warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Наши семинары: редакции «Дельфиса» и Литовского общества Рериха

Узелки дружбы и сотрудничества между «Дельфисом» и рериховцами Литвы завязались ещё в 2001 году. Вот уже второе десятилетие многие члены Литовского рериховского общества являются подписчиками журнала. За это время на страницах «Дельфиса» было опубликовано немало отчётов о совместных встречах и поездках, статей и заметок о деятельности Литовского общества. Редакция с радостью поддержала инициативу Литвы о провозглашении 15 апреля международным Днём культуры и Знамени Мира; сотрудники журнала принимали участие в праздновании Дня культуры и в работе международной конференции в Клайпеде. В Вильнюсской секции Общества второй год проводятся ежеквартальные семинары «“Дельфис” несёт вам знания». А ещё последние пять лет стало традицией проводить летом совместный семинар, для участия в котором из Москвы в Вильнюс приезжают сотрудники и авторы «Дельфиса». Именно на одном из таких семинаров стало известно, что духовной наставницей руководителей Литовского общества в 70-е годы прошлого века была москвичка, выдающаяся подвижница Надежда Михайловна Костомарова. «Дельфис» с первых своих номеров часто рассказывал читателям о духовных подвижниках и подвижницах России. В архиве руководителя Литовского общества И.Залецкине, как и в рабочем портфеле журнала,  накопились уникальные материалы о «Белых сёстрах России», к которым принадлежала и Н.М.Костомарова. Поэтому решено было несколько семинаров посвятить её памяти – наставницы многих искателей на духовном пути, учёного, кандидата биологических наук. Откровением прозвучали на этих совместных семинарах ещё не изданные письма Н.М.Костомаровой и переданные через неё Послания Учителя М.

 

Н.М.Костомарова

 

И вот вновь в жаркое июньское утро 2013 года на вильнюсском перроне литовские рериховцы встречали гостей из Москвы: главного редактора журнала Н.А.Тоотс и члена редколлегии С.К.Борисова.

Вечером того же дня наши московские гости провели презентацию журнала в Русском культурном центре в Вильнюсе. Наталья Александровна предложила собравшимся просмотреть уникальный фильм об архитектуре и истории создания Фёдоровского городка в Царском Селе близ Санкт-Петербурга, а также поделилась собственными впечатлениями от посещения этого удивительного памятника русского зодчества. Она рассказала, что в 1912 году по велению Государя Николая II вблизи  летней резиденции царской семьи был возведён древнерусский храм, а затем построен и городок с уникальным комплексом зданий в древнерусском стиле, в котором впервые со времён Святой Руси осознанно возрождалась и подчёркивалась идея соборности.

Проектировал комплекс зданий академик архитектуры С.С.Кричинский. Строительные работы начались в августе 1913 года. Своим внешним видом городок напоминает Кремль: здания обнесены каменной зубчатой оградой с бойницами и шестью сторожевыми башнями по углам. В архитектурном оформлении зданий использованы характерные для построек Древней Руси  формы и материалы.

 

Фёдоровский городок в Царском селе в Санкт-Петербурге

 

Для сотрудников «Дельфиса» и его единомышленников важно и то, что в создании архитектурного облика городка в древнерусском стиле большое участие принимало «Общество возрождения художественной Руси», в котором весьма важную роль играл и Николай Константинович Рерих. По замыслу членов «Общества возрождения», чья деятельность должна была широко развернуться в городке и за его пределами, этому уникальному комплексу предстояло стать не только собранием предметов народного искусства, но ещё и центром духовного и нравственного возрождения русских национальных традиций.

Во время строительства городка было выдвинуто предложение членов «Общества возрождения» В.М.Васнецова, Н.К. Рериха и И.Е. Репина открыть в одном из зданий Музей древнерусского искусства и зодчества. Это получилось. В Притрапезной церкви была собрана богатая коллекция древних икон, а в Столбовой палате разместилось лучшее в России собрание древнерусских медных изделий; в других палатах – собрание деревянной резьбы, предметов народного быта, старинных головных уборов и одежды. Однако после революции и храм, и городок постигла печальная участь.  Собор был разорён, иконы переданы в музеи или распроданы за границу. Городок передали агрономическому институту. В период вражеской оккупации Фёдоровский городок находился рядом с передним краем военных действий и  сильно пострадал от обстрелов. По окончании войны предполагалось восстановить комплекс, однако больших раставрационных работ не проводилось. Только в конце 90-х возобновились богослужения в отреставрированном соборе.

Завершая свой рассказ, Наталья Александровна обрадовала слушателей известием о том, что сегодня Фёдоровский городок, разрушенный войнами и революциями, постепенно начинает приобретать прежний вид и доступен для обозрения.

Но главным событием для москвичей стала в последующие дни встреча со старыми друзьями во время семинара. Крупицы Высокой мудрости, которые с риском для жизни записывали и сохраняли «Белые сёстры России» и их ученики, теперь воплощены редакцией «Дельфиса» в две книги под общим названием «Беседы Учителя. Как прожить свой серый день». Эти книги также пополнили библиотеки членов Литовского рериховского общества. Выступая на семинаре, Н.А.Тоотс вновь обратилась к материалам книг «Беседы Учителя».

— После того, как мы выпустили эти две книги, а вышли они уже несколькими тиражами, – рассказывала Наталья Александровна, – в редакцию пришла наш давний друг и читательница Ксения Ростиславовна Черенкова и принесла бесценный дар: подлинники записей К.Е.Антаровой – десять писем Учителя Старцу (см. с. 10–16). Они ещё ждут своего выхода в свет. Эти письма мы привезли с собой, и я их вам сейчас покажу и прочитаю.

Не надо объяснять, с каким трепетным благоговением рериховцы рассматривали письма Антаровой, написанные её рукой. И какая была тишина в зале, когда они воспринимали их смысл.

В тот же день участникам семинара был показан фильм «Обретённый Китеж», который Н.А.Тоотс сопровождала рассказом об одной из главных святынь России  – Фёдоровском городке в Царском селе.

Большой интерес у собравшихся вызвал прочитанный на семинаре доклад проф. В.Багдонавичюса «Основы понимания человечности в философии Видунаса». Видунас занимает особой место среди литовских мыслителей прошлого столетия. Настоящая  его фамилия Вильгельм Сторост (1868-1953 гг.), он уроженец Восточной Пруссии, занимался преподавательской и общественной деятельностью. В.Багдонавичюс дал такую трактовку этому явлению: видунизм – это своеобразный
синтез западной философии, теосософии и индийского учения Ганди. Несомненно, по мнению докладчика, наследие литовского мыслителя и практика Видунаса должно стать достоянием и российской культуры.

 

Выступает В.Багдонавичюс

Естественнонаучное направление журнала «Дельфис» на семинаре представлял учёный-физик  Сергей Кирович Борисов со своим докладом «Алхимия Ньютона и эволюция жизни». Борисов остановился на тех сторонах деятельности и мировозрения Ньютона, которые долгое время – вплоть до середины ХХ века – стыдливо обходила вниманием научная общественость. Многие впервые узнали о ней из «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской, где приведены многочисленные сведения о занятиях Ньютона алхимией и каббалистикой, позволившей ему прокомментировать Апокалипсис. Физика Ньютона была тесно связана не только с наукой Нового времени, но и со Средневековой наукой, в которой главное место занимала христианская теология. Однако, Ньютон в не меньшей степени ценил античную натурфилософию, корни которой усматривал в герметизме Древнего Египта, что особенно подчёркивала Блаватская. Он считал своей миссией соединение с христианством наследия Античности, которое сильно пострадало, когда авторитетные христианские мыслители объявили античную науку и философию «язычеством». Ньютон даже рассматривал дату своего рождения как одну из переломных вех в фазах Апокалипсиса, с которой христиане уверуют в божественное происхождение природы и перестанут связывать природное существование человека с его греховностью. Сергей Кирович особо отметил, что имено в Литве язычество традиционо рассматривалось в непосредственой связи с христианским откровением и деятели литовской культуры вели за эту особеность христианства в своей стране непримеримую борьбу на протяжении
всей своей истории.

 

Идёт обсуждение доклада С.К.Борисова. Справа – Ю.Гармус

 

Далее Борисов остановился на том, какие понятия из эзотерического знания были целиком перенесены Ньютоном в физику и составляют поныне фундамент естествознания. Прежде всего это понятие физического абсолюта как пустого (метрического) Пространства, заполненного материальными телами. Тьму этого Пространства Ньютон называл «сенсориумом, или чувствилищем Бога»: через каждую его точку Бог контролирует своё Творение, но не вмешивается в его существование до тех пор, пока сохраняется заложенная Им (как Творцом природы) гармония. Именно на это понятие Пространства особое внимание обратила Е.П.Блаватская, сославшись на индийскую Акашу – хранилище записи о всех событиях естественной истории Земли, которое является Памятью Мира и основой представления об этике во всей индийской философии. Блаватская предложила относительную Тьму (в ходе эволюции она сменяется столь же относительным Светом) заменить понятием Пространства, чтобы увести её символику от обязательного отождествления со злом, что нередко подчёркивала христианская теология.

 

Б.Гружевскис (слева) и С.К.Борисов

 

Бога Ньютона можно символически представить Светом, который находит-ся за пределами Пространства с материей, символически обозначаемого Тьмой. Но эта символическая конструкция не статична, и этим взгляд Ньютон радикально отличается от современных ему мыслителей, склонных связывать гармонию мира с креационизмом. Ньютон считал, что Бог время от времени вмешивается в созданый Им мир, когда тот изнашивается от трения и теряет часть энергии, а Бог привносит эту энергию, и она выглядит как Огонь, отвечающий божественному Свету. Учёный считал Огонь одним из самых сакральных эзотерических символов, а Огонь Юноны или Весты, почитаемый греко-римской Античностью находящимся в «святая святых» храма Соломона, в строении которого Ньютон усматривал запись откровения ветхозаветных пророков о природе.

 

Картина М.Чюрлёниса «Рекс»

 

Излишне напоминать, что Огонь – центральная категория Живой Этики Рерихов, и именно треножник с Огнём великий литовский художник и композитор М.К.Чюрлёнис изобразил в центре Земли в своей картине «Рекс». Борисов предложил рассматривать её в качестве наилучшей иллюстрации к картине мира Ньютона и именно её поместил на первый слайд своей презентации, с которого и начал свой доклад.

 

Семинар в Вильнюсе. Фото на память

 

г. Вильнюс (Литва) 

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: