warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

20 ноября 1997 года 52-я сессия Генеральной ассамблеи ООН провозгласила 2000 год Международным годом культуры мира.

10 ноября 1998 года 53-я сессия Генеральной ассамблеи ООН приняла Декларацию о культуре мира и Программу действий в области культуры мира, а также резолюцию о провозглашении 2001-2010 годов Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.

От логики силы к силе разума

Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

Сегодня весь мир замер перед телеэкранами, наблюдая, как торжествует логика силы, надеясь, что всё же победит сила разума. Бомбардировка Югославии странами НАТО явилась для всего человечества неким рубежом, на котором оно должно принять решение: как жить дальше. Я не знаю, что ещё случится до того, когда выйдет этот номер журнала, но сейчас, когда он готовится к печати, очевидно — правительства многих стран не готовы разрешать конфликтные ситуации мирным и доброжелательным путём. И хотя именно теперь ясно: авторитет международных миротворческих организаций, увы, не сыграл своей роли, что ставит под сомнение весь смысл их существования, — всё же концептуально ООН и ЮНЕСКО совершенно правильно формулируют направление и стратегию развития мира.

 

От логики силы к силе разума

«Круглый стол» в московской мэрии. Фото B.C.Куликова

 

Политику делают люди, но миром правят идеи. Идея «культуры мира» — добрая и насущная, она всеохватна и глобальна, она подразумевает индивидуальные, коллективные и институционные преобразования. Она складывается из убеждений и действий самих людей и развивается в каждой стране в зависимости от конкретных исторических, социально-культурных и экономических условий.

3 июля 1998 года Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО утвердила концепцию программы «Культура мира в России — год 2000». В ЮНЕСКО этот проект рассматривается как «пилотный», то есть своего рода опытно-показательный для других стран — членов Организации, в рамках подготовки к проведению Международного года культуры мира и Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей, провозглашённых Генеральной ассамблеей ООН.

Для практического решения поставленных в этой программе задач в Москве началась активная разработка Комплексной программы «Москва на пути к культуре мира», проведены «круглые столы», консультативные совещания, конференции. Создаётся в качестве координатора программы Московский городской центр культуры мира. Особенностью проводимой работы является то, что к участию в реализации проекта и его разработке, помимо органов городского управления и самоуправления, трудовых коллективов предприятий и учреждений, привлекаются и неправительственные организации. Опыт мировой практики показывает, что именно они — наиболее активные и динамичные структуры, быстро реагирующие и способные донести до широких кругов населения провозглашаемые идеи.

Мне, как президенту Благотворительного фонда «Дельфис» и главному редактору его журнала, довелось принимать участие в «круглых столах» и консультативных совещаниях, организованных Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы. Участники их высказывали различные мнения, в том числе и озабоченность тем, чтобы сама акция не оказалась «заболтанной», не носила «галочного» характера, а для её участников не стала бы тем финансовым «пирогом», от которого каждый бы стремился откусить кусок пожирнее. Какие же мысли рождаются в связи со всем этим? Первая, и вполне радостная — идеи, которые в 30-х годах нашего столетия выдвинул Н.К.Рерих, предложив «Пакт Рериха» как международную акцию в защиту культурных ценностей, а также провозглашение им «Мира через культуру» — сегодня имеют реальное и естественное продолжение в виде указанных Программ. Вторая — предсказанная Е.И.Рерих необходимость восстановления равных прав женщины и мужчины, установление отношения к женщине как к субъекту эволюции — сегодня нашла отражение и во всех программных документах, связанных с «Культурой мира». Иными словами, для тех, кто хорошо знаком с культурным наследием Рерихов, совершенно очевидно, что их провидческие идеи ныне провозглашаются как жизнеутверждающие направления мирового развития.

Среди участников и руководителей программ преобладают весьма уважаемые и значимые в общественной жизни люди, но ориентированные на приоритет не культуры, а правовых, экономических аспектов нашего бытия. Культура мира рассматривается ими как «уважение культурного многообразия и поощрения терпимости, солидарности, сотрудничества, диалога и примирения», что само по себе, естественно, не вызывает никаких возражений, но при этом недостаточно, как мне представляется, раскрывается смысл «культуры мира» как нового типа сознания. Ведь и Программа-то концептуально опирается на резолюцию Международной научно-практической конференции «От стереотипов войны к идеалам мира через культуру и образование», организованной в декабре 1997 года Министерством РФ по делам национальностей и федеральным отношениям. Значит, всё-таки к идеалам мира можно прийти лишь «через культуру». И это не значит, что программа «Москва на пути к культуре мира» должна предусматривать лишь проведение мероприятий на базе учреждений культуры и с привлечением общественных культурных организаций; это значит, что необходимы усилия учёных, философов, журналистов и общественных деятелей для формирования нового типа мышления у людей. Они должны понять, что без осознания культуры как основы бытия, без достижения мира внутри себя невозможно достигнуть мира внешнего. Внутренние конфликты, состояние стресса, дисгармонии, уныния и страха ведут к деградации личности, неспособности её к созиданию, терпению, конструктивному диалогу. Человек на грани нервного срыва слышит лишь себя. Транквилизаторы и помощь психоаналитиков в нашей стране сейчас мало кому доступны, да и помощь их что «палка о двух концах». Лучшим лекарством является, как известно, искусство. Душу человека лечат и музыка, и живопись, и хорошие стихи, и общение с природой. Потому-то сейчас так много в нашей стране общественных организаций, которые на своих плечах несут непосильный груз социальной заботы о человеке, о россиянине, силами волонтёров и энтузиастов бескорыстно стараются помочь людям выстоять, ощутить плечо друг друга.

Наш Фонд и редакция журнала вот уже три сезона в Московском Доме журналиста раз в месяц проводят встречи клуба «Неизвестное об известном». Мы рассказываем пришедшим после работы людям о Пушкине и Вагнере, Высоцком и Цветаевой, Бруно и Парацельсе, Платоне и Волошине, Лорке и Конёнкове, Рерихе и Антаровой, мы знакомим их с актуальными проблемами науки и культуры, словом, говорим о разном, но всегда словно зовём ввысь — подняться духом туда, где черпали своё вдохновение те выдающиеся творцы, о которых рассказываем. И всегда происходит маленькое чудо — после концерта, а именно им заканчиваются вечера, к нам подходят отдохнувшие люди, обязательно узнавшие что-то новое, воодушевлённые примером героического энтузиазма тех, кого мы называем Человеком на все времена. Мы видим, что эти вечера — то лекарство, если хотите — сеансы психотерапии, которые мы дарим людям, так уставшим от разразившегося у нас кризиса. И это — лишь один пример. А сколько же благодарных читателей «Дельфиса» уверяют нас в письмах, что, встретившись с журналом, пережили второе рождение! Всё это убеждает — путь к сознанию людей, действительно, проходит через культуру, и здесь он самый короткий.

Мы обращаемся к вам, дорогие читатели, включайтесь у себя в городах в программу «Культура мира в России — год 2000». Идите в префектуры, отделы культуры и заявляйте о своей готовности стать строителем «культуры мира». Мы открываем в журнале постоянную подрубрику, где будем публиковать программные документы, рассказывать о происходящих организационных мероприятиях и культурных акциях. Мы ждём от вас писем, статей, заметок с рассказом о том, что в этой области делается в вашем городе, посёлке и селе. Мы готовы обсуждать вместе с вами «пилотные» идеи, которые помогут нашему народу преодолеть кризисное состояние. На японском языке слово «кризис» пишется двумя иероглифами: один — «опасность», другой — «возможность». Давайте же в том, что мы сейчас переживаем, видеть больше возможностей, чем опасностей.

 

Н.А.Тоотс

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: