warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

На просторах Литвы


(размышления в пути)

Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

...Солнце опять скрылось.Грозная туча повисла в небе, а из-за неё лучи светила протянулись к лесу на горизонте. Темновато, хотя и полдень. Но вот сквозь тучу проглянул лик солнца. Небо вспыхнуло. Оно — огромное. «Там много неба», — сказал один знакомый о безбрежных степях Крыма. Здесь его тоже много, и в разных его местах идёт своя небесная работа. Слева — светло, облака застыли небольшими кучками, словно кто-то раскидал мыльную пену, справа — отяжелевшие от ноши тучи, готовые сбросить свой груз на место назначения. Впереди — на стыке двух фронтов — сияющий лик солнца — дирижёра всей этой небесной симфонии... Вспоминаются строки литовского поэта Юргиса Балтрушайтиса:

 

Вот льются солнечные волны, —

Баюкая забвенно нас,

И каждый миг — как кубок полный...

Благословен цветущий час!

 

Как редко нам, горожанам, удаётся прикоснуться к этому таинству, погрузиться и слиться с этой стихией, почувствовать себя единым и неразделимым с Высшим. В такие минуты душа умиротворяется, становясь участницей вселенской литургии.

Обо всём этом я думала, сидя в комфортабельной «иномарке» с огромным лобовым стеклом, которое позволяло видеть всю ширь мелькавших ландшафтов. Мы ехали в Клайпеду, куда нас — группу сотрудников «Дельфиса» — Владимира Надёжина, Ольгу Давыдову и автора этих строк, а также прибывших из Лондонского отделения Храма Человечества — Валери Бластин и Шейлу Самуэль везли наши сподвижники — рериховцы из Вильнюса. Это было международное культурно-духовное паломничество — приобщение к святым местам Литвы. Мы, русские и англичане, должны были увидеть духовную Литву, понять ценности и приоритеты её народа. Наши гостеприимные хозяева очень тонко и мудро продумали наш маршрут. Проделав его, мы уже были одной сплочённой семьёй. Не существовало, несмотря на разные языки, на которых мы говорили, ни непонимания, ни разномыслия, ни какого-то нелепого соревнования — чья культура лучше, древнее, важнее и т.д. Стёрлись и социальные, и политические различия, ибо всеми владело одно чувство — сопричастности к духовным ценностям, одно движение ввысь — к горнему. Дорогие литовцам природные места и памятники культуры стали дороги и нам. Мы постигали их смысл не столько разумом, хотя нам и рассказывали историю каждого из них, сколько сердцем. Мы словно впитывали их дух, создаваемый вековыми устремлениями и чаяниями народа.

Когда наш культурно-духовный круиз был закончен, мы возвратились в Вильнюс уже другими, чуть-чуть продвинувшимися в своём пути. Благодаря заботе и чуткости наших литовских друзей, мы смогли обогатить свою внутреннюю жизнь, укрепить интуицию и ощутить гармонию с окружающим миром. Вот почему Н.К.Рерих так ратовал, создавая Пакт, о сохранении культурных ценностей, а теоретик права П.И.Новгородцев даже ввёл термин «агиократии» — власти святынь, которым суждено в будущем спасти человечество от катастрофы самоуничтожения. Конечно, если только люди осознают необходимость духовных приоритетов и умерят свои аппетиты материального потребления.

Нашими сопровождающими, вернее проводниками по святым местам Литвы были Юр- гис Гармус, Ниёле Ундрайтене, Сигитас Фарапонис с дочкой, Ниёле Норейкайте из Вильнюса. А в Клайпеде нас встречали и заботились о нас члены отделения Общества Рериха Литвы в этом городе во главе с Нерингой Даргуте. С дружной семьёй этих сплочённых людей мы провели два дня, в том числе незабываемый день на Куршской косе в Ниде — в сказочном, буквально райском заповедном месте, дюны которого (см. 3-ю обложку) так напомнили другие, на берегу Тихого океана близ Халсиона в Калифорнии, которые так любил писать художник и Главный Хранитель Храма Человечества Гарольд Форгостайн. Бывали в тех дюнах и мы с Владимиром Надёжиным, а также Валери с Шейлой. Ландшафт литовских дюн и английская речь, атмосфера сердечности и единения, создавали некую идентичность — два клише совмещались в одно. Не было разных географических широт и меридианов, а было состояние души, которое и выстраивает Храм Человечества, люди же становятся его «живыми камнями».

Всё то, что происходило с нами в этом путешествии, имело вдохновителя и дирижёра. Им была председатель Общества Рериха Литвы Ирена Залецкене. Вот уже много лет она твёрдо и мудро руководит обществом, сохраняя в нём дух тех самых первых рериховских объединений Прибалтики, которые создавались при живом общении с самими Рерихами. Приёмная дочь Степана Викентиевича Стульгинскиса, написавшего «Космические легенды Востока», бывшего членом Рериховского общества с 1940 года и возглавившего его после возрождения в 8о-е годы. Ирена Залецкене приняла от него духовную эстафету — в этом обществе умеют ценить творческую свободу, умеют почитать иерархию и работать над собой. Интересно, среди его членов много художников, дизайнеров, архитекторов. Собираясь раз в неделю, члены общества работают над очень серьёзными темами, вникая и творчески осмысливая каждый нюанс и указания Учения Живой Этики, трудов Е.П.Блаватской, Учения Храма и других источников. Иногда одна тема, как например «О мысли», изучается целый год.

 

На просторах Литвы

Просторы Литвы

 

Помещение, где расположено общество в Вильнюсе, — это образец красоты и порядка. Всё, до мельчайших деталей, продумано и тщательно исполнено. Даже дверные фрамуги с ангелами — несут радость и приветствие человеческому сердцу. Ряды репродукций картин Н.К.Рериха, фотографии Учителей, скульптуры — создают атмосферу торжественности и красоты. Здесь нельзя кричать, спорить, грубо одёргивать друг друга. Здесь можно дружить. Кстати, оказывается в литовском языке нет слов для выражения грубости, суровости. Отсюда и бросающаяся в глаза деликатность литовцев в словах и общении.

Теперь мы поняли, почему сюда так любил приезжать Свами Локишварананда из Миссии Рамакришны, а теперь приезжает Свами Джотирупананда (представитель миссии в России), а также руководители европейских рериховских обществ. Мы это поняли особенно остро, когда на вокзале, провожая нас, литовские друзья запели очень мелодичную и трогательную песню «Не уезжай!» А потом наша соседка по купе в поезде спрашивала: «Да кто же вы такие, что вас так провожают? Я такого ещё не видела!»

Гора крестов

На земле деревни Юргайчяй Шяуляйского района есть овеянный преданьями и легендами холм, называемый Горой крестов, Горой молитв, Святой горой. Это одно из самых священных мест Литвы. Сюда приходит каждый литовец — и со страданиями, и с радостью, и с болью утраты, и с просьбой о надежде. В этом месте люди зримо проявляют свою веру в высшие силы, здесь они к ним как бы ближе. Люди ставят и ставят эти кресты и весьма своеобразные столбы, а другие вторят им, украшая уже поставленные — маленькими крестиками на ожерельях из дерева, стекла, камушков. Кто-то приносит иконки, другие — свои поделки, например, библейский сюжет из фигурок внутри обычной бутылки. Глядя на все это, убеждаешься — предела народной фантазии и творчеству нет. Сегодня на Горе — многие тысячи крестов и столбов, некоторые — гигантских размеров.

Археологические раскопки позволяют определить время появления здесь людей — это XIV век. Считается, что в годы сражения литовцев с меченосцами в этом месте был деревянный замок. После тайного захоронения участников восстания в 1831 году — судьбоносного и печального для литовцев, на холме начали ставить кресты. В начале XX века их насчитывались сотни. В годы советской власти их неоднократно сносили, но по прошествии ночи они вновь появлялись. В 1993 году Гору крестов посетил папа Иоанн Павел II и провел службу.

Одиночные столбы и кресты, возвышающиеся среди природы, в городах и деревнях, можно встретить в разных местах Литвы. По своей конфигурации и выразительным средствам они очень отличаются, хотя на многих присутствует солярная символика и всевозможные божки. Это — народное искусство. Что-то обязательно происходило в том месте, где поставлен крест или столб. Это могло быть видение или какое-то свершение. Так литовец выражает своё внутреннее чувство, свою связь с Высшим. Он её обязательно закрепляет подобным символом.

Особенностью душевного склада литовца является его отношение к природе. Ему свойственна мысль, что природа является посредником между людьми, что она принимает участие в их горе и радостях. Проникаясь духом этого народа, убеждаешься, что природа для литовца менее материальна, чем для людей других национальностей. В этом можно разглядеть остатки влияния язычества, и это очевидно, потому что и сегодня удивляет необыкновенно богатая фантазия народа в представлении сверхчувственного.

Когда мы подъехали к Горе крестов, накрапывал дождь, а небо было покрыто беспросветными тучами. Художник Владимир Надёжин, взяв полиэтиленовый плащ, невзирая на хляби, отправился писать этюд. Я же схватила фотоаппарат и буквально бросилась в лабиринт крестового города. Что-то, как магнит, влекло туда. Казалось, это невиданное нигде чудо света. Хотелось скорее и ближе узреть его и понять. Что-то очень сокровенное можно постигать лишь в одиночку, молча. А глаза разбегались от обилия народной выдумки...

 

На просторах Литвы

Гора крестов

 

Через несколько минут свершилось истинное чудо. Небо резко очистилось от туч и засияло солнце! А вместе с ним и что-то лучезарное появилось в крестах. Владимир облегчённо вздохнул — писать стало легче, а я защёлкала фотоаппаратом. И не могла остановиться: вот величественная статуя Мадонны, вот — Богоматери, вот фигура Христа, а тут удивительная каменная вязь орнамента — дар христиан Армении, а там — символ иудеев, рядом столбы с чугунными и деревянными солнцами, столбы с крышами, фигурками, похожие, порой, на пагоды. Да разве всё перечислить!

Сюда — к этому жертвенному вселенскому алтарю сотни лет шли люди — не ради прогулки, а с наполненной душой. И потому равнодушным здесь остаться невозможно. Так верить и так охранять свою веру может только очень сильный духовно народ.

Мы пробыли на Горе недолго. Как только этюд Володи был готов, а нами осмотрены основные закоулки крестового города, мы помчались дальше — нас уже ждали в Клайпеде. Не успели мы сесть в машины, как небо заволокло тучами и пошёл дождь.

Выразитель литовской души — Видунас

Чудеса сопровождали нас в Литве повсюду. Произошёл и такой случай. Отправляясь в поездку, я записала на листочек телефон своего вильнюсского знакомого. Он постоянно приезжал раньше в Москву по своим делам и обязательно звонил, заходил ко мне домой и забирал в Литву пачки «Дельфиса». Тогда мы только начинали журнал, и Альгис Юцявичус (так его звали) был одним из тех, кто первым оценил наш труд. Он рассказал мне и о Видунасе (Вильгельмасе Сторосте) — литовском гуманисте, писателе и философе, которого даже собирались представить к Нобелевской премии, а также подарил его книгу на русском языке «Я верю в святое таинство».

В Вильнюсе я обнаружила, что листочек слишком «надёжно» запрятала, а фамилию моего знакомого забыла. Рассказала обо всём Юргису Гармусу. Он попытался «вычислить», кто же это мог быть, и заверил меня:

— Я примерно представляю, кто это, и телефон его найду.

Через полчаса или час мы вышли на улицу. Было поздно. Мы шли по узеньким улочкам Старого города. Несмотря на белые ночи, прохожих почти не было. Только один мужчина шёл нам навстречу. Показывая на него, Юргис сказал:

— Наталья, смотрите внимательнее и быстрее!

Это был Альгис! Словно Бог нам послал его.

Позже он пришёл на встречу, которую устроили для нас Ирена Залецкене и её сподвижники.

Я всегда буду вспоминать Альгиса с благодарностью, но не только за «Дельфис», который он возил в Литву, но и за Видунаса.

Вспоминала его и тогда, когда мы приехали в Шулутинский район на кладбище Битенай, где перезахоронен Видунас, на чугунных воротах которого его слова: «Я есть луч беспредельного света». Скромная могила, вместо креста в «ногах» её по прусскому обычаю деревянная доска, ведь Видунас был литовцем прусского происхождения. На доске — имя и годы жизни: 1868-1933.

Видунас — это имя в Литве очень много значит, являясь символом благородства и пробуждения национального самосознания. Его по праву можно отнести к фигурам мирового масштаба, однако за пределами республики его не знают. Скажем так: пока не знают. Он был оригинальным мыслителем, организатором культурных обществ, театров, журналов, оставил яркий след в философии и художественной литературе. Его творческое наследие огромно — более 60 книг. Работа Видунаса составляет особое явление в жизни литовского народа, называемое «видунизмом». Философия Видунаса создаёт модель жизни, практическое применение которой позволило бы решать насущные проблемы не только литовского народа, но и всех наций, всего человечества, каждого человека в отдельности, Вот что, например, Видунас писал о единстве человечества: «...разные бывают нации. И отношения между ними будут настолько добрыми и человечными, насколько каждая из них способна развивать человечность. Поэтому во взаимоотношениях между нациями с низкой степенью человечности слабо проявляется стремление к единству человечества. Однако, когда та или иная нация достигнет поистине высокой степени человечности, бытие и положение всего человечества преобразится. И нации начнут иначе воздействовать одна на другую, а именно станут пробуждать одна в другой их благородство.

И в этом большое значение будут иметь отдельные люди, степень развития которых будет значительно превосходить степень развития рядового человека. <...> Их сознание настолько озарено светом, что уже достигает сердца Творца мира и поэтому не может ограничиться лишь заботой о своей нации. <...> Мудрость этих личностей — это дух человечества, а их любовь — его душа. Но их сила является силой творения. Отсюда исходит всё, что возвышает человечество. Отсюда бегут волны, подхватывающие отдельные нации и несущие их по пути эволюции, чтобы те постепенно отбрасывали всё, что их разделяет, и жили лишь тем, что объединяет».

 

На просторах Литвы

г.Клайпеда. На центральной площади с группой клайпедских членов Общества Рериха Литвы. Слева в первом ряду стоит — Н.Даргуте. Фото Ю.Гармуса

 

Особое влияние на мировоззрение Видунаса оказала древнеиндийская философия и теософия. Ему созвучна и неоведанта. Он старался основные их положения приспособить к нуждам своего времени и народа, пропагандируя путь действия и любви, изложенные в Бхагавадгите.

Жизнь этого выдающегося человека не была лёгкой. Ему пришлось пережить годы гонений, преследования и угроз. Он так много работал и так много сделал, а на долгие годы был почти забыт. Сейчас всё изменилось.

Стоя у скромной его могилы на деревенском кладбище, думалось о главном, о «воспрянувшем к свету вечных святынь народном духе». Здесь, в этом живописном уголке Малой Литвы, которого совсем не коснулась техногенная и бездуховная наша цивилизация, несомненно концентрируется святая вера её народа. И хочется сказать нашим литовским друзьям: «Спасибо за доверие. Ведь вы позволили и нам разделить с вами эту веру».

* * *

Мы посетили в Литве и Тракай, и Каунас с его уникальным музеем Чюрлёниса. Невозможно составить представление об этой стране, не побывав в нём и не почувствовав лёгкие, светлые, буквально неземные краски и рисунок этого художника. Картины Чюрлёниса можно смотреть издалека и вблизи — и тогда впечатления разные. Можно буквально слышать их, недаром многие из них посвящены музыкальным темам, а сам художник был и очень талантливым композитором. В его картинах живёт и добро, и зло, как и во всём, что есть в мире. Потрясает тонкость его рисунка. Очевидно, что в его работах есть замысел, но почему-то веришь, что он не придуманный, а озарённый или прозрённый, а художнику оставалось только найти средства, чтобы его передать. Его творчество не для созерцания, а для постижения. Оно гармонично и несёт не красивость, а красоту — ненавязчивую, не кричащую, а незаметно и легко входящую в тебя и преображающую. Очерк о Чюрлёнисе А.П.Кабановой мы публикуем в этом же номере журнала, а также его рисунки на обложке и в текстах.

Проехали мы и по берегу Немана, заглянули в небольшие городки, в том числе и Рамбинас, так часто упоминаемый в литовских легендах и сказках. К нему стекаются ежегодно, ко дню святого Иоанна, богомольцы со всех концов Литвы. Здесь городище и предполагаемое место гибели знаменитого Гедиминаса. «Кто хоть раз взглянул с вершины Рамбинаса на долину Немана, — пишет Видунас в очерке "Литовская страна", — и на противолежащие высоты, кто видел причудливые холмы и долины на хребте самой горы, тот не может уже забыть эту гору, так горячо любимую литовцами». Побывал здесь и Н.К.Рерих, когда на пароходе путешествовал по Неману.

 

На просторах Литвы

Члены Общества Рериха Литвы и мы — гости из Москвы и Лондона. В первом ряду: третья слева Ш.Самуэль, далее слева направо — В.Бластин, В.Надёжин, Н.Тоотс, О.Давыдова, И.Залецкене

 

Владимир Надёжин имел список всех мест (судя по этюдам), где побывал Николай Константинович. Наш маршрут был составлен так, что мы все эти места посетили, а Владимир написал этюды. Их получилось более десяти. Теперь они пополнят собираемую нами выставку, посвящённую 100-летию поездки Н.К.Рериха «за стариной».

Время летело быстро. Кроме путешествий были, конечно, многочисленные встречи, обеды, чаи — официальные и неофициальные. Это было общение, узнавание и завязывание узелков дружбы и сотрудничества. Сверяли и ориентиры. И как прекрасно, что они совпали.

Рассказывая о Литве, невозможно не упомянуть и о тех переменах, что произошли в последнее время, когда, развернув плечи, страна почувствовала свою самостоятельность. Это нелёгкий процесс. Вильнюс похорошел. Старый город с его многочисленными и разнообразными по архитектуре соборами, особняками и двориками утопает в цветах и зелени, сверкает чистотой и порядком. Здесь любят украшать окна, вывески, двери. В одном из уютных двориков нас ждал сюрприз. На стене двухэтажного дома мы увидели бюст польского поэта-мистика Юлиуша Словацкого, «Генезис духа» которого впервые опубликовали на русском языке в «Дельфисе». Оказывается, какой-то период своей жизни он жил в Вильнюсе. А мы об этом ничего не знали.

Обилие кафе и ресторанчиков, магазинов сувениров и уличных палаток с янтарём придают особый шарм этому городу. Стремление к красоте и гармонии у литовцев какое-то генетическое, что прекрасно олицетворяет столица Литвы. Однако, так сверкающе-парадно выглядит только она, другие города не столь ухожены. Чувствуется недостаток финансирования. Мы пересекли на машинах Литву с востока на запад и почти нигде не видели засеянных полей. Есть и проблемы с сельским хозяйством. Литва стремится войти в Европейское содружество, считая, что это ей поможет в развитии. Российские политики полагают, что из всех прибалтийских республик именно Литва ближе всего к этой цели. Так что есть трудности роста в становлении экономики и государственности. Каждый народ сам выбирает свой путь.

Быть гостем в этой очень красивой и уютной стране — великое счастье. Литовцы создают мир для человека, в котором он сможет жить в гармонии с собой и окружающими. Это прекрасно умел выразить и Юргис Балтрушайтис:

 

Не дивно ли, что, чередуясь, дремлет

В цветке зерно, в зерне — опять расцвет,

Что некий круг связующий объемлет

Простор вещей, которым меры нет!

 

Москва-Вильнюс-Каунас-Клайпеда

 

На просторах Литвы

 

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: