настойчиво разъяснял позицию церкви г-н Кураев в газете «Сегодня» (неправомерно ужесточая и искажая даже решение Собора), все те люди, которые привержены взглядам Рерихов, не имеют права переступать порог православной церкви (исключая покаяние), креститься, быть крестными родителями и совершать другие церковные действа.

 

Н.К.Рерих и православная церковь

Н.К.Рерих. Эскиз звонницы в Бариме — селении в Маньчжу-Ти-Го

 

По одной из центральных программ телевидения как-то было показано, как во дворе православного храма священнослужитель сжигает в костре книги Н.К.Рериха, причём особое внимание камера остановила на книге «Нерушимое» (священник повернул её обложкой к зрителю и немного задержал, прежде чем бросил в огонь). Самое примечательное то, что книга эта призывает любить русскую культуру, всячески работать над собой, приносить наибольшую пользу отечеству. Напомню названия некоторых глав: «Бесстрашие», «Культура Победительница», «Благожелательство», «Достоинство», «Свет опознанный», «Россия», «Великий Облик», «Желанный труд», «Возрождение», «Борьба с невежеством»...

Столкновение Н.К.Рериха с Православной Церковью в 34—35 годах отличалось тем, что тогда за Рериха вступились все крупные церковные деятели, с которыми у Николая Константиновича были прекрасные, уважительные отношения, а нападки шли от газеты «Харбинское Время», которая предоставила свои страницы мелкому церковному служащему, явно выполнявшему чей-то заказ.

Представленная выборка из писем и других архивных материалов необычайно чётко показывает отношение Н.К.Рериха к инсинуациям по поводу его вероисповедания, отношения к православию вообще и к Православной Церкви — в частности. Этот материал был мною использован в докладе на V Международной юбилейной научной конференции, посвящённой творчеству Н.К. и С.Н. Рерихов, проходившей в октябре 1999 года в Государственном музее Востока1. Знаменательно, что при том присутствовал и дьякон Андрей Кураев, получивший фактически из уст самого Николая Константиновича Рериха достойный отпор. Как по велению свыше, дьякон вошёл в зал в те минуты, когда только началось чтение доклада. Русская пословица гласит: «Бог правду видит».

27 апреля 1934 (ед.хр.2; лл.2-3)

Родные, вот мы и в Спатле — хороший отель. ...Проехали снежные, горы, они напомнили Алтай, — для Гималаев малы. Вспоминаю, как Вы все стояли на станции — ещё раз шлю Вам всем великодушие2, это непобедимое, великое чувство. Основание всего строительства в великодушии! <...> Там, где вчера могла быть обида или раздражение, или непонимание, там завтра будет единая, боевая, стройная дружина! Словом, не будем даже напоминать о прошлом — слишком величественно будущее. <...> Слишком чуют людские сердца, если где-то есть трещина. Потому пройдём это великое время в полной торжественности!

Конечно, много пены будет кругом. Будьте осмотрительны, ибо придётся отвечать на многие нелепые вопросы. Спасибо Вам всем за ласку, — пусть это качество пребудет с Вами во всех делах. Особенно сейчас нужно накопление друзей во всём и везде.

Н.Рерих

1 мая 1934 (ед.хр.б, л.З)

Морису для его записок: из Харбина сообщали, что видели меня в Шанхае сходящим с парохода. А в Шанхае я вообще не был. Уж не двойник ли?

Ст. департамент сообщал о том, что мы полонили Далай Ламу со всеми его сокровищами. Далай Ламу отпустили, а сокровища забрали.

Н.Рерих

31 июля 1934, Харбин (ед.хр.31, л.3)

Вчера получили совершенно невероятные сведения о том, что в сыскном отделении имеется масонский журнал «Алатас». А также какая-то чепуха о «поручении от американского правительства вводить новую религию для разложения православия». Очевидно, человеческая глупость и подлость бездонны и неисчерпаемы. Если есть Беспредельность Света, то, как видите, есть и почти беспредельность тьмы. Тем более нужно надеяться, что полновесные сообщения Сав. будут особенно полезны. Странно подумать, что именно бедный «Алатас» сделался мишенью каких-то нелепостей. Кроме того, говорят, что имеется и второй номер того же масонского журнала «Алатас» в здешнем Христианском Союзе Молодежи, но выдаётся лишь особо посвященным. Какая нелепая, но и вредная чепуха. Мы просили: нельзя ли хоть взглянуть на этот таинственный журнал. Трудно даже решить, представляет ли это просто гнусную выдумку, или же где-то и кем-то отпечатан какой-то мерзостный журнал под тем же названием. Будем исследовать и эту очередную гадость.

Н.Рерих

27 августа 1934 (ед.хр.37, л.3)

Имею сведения, что некий Г.Иванов собирается «разоблачать моё масонство» в своей, скоро выходящей книге. По устному сообщению, речь идёт о какой-то высшей масонской ложе «Арарат». Откуда может проистекать такая безумная ложь — даже вообще невозможно себе представить.

Н.Рерих

7 сентября 1934, Харбин (ед.хр.2, л.1)

Также не могу не рассказать Вам о замечательном проявлении Преподобного Сергия. Я уже писал Вам, что некий человек в своей вновь выходящей книге допустил какие-то злокозни о каком-то моём масонстве и о масонском знаке знамени. Затем произошло следующее знаменательное проявление. Заведующий типографией, где печатается эта книга, уже и раньше имел два сна-видения, связанных с Преподобным Сергием. Теперь же он видел сон, от которого проснулся с необычайным сердцебиением. <...> Человек проснулся в трепете. После этого видения, даже не связывая его со своими поступками, он пошёл в типографию и самовольно, даже без ведома автора, вынул из книги всё, касавшееся знамени и меня. Разве это не является одним из многих светлых проявлений Преподобного. Действительно, разве чудо не у дверей?

Н.Рерих

10 сентября 1934 Харбин (ед.хр.2, л.7) — копия письма архиепископу Мелентию

Высокопреосвященный Владыка,

Прочтя в газетах об учреждении Объединяющего Университета Святого Владимира, приношу Вам, как Председателю Комитета сего, своё искреннее поздравление. Искренне радуюсь этому объединительному благому событию. Также прошу Вас передать Обществу «Икона» прилагаемую мою статью- приветствие.

При этом, как я уже и говорил в нашей недавней прошлой беседе, прошу Вас принять для Ваших покоев мой эскиз церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского, а также воспроизведение моей картины «Святой Сергий Радонежский», оригинал которой хранится в моём Нью-Йоркском Музее. Также прилагаю при сём снимки моих эскизов для предположенной церкви в Бариме, памятую Ваше любезное одобрение этого моего проекта. Дай Бог, чтобы светлое храмостроительство, возглавляемое Вами, достославно процветало во славу истинного Православия и будущего строительства нашей Родины.

Испрашивая благословение Вашего Высокопреосвященства, имею быть душевно почитающий Вас

Н.Рерих

10 сентября 1934, Харбин (ед.хр.2, л.8) — копия письма к архиепископу Нестору

Высокопреосвященный Владыка,

В прошлый раз вы мне говорили о будущем хранилище при Доме Милосердия, Вами созидаемом. Каждое Ваше благодатное начинание особенно звучит в сердце моём. Прошу Вас принять от меня три оригинала моего проекта для будущей церкви в Бариме, а также несколько воспроизведений с моих религиозных картин. Пусть это будет моим вкладом в Ваше новое хранилище. Также посылаю Вам мою статью-приветствие Обществу «Икона», наверное она будет близка Вашему сердцу.

Испрашивая благословения Вашего Высокопреосвященства, остаюсь сердечно почитающий Вас

Н.Рерих

 

Н.К.Рерих и православная церковь

Н.К.Рерих. Эскиз часовни в Бариме

11 сентября 1934, Харбин (ед.хр.2, л.3)

...Я передал Архиепископам Мелентию и Нестору предметы, указанные в прилагаемых копиях моих писем. Не скрою, что наряду со справедливыми Иерархами среди духовенства есть лица, вполне отрицательные. Вместе с именем пресловутого иеромонаха Иоанна запишите также имя некоего Игумена Филарета. Особенно прискорбно, что лица, якобы посвятившие себя Христову служению, не могут освободиться от клеветнических наклонностей. Не будем судить их: они сами себя осудят и даже очень быстро.

Н.Рерих

12 сентября 1934. Дом Милосердия в Харбине — копия письма архиепископа Нестора

Глубокоуважаемый, добрейший, дорогой Николай Константинович. Не нахожу слов, чтобы выразить Вам глубочайшую благодарность и признательность за ту доброту, внимательность и заботы, которыми окружаете Вы наш Дом Милосердия. Ваша добрая помощь в трудную минуту существования Дома Милосердия, Ваш чудный дар — древние священные образы русских икон и, наконец, Ваш бесценный вклад в наш скромный музей — Ваши творения, на которые с восторгом и благоговением взирает весь мир, — всё это Ваше доброе внимание наполняет наши сердца чувством глубокой, искренней и самой пламенной благодарности. И мы глубоко верим, что та тесная духовная связь, фундамент которой Вы заложили Вашим добрым вниманием, будет разрастаться и крепнуть в дальнейшем, и мы никогда не лишимся Вашего доброго расположения.

Вместе со всеми насельниками Дома Милосердия возношу я Господу богу молитвы о Вашем здравии и благопоспешении и с чувством искренней благодарности призываю на Вас и труды Ваши благословение Божие.

Преподобный Сергий Радонежский, которого так свято чтите Вы, святым молитвам которого с любовью посвящаю наш скромный музей-хранилище, да будет Вам всегда помощником в Ваших трудах.

Молитвенно призываю Божие благословение на Вас и дела Ваши. С любовью во Христа вседушевно расположенного к Вам, Ваш постоянный богомолец

Архиепископ Нестор

 13 сентября 1934, Харбин (ед.хр.2, л.4)

Радостно наблюдать, как лучи Преподобного Сергия рассеивают тьму. Не успел Игумен Филарет клеветнически просветиться, как на вчерашнем церковном торжестве Нестор произнёс по моему адресу многолетие с блестящей речью, в которой огненно ответил всем зримым и незримым клеветникам. На торжестве было много духовенства, и сидевший со мною правящий Архиепископ Мелентий говорил, что разошлёт мою статью «Спас» по всей Епархии. Как всегда бывает, так случилось и теперь: видимо потребовался маленький выпад незначительного Филарета для того, чтобы правящие Иерархи покрыли его своим гласным и звучным словом. Я чувствовал веяние луча Преподобного, когда Архиепископ Нестор непререкаемо и звучно утверждал в пространстве.

Н.Рерих

15 сентября 1934, Харбин (ед.хр.7, л.6) — копия письма митрополиту Антонию

Высокопреосвященнейший Владыка,

Весьма драгоценным для меня было недавнее письмо Ваше. Рад сообщить, что как правящий Архиепископ Мелентий, так и Архиепископ Нестор, окружают меня здесь заботливым вниманием, чем премного способствуют моей работе во благо нашей Родины и храмостроительства. Представляю Вам при сём мою недавнюю статью «Спас», снимок с моей последней картины «С нами Силы Небесные ныне невидимо служат» и снимки моего проекта деревянной церкви в Бариме, селении в Маньчжу-Ти-Го (см. рис. — Ред.), а также оттиск статьи г-на Шмидта о моём религиозном творчестве. Я очень рад, что в очерке из биографий моих подчёркнуто упоминание Вашего светлого имени, ибо я всегда с особой сердечной устремлённостью вспоминаю Ваши многоценные для меня указания и радушные споспешествования моим работам.

Шлю Вам, Высокопреосвященнейший Владыка, мои самые сердечные пожелания и, испрашивая молитвы Ваши, имею быть душевно преданным

Н.Рерих

17 сентября 1934, Харбин (ед.хр.38, л.5) — копия письма протоиерею М.Филологову, заступающему место председателя харбинского Патриархального Совета

Ваше Высокопреподобие,

С чувством радости получил я подписанное Вами извещение от 15 сентября об избрании меня почётным членом общества «Икона».

Уже во многих моих книгах и статьях мне приходилось утверждать и выяснять великое значение Русской Православной Иконы. И потому я принимаю настоящее избрание не только как официальный акт, но со всею сердечностью и желанием посильно быть полезным высоким задачам вновь образованного общества.

Прошу Вас передать членам общества мою искреннюю признательность и надежду на дружную, успешную и светлую совместную работу.

Поручаю себя молитвам Вашего Высокопреподобия, остаюсь сердечно уважающий Вас

Н.Рерих

29 сентября 1934, Харбин (ед.хр.1,л.1) Из статьи в газете «Русское слово»

Вы видите любопытные намёки на антихриста и понимаете, до какого безумия может доходить человеческое невежество. И в этом случае мы видим ту же старую истину, что подобные оппоненты не могли бы по своему невежеству и глупости никогда быть нашими друзьями. Пробный камень продолжает действовать и безошибочно отделяет желательный и — грязный, негодный элемент. По совету одного здешнего юриста, отвечаю лишь списком символа веры. По моему мнению такой ответ уже граничит с общественным скандалом, но по уровню сознания многих этот ответ признаётся самым действительным. Можете ли Вы себе представить, чтобы в бывшей России какой-либо из современных писателей или художников — Толстой, Чехов, Андреев и Репин — были бы поставлены в необходимость на страницах газет печатать символ веры, это было бы Всероссийским скандалом. Но сейчас, видно, человеческое безумие зашло так далеко, что ничего другого и придумать нельзя, и вероятно совет здешнего юриста, знающего общественный уровень, имеет правильное значение. Конечно кому-то это происшествие напомнит времена Саванароллы и Леонарда. Кто-то будет изумляться, что инквизиция средневековья благоденствует и до сих пор. Будем брать вещи так, как они есть. Хуже всего соображать только и не знать, и не считаться с действительностью. Конечно, и сей инцидент, как всегда, будет обращен лишь на пользу. Уже вчера у меня был пресловутый отец Филарет, о котором я писал уже. И, по-видимому, не только извиняясь за прошлые свои проступки, но ушёл уже в совершенно другом настроении. Остаётся лишь пожалеть, что даже духовные отцы сперва говорят, а потом устанавливают своё мнение. Не забудем, что автору пресловутой статьи исполнилось 27 лет и, по словам того Филарета, «статья неожиданно оказалась сильнее, чем можно было предположить». Тем самым он выпал, что статья уже предполагалась. И ещё Вам будет интересно знать, что уже две недели до этой статьи мне передавали, что некая большевиствующая особа искала здесь писателя, который бы написал что-либо о моём безбожии, ибо — «Это сейчас нужно для Харбина». Итак, и в этом мы имеем не что иное, как давно знакомое вредительство сил тёмных. Значит, ещё раз устремим всю бдительность и внимание. <...>

Духом с Вами Н.Рерих

Продолжение того же письма (ед.хр.1, л.4). После подписи написано Н.К.Рерихом:

 

Н.К.Рерих и православная церковь

 

(Окончание следует)

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: