warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Квадратура круга (часть 2)1


(парадигма круга)

Григорьева Т.П., доктор филологических наук

Китайская модель (парадигма круга)

Китайцы шли от Неба, от небесного Пути, предопределяющего Путь человеческий, о чём свидетельствуют древнейшая «Книга Перемен» и комментарий к ней «Десять крыльев». Но между Небом и Землёй нет разрыва, энергия ци постоянно циркулирует между ними, небесный круг придаёт земному квадрату круговое движение.

«В символике геометрических форм "Книги Перемен" небу присвоена форма круга, а земле — квадрата. Пространственно небо мыслится куполообразным, а земля — "прямой", плоской. Но, вступая во взаимодействие с небом, земля должна полностью приноровиться к нему, чтобы осуществить его импульсы» [1]. Схема гексаграмм «Ицзина», в порядке Фу-си, представляет собой двойной круг, внутренний и внешний, олицетворяя Великий Предел, а в круг вписан квадрат из 64-х гексаграмм. То есть круг объемлет квадрат, задаёт ему программу. Также небесный алтарь имеет форму круга, а земной — квадрата; небесное дэ круглое, а земное — квадратное.

Небо посылает импульсы, «образы» /сян/; мудрецы древности, обладающие тонкой энергией цзин, излагают их смысл. Так возникла «Книга Перемен». «В древности правитель /ван/ Поднебесной Фу-си, глядя на Небо, наблюдал образы <...> Опуская взор вниз, наблюдал законы Земли <...> Так впервые начертал восемь триграмм, исполнив веление /дэ/ светлого духа, постиг все чувства /цин/ сущего», — сказано в древнем комментарии к «Ицзину» — «Сицы-чжуань» /II, 2/ [2]а, с. 527.

Совершенномудрые могли считывать небесные знаки, потому что Истина сама по себе содержится в духоаоной энергии цзин, о чём свидетельствует и Лао-цзы: «В таинственной глубине Дао скрыта чудесная духовная энергия /цзин ци/. В ней — высшая Истина, в ней — творящий Свет» («Даодэцзин», 21)2.

Триграммы были сдвоены и появились гексаграммы, состоящие из шести черт: «иньских» — прерванных и «янских» — целых. «В древности совершенномудрые /шэн жэнь/ изучили Перемены, чтобы узнать законы Жизни. Они установили Путь Неба и назвали его инь-ян. Установили Путь Земли и назвали его мягкое-твёрдое. Установили Путь Человека и назвали его Человечностью /жэнь/ и Долгом-Справедливостью /и/. Они соединили три сдвоенные потенции, и потому в "Книге Перемен" шесть черт образуют гексаграмму Шогуа-чжуань» [2]а, с. 565.

За исключением двух первых гексаграмм (чистое Творчество /цянь/ — шесть целых черт и чистое Исполнение /кунь/ — шесть прерванных), остальные 62 гексаграммы представляют собой разное сочетание «иньских» и «янских» черт, характеризующих переживаемую ситуацию3. Суть отношения инь-ян в их неразъемлемости, они присутствуют друг в друге, меняется лишь их соотношение, и потому не могут сталкиваться, в худшем случае могут расходиться в разные стороны, как в ситуации Упадка (пи, 12-я гексаграмма). Но есть Неизменное в Изменчивом; Перемены совершаются по кругу, следуя друг за другом, как солнце и луна, которые и образуют иероглиф и — «Перемены». Потому и называли первоначально «Книгу Перемен» — «Чжоу и» — «Перемен по кругу», но кругу (чжоу) не замкнутому, а бесконечному, всеобъемлющему. И в «Сицы-чжуань» сказано: «Эта Книга по кругу омывает шесть Пустот, где нет верха и низа, где мягкое и твёрдое переходят друг в друга».

Великая Пустота изначально чиста, свободна от примеси, помех, её называют чистой духовностью — шэнь4. Земля не погибнет, пока сообщается с Небом, с небесным духом, — и об этом предупреждает потомков «Ицзин»: «Небо и Земля не связаны, будет Упадок» /туань-чжуанъ/. В гексаграмме «Упадок» сказано: «Великое отходит, малое приходит». Это значит, «что Небо и Земля не связаны, и всё сущее не развивается <...> Внутри — ничтожество, а вовне — благородный человек. Путь ничтожеств — расти, а путь благородного человека — умаляться» [1], с. 106.

Земля и Небо едины благодаря Великому Пределу. Впервые понятие Великого Предела появилось в «Сицы-чжуань»: «В Переменах есть Великий Предел, из которого рождаются два образа /инь-ян/». Великий Предел это не тот «предел», который ограничил «беспредельное» греков, составляя с ним пару. Великий Предел не имеет пары, он целостен, двуедин («В нём обе Формы коренятся») и потому «беспределен», рождает вселенский ритм, пульсирующую энергию, живую и разумную. И потому всё по природе своей не только двуедино (инь-ян одновременно), но и троично: всё имеет свой центр, благодаря которому сообщается с высшим духом, назови его Дао, Великим Пределом или Законом — ли (и этим отличается от греческого круга, лишённого небесного центра). И Лао-цзы напоминает: Великое Дао, «находясь в бесконечном движении, не достигает предела. Не достигая предела, возвращается к истоку» («Даодэцзин», 25).

Сопряжённость с Высшим позволяет инь-ян не распадаться, не превращаться в «двоицу», сохранять целостность. Как сказано в «Чжуан- цзы»: «Когда "это" и "то" не стали парой, называется осью Дао. Эта ось начинается в центре бесконечного круга» (гл. 1, «О равенстве вещей»)5. И в «Книге Великой Тайны» Ян Сюна (53 г. до н.э. - 18 г. н.э.) — подражании «Ицзину», в главе «Круговорот» читаем:

 

Водрузишь ось сердцевины,

В круговороте нет углов...

Доверься круговороту, его правде!

Ввысь проникнешь до неба [1], с. 1426.

 

Потому Великий Предел изображают в виде круга с двумя полуизогнутыми половинами: тёмной — инь, со светлой точкой — ян, и светлой — ян, с тёмной точкой — инь. Одно присутствует в другом, как в зародыше, который пребывая внешне в покое, всему даёт жизнь. Великий Предел предотвращает отклонение от Небесного Пути, охраняет от гибели. Почему мудрецы и следуют Срединности /чжун/, избегая крайности, содействуют благому свершению. (Сам иероглиф чжун изображает ось, проходящую через центр квадрата.) Как сказано в «Чжун-юн» («Постоянство в Срединности»): «Срединность — Великий корень Поднебесной. Уравновешенность /хэ/ — совершенный Путь Поднебесной» [#2]б. Срединного Пути — не навязывать человеческого небесному — придерживались все мудрецы. «Как велико дэ достигшего Срединности! И как редко оно среди народа», — сетует Конфуций («Луньюй», VI, 27)7.

Итак, можно сказать, всё заряжено Великим Пределом и потому само по себе, самоестественно к нему устремляется, к своему завершению. Всё едино и единично одновременно, нераздельно и неслиянно, одно не существует за счёт другого, всё согласуется: земное — с небесным, человеческое — с природным, физическое — с психическим, этическое — с эстетическим. («Одно во всём и всё в одном», — скажут дзэнские мастера.) И потому неоконфуцианцы, философы династии Сун (960-1279), заострили внимание на присущности всему не только энергии ци, но и универсального и одновременно индивидуального начала ли, благодаря которому земное соединяется с небесным. Ли делает каждую вещь тем, что она есть, даёт ей внутреннюю форму. (Недаром Лейбниц придавал такое значение китайским учениям и особенно понятию ли, находя общее с монадами, в каждой из которых заложена Творцом своя программа приближения сущего к «предустановленной гармонии».)

Не удивительно, что в ли, отражающем небесную волю, воплотились «пять постоянств» /учан/, пять изначальных свойств моральной Природы: Человечность /жэнь/, Долг-Справедливость / («Путь человека»), Благопристойность /ли/, Разумность /чжи/. Искренность /синь/8. Им соответствуют «пять видов энергии» /усин/: жэнь — Дерево, и — Металл, ли — Огонь, чжи — Вода, синь — Земля. Всё укладывается в пятерицы: планеты, времена года, стороны света, звуки, цвета; всё резонирует друг на друга — в одном месте тронешь, в другом отзовётся. Если нарушена Справедливость, присущая природе вещей, всё приходит в разлад. «Великая справедливость в природе, /без/ которой Небо с Землёй не взаимодействуют//И всё сущее не приходит в движение», — комментирует Конфуций тексты «Ицзина» [3], с. 149.

Пятерицы вращаются по кругу, в прямом, благоприятном, порядке взаимного порождения и в обратном, неблагоприятном, порядке взаимного преодоления (но не уничтожения), под воздействием сил инь-ян. «Благодаря трансформирующей (преобразующей) силе ян и объединяющей силе инь возникают действенные начала — Вода, Огонь, Дерево, Металл и Земля. Распределяются эти Пять Действующих Начал гармонично, и Четыре Времени Года следуют друг за другом в правильном порядке. Пять Действующих Начал выступают, таким образом, то как инь, то как ян. Инь и ян суть Великий Предел. Великий Предел, однако, основывается на Беспредельном», — пишет сунский философ Чжоу Дунь-и в трактате «Объяснение схемы Великого Предела» [3], с. 216.

Всё имеет пятеричную структуру — и явления этого мира, и фазы развития, и душевное состояние человека. То одно преобладает, то другое. Одна фаза проходит под знаком Огня, другая под знаком Воды и требует к себе соответствующего отношения: не удвоения инь или ян, а их уравновешенности, ибо удвоенное ян-огонь ведёт к Мировому пожару, а удвоенное инь-вода к Мировому потопу. Благоприятный порядок, который учёные-синологи называют «космогоническим», то есть соответствующим Небесному Дао, это Дерево-Огонь-Вода-Металл-Земля. Современный порядок считают неблагоприятным, ибо Металл выходит на первое место: Металл-Вода-Дерево-Огонь-Земля то есть одно подавляет другое [4]. Действительно, Металл хорош на своём месте, как средство цивилизации, а не её цель. В последнем случае всё переворачивается вверх дном: «люди гибнут за металл», бряцают оружием, пулей решают проблемы. Проникая в сознание, металл проникает повсюду: в отношения людей, в музыку, поэзию, живопись. Добываемый из недр Земли, он несёт её подспудную информацию.

Но и ситуация Металла сменится, ибо ничто не стоит на месте, круговращается, имея свой Центр: центр пяти энергий — Земля, центр пяти постоянств — Искренность. Без Искренности невозможны остальные четыре: Человечность, Справедливость, Благопристойность, Разумность. Искренности придают особое значение (начиная с Мэн-цзы, её обозначают иероглифом чэн) — лишь искреннее сердце сообщается с Небом; сердце, утратившее Искренность, «механическое», приводит ко всеобщему упадку. Как сказано в «Чжун-юн»: «Искренность — Путь Неба, стремление к Искренности — Путь Человека». Потому сердце (синь — душа, разум, центр сознания) должно быть очищено от всякой суеты, быть «пустотным», ибо через сердце сообщается человек с Небом и следует ему9. Через сердце, достигшее полноты, человек познаёт себя истинного10. «Кто исчерпал своё сердце, тот познал свою изначальную природу /син/. Кто познал свою природу, тот познал Небо» (Мэн-цзы).

Всё идёт своим чередом по кругу, не повторяясь, а восходя на следующий виток спирали. О том говорят и две последние гексаграммы «Ицзина»: 63-я — «Уже конец» и 64-я — «Ещё не конец». Ю.К.Щуцкий комментирует последнюю гексаграмму: «Ситуация разворачивается так, что, наконец, наступает хаос, но хаос рассматривается не как распад созданного, а как бесконечность, как возможность бесконечного творчества всё вновь и вновь. Не как нечто отрицательное выступает здесь хаос, а как среда, в которой может быть создано нечто совершенно новое». (Но разве не синергетический взгляд на хаос?) И дальше: «В то время, когда человек проходит через хаос, единственное, на чём он может держаться, это на самом себе, ибо в хаосе не на что положиться <...> Стойкость, охарактеризованная на предыдущей ступени, здесь является центральной характерной чертой человека. Она сообщает ему благородство. И это благородство, как из некоего центра, может излучаться во всё окружение, облагораживая его. Суть этого внутреннего благородства <...> внутренняя правдивость <...> Так, здесь в пределах мрака и хаоса, внутренняя правда сияет, озаряя всё вокруг, и в этом указывается возможность дальнейшего проявления света, то есть творчества» [1], с. 381-383. (Можно сказать, это программа для России, а, может быть, и для всего мира, если он способен задумываться о своём будущем. По крайней мере, тем же были озабочены философы-персоналисты — самоосознанием человека, пробуждением внутренней правдивости, ибо всё, движимое ложью, неизбежно катится в бездну.)

Но всякий Путь имеет высшую цель, энтелехию, и Дао не составляет исключения. Наиболее ёмко это выражено в комментарии к «Ицзину» — «Сицы-чжуань»: «Одно инь, одно ян называется Дао. Следуя ему, идут к Добру /шань/. Осуществляя, проявляют свою изначальную природу /син/». Обычно это место переводят как «чередование» инь-ян. И, действительно, по мере того, как одно прибывает, другое убывает (как в природе: прилив-отлив, вдох-выдох). Всё живое пульсирует в естественном ритме, но сущность Пути в устремлённости к Единому, к завершённости единичного, к чему приводит правильное взаимодействие двух сторон Целого (скажем, когда инь и ян, женское и мужское, могут осуществить своё вселенское назначение, не уподобляясь, а дополняя друг друга, как в 11-й гексаграмме тай — Расцвет всех сил).

Само сознание меняется к лучшему, восходит к духу /хуа шэнь/. Само Дао ведёт к совершенству, ибо ни над кем не властвует, никого не принуждает, как о том сказано у Лао-цзы: «Всё взращивая, не становится их господином» («Даодэцзин», 34). «Дао скрыто, безымянно, но только оно ведёт к Добру». И там же, в 41-м чжане: «Великий квадрат не имеет углов». Не оттого ли мудрецы странствовали вне квадрата. «Этот принцип, — писал Го Сян, — имеет свой предел, в котором внешнее и внутреннее сливаются воедино. Не бывало ещё, чтобы тот, кто до конца странствовал вовне квадрата (то есть упорядоченного и, стало быть, ограниченного мира), не находился в сокровенном единстве с тем, что внутри него, и не бывало ещё, чтобы пребывавший внутри в сокровенном единстве не странствовал бы вовне квадрата»11.

Потому и называли достигшего свободы Триединым между Небом и Землёй / тянь жэнь ди/. Собственно, каждая гексаграмма «Ицзина» для того и предназначена, чтобы человек понимал характер жизненной ситуации и вёл себя сообразно, совершенствуя свой дух, одухотворял сущее. Умудрённый опытом и знанием, очистив своё сердце, вернётся к своей изначальной природе, гармоничной и светлой. Собственно, о том же, по-своему, говорит русская философия — об «онтологически первичном» человеке, теурге. «Человек может и должен явиться действительным посредником между двумя мирами, той точкой, в которой оба мира реально соприкасаются <...>, а без этого, без признания именно за человеком назначения утвердить царство свободы в царстве необходимости не может быть осмыслен процесс вселенского освобождения, ибо это освобождение совершается и должно совершаться через людей» [5], с. 200. И недаром Николай Бердяев любит ссылаться на немецкого мистика Якоба Бёме, который более трёх веков назад прозрел истину: «Бог должен стать человеком, человек — Богом, небо должно стать единым с землёй, земля должна стать небом»12.

Так что дело — за человеком.

 

Квадратура круга (часть 2)

Ю.Шурупов. Схема диалога

В Чёрном квадрате (реплика учёного)13

Скоро сто лет, как Казимир Малевич загадал нам загадку. Вокруг «Чёрного квадрата на белом фоне» до сих пор вспыхивают вихри споров. Каждый видит на картине голого короля, и каждый боится, что его признают дураком или не на своём месте. Эстеты, искусствоведы ищут тайный смысл в простой геометрии. Скрытая насмешка? Открытие? Протест? Пощёчина общественному вкусу? Искусство будущего тысячелетия с мудрёным названием « супрематизм»?

Не там ищете, друзья. Смысл на поверхности. Квадрат — символ нашего духовного обнищания. Удар убийственно-точный, нацеленный между глаз. Разве жизнь трёх поколений советских людей не была построена по линейке, без намёка на живую свободную линию? Разве цветами нашей державы не были только чёрный и белый? Без переходов. Чёрный — в центре. Без всякой надежды вырваться из четырёх прямых углов?

Скажете: квадрат был начерчен за 4 года до рокового переворота, как он мог быть символом лагерного коммунизма? — Мог. Гений творит вне времени. Не так ли В.Маяковский в минуту прозрения предсказал: «В кровавом венке революций/Грядёт шестнадцатый год»? Ошибся в сроке всего на несколько месяцев.

Но квадрат Малевича собрал в себе не только чёрную действительность России. Разве больше живой человечности в чистогане, кольцами питона обвившем Земной шар? Опять два цвета. Опять единая мера всего. Шаблон для миллиардов мозгов. Власть денег не слаще власти идеологии. Грозное убожество духа.

«Чёрный квадрат» — это не искусство. Это философия. Последователи художника разнесли ЗНАК на россыпи глубокомысленных безделушек, похоронив в них мысль гиганта.

«Чёрный квадрат» — это обвинение веку тупой бессмысленной силы и тупой бессмысленной власти денег. Веку конца Кали-юги.

 

Арманд А.Д., доктор географических наук

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: