warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Физика в «Письмах Махатм» (окончание)1

И теперь настало время для ваших людей Dgyu («людей Знания», учёных. — С.Б.) обозвать меня тибетским ослом, а для меня — возвратить этот комплимент.

Махатма Кут Хуми. Письмо 151 [1]

Чувствуя, что не удовлетворил своими ответами Синнетта, К.Х. всё время возвращается к метафизической основе тибетских представлений, которые резко отличаются от сугубо научных установок, а потому мешают пониманию ответов. Суть сводится к психической основе, которую Махатмы видят за физическими явлениями, и, прежде всего, к нравственной энергетике космоса. Порождённые причины приводят к следствиям, которые не всегда сводятся к воздействию одних тел на другие. «Наука может продолжать спекулировать (то есть пользоваться никуда не годными метафизическими концепциями. — С.Б.), но до тех пор, пока она не откажется от двух или трёх главнейших заблуждений, она будет вечно блуждать во тьме» [1].

В Письме 92 К.Х. перечисляет следующие главнейшие заблуждения науки: 1) ограниченные представления о гравитации (в том же письме К.Х. роняет замечание о том, что наряду с гравитационным притяжением есть и гравитационное отталкивание); 2) отрицание того, что материя может быть невесома; 3) нелепое представление об энергии, или силе (так в конце XIX века называли энергию); 4) представление о том, что сила есть нечто совершенно другое, чем материя в одном из своих высочайших состояний; 5) отрицание существования трёх из этих высочайших состояний материи (акаши, камы, манаса).

Про современную науку можно сказать следующее. Заблуждения 1), 2) и 3) ещё остаются: о гравитации имеются те же представления; невесомую материю мы не знаем — разве что свет и нейтрино как частицы с нулевой массой покоя. Впрочем, в отношении 4) считается, что вещество является одним из частных проявлений энергии, а взаимодействие — другим (бозе- и ферми- поля современных квантовых теорий), масса же покоя — тоже одна из разновидностей энергии. Что касается 5), то теперь мы знаем о существовании вакуума, который не является разновидностью силы или энергии, поскольку это состояние поля с нулевой энергией. Это — знание о наличии физической пустоты пространства наряду с геометрической пустотой (известной ещё И.Ньютону), или о «поляризации пустого пространства» (значит, и эфирных слоёв физического, или плотного, мира).

В Письме 64 К.Х. подробно обсуждает физические представления о силах и энергии: «Чтобы понять мои ответы, вы, прежде всего, должны рассматривать вечную субстанцию (выд. С.Б.), Свабхават, не как составной элемент, называемый вами "дух-материя", но как один элемент, для которого Запад не имеет названия. Он пассивен и активен, чисто духовная субстанция в своём абсолютном абсолютизме и покое, чистая материя в её конечном и условном состоянии — как бы невесомый газ или великое неизвестное, которое наука удостоила назвать Силою» [1].

В связи с этим следует пояснить, что учёные и философы конца XIX века рассматривали закон сохранения материи (массы) и закон сохранения энергии как два отдельных незыблемых закона, о чём мы можем узнать из замечательной книги Э.Геккеля «Мировые загадки», написанной в 1900 году [2]. В ней резюмируются научные достижения XIX столетия, анализируются метафизические постулаты научного знания и сравниваются с теистическими концепциями. Поэтому К.Х. и говорит, что если считать энергию (силу) проявлением духа, то наука отрывает её от массы, которую в этом случае следует понимать как материю. К концу XX века мы знаем, благодаря теории относительности, что масса является разновидностью энергии; эквивалентность массы и энергии демонстрируют в эксперименте ядерные реакции и превращения элементарных частиц.

Однако К.Х. этим не ограничивает свою критику понятия энергии. Он резко возражает против введённого в физику В.Ранкиным (одним из создателей «механической теории теплоты», или термодинамики) в середине XIX века понятия о потенциальной энергии [3] как недействующей, скрытой мощи: «...мы утверждаем, что нет такого понятия как неизменяемость, по крайней мере, в нашей Солнечной системе. <...> если бы то, что теисты называют Богом, а наука "Силою" и "Потенциальной Энергией", лишь на секунду стало бы неизменяемым, даже во время Махапралайи, <...> тогда не могло бы быть Манвантары, и пространство одно царствовало бы в бессознании и величии вечности времён. <...> теизм, говоря об изменяемости неизменности, не более нелеп, нежели материалистическая наука, рассуждающая о "скрытой потенциальной энергии" и о неуничтожаемости материи и силы. Что мы должны предполагать как неуничтожаемое? Есть ли это нечто невидимое, которое движет материю, или же это энергия движущихся тел? Что знает современная наука о врождённой силе или силах, причине или причинах движения? Как может существовать потенциальная энергия, энергия, имеющая скрытую, недействующую мощь, раз она есть энергия, лишь когда она двигает материю, и если бы она когда-либо остановилась двигать материю, она перестала бы существовать, а вместе с ней исчезла бы и сама материя. <...> Разве "Сила" является более удачным термином? Около 35 лет тому назад д-р Майер предложил гипотезу, ныне принятую как аксиома, что сила в понятии, придаваемом ей современной наукой, так же, как и материя, неуничтожаема, то есть когда она перестаёт выявляться в одном виде, она всё же существует и единственно перешла в какой-то другой вид. Тем не менее, ваши учёные не нашли ни одного момента, когда одна сила превращается в другую» [1].

Из выше приведённых цитат можно было бы сделать заключение, что Махатмы не понимают, что такое энергия, как её определяют физики. Однако в Письме 92, где К.Х. говорит о том, что человек посредством магнетизма акаши может воздействовать на тучи, прекращая дожди или вызывая их, мы читаем: «Пусть физики вычислят количество тепла, требуемого для превращения в пар известного количества воды. Затем пусть исчислят количество дождя, необходимое для покрытия протяжения, скажем, одной квадратной мили на глубину одного дюйма. <...> они, конечно, потребуют сумму тепла, которая будет равняться, по крайней мере, пяти миллионам тонн угля. Теперь — сумма энергии, которая будет эквивалентом такого потребления тепла, соответствует <...> той, которая потребовалась бы для поднятия тяжести в десять миллионов тонн на одну милю высоты. Как может один человек породить подобное количество тепла и энергии? <...> И всё же я утверждаю, что один человек может сделать это и очень легко, если только он ознакомлен с некоторым психодуховным рычагом внутри себя, гораздо более могущественным, нежели рычаг Архимеда» [1].

И примеры, приводимые К.Х. в том же Письме 64, дают ключ к разгадке: «...мы обязаны современной науке новым открытием, что существует количественное соотношение между динамической энергией (кинетической. — С.Б.), производящей нечто, и этим проявленным "нечто" (потенциальной энергией раздвинутых или сдвинутых на некоторые расстояния зарядов, заряженных масс. — С.Б.). Без сомнения, существует количественное соотношение между причиной и следствием, между суммой энергии, употребляемой на разбитие носа своему соседу, и повреждением, причинённым этому носу, но это ни на йоту не разрешает тайну (соотношений. — С.Б.). <...> Я бросаю вверх кирпич каменщику, который занят постройкой храма. Он ловит его и прикрепляет к крыше. Сила притяжения осилила двигательную энергию, которая вызвала движение вверх этого кирпича и динамическую энергию подымающегося кирпича, и он перестал подниматься. Но в этот момент он был пойман и прикреплён к крыше. Никакая естественная сила не могла бы теперь сдвинуть его, потому он больше не обладает потенциальной энергией. Движение и динамическая энергия поднимающегося кирпича абсолютно уничтожены» [1].

На эту трудность в применении закона сохранения энергии обратили внимание ещё учёные XIX века. Закон сохранения энергии сам по себе не задаёт направления её превращений. М.Остроградский и П.Аппель исследовали так называемые «условия неудерживающих связей», которые могут прекращать или возобновлять превращения энергий [4]. Остроградский приводит пример падения стального шарика на упругую плиту, когда причина движения остаётся той же самой и энергия сохраняется и переходит из потенциальной в кинетическую, а вот следствия при этом могут быть самыми разными. Если шарик просто поднять и отпустить. он упадёт на плиту, отскочит от неё, опять упадёт и т.д. За не слишком большое время наблюдения переход механической энергии в хаотическое движение молекул шарика, воздуха и упругой плиты (о чём и говорит закон Майера, или первое начало термодинамики, — о переходе механических форм энергии в тепловую форму) будет пренебрежимо мал, а значит энергия будет переходить из одной формы в другую в пределах механики (как и в примере К.Х. с кирпичом и каменщиком). Теперь поставим на пути падения шарика произвольное количество разноориентированных экранов из того же материала, что и упругая плита. Меняя расположение и ориентацию экранов и заставляя шарик упруго отражаться от каждого из них, мы можем в рамках закона сохранения и превращения энергии провести шарик по весьма разнообразным путям. Независимо от расположения экранов, на одних и тех же высотах от плиты потенциальная и кинетическая энергии шарика будут количественно теми же, что и в случае отсутствия экранов. Таким образом мы получили «непричинное», многовариантное поведение, оставаясь в рамках тех же самых превращений энергии, организуя по-разному условия опыта, заставляя эти условия выступать как дополнительные (к силе тяжести) причины движения. Если в ходе движения мы выдвинем экран, то можем поймать шарик и прекратить дальнейшие изменения, а убрав экран — начать их снова. Тот же каменщик может сбросить кирпич обратно. По сути К.Х. обсуждает важный вопрос, который не решён и современной наукой: о «запускающих» и «прекращающих» причинах, о необратимых изменениях, об устойчивости и неустойчивости движения и о направлениях развития процессов, то есть о разного рода «управляющих причинах», с которыми в оккультном знании и связывается магнетизм.

 

 Физика в Письмах Махатм (окончание)

Снимок солнечного затмения 11.08.99 (Болгария, фото Л.Н.Грибко,ГАИШ), когда деятельность нашего светила начала входить в наибольшую фазу 11-летней активности; приведены также изображения капли воды (слева) и пальца человека (справа), окружённые свечением, которое стимулировано электромагнитным полем с усилением в газовом разряде ( по методике профессора К.Г.Короткова)

 

А.Л.Чижевский прекрасно поясняет этот аспект причинности и даёт любопытную справку про Р.Майера: «Как в мире неорганических, так и в мире органических явлений существуют условия, результат которых превосходит в миллионы раз то, что можно было ожидать от ничтожного возбудителя. Такого рода действие "освобождающей причины" мы встречаем во многих, если только не во всех, областях жизнепроявления природы. О том, насколько велика роль "освобождающей причины", "спускового крючка" знал ещё великий натуралист Р.Майер, которому принадлежит честь открытия закона сохранения энергии. Мы здесь можем указать лишь на то, что Майер в последние годы жизни проектировал большой труд, в котором хотел разъяснить механику "спускового крючка", то есть объяснить действие малых причин, вызывающих несоответственно большие следствия, и предполагал проследить это положение в различных областях явлений, начиная с химических реакций и кончая умственной деятельностью и политическими движениями2. И это тем более интересно, что Майер построил всю аргументацию своего закона на общей логической посылке о равенстве между причиной и следствием согласно своей любимой аксиоме: "следствие равно причине"» [5]. И далее Чижевский продолжает, подчёркивая роль «освобождающих причин» в явлениях жизни: «Химия изучает обширную группу реакций, объединённых под общим названием каталитических. Эти реакции возбуждаются или ускоряются под влиянием веществ, действующих как бы своим присутствием и называемых катализаторами. Достаточно малого количества катализатора для того, чтобы вызвать превращение больших количеств реагирующих веществ. <...> Большинство биохимических явлений возбуждается специфическими катализаторами, ферментами, или энзимами. Таким образом, мы можем рассматривать роль некоторых каталитических веществ как "освобождающую причину", дающую возможность прорываться наружу громадному запасу потенциальной энергии, заложенной в самом веществе, в его атомно-молекулярной структуре» [5].

Причинность типа «спускового крючка» подключает местные энергетические ресурсы для своего проявления, а поэтому не несёт в себе энергию следствия. Именно к такого рода причинности Чижевский относит воздействие солнечных пятен на человека: «Следовательно, совершенно нет необходимости отыскивать эквивалентность между массовыми движениями и влиянием солнечного фактора. По-видимому, для возникновения массового движения необходимо, помимо обязательного наличия социального фактора, лишь одно: это повышенный по сравнению с нормой приток энергии к Земле, который и может послужить необходимой "освобождающей причиной" в человеческих массах. Итак, самым сложным и самым тёмным вопросом в области данной теории является вопрос о механизме влияния солнечного фактора на нервно-психический аппарат человека. Как выражается зависимость пятнообразования и поведения? Какие связи соединяют эти явления? Какие физические, химические и физиологические агенты участвуют в этой связи? Является ли эта зависимость непосредственной или же она осуществляется при помощи целой группы — ряда посредников, физических или психических агентов, трансформирующих влияние солнечного фактора в усвояемый организмом и возбуждающий его продукт? Уже из того, что в этой области нам решительно ничего не известно, вытекает, что в данном случае мы имеем дело с явлениями, вовсе не изученными наукой, с областью новых, чрезвычайно обширных исследований будущего. Поэтому каждое соображение, каждая рабочая гипотеза, верно поставленная, могут оказать благотворное влияние на разрешение данного вопроса» [5].

Что касается понимания силы, то К.Х. приводит вполне современное её определение, как это и делается в так называемых калибровочных теориях, — через заряд. Причём различает инерционную массу (заряд сил инерции), гравитационную массу (заряд сил гравитации) и электрический заряд (заряд сил электромагнитного взаимодействия): «Они учат, упиваясь специфическими названиями, что все физические силы — тяготение, инерция, сцепление, свет, теплота, электричество, магнетизм, химическое сродство — могут быть превращены одно в другое. Если так, то сила производящая должна прекратить своё существование, как только сила, порождённая ею, проявилась. "Летящее ядро движется лишь врождённой ему силою инерции". Когда оно ударяет, оно производит теплоту и другие следствия, но его сила инерции нисколько не уменьшилась. Потребуется столько же энергии, чтобы пустить его снова с такою же скоростью, как и раньше. Мы можем повторить процесс тысячу раз, и, пока количество материи остаётся тем же, сила его инерции останется количественно той же» [1]. В этом отрывке речь идёт об инертной массе, а вот что К.Х. говорит о гравитационной массе в связи с гравитационными силами: «То же самое и в отношении тяготения. Метеор падает и порождает теплоту. Тяготение — причина этого, но сила тяготения на упавшее тело не уменьшилась» [1]. Аналогично К.Х. пишет и по поводу электрического заряда: «Электричество производит теплоту, говорят нам. Электрометры показывают, что электрические токи, проходя через какой-нибудь жалкий проводник, скажем, платиновую проволоку, нагревают её; и опять то же количество электричества, нет потери его, нет уменьшения. Что же тогда превратилось в теплоту?» А в отношении сил электромагнитной природы замечает: «Химическое сродство притягивает и держит частицы материи вместе, столкновение их порождает теплоту. Перешло ли первое в последнее? Нисколько, ибо мы видим вновь взаимное притягивание частичек после их нового разъединения, и это доказывает, что химическое сродство не уменьшилось, ибо оно будет держать их так же крепко, как и раньше» [1].

В тех же калибровочных теориях современной физики, которые используются для построения единых теорий, «превращение сил» связывают с переходами одних зарядов в другие в ходе взаимодействия, а это как раз и отсутствовало в теориях XIX века, к чему и привлекается внимание Синнетта. Резюмируя, К.Х. говорит: «...даю вам эти иллюстрации, чтобы показать, как сбивчивы термины, употребляемые учёными, как шатки и недостоверны их теории и, в конечном итоге, как неполны все их учения» [1].

Несмотря на бурное развитие физики в течение века, нельзя сказать, что все ответы К.Х. вполне понятны нам и сейчас, ибо физика в течение истекшего периода продолжала делать открытия в рамках той метафизики, которая была основой науки в XIX веке. И прежде всего — это попытка редукции явлений жизни и сознания к законам «мёртвой» природы. До сих пор в проявлениях жизни и сознания наука не видит ничего, кроме законов физики и химии, а химию пытается свести к физике, пользуясь законами квантовой механики.

Махатмы говорят, что требуется открыть по крайней мере три неизвестных науке рода материальности. Они называют их индийскими названиями акаша, кама и манас — разновидностями витальной и психической материальности. Кроме того, науке пока не известна и витальная сторона эфира, являющегося основой известных науке явлений электричества, магнетизма и света, — прана. Проявления праны, а также трёх разновидностей материальности, Махатмы именуют, по целому ряду соображений, оккультным магнетизмом. Во всех фрагментах «Писем Махатм» подчёркивается, что оккультный магнетизм является обобщением физического электромагнетизма. Почему же такой взгляд можно назвать теософией, то есть «философией всеединства»? Да потому, что вся иерархия известных и неизвестных материй есть не более как проявление одного элемента — света Буддхи, являющегося основой пятого, шестого и седьмого принципов макрокосма — манаса, буддхи и атмы. В связи с этим К.Х. приводит слова Будды из «Паринирвана Сутры» в собственном переводе: «Вы должны полностью освободиться от всех преходящих субъектов, составляющих ваше тело, чтобы ваше тело стало непреходящим. Непреходящее никогда не соединяется с преходящим, хотя оба суть одно. Но только тогда, когда все внешние явления исчезли, остаётся тот единый принцип жизни, который существует независимо от всех внешних феноменов. Это огонь, который горит в вечном свете, когда горючее использовано и пламя погасло, потому что этот огонь ни в пламени, ни в горючем, ни внутри одного из этих двух, но над, под и везде» [1, П 69].

Все живые существа (а к ним Махатмы относят и минералы), включая человека, имеют в своём строении целый ряд структур, составленных из трёх родов материальности (акаши, камы и манаса), из неизвестных до сих пор науке разновидностей электричества, магнетизма и света. Они пишут: «Мы не знаем феноменов в природе, совершенно не связанных с магнетизмом или электричеством, ибо где есть движение, тепло, свет, там магнетизм и его alter-ego — электричество — всегда обнаруживаются как причина либо следствие или же, скорее, как то и другое, если мы исследуем проявление до его основания» [1]. Таким образом, наука, везде обнаруживая электричество, магнетизм и свет, имеет дело с вторичными проявлениями неизвестных науке причин.

Чем же отличаются то электричество и магнетизм, о котором пишут Махатмы, от известных в физике? По аналогии вспомним одно из Писем, где К.Х. пишет про совершенно нам не известные дихроичные цвета: «Предположите на одну секунду, что я стал бы вам описывать оттенки тех цветных лучей, которые находятся за так называемым "видимым спектром" — лучей, невидимых для всех, за исключением очень немногих, даже среди нас; объяснять, как можем мы зафиксировать в пространстве один из этих так называемых субъективных, или случайных, цветов, "комплимент" (говоря математически), более того, всякого другого данного цвета дихроматического предмета (одно это звучит нелепостью), — думаете ли вы, что вы смогли бы понять их оптическое воздействие или даже просто, что я предполагаю под этим? А так как вы не видите подобных лучей, не можете знать их и не имеете для них научного названия, то, если бы я сказал вам: "Мой добрый друг Синнетт, пожалуйста, не удаляясь от вашего письменного стола, постарайтесь, отыщите и произведите перед вашими глазами весь солнечный спектр, разложенный на 14 призматических цветов (7 из них — комплименты), ибо лишь с помощью этого оккультного света вы можете видеть меня на расстоянии, как я вижу вас" ... как вы думаете — каков был бы ваш ответ? Не достаточно ли вероятно, что вы возразили бы мне в вашей спокойной, вежливой манере, мол, так как никогда не было более семи (теперь трёх) основных цветов, которые, более того, никогда до сих пор никаким известным физическим процессом не были разложены далее, чем на 7 призматических оттенков, — то моё предложение так же "не научно", как и "нелепо"? Ибо современная наука, до сих пор, была бессильна подвести под какую-либо теорию даже такой простой феномен, как цвета всех подобных дихроматических тел. Тем не менее, поистине, эти цвета достаточно объективны!» [1].

В Письме 92 он ссылается на «кристаллы Рейхенбаха» в связи с магнито-электрической аурой Солнца и аурой вокруг головы человека. Барон Карл фон Рейхенбах, знаменитый австрийский химик и инженер, живший в первой половине XIX века, в 1845 году опубликовал книгу с результатами своих наблюдений над силовыми полями вокруг магнитов, металлов и кристаллов, озаглавленную: «Исследования по магнетизму, электричеству и свету и их отношение к жизненной силе» [6]. К своим опытам он привлёк около 300 сенсетивов, которые описывали, как они видят различные предметы. В опытах с кристаллами было обнаружено, что кристаллы имеют два полюса, как и постоянные магниты. Когда сенсетивы смотрели на магнит, они видели слабо окрашенное сияние вокруг каждого полюса: вокруг северного полюса — синий цвет, вокруг южного — красный (так окрашивают и магниты! — Ред.). Американский нейрохирург Ш.Карагула, уже в середине XX века, продолжила опыты Рейхенбаха и обнаружила подобные цвета у эфирного двойника человека, для эманаций из глаз, ладоней, кончиков пальцев. Так, левая ладонь у большинства людей имеет синий цвет, а правая — красный. Карагула пишет, что привлечённые ею к исследованию сенсетивы отмечают наличие эфирного двойника (которого она называет силовым полем, или витальным телом) не только у минералов, но и у растений, животных и человека3: «Жизненное, или энергетическое тело или поле, которое является основой плотного физического тела, пронизывает его подобно блестяшей паутине или лучам света»4. Такое же описание короны Солнца или сияния вокруг человеческой головы даёт и К.Х., называя его магнито-электрической аурой: «Что есть эти длинные, белые волокна, скрученные наподобие верёвок, из которых penumbra Солнца состоит? Что это — центральная часть, которая видима как огромное пламя, кончающееся огненными лучами, и как прозрачные облака или, скорее, пар, образующийся из тончайших нитей серебристого света, который висит над этим пламенем, — что это, как не магнитно-электрическая аура...» [1].

Необходимо отметить, с одной стороны, сходство «животного» магнетизма с физическим, а с другой стороны — и отличие. Везде, где есть физические электричество и магнетизм, имеется и оккультный магнетизм. Однако обратное неверно. Кристаллы дают ту же картину, что и магниты, но они не обладают физическим магнетизмом. В связи с этим весьма показательны опыты современного американского геофизика Б.Пэйни [7]. Деревянный каркас пирамиды с квадратным основанием подвешивается к потолку на нейлоновой нити. К ней прикрепляется зеркальце таким образом, чтобы отражённый от него луч гелий-неонового лазера падал на шкалу с отметками, по которым можно измерять крутильные колебания такого физического маятника. По периметру основания пирамиды на деревянную рамку нанизываются кольцевые магниты силой в 300 Гс каждый, ориентированные друг по отношению к другу противоположными полюсами. Конструкция массивна (около 14 кг), собственная частота крутильных колебаний имеет величину 0,1 Гц. Когда под рамку помешается измеряемый объект (горшки с растениями, минералы, фрукты и овощи разной степени свежести и т.п.), наблюдается резкий поворот маятника на углы до 10°, после чего маятник возвращается в положение равновесия и хаотически осциллирует с малой амплитудой вблизи нулевой отметки. Если под рамку поставить стул и посадить человека так, чтобы его голова вошла в пирамиду, маятник даёт отклонение на угол до 30°. Такой же эффект прибор показывает, если под рамку поместить брусковый магнит силой 300 Гс. Известно, что магнитное поле растений, животных и человека не превышает 10-5 Гс [8]. Пэйни убрал кольцевые магниты с основания пирамиды и повторил опыты. При этом он получил те же результаты, но начальные отклонения маятника были на порядок меньше (в случае с головой человека маятник давал реакцию только в 3°). Можно сделать вывод, что комплименты в дихроичном облике предметов присутствуют и тогда, когда физическое электричество и магнетизм либо отсутствуют, либо слабы.

Махатма К.Х. настаивает, что акаша — не эфир науки. Ссылаясь на Парацельса, он называет акашу «Небесной Белой Девой», а в таблице принципов человека (микрокосма) и космоса (макрокосма) говорит об акаше как о 3-м принципе и приводит майю в качестве санскритского эквивалента акаши, что подтверждается названием майяви-рупа для человеческого проводника, когда речь заходит о посещениях в астральном теле. О неизвестных науке комплиментах предметов К.Х. говорит как о пране, записывая её в таблице не как 3-й, а как 2-й принцип. В «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватская пишет об эфирном двойнике как о «чёрном», а не «белом». Ещё в одном месте переписки с Синнеттом К.Х. упоминает об акаше как о «небесном эфире», а о пране — как о «земном эфире». Таким образом, электромагнитный вакуум (эфир современных физических теорий), прана и акаша относятся к разным, хотя во многом и схожим, аспектам материальности.

Разнообразный материал на ту же тему мы находим в книгах К.Кастанеды, где постоянно идёт речь о теле сновидений, благодаря которому у человека появляются оккультные способности. Вкратце концепция Кастанеды такова [9]. В снах мы можем проходить сквозь стены, летать, мгновенно пересекать большие расстояния, оказываться в Прошлом или в возможном Будущем. Но обычно мы даже не запоминаем свои сны. Запоминая сны, мы можем научиться привносить способности из сна в тот мир (плотный), в котором мы бодрствуем — ходим, говорим, двигаемся. По Кастанеде это достигается заполнением чёрного эфирного двойника светом «кокона» (астрального тела), который относится к другому (тонкому) миру. Миры сообщаются через «пространство сновидений», куда мы попадаем, по-разному ориентируя себя в отношении Времени. Направление из Будущего в Прошлое и насыщает светом наше тело и неразрывно связанного с ним двойника (перемещающихся по направлению от Прошлого к Будущему). Спящий человек выделяет эфирное тело и отправляет его на разные расстояния, будучи способен делать его более или менее разреженным, вплоть до того, что сенсетивные натуры не отличают этот «призрак» от живого человека. Всё, как со случаем появления Джуль Кула на пароходе в каюте Блаватской.

Такой взгляд на Время подтверждается в «Письмах Махатм». В связи с акашным звуком К.Х. указывает на ту «динамическую цепь, которая связывает материальный мир с нематериальным Космосом — Прошедшее, Настоящее и Будущее» [1]. Время выступает в качестве звена, связывающего миры разной материальности, что подтверждается всей логикой космических циклов — одной из главных тем в «Письмах Махатм». Это позволяет понять разницу между вакуумом и праной (относящимся к Надземной сфере плотного мира), с одной стороны, и акашей (относящейся уже к иному — тонкому миру), с другой. Если состоящий из праны эфирный двойник в основном повторяет контуры предметов, то акаша позволяет слышать и видеть на расстоянии — обладает качеством «проницать пространство». Можно сказать, что земной эфир с полным основанием следует называть силовым полем (ныне распространено название «биополе»), поскольку он обладает близко- действием, дублирует отношения близко-далеко физического пространства, или, как говорят математики, имеет ту же самую топологию. Про акашу этого сказать уже нельзя.

У Кастанеды встречается следующее описание вхождения человеческого сознания в тело сновидений в связи с субстанцией Времени [9]. Человек сначала добивается того, что с правой стороны появляется стена «жёлтого тумана», которая делит поле зрения пополам. При попытке повернуться к ней лицом стена уходит вправо; надо так повернуться слева направо на 90° «внутри самого себя», чтобы стать к ней лицом. Когда это удаётся и человек, расфокусировав зрение, смотрит на эту стену, он замечает, что отдельным облакам окрашенного тумана отвечают адресные точки тех или иных сновидений. Чтобы уйти в одно из сновидений, необходимо чуть дольше «сфокусировать зрение» на одной из адресных точек. Кастанедовские маги  говорят, что когда человек встаёт лицом к стене тумана, он «поворачивается лицом к набегающему Времени». Собственно магия, то есть проявление оккультных способностей, начинается с того момента, когда человек среди сновидений научится отбирать то из них, которое совпадает с обстановкой, окружающей его спящее тело, — с физическим миром или, точнее, — его эфирным комплиментом, то есть когда он способен привнести свет акаши в чёрный пранический двойник.

Как известно, наш выдающийся астрофизик Н.А.Козырев считал, что небесные тела и живые организмы «питаются» энергией хода Времени [10]5. Эта энергия характеризуется лево-правой асимметрией, что и обусловливает лево-правую асимметрию питающихся этой энергией живых организмов. Учёный считал, что дифференциальное вращение планетных тел с жидким ядром способно усваивать энергию хода Времени, и это приводит к отклонению формы планет от сферической, к уплощению их с одного полюса и заострению с другого, делая из сферы объёмную кардиоиду, или форму яблока, сердца. По нынешним физическим представлениям, планеты с жидким ядром характеризуются наличием вокруг них магнитного поля, генерируемого динамо-процессом. При дифференциальном вращении вязкой плазмы возникают лево-право-асимметричные турбулентности, которые приводят к самогенерации магнитного поля до тех пор, пока возросшее магнитное поле не заставит частицы двигаться вдоль своих силовых линий, подавляя асимметрию и прекращая самогенерацию. Таким образом, мы видим явную параллель физического магнетизма, развивающегося в движущейся плазме, с проявлениями «козыревских сил», то есть сталкиваемся с описываемой Махатмами дихроичностью. Можно предположить, что «козыревские энергии хода Времени» через Время проявляют акашный магнетизм внутри земного эфира праны.

С похожей ситуацией мы встречаемся в современной спин-торсионной теории. Она исходит из обобщения на случай с вращением эйнштейновской теории относительности (к источникам поля, помимо кривизны, добавляется кручение, учитывающее внутреннее и внешнее вращение), в которой связь между временем и пространством занимает центральное место. У физика-теоретика Г.И.Шилова [11] спин (внутреннее, или собственное вращение) является источником лево-право- асимметричных «полей инерции», которые он соотносит с волновыми функциями макроскопических объектов (см. ниже). Интересно, что в физике магнетизм ферромагнетиков (в частности — постоянных магнитов из опытов Рейхенбаха), его величина, не может быть объяснён без привлечения квантово-механического описания атомов со спином. Точно также через квантово-механические спин-обменные силы в современной квантовой химии описывается и химическое сродство. Валентность атомов объясняется как спин нескомпенсированных электронов в электронных оболочках. В опытах Рейхенбаха было обнаружено, что щёлочи, как и северный полюс магнита, сенсетивы воспринимают в синем сиянии, а кислоты — в красном.

В своей теории Шипов соотносит «неизвестные науке роды материальностей» с иерархией вакуумов, возбуждения которых снабжают материальные объекты (как микроскопические, так и макроскопические) разными формами волновых функций. Действительно, трактовка многослойных аур объектов разной природы как волновых функций позволяет на основе имеющихся представлений если и не объяснить, то сделать шаг к пониманию тех феноменов, которые обсуждает К.Х. в переписке с Синнеттом.

Какие свойства сообщает микрочастицам квантово-механическое описание через волновую функцию? В первой квантово-механической модели атома Бора электроны двигаются вокруг атомного ядра по строго определённым орбитам, подобно планетам вокруг Солнца. В современных квантово- механических моделях орбиты заменены на орбитали, представляющие собой некоторые области вокруг ядра, занятые мерцающими точками электронов. Электроны двигаются скачками, как бы пропадая в одних точках пространства и появляясь в других, посещая те или иные места пространства с большей или меньшей вероятностью. Степень вероятности и характеризует волновая функция. Кроме того, волновая функция задаёт корреляции между разными пространственными положениями так, что точечный электрон как бы одновременно находится в разных точках занимаемой орбиталью области. Такую наглядную картину квантово-механических описаний мы можем построить, исходя из того, что есть целый ряд явлений, переводящий квантовое поведение микрочастиц в макроскопическую область. Это широко известные явления сверхпроводимости и сверхтекучести, наблюдаемые при низких температурах, а также лазерное излучение.

 

Физика в Письмах Махатм (окончание)

Планетарная туманность NGC392 в созвездии Близнецов известна ещё с конца XVIII в. Имеет сложную структуру, во многом ещё загадочную. 10 тыс. лет назад, на далёком расстоянии в 5 тыс. световых лет, подошёл к завершению жизненный путь солнцеподобной звезды, сбросившей свои газовые оболочки и превратившейся ныне в «белого карлика»

 

В частности известно [12], что заключённый в непроницаемый сосуд гелий в сверхтекучем состоянии обязательно оказывается за счёт туннельного эффекта вне стенок сосуда, то есть любой сосуд течёт6. Если мы увеличиваем температуру и гелий в сосуде теряет свою квантово-механическую природу, сосуды перестают течь. Это явление напоминает нам «прохождение сквозь стены» майяви-рупа, астрального тела, или тела сновидений. Если предположить, что макроскопические объекты, в частности, живые организмы, и, прежде всего, человеческие тела, могут обладать чем-то похожим на волновую функцию макрообъекта (в особых состояниях нервной или гармональной систем организма), это способно объяснить так называемую делимость духа, то есть возможность пребывания астрального двойника сразу в разных точках физического пространства.

Волновая функция имеет профиль, напоминающий картину интерференции волн на воде (либо в воздухе) или электромагнитных волн в вакууме. Именно по этому профилю и мерцает точечная частица. Когда она массивна, её мерцания ложатся на непрерывную траекторию; когда же её масса невелика, она способна из одного места «собирать себя» в другом месте, перемещаясь скачками. Если каждый макрообъект (минерал, растение, животное, человек) создаёт вокруг себя «волну», профиль вероятности в эфире, и все эти профили от разных объектов складываются, то характер движения каждого из объектов, от пылинки до человека, координируется этим «общим полем вероятности», и оно способно при некоторых состояниях психики объектов проявляться в явном виде.

И всё же, несмотря на близость схематизма сегодняшних физических теорий к оккультной феноменологии, для науки остаётся загадкой существование духовной основы у материальных проявлений природы и ментальное качество одинаковой по количеству (и по качеству — как его знает физика) энергии, то есть вопросы, связанные с нравственным аспектом проявлений физической причинности, которые относятся к числу метафизических предпосылок научного поиска. Вот что говорят в связи с этическим, нравственным аспектом космической энергии Махатмы: «В согласии с точной наукой вы обычно постулируете лишь одну космическую энергию и не видите разницы между энергией, израсходованной путником, отбрасывающим в сторону ветку, заграждающую ему путь, и учёным-исследователем, который расходует такое же количество энергии, приводя в действие маятник. Мы же видим, ибо знаем, что между ними огромная разница. Первый без пользы растрачивает и рассеивает энергию, второй концентрирует и накопляет её. И здесь, пожалуйста, поймите, что я не имею в виду их относительную полезность, как можно было бы подумать, но лишь тот факт, что в одном случае налицо лишь грубая сила, выброшенная без какой-либо трансмутации этой грубой энергии в более высокую потенциальную форму духовной движущей силы, а в другом — как раз последнее. Прошу вас не считать меня смутным метафизиком. Идея, которую я желаю сообщить вам, такова: результатом высочайшего размышления в мозгу, занятом научными вопросами, является образование утончённой формы духовной энергии, которая в космической деятельности способна производить неограниченные результаты; тогда как автоматически действующий мозг содержит или накапливает в себе лишь известное количество грубой силы, бесплодной для пользы индивидов или человечества. Человеческий мозг является неистощимым производителем наиболее тонкого качества космической энергии из низкой грубой энергии природы; и совершенный адепт превратил себя в центр, из коего излучаются потенциальности, которые порождают корреляции за корреляциями на протяжении грядущих эонов времени (значит это энергия хода времени, которую производит адепт и мыслитель? — С.Б.). Это ключ к тайне его способности проецировать и материализовать в видимом мире формы, которые его воображение построило из инертной космической материи в невидимом мире. Адепт не создаёт чего- либо нового, но лишь приспосабливает и действует с материалами, которые природа держит наготове вокруг него, и материалом, который на протяжении вечностей прошёл через все формы. Ему следует лишь выбрать ту форму (как это делает инженер, вооружённый законами науки, или производитель, снабжённый орудиями труда и техническими устройствами. — С.Б.), которую он желает, и вызвать её обратно (из возможности. — С.Б.) в объективное существование. Разве это не будет звучать для ваших "учёных" биологов ("биологов" потому, что тут речь идёт об оставленном биологами витализме, точнее о целом ряде причинностей, продолжающих витализм! — С.Б.) как фантазия сумасшедшего?» [1].

Связь физики с этикой становится ясной только в том случае, если мы признаем в природе, на всех уровнях её организации, реальное существование энергий, которые в концентрированном виде эксплуатируются живыми существами и человеком, проявляются в них как психика и сознание. К.Х. специально подчёркивает всеобщую значимость тех проявлений, которые мы наблюдаем у человека: «Ещё меньше точная наука сознаёт, что в то время, как занятый строительством муравей, трудолюбивая пчела, вьющая гнездо птица аккумулируют, каждый своим скромным образом, столько же космической энергии в её потенциальной форме, сколько Гайдн, Платон или пахарь, проводящий свою борозду, — охотник, убивающий ради своего удовольствия или выгоды, или позитивист, прилагающий свой интеллект, <...> тратят и рассеивают энергию не меньше тигра, который бросается на добычу. Все они обкрадывают природу, вместо обогащения её, и всем им, соответственно степени их разумности, придётся ответить за это» [1].

Эмоциональные состояния и помыслы людей — как коллективов, так и отдельных индивидов (имеющих достаточно дисциплинированную психику и сознание, а также тонус жизненных сил организма) — способны вторгаться в мировую Эмоцию и мировую Мысль, укреплять устойчивость баланса физических сил, либо развивать неустойчивость в тех или иных направлениях — в направлении деградации или развития разного рода материальных структур. Это в том случае — если мысль и эмоции есть не только у людей, но и у сил природы, если у природы есть иерархизированное «внутреннее».

Поскольку явления регресса и прогресса, а также поддержание баланса, складываются во Времени, то именно среди структур Времени и его энергий мы можем искать все те роды причинностей, в которые верят теософы — принимают в качестве метафизических предпосылок познания природы и человека. В частности, они знают о существовании камы и манаса, что приводит к возможности существования индивидуальных проявлений сил природы, обладающих эмоциями и эквивалентом сознания. К.Х. пишет: «...каждая мысль человека при выявлении переходит во внутренний мир (природы, космоса. — С.Б.) и становится активной сущностью путём присоединения; мы могли бы это назвать срастанием, к элементалу — то есть к одной из полуразумных сил в царствах (природы: минералов, растений, животных, человеческой физиологии. — С.Б.). Она продолжает существовать как активная сущность — порождённое умом (помыслом. — С.Б.) существо — больший или меньший период, пропорционально начальной интенсивности мозговой деятельности, породившей её. Так, добрая мысль остаётся как активная, благотворная сила, злая мысль — как злобный демон. И таким образом человек постоянно заселяет свой поток в пространстве (свою линию Времени? — С.Б.) миром своего же порождения, наполненным порождениями его увлечений, желаний, импульсов и страстей; — поток, который реагирует на любую чувствительную или нервную структуру, соприкасающуюся с ним, пропорционально его (потока. — С.Б.) динамической интенсивности. Буддист называет это своей "Скандха"; индус именует это "Карма". Адепт выделяет эти формы сознательно, другие люди образуют их бессознательно» [1].

Развивая тему об индивидуальных, полуразумных силах природы, которые в оккультном знании называются элементалами, К.Х. пишет Синнетту: «Итак, вы видите непреодолимые трудности на пути достижения не только абсолютного, но даже первоначального знания в оккультной науке для человека в вашем положении. Каким образом могли бы вы быть поняты (чтобы приказывать, в действительности) теми полуразумными Силами, способы сообщения которых с нами происходят не посредством сказуемых слов, но через звук и цвет в соотношениях между вибрациями этих последних? Ибо звук, свет и цвета — главные факторы, образующие степени сознания этих существ, о самом бытии которых вы не имеете представления и в которые вам не разрешается верить. Атеисты, христиане, материалисты и спиритуалисты — все выставляют свои непосредственные возражения против подобного верования. Наука возражает сильнее, нежели все другие, на подобное "унизительное суеверие"!» [1].

Как мы видим, принять иные метафизические предпосылки знания — означает получить довольно необычные, непривычные нам следствия во взглядах на природу. То, что силы природы можно эксплуатировать, использовать в технических устройствах, опираться на них — об этом мы знаем; то, что они индивидуализованы, разбиты на кванты в своих проявлениях — к этому мы успели привыкнуть; но то, что у них может быть характер и эквивалент сознания, что с ними можно (а часто и нужно, чтобы быть эффективным) общаться — это выводы для нас достаточно необычные. К.Х. пишет в связи с этим: «Объединение вашего ума с нашими препятствуемо его врождёнными неспособностями. Такова, по несчастью, наследственная и самоприобретённая грубость, тяжесть западного ума. И так мощно самые слова, выражающие современные мысли, развились по линии практического материализма, что почти невозможно им понять нас или нам объяснить им что-либо, касаемое этой тончайшей, идеальной механики оккультного космоса. До некоторой степени такая способность может быть приобретена европейцами путём изучения и медитации, но — это всё. Здесь заложено препятствие, которое до сих пор не позволило убеждению в теософические истины приобрести широкое распространение среди западных наций; послужило причиной, что западные философы отбросили теософическое изучение как бесполезное и фантастическое» [1].

Принятие того, что в окружающем нас мире соприсутствуют разные роды материальности и отвечающие им качества энергии, что все их выявления тесно связаны друг с другом (и имеют основание в едином элементе — Свете с бесчисленными оттенками проявлений, из которых лишь очень немногие известны науке) и обеспечивают существование и развитие каждого материального образования, довольно необычно для нас. К.Х. пишет: «Земля есть поле битвы нравственных, не менее чем физических сил, и неистовство животных страстей под воздействием грубых энергий низшей группы эфирных агентов всегда стремится подавить духовность. Что же ещё можно ожидать от людей, столь тесно связанных с низшим царством, из которого они вышли (то есть по Дарвину вышли? — С.Б.)?» [1]. Пояснению этой стороны действительности, соотношению между этикой и физикой, посвящена уже следующая страница теософского движения — Агни Йога Рерихов, которую среди последователей принято называть Живой Этикой.

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: