warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

О необходимости воспитания сердца

Фигура М., журналист, член общества "Будущее образование"

Профессор Анджей Бродзяк из Шлёнской медицинской академии известен в Польше и за рубежом как автор ряда книг и научных статей по психологии, как человек вполне сведущий. Тем не менее он признавался в своей книге [1], что испытал потрясение, узнав о результатах исследований, обнародованных на конгрессе по проблемам сознания, проходившем в США в 1999 году. Было доказано, что местонахождением «сознательного внимания» человека является синусно-предсердный узел сердца. Этот узел начинает работать уже на 21-й день жизни человеческого плода, рассылая электрические импульсы, перемещаемые вдоль всего тела плода намного раньше, чем такие импульсы начнут подаваться со стороны мозга. Таким образом, как это формулирует профессор Бродзяк, именно данная область в сердце, а не какая-либо часть мозга, является кандидатом на место начала начал сознания, чего-то, что человек интуитивно ощущает как собственную точку видения. Это и есть ответ на вопрос, где находятся нейроны, с которыми можно соотнести своё «я». Профессор Бродзяк считает, что в тех случаях, когда непременно надо убедить человека в чём-то, например, убедить больного в спасительных для него мерах, следует «послать человеку серию волновых колебаний с частотой 14 герц, или, проще говоря, обратиться к сердцу».

Мысль изменяет пульс сердца

Как реагирует сердце человека на посылаемую мысль? Такой вопрос поставили перед собой врачи-кардиологи из города Екатеринбурга. Чтобы найти ответ, они провели ряд экспериментов с использованием аппаратуры для ЭКГ, компьютера и специально разработанной программы [2]. Изучая влияние мысли на ритм сердца, исследователям удалось установить, что пульс несёт огромную информацию не только о физическом состоянии организма и функционировании всех его систем, но и состоянии его психики, эмоциональном настрое и духовной составляющей человека. Работа шла в нескольких направлениях: оператор посылал мысль испытуемому, тот посылал мысль конкретному лицу, испытуемый направлял мысль в пространство, и, наконец, оператор посылал мысль в пространство.

Происходит следующее. В первом случае — при посылке мысли испытуемому — его пульс несколько ослабевал, так как сердце принимало посылку, а мысль ощутимо, физическим образом как бы «ложилась» на сердце, снижая частоту биений. После принятия мысли сердце отвечало на это учащением пульса или возвращением его к исходному состоянию. Зависело это от качества принятой мысли: несущая добро, любовь — ускоряла пульс человека и понижала наполнение регулирующих систем организма, улучшая тем самым его функционирование. Когда испытуемый посылал мысль определённому лицу, точно так же изменялся его пульс и улучшалась работа систем жизнеобеспечения организма, в зависимости от качества мысли. Добрая мысль, как и концентрация на образе любимого человека, несколько повышали пульс, улучшая функционирование систем. Концентрация внимания на чём-либо неприятном для испытуемого замедляло ритм пульса, нагнетая напряжение регулирующих систем и ухудшая общее состояние.

 

О необходимости воспитания сердца

 

В третьем случае мысль, посланная в пространство испытуемым, повышала его пульс. Чем больше вкладывал человек сердечного чувства и душевной щедрости в свой посыл, тем заметнее становилось ускорение пульса. Как будто мысль наполнялась определённой энергией сердца, содержащей в себе жизненную силу. И, наконец, при передаче мысли в пространство оператором наблюдалось повышение пульса у испытуемого, изменялась вегетативная регуляция ритма его сердца, а также состояние организма.

Какая информация заключена в результатах описанных опытов? Что она содержит нового о нас самих? Мы узнаём о ведущей роли сердца в коммуникации человека с другими, и с самим собой. Обнаруживаем также и то, насколько каждый из нас ответственен за самочувствие и состояние здоровья тех людей, которые находятся рядом с нами, как и всех остальных, поскольку посланная нами мысль остаётся в пространстве и может быть получена кем-то, кому она поможет или навредит.

IQ или EQ?

В наше время рационального мышления, когда в общественной жизни преобладают деловые официальные взаимоотношения между людьми, не принято обращаться к сердцу. Трудно себе представить, чтобы в ежедневной практике начальник говорил с подчинёнными «от сердца к сердцу» и чтобы то же самое делал его сотрудник, или учитель, или школьник на уроках. Сфера сердца — дело тонкое, люди стесняются обнажать свои сердечные чувства, некоторые ошибочно относят чувствительность сердца к излишней сентиментальности. Так называемые «сильные люди» приказывают своему сердцу «молчать», и оно замолкло. А результаты этого видны невооружённым глазом. Массу примеров жестокости и бессердечности приносят нам ежедневно средства информации и телевидение.

На то, что это ошибка и заблуждение, указывают новейшие открытия социологов и психологов. Уже известно такое понятие, как эмоциональная интеллигентность или эмоциональная культура, о которой пишет в своей книге доктор Даниель Големан из Гарвардского университета в США. Он считает, что позиция работодателя, полагающего, что его работа требует участия «головы, а не сердца», сегодня уже является анахронизмом. Низкий уровень эмоциональной интеллигентности, пишет Д.Големан, неуклонно обрекает фирмы на большие расходы [3]. А поэтому высокий интеллектуальный показатель (IQ), которым подчас так гордятся, оказывается непригоден в трудных житейских ситуациях, если не опирается на не менее высокий коэффициент эмоциональной культуры (EQ). Австрийский учёный и психиатр с мировым именем В.Е.Франкл утверждал, что наука тут молчит, а право голоса имеет мудрость, и это мудрость сердца, о которой Б.Паскаль говорил так: «У сердца своя истина, которая не ведома рассудку» [4].

Разум сердца

Поскольку научные авторитеты подтверждают ведущую роль сердца, было бы правильным обратиться к тем источникам, которые содержали эту истину всегда — к духовным знаниям. Может быть, следовало бы разобраться и в аспектах более практичных, впрочем, полностью совпадающих с выводами современных исследователей. На древние эзотерические традиции, помещавшие сознание человека в сердце, указывает кардиолог из США С.В.Андерсон. Уместно также вспомнить и о научных трудах российского физика Г.И.Шипова, который доказывает существование тонкого плана реальности, описывая эту реальность математическими уравнениями [5]. Коллега профессора Шипова, директор Международного института теоретической и прикладной физики РАЕН, академик РАЕН А.Е.Акимов в своих статьях и выступлениях напрямую апеллирует к духовному источнику — Учению Живой Этики, или Агни Йоге.

В Учении Живой Этики говорится, что человек может понимать мозгом или сердцем [6]. Во втором случае мозг не освобождается от работы, тем не менее, моторной силой следует признать сердце. Если спросить у мудрого человека, что чаще всего спасает его от невзгод и предостерегает от ошибок, он ответит — сердце. Не мозг и не рассудок. Потому что сердце обладает чувствознанием.

 

О необходимости воспитания сердца

Здание Института HeartMath в Калифорнии (США)

 

Западная научная школа до сих нор отдавала предпочтение мозгу. Восток же знал всегда, что сила содержится в сердце. При лечении с помощью сердца не нужно прилагать никаких физических усилий, наоборот — сердце способно оказывать воздействие при полном освобождении от физического напряжения, в то время как при мозговом, волевом приказе задействованы также нервные центры. Передача из мозга может встретить препятствия в среде различных токов, но для лечения сердцем расстояние не имеет значения. Оздоровление посредством воздействия сердца предусматривает подчас прикосновение руками, но не руки и не глаза, а именно излучение сердца, передаваемое ими, приносит больному облегчение.

Отрадно, что наступило такое время, когда в Гарвардском университете доктор Д.Големан докладывает о необходимости «эмоционального оживления» человека и что обучение эмоциональному алфавиту уже включено в программы некоторых американских школ. В Учении это называется необходимостью добавления ко всему капли энергии сердца.

Солнце солнц

Сердце вершит микрокосм бытия — читаем в книге Учения — «Сердце» [6]. Так же, как Солнце, можно признать сердцем Солнечной системы, так и сердце человека есть солнце всего организма. Согласимся, что ритм сердца — это ритм жизни. Сердце подобно химической лаборатории: каждое чувство рождает энергию, а чувство, разделённое с другим человеком, увеличивает эту энергию многократно. Однако, чтобы эти связи были позитивными, они должны быть сгармонизированы.

Сердце дано нам для соединения с духовным планом реальности, а именно — с Высшим Миром. Оно работает как аппарат для контакта с Высшим Сознанием, является «домом сознания»: кто не мыслит о сердце, тот не совершенствует сознание. В эзотерических учениях есть понятие об энергетических центрах, называемых чакрами. Среди этих центров центральное место занимает чакра сердца. Энергия сердца имеет способность очищения, обладая также свойством, напоминающим действие магнита, и именно это качество сердца свидетельствует о подлинной его взаимосвязи с Макрокосмом. Сердце — это «космический магнит». Связь между единичным сердцем и космическим пульсом очевидна1.

Космическая сила, энергия, которая циркулирует в человеке, поступает через центры сознания, в которых разделяется, и затем направляется к отдельным органам. Сердечный центр выполняет при этом особую роль: он представляет из себя сложную разновидность подстанции, распределяющей и передающей потоки энергии. Вот почему в книгах Живой Этики сердце называется Солнцем Солнц, а само Учение — наукой о сердце.

Роль сердца

Изучение специфической, непознанной до сих пор роли сердца в организме человека и того огромного влияния, которое оно оказывает на всю сферу человеческой жизнедеятельности, идёт во многих научных центрах мира. Исследования в этой области проводятся, например, в Стенфордском университете в США и университете Саутемптон в Англии. Причём, ведутся они по очень разным направлениям и сочетают при этом неожиданные дисциплины, прежде никогда не объединявшиеся, — кардиологию, психологию, теорию познания, теорию систем, биохимию, биоэлектронику, физику, иммунологию и другие. Учёные вникают в тонкие и малоизученные механизмы взаимодействия нервных, гормональных и электромагнитных структур, с помощью которых работа сердца влияет как на физиологические, так и на познавательные процессы. Выясняются и проявления психологических процессов, например, почему гнев не даёт человеку ясно мыслить, или — почему влюблённые сочиняют стихи.

В Институте HeartMath в Калифорнии опыты подтвердили, что когда человек концентрирует внимание на области сердца и испытывает такие чувства, как любовь, одобрение, забота, ритм его сердца усиливается. После того, как ритм стабилизируется, появляется поток биохимических реакций, а также реакций со стороны нервной и эндокринной систем, которые воздействуют на все структуры и органы тела. Снижается уровень гормона стресса, кортизола, возрастает уровень антител в системе защиты организма (IgA), идёт рост гормонов, предотвращающих старение, улучшается функционирование мозга, снижается давление крови и, естественно, улучшается общее самочувствие [7].

Сердце способно передавать информацию из области нервной и эндокринной систем, оказывая нам помощь гораздо большую, чем мы первоначально могли себе представить. Когда кто-либо чувствует злость или раздражение, то наступает настоящее расстройство механизмов защиты организма, продолжающееся до шести часов подряд. Нарастает стремительность сердечных ударов, повышается риск сердечных заболеваний и запускаются процессы старения.

 

О необходимости воспитания сердца

Специалисты Института HeartMath на своём семинаре

 

Неврологи открыли, что у сердца есть своя собственная нервная система. «Мозг сердца», или его нервная система, передаёт обратную информацию головному мозгу, осуществляя двустороннюю связь с ним. Приводя доводы в пользу «интеллигентности сердца», исследователи объясняют это тем, что «мозг в сердце» влияет на принятие нами решений, успешность работы, на взаимоотношения с родными и качество нашей жизни в целом.

Сигналы, посылаемые от сердца к мозгу, воздействуют на многие области и функции в сфере миндалевидного тела, зрительного бугра и коры мозга. Миндалевидное тело отвечает за эмоциональные процессы мозга и специализируется на оформлении эмоциональной памяти. Кора мозга, в свою очередь, есть область, в которой, при воздействии со стороны сердца, происходят процессы, связанные с обучением и пониманием, с решением проблем, распознаванием добра и зла. Мозг послушен распоряжениям, посылаемым сердцем, и эти распоряжения могут оказывать влияние на здоровье человека. Это важное открытие стало основой для дальнейших исследований, в том числе, и о роли эмоций в психологии человека и его мышлении.

Оказывается, что в пределах мозга существует эмоционально-познавательная структура, которая функционирует как настоящий центр регулирования системы разум — тело. Этот центр непосредственно соединён с сердцем через нервно-гормональные связи. Он подчиняется воздействию электромагнитного поля, которое постоянно генерирует сердце. Мощность этого поля в 60 раз превышает мощность самого мозга. Такая сердечно-мозговая динамика регулирует каждую функцию тела и влияет на способность организма к восстановлению и, конечно, на связь с окружающей средой.

Сердце обладает более 40 000 чувствительных нейронов, благодаря которым оно постоянно получает химическую информацию, а излучает электромагнитные волны, которые можно обнаружить при использовании очень чутких приборов. Поле это окружает всё тело и распространяется во все стороны в пространстве вокруг нас. Хотя, исследователи Института HeartMath ещё не на том этапе, когда все открытия закончены, и они тщательно изучают воспринимающую роль сердца и формулируют гипотезы о его тончайших функциях. Учёные заявляют, что исследование функционирования сердца и есть то направление, которое выберет наука в ближайшем будущем [10]. Однако электромагнитное поле — это ещё не конец знаний о сердце. В самые потаённые уголки этих знаний можно будет войти лишь, возможно, на уровне торсионного поля, а ещё вернее — на уровне поля сознания сердца.

Развитие сердца

Нет сомнений, что «человечество болеет сердцем», но объяснить такое состояние людей можно только, исходя из их прошлого, так утверждают эзотерические источники. Речь идёт о причинах, порождающих неминуемые следствия, а также о качестве мышления и эмоций каждого из нас. Что посеешь, то и пожнёшь, — говорится в Евангелии. Поэтому наиболее эффективной профилактикой могло бы быть совершенствование себя, а самосовершенствование начинается с сердца.

Если мать прижимает ребёнка к груди, то это действует как успокоительное средство. Прижав к сердцу, дитя можно и укрепить, и подлечить. Когда говорим, что уделяем детям мало внимания, пренебрегаем их эмоциональными потребностями, — это всё правда. Дети нуждаются в ласке, ждут, чтобы их выслушали. Но когда этим заниматься? А всё-таки время находить надо. Так же как находимо время на еду и сон, должно уделять какие-то минуты и часы для эмоционального оживления наших детей. И не только детей, но и нас самих. А как следует понимать утверждение о том, что «тепло сердца творит сверкающий щит»? Поскольку уже существуют доказательства того, что сознание имеет свой очаг в сердце, а его излучения, по заключению Шипова, создают либо позитивное поле сознания, либо негативное, то можно предположить, какое из них и почему способно сотворить такой сверкающий щит: очевидно, чтобы защищать человека от наплывов отрицательной энергии. Так физика стремится объяснить функционирование нашего организма. Биохимия же, по-видимому, скоро подтвердит, что злость и раздражение вырабатывают вредное вещество, которое откладывается на внутренних стенках нервных волокон, отравляя организм.

Может возникнуть вопрос: поскольку сердце дано для контактов с высшим уровнем реальности и в сущности своей никогда не отделяется от высших сфер, то зачем его развивать? Но как самый дивный дворец можно привести в полное запустение, так и храм сердца люди способны засорить отрицательным мышлением и такими же эмоциями. Очистить его можно лишь высшим мышлением. В «запущенном» сердце не вмещаются тонкие чувства и понятия, искажаются ценнейшие посылки. В то же время невозможно совершенствовать разум без утончения сердца.

Авторы книги «Интеллигентность эмоций ребёнка» [8] подчёркивают, как важно давать детям знания о чувствах других людей. Но, добавляют при этом, что если спросить подростка о конкретных чувствах другого человека, тот вероятнее всего ответит: не знаю и зачем мне это знать? По мнению авторов, такую позицию надо преодолевать, потому что, когда подросток имеет более определённое представление о чувствах других, у него появляются шансы вступать с ними в положительные контакты, он может лучше ориентироваться в любой среде. Наука о сердце называет вещи своими именами: развитое сердце помогает понять человеческие намерения и устремления.

Как внизу, так и наверху

Можно вспомнить, что три уровня бытия — это гипотетический физический вакуум, где должна быть заключена мощная энергия, затем предполагаемое первичное поле вращения, или поле сознания, а стало быть, поле, связанное с нашими мыслями и эмоциями, и далее — известный в эзотерике уровень Абсолюта. Уровень этот был определён Шиповым как Абсолютное Ничто либо Абсолютное Всё. Абсолютное Ничто (0=0), где «Ничто» — термин, позаимствованный из высшей математики, означает в данном случае отсутствие материи и энергии, тогда как Абсолютное Всё, математически записанное как бесконечность равна бесконечности, означает нескончаемость информации, полное знание о Вселенной и её эволюции [2]. На том уровне есть только Информация.

Абсолют, который ведает обо всём и творит всё, начиная от этапа идеи, в своей созидательной деятельности направляется Любовью. Поэтому и земным творениям была передана та же самая сила — мощь любви, а её храмом стало человеческое сердце.

Воспитание чувств

Научные изыскания показали, что среди многих чувств, проходящих через человеческие сердца, самым сильным является чистая, бескорыстная любовь. Наиболее подходящей формой для повседневной жизни следует признать чувство спокойной любви без сентиментальности и ожиданий. Когда мы находимся в состоянии спокойной любви, не ставящей никаких условий, наше сердце посылает в мозг особый «код», позволяющий им заработать синхронно, в наиболее благоприятном режиме. Человек становится способным на творческие проявления и готов проявить свои наивысшие возможности.

Известно, что ощущение эмоций нужно нам для проживания действительности, для контакта с ней. Трудно представить себе человека, лишённого всех эмоций. Речь идёт не о запрете на какие-то чувства, а о том, чтобы изменить их качество, научиться управлять собой. Отсюда понятие «эмоциональной интеллигентности» и понятие «культуры сердца».

В Институте HeartMath выработана система техник и упражнений, которые помогают желающим настроить или отрегулировать ритм сердца, тем самым обеспечивая их физическое и эмоциональное здоровье. Основатель института Док Чайлд поставил перед собой цель включить эту систему в жизнь, чтобы помочь людям в создании интеллигенции нового типа. Больше полноты и яркости эмоций и ощущений даёт людям возможность смелее принимать вызовы жизни и сохранять при этом полное равновесие сил. Название Института (Heart — сердце и Math — математика) чётко указывает на элементы, из которых составлена система. Heart Math Solution — это «математический ключ к сердцу», то есть использование научного языка в опытах над сердцем.

В одной из школ штата Миннесота проводился эксперимент, заключавшийся в том, что группа детей в течение трёх недель некоторые промежутки времени работала в соответствии с программой Института HeartMath. Это дало обнадёживающие результаты в обучении математике и чтению. За три недели эксперимента дети усвоили такой объём знаний, на который контрольная группа, не участвовавшая в этой программе, затратила впоследствии целый год.

Новое сознание

В 1996 году на Украине прошла конференция, носившая название «Учитель будущего». Слушая выступления учителей и представителей медицины, я думала о том, что всё, о чём они говорят, — для кого-то чистая утопия. Они говорили об умении смотреть на недостатки других глазами сердца, о том, что в первую очередь работу по очищению сердца и мыслей учитель должен начинать с себя. Уже тогда утверждалось, что оздоровление общества может начаться только с оздоровления сознания человека, а прививать новое сознание растущим поколениям может и должна школа.

Прошли годы, за это время в мире состоялось немало конференций медиков и учителей, где высказывалось то же мнение, и всё больше людей начинает понимать, что всем нам, в первую очередь, надо освоить азбуку открытого сердца и доброй мысли. Освоить и передать своим детям. Человек должен познать космическое право и войти с ним в согласие. Энергетическая концепция строения Вселенной позволит научить подрастающее поколение глобальному мышлению, а затем и космическому праву, законам которого подвластны все разумные существа, а их соблюдение — естественно и логично.

Вопрос в том, кто бы мог это сделать? Кто может сказать правду о существовании духовного плана реальности и деятельной силы мысли и эмоции? В первую очередь, это обязанность представителей науки, но и публицистов, писателей, педагогов. Важно, чтобы молодёжи в вузе и школе говорили одно и то же — на лекции по религии и на лекции по биологии.

Сегодня мы от этого далеки. Пока что в официальных кругах боятся как огня даже слова «духовность». Одни это слово связывают с сектой, другие ассоциируют с мистикой. Гуманитарные науки пробуют говорить о духовности, но их слова никто не принимает всерьёз. Нас научили верить только тому, что доказано точными или естественными науками. Остаётся надеяться, что они не заставят нас долго ждать.

Как-то я рассказала Геннадию Ивановичу Шилову, что дала в Варшаве почитать его книгу «Теория физического вакуума» знакомому математику. Он взял её, полистал и сразу предупредил, что не верит в духовность. Российский физик ответил так: «Это значит, что он сам себя обедняет. Что, собственно, есть духовность? Любовь, творчество, проявление духа. Дух есть что-то, что исходит из сердца. Если он не верит в духовность, то значит не верит и в сердечность, в наивысшие ценности, рождённые сердцем».

Так не будем обеднять себя, отвергая духовность, позволим говорить сердцам наших детей и своим собственным. Ведь «сердце, — пишет в своей книге Док Чайлд, — не является чем-то вздорным или сентиментальным. Оно интеллигентно и мощно, и можем верить, оно содержит в себе обещание нового этапа человеческого развития и преображения мира» [9].

 

г.Варшава

 

Перевод с польского О.Е.Давыдовой

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: