warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Ноосферная ткань Ивановского края1

Узкова Е.С., преподаватель математики, кандидат философских наук

Ивановскую область издавна называют текстильным краем. Ещё совсем недавно вся Россия и бывшие советские республики были одеты в замечательные ивановские ткани. В наши дни в этом крае ткётся ещё одна особая ткань. Ткань Универсума - ноосферная. Поразительно, а может быть и нет, но именно здесь, в российской глубинке, где до сих пор можно остановить взор на русской избе в три окна, на одетые в кружево деревянные ставни, зародилось в 1980-е годы ноосферное движение.

Вспоминается притча, рассказанная на конференции одним из ведущих специалистов вернадоведения зав. отделом Музея им. В.И.Вернадского д-ром геол. наук Г.Б.Наумовым. Однажды путник спросил у старца, сидящего у дороги: «Далеко ли до Сиракуз?». «Иди», - ответил старец. «Нет, Вы не поняли меня. Я спрашиваю, как долго мне придётся идти до Сиракуз?» - повторил путник. «Иди», - вновь ответил старец. Так и не получив ответа, путник отправился в дорогу. «Через два часа ты будешь в Сиракузах», - услышал он вслед. Путник удивился: «Так почему же Вы сразу не сказали?» Старец ответил: «Я должен был видеть, какой дорогой ты пойдёшь и с какой скоростью». По мнению Наумова, скорость развития ноосферного движения мы должны определить сами, а вот его вектор указан нам В.И.Вернадским. Уже 20 лет сохраняется ивановцами этот устремлённый вектор, возникла своя школа ноосферологии, проводятся, ставшие традиционными, конференции, посвящённые памяти великого учёного.

Представители Ивановской ноосферной школы считают, что ноосферная философия - это современное синтезное знание о мире и человеке, о ноосферном Универсуме и единстве его духовно-телесной субстанции. Эта особая сфера философского знания складывается на стыке ноосферологии (цикла наук, раскрывающих биосферно-ноосферные процессы глобального характера, происходящие на планете) и ноософии (своего рода исторически сложившейся совокупной ноосферной мудрости).

Инициатором такого рода движения в крае стал в своё время профессор философии ИвГУ Николай Павлович Антонов (1909-1985) - один из тех учёных, которые формировали современный облик Ивановского государственного университета. Им воспитана целая плеяда докторов, и поныне продолжающих традиции, заложенные учителем. Организовывая в мае 1983 г. первую региональную научную конференцию, посвящённую 120-летию со дня рождения В.И. Вернадского - «Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, его философское и общенаучное значение», ивановский учёный сумел привлечь значительные творческие силы академиков и профессоров философии, медицины, экологии, минералогии Центра России, Сибири, Дальнего Востока, Прибалтики, Украины, учёных Болгарии и ГДР. Это была, по существу, первая в Советском Союзе конференция, центром внимания которой явилось учение о сущности ноосферы и закономерностях её становления. В дальнейшем проведение подобных конференций стало традицией.

В 2003 г., когда минуло 140 лет со дня рождения В.И. Вернадского, Ивановскому университету исполнилось 30. Этот юбилей как раз совпал с 20-летием ноосферного движения в Иваново. И вот 21-23 мая состоялась юбилейная межгосударственная научно-практическая конференция, название которой созвучно теме первой конференции: «Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу и реалии третьего тысячелетия». Столь важное мероприятие было организовано Министерством образования РФ, Ивановским госуниверситетом. Неправительственным экологическим фондом им. В.И. Вернадского. филиалом Северо-Западной академии госслужбы в г. Иванове, Российским философским обществом, Российской экологической академией. Международной академией ноосферы (устойчивого развития).

География участников конференции оказалась необыкновенно разнообразной - Барнаул, Владимир, Волгоград, Иваново, Иркутск, Казань, Кировоград, Красноярск, Минск, Москва, Петрозаводск, Полтава, Ростов-на-Дону, Санкт- Петербург, Самара, Таганрог, Тамбов, Таруса, Тула, Улан-Удэ (Бурятия), Ульяновск, Чита, Чебоксары, Шуя, Ярославль. Участниками было представлено более 100 докладов. По материалам конференции Неправительственным фондом В.И. Вернадского издан сборник «Реалии ноосферного развития» (М„ 2003 г.)2.

 

Участники конференции (Узкова Е.С., Сафрошкин Ю.В.) примеряют костюмы XVII века

 

Почётными гостями были первый ректор ИвГУ засл. деятель науки РСФСР, д-р техн. наук профессор В.Н. Латышев, лётчик-космонавт. Герой Советского Союза А.П. Арцебарский и д-р филос. наук, профессор Г. В. Платонов - один из учителей Н.П. Антонова, участник первой конференции о ноосфере. Среди основных проблем, обсуждаемых на конференции, - нравственные проблемы отношения общества к природе, философские аспекты взаимоотношения человека и биосферы, диалектика стихийного и сознательного в оптимизации взаимодействия общества и природы, экологизация материальной и духовной жизни общества, общественного и индивидуального сознания, анализ ноосферы как системно организованного целого, системность сознания и ноосферы,семиотика ноосферы, ноосферно-онтологические проблемы сознания, становление, структура и функции ноосферного сознания, культура как системообразующий компонент ноосферы, универсумное и ноосферно-экологическое видение мира, формирование ноосферного человека, становление ноосферного мировоззрения, теория и практика ноосферного школьного и университетского образования.

Активный участник ивановских конференций с 1983 г. академик РАЕН, д-р физ-мат. наук профессор МГУ В.М.Фёдоров в своём докладе «Ноосферная цивилизация» охарактеризовал остроту момента, в котором находится современный человек. Это точка объективного слияния духа и материи, происходящего через разум человека. Алгоритм слияния даёт развитие планетарной материи. И день сегодняшний показывает, что вещество разума, точнее, результат его деятельности, ставит человечество перед глобальными проблемами. Тогда «ограничение разума выводит нас на необходимость признания нового принципа - принципа раскрытия души». Традиционно проявления души ассоциируются прежде всего с эмоциональным, психическим состоянием. По мнению Фёдорова, Принцип Души объективно выражает тот центр, который связывает в единое целое полярности Духа и Материи. Этот центр не только удерживает единство, но и раскрывает его в многообразных формах. Поэтому существует базовая троичность: «Дух - Душа - Материя». Она универсальна. Она неизменно присутствует и во всех царствах природы. Индустрия во всех её вариантах, в том числе и аграрная, с огромной скоростью уничтожает виды животных и растений. Это означает уничтожение групповых душ природы, каждая из которых исполняет строго определённую функцию в биосфере, участвуя в гармонизации всей её жизни. Мы уничтожаем не столько вещество и физическую плоть растений и животных, сколько души, в совокупности составляющие Жизнь биосферы. Переход к Принципу Души, считает Фёдоров, раскроет потенции ноосферной цивилизации. Эта ступень эволюции ещё только начинает прорастать, но её необходимо «поставить в нашем сознании».

С большим оптимизмом и надеждой на будущее было встречено выступление ученика профессора Н.П.Антонова - д-ра филос. наук, профессора ИвГУ Г.С.Смирнова. В докладе «Ноосферная картина мира и современное образование» прозвучал анализ работы в области ноосферного образования, которое включает в себя формирование ноосферной картины мира у школьников и студентов. Воспитать человека ответственного, способного руководствоваться не узкоэгоистическими целями, а стремящегося к общему благу, может лишь система образования, построенная на чётко философски отрефлексированных началах. Поскольку истоки социального и научно-технического прогресса куются прежде всего в системе образования, то вложения в эту сферу оказываются и экономически самыми выгодными. Страна, которая первой сможет преобразовать систему образования на ноосферных началах, будет культурным лидером цивилизации в наступившем веке.

Заинтересованность аудитории докладом д-ра биол. наук, профессора ИвГУ В.А. Исаева была очевидной. Ноосферная методология оказалась весьма плодотворной в разработках концепции регионального устойчивого развития. Исаев в своём выступлении «Экологическое образование населения как фактор ноосферного развития (на примере Ивановской области)» рассказал о региональной стратегии экологического образования различных групп населения, главной задачей которой является разработка основ формирования ноосферного сознания и мировоззрения, привитие ноосферного образа жизни. Во второй день конференции проводились заседания по секциям: «Комплексные ноосферные исследования», «Социально-гуманитарные проблемы ноосферного устойчивого развития», «Межпредметные проблемы ноосферного развития», «Ноосферный человек и ноосферное образование». Во время работы круглых столов «Ноосферология как наука и учебная парадигма» и «Модель ноосферного развития личности» острые дискуссии разгорелись вокруг вопроса о применении компьютерных технологий в ноосферном движении. Факт совпадения в Иванове двух юбилеев - университета и начала ноосферных исследований - вряд ли случаен, и в нём видна определённая закономерность: современный университет неизбежно выходит на ноосферную и универсумную проблематику как в учебном, образовательном, так и мировоззренческом процессах. Основным достижением ивановской ноосферной школы является реальное претворение в жизнь одного из замыслов В.И. Вернадского - всеобщая образованность народонаселения. Он считал, что «учащийся народ - основа широкого и мирного развития человечества»3.

В 1996 г. в Ивановской нооосферной школе была выстроена единая вертикаль лицейско-вузовского учебного процесса. В настоящее время на базе ИвГУ действуют два учебно-научно-методических комплекса, созданных совместно с двумя лицеями (№ б и № 22), среди задач которых - разработка новых учебных курсов, пособий и апробация их в учебном университетском и лицейском процессе, имеющем эколого-ноосферную направленность.

 

Учёные в гостях у учащихся лицея № 6

 

Помимо основных задач ноосферного образования, ивановскими лицеями решается также задача соответствующей социоприродной деятельности. Значительным достижением школы-лицея №6 (директор школы В.Г.Сухарева) явилась работа по созданию ноосферного отряда, действовавшего во время летних каникул, а также воплощения в жизнь модели ноосферного кабинета, в создании которого участвовали и педагоги, и родители. Отрадно, что в ноосферном движении учащиеся ивановских школ чувствуют себя соратниками видных учёных и общественных деятелей страны. В школах ежегодно проводятся свои научные конференции, в том числе Чтения, посвящённые творчеству В.И.Вернадского. 22 мая 2003 года, параллельно с мероприятиями ИвГУ, на базе лицея №6 проводилась совместная научная конференция учителей и учеников - «Россия Вернадского». В заключение рабочей части Ивановской конференции Г.С.Смирнов, один из главных её организаторов, сказал, что 20-летие ноосферных традиций в крае доказало, что Ивановская школа подтвердила своё существование, ибо именно она выстроила и удержала ноосферную вертикаль Иваново - Питер - Москва.

Удивительной и незабываемой была поездка участников конференции в город-заповедник, жемчужину Волги - Плёс, сохранивший все составные части русского города XII в. Любая страна познаётся через её провинцию. Лицом русской провинции можно по праву считать маленький старинный Плёс на великой русской реке. Он один из самых малых городов России (9-й с конца по численности населения - 2,9 тыс. человек), в основном, с одноэтажной, частной застройкой жилья. Город привольно раскинулся на правом берегу Волги и теперь является выигрышной моделью для формирования экополиса, изучения различных теоретических проблем и решения практических задач по созданию оптимальных условий жизни в гармонии с окружающей средой. Экскурсия в этот город - прекрасная возможность соприкоснуться с душой России. Участники конференции посетили дом-музей великого русского пейзажиста И.И. Левитана и единственный в России Музей пейзажа, в котором представлены полотна А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова. Совершенно неожиданной по своему колориту оказалась встреча в частном музейном центре «Русский дом», создателем которого является выпускник исторического факультета ИвГУ Павел Николаевич Травкин, ныне - организатор ежегодных археологических экспедиций в Плёсе. В ансамбль «Русский дом» входит музей-усадьба средневековой семьи, воссозданная по материалам археологических раскопок усадьбы плёсского посада 1237 года, и дом плёсской хозяйки XIX в., где у русской печи встречает «хозяйка», рассказывает о старинном плёсском житье, показывает бытовые принадлежности, предлагает разжечь светец, погладить бельё рубелем, примерить лапти, спеть русскую песню, отведать из чугунка приготовленную в печи кашу.

Только воочию убедившись в неповторимости этого края, понимаешь, почему Плёс, воплощающий гармонию архитектуры и природы, с XIX в. является меккой русских художников. И уже из Москвы, из пространства мегагорода, составленного, как детский конструктор, сплошь из достижений цивилизации - результата деятельности человеческого разума, - мысль вновь и вновь возвращается в пространство Плёса, получая заряд той энергии которую почувствовала на высоком берегу Волги у берёз, склонившихся над водой. Где невольно возникает желание раскинуть руки и объять душой распустившиеся листочки берёз, водящих хороводы на поляне, церквушку, украшающую высокогорье Волги, деревянные избы, дождь и гром, которые застали меня здесь, и от которых совсем не хотелось укрываться. Будто природа дала почувствовать силу и мощь этой земли, до поры до времени дремлющей, но всегда готовой проявить себя в единстве всего происходящего. Возможно ли человеческому разуму придумать что-то лучшее, рождённого самой природой? Как сказал в своём докладе на конференции вице-президент Российской экологической академии, д-р филос. наук Э.В. Гирусов, развитие ноосферы возможно тогда, когда человек перестанет быть супергетеротрофным, то есть научится не только брать от природы, а гармонично сумеет вписаться в неё своей деятельностью, станет необходимым звеном обменных процессов в биосфере, поддерживающих жизнь, данную планете Божественным промыслом.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: