warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Предлагаемая работа А.П.СОЛОВЬЕВА впервые знакомит читателей «Дельфиса» с кратким изложением учения розенкрейцеров и их историей. Материал, взятый в основу статьи, опирается, прежде всего, на книгу Мэнли П.Холла «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии». Именно в этом труде дается подробный взгляд на загадочных розенкрейцеров и еще более загадочного основателя этого тайного ордена, сыгравшего столь значительную роль в продвижении средневековой науки и обогащении ее мироощущением, свободным от примитивных средневековых догм.

«Зазеркалье розенкрейцеров» — это скорее приглашение к тому, чтобы прочитать книгу Мэнли П.Холла, что является несомненной заслугой А.П.Соловьева, наметившего основные вехи возможного прочтения выдающегося труда американского эзотерика. Тем более что в предисловии к этой книге переводчик Виталий Целищев, доктор философских наук, написал: «Книга никоим образом не предполагает "легкого" чтения, и, вообще говоря, она для подготовленного читателя...»

Мы надеемся, что статья А.П.Соловьева как раз и является подготовительной к более глубокому изучению данного материала.

Зазеркалье розенкрейцеров

Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я — царь, я — раб, я — червь, Я — Бог!

Г.Р. Державин («Бог»)

Мудрость древних мистерий

Если исходить из того, что термин мистерия (misterion) у древних греков означал «то, что предназначено только посвященным», можно предположить, почему тайные общества так влекли и продолжают притягивать к себе. Покров секретности создает атмосферу исключительности вокруг единоверцев, приобщения к опыту духовного совершенствования и постижения особой мудрости. Это — и экстаз тайных религиозных обрядов, и чувство обновления, вызываемое последовательными ритуалами посвящения, и, якобы, мгновенное познание «скрытых (древних) знаний».

Во все времена знания, превосходящие обычные и недоступные простым смертным, назывались эзотерическими. Согласно им существует представление, что на Земле присутствуют многочисленные малоизвестные или совсем скрытые от нашего восприятия и понимания цивилизации, достигшие иного уровня развития чем наш, считающийся нами самым высшим из всех достигнутых человечеством. Знания других цивилизаций попадают к нам, но чаще мы проходим мимо них; и только посвященные накапливают и передают их в пределах узкого, внутреннего, круга таких же посвященных. Эти знания нередко относятся к сферам, существование которых наука не признает, а для простого смертного они являются оккультными, то есть хранимыми в тайне или содержащими тайну. Пользуясь словами александрийских философов III века (до Р.Х.), эзотерические знания — это «мудрость богов», или «божественная мудрость». Еще древние утверждали, что такая мудрость может обратить «рычащего зверя в божество» и что эзотерические знания поднимают человека до богоподобного состояния, но только до подобного Богу, а не богоравного. Передавать знания и хранить их могли только закрытые сообщества. Удивительный католический священник Элифас Леви, посвятивший себя изучению истории тайных обществ Европы, связывает истоки возникновения закрытых (эзотерических) обществ с учениями Зороастра (см. стр. 103) и Гермеса, появившимися задолго до прихода Христа и распространения христианства. В средневековом трактате «Общая история тайных обществ» сказано, что усилия членов тайных обществ были в основном направлены на «учение о едином Боге, воскрешении человека к вечной жизни, благородстве человеческой души...».

Появление тайных обществ в реальной жизни, их существование, передача и использование знаний неразрывно связаны с морально-этическим состоянием общества, со способностью непосвященных воспринимать эзотеризм мистерий, а также с тем, в какой степени и как эзотеризм соотносится с экзотеризмом (то есть как внутренние идеи мистерий привносятся в реальную жизнь). Члены тайных обществ хранили обет молчания. Считалось, что разглашение священных тайн обрекает человека на смерть — не столь физическую, а скорее духовную, потому что порой физическая смерть может быть далее наградой. В этом смысле примечательна легенда об Агасфере («вечном страннике»), который отказал в помощи Иисусу Христу, Сыну Божьему, и за это был обречен на вечное скитание по земле. Он никогда не приближается к границе смерти, за чертой которой возможна вечная жизнь. Хотя это и легенда, но, наверное, нельзя выдумать того, чего нет. Ведь сказано в Библии: «В начале было Слово, и Слово было у Бога» (Ин. 1,1).

Реальные проявления тайного общества в нашей жизни зависят от соблюдения адептами (посвященными) не столько законов самого этого общества, сколько божественных законов, идей герметической мудрости — мудрости, которую ищут очень многие.

В этом отношении самым удивительным и тайным, самым загадочным секретным сообществом в средние века было.

Общество розы и креста

Кем были розенкрейцеры? Кто был тот таинственный человек, которого называли наш Прославленный Отец и Брат C.R.C.? Кто был основателем ордена? Нельзя считать достаточно достоверными ни одну из версий, связанных с происхождением и ранней деятельностью братства Розы и Креста. Такое заключение было вынесено после тщательных исследований и изучения документов герметической мудрости, накопившихся за время деятельности тайных обществ в Европе. К такому выводу пришли и исследователи, занимающиеся вопросами проникновения древнего Учения мистерий в просвещенные века.

Воистину — тайное общество

Все шло к завершению перестройки Дома Святого Духа, который стал тесен для истинных членов братства. По решению присутствующих, обнаруженная доска с именами покинувших этот мир братьев должна была быть перенесена в подобающее ей место — в часовню. При снятии мемориальной доски несколько кирпичей из стены вывалилось, обнажив потайную дверь, которая раньше не была видна. Расчистив кирпичную кладку, братья прочитали: «POST CXXANNOSPATEBO», что означало: «После 120 лет я восстану». На следующий день, отворив дверь в склеп, который весь был освещен каким-то таинственным астральным светом, братья увидели помещение о семи стенах и семи углах. Посередине его располагался алтарь, на котором было начертано: «Я, C.R.C., сделал этот компендиум1 Вселенной как усыпальницу для себя самого». Медные пластины с каббалистическими схемами и манускрипты со странными письменами лежали между пятью другими металлическими пластинами с надписями. Первая надпись гласила «Иисус для меня — все», вторая надпись — «Никоим образом не пуста», третья — «Иго закона», четвертая — «Свобода Евангелия» и пятая — «Нетронутая слава Господа». Все надписи, кроме первой, были заключены в круг. В каждой стене зала находилось по небольшой двери в комнаты, которые были заполнены древними книгами и секретными наставлениями.

Когда сдвинули алтарь, взорам братьев предстало тело прекрасного и достойного человека, которое выглядело так, как будто оно было предано земле только что. Тело когда-то принадлежало Прославленному Отцу и Брату, основателю ордена Розы и Креста, Христиану Розенкрейцу (C.R.C.). В одной руке у него была Библия, в другой — таинственный документ из пергамента с золотым тиснением. Перенеся бесценные манускрипты в отстроенный дом, братья вновь запечатали гробницу и принялись за изучение главного документа, переданного им C.R.C. Это была священная Книга Природы с комментариями, мыслями и разъяснениями Прославленного Отца и Брата.

Согласно записям Книги тот, кого впоследствии назвали Христиан Розенкрейц, появился на свет в 1378 году в Германии. В возрасте пяти лет он был отдан в монастырь, где изучал греческий и латинский языки, а также другие предметы по книгам, находящимся в библиотеке монастыря. В юности Христиан с одним из монахов отправился в Святую Землю. На пути к Иерусалиму его спутник умер (на острове Кипр), а Христиан направился в Дамаск, где неожиданно проявились его природные способности к целительству и медицине. Христиан со своим открывшимся даром привлек к себе внимание старейшин города, которые передали ему тайные знания по астрологии, математике, алхимии и фармакологии... Путешествуя по арабскому Востоку, он посетил столь же таинственный, сколь и мифический город магов и мудрецов — Дамкар, изучил секреты арабских адептов, естественную историю, метафизические трактаты древних мудрецов Востока, познакомился с толкованием Библии, принятым в средневековом иудейском мистическом учении, известном под названием «Каббала». Христиан бывал в марокканском городе Фесе, где обучался магии (общению со стихийными духами природы). Во время путешествия он начал переводить на латинский язык древние манускрипты, которые чудесным образом ему попали в руки. Среди них и священная Книга М (Книга Мунди) и свитки, относящиеся к книгам Гермеса, которые избежали огня при пожаре Александрийской библиотеки. Так, в учении, прошло более пяти лет, после которых Христиан решил вернуться на родину.

Через Испанию Христиан Розенкрейц возвращается в Европу. Он предлагает ученым мужам привезенные с собой интеллектуальные сокровища древних мистерий, демонстрирует редкие растения, минералы, но в ответ слышит только насмешки и упреки, поговаривают и о ереси. Просвещенная Европа не готова принять новые знания и отказаться от некоторых догм католичества. Она отвергает ту часть единых знаний, которые угрожают ее благополучию. Вызывают некоторый интерес только сведения по алхимии и врачевательству, но и это был интерес Мамоны2.

С сожалением, но не обескураженный, Розенкрейц приезжает в Германию. Он систематизирует приобретенные знания и продолжает исследования по алхимии, каббале, астрологии. Размышления C.R.C. о неприятии Древней мудрости в Европе укрепляют его в мысли о переводе забытых знаний на обычный логический язык, если это возможно, — а это было возможно. После нескольких лет труда C.R.C. призвал на помощь трех братьев монастыря, из которого он начал вхождение в знание, продолжить с ними поиск путей реформации наук и искусства своего времени.

В 1400 году Отец C.R.C. и трое его сподвижников провозгласили братство Розы и Креста со своим внутренним уставом, которому все члены Братства должны подчиняться. Из устава следовало, что: лечение должно было проводиться не за плату, а руководствоваться велением сердца и гуманными принципами; каждый должен подготовить себе достойного ученика с тем, чтобы в случае ухода из жизни наставника ученик продолжил бы служение братству; братья ордена не должны иметь никаких внешних отличительных знаков и специальных одеяний, чтобы ничем не выделяться среди других; все члены ордена должны ежегодно приходить в Дом Святого Духа. Их отличительным символом стала монограмма R.C. Члены братства должны оставаться неизвестными миру, а все знания, приобретенные и накопленные орденом, сохраняться в тайне сто лет.

Для ускорения написания основных документов братья привлекли еще четырех человек, которые обязались чтить законы ордена и работать на благо получения знаний Природы. Так их стало восемь человек.

Окончив постройку дома, который они назвали Дом Святого Духа, братья завершили создание секретного шифра, которым записывалось трактование Книги М и огромного словаря (в нем все формы мудрости классифицированы во славу Господа). Затем они решили разойтись по свету, чтобы сравнить свое учение с другими и исправить возможные ошибки, существующие внутри их системы.

Братья свято чтили законы ордена. Они продолжали собирать сокровенные знания, делились ими друг с другом, пополняя тем самым новые страницы Великой Книги Природы, учились преодолевать ограниченные возможности материального мира, овладевали сверхъестественными способностями, которые позволяли им пребывать одновременно в двух мирах: их физические тела были материальны, в то время как сами они обитали в астральном, не подверженном ни временным, ни пространственным ограничениям. Именно в таком теле они могли проникать в неведомый мир Природы, и именно там, в духовном воздухе древних — археусе, они, не доступные для непосвященных, находили свой Храм.

Братья продолжали собираться в своем Доме, кроме тех, кого уже не было в этом мире. Они не знали, где находился их Прославленный Отец и Брат. Однажды в четверг, на восьмой неделе после Пасхи, в очередной день встречи, братья решили привести в порядок записи, накопившиеся за прошедшее время, и расширить Дом, обустроив еще одно помещение для хранения увеличивавшихся с каждым годом новых записей и манускриптов. Они старались предусмотреть все на тот случай, если бы им пришлось исчезнуть навсегда. Знания и сокровища, предназначенные миру, по их мнению, должны когда-то быть восстановлены.

Послание, которое оставил С.R.С, заканчивалось словами: «В соответствии с волей Отца C.R.C. будет подготовлен трактат, чтобы все могли узнать и понять секреты августейшего братства. Все искренние души, которые трудятся во славу Господа, приглашаются вступить в общение с братством. Голос их будет услышан независимо от того, где они находятся и как будет послано сообщение. В то же время люди будут предупреждены, что эгоистичные и имеющие скрытые желания получат от общения только скорбь и печаль, если они попытаются раскрыть секреты братства без чистого сердца и ясного ума».

Впоследствии этот трактат был назван «Fama Fraternitatis» («Фама Фратернитатис»). Ставший отныне достоянием мира, документ «Фама Фратернитатис» («Слава Братства») начал хождение в Западной Европе в 1610 году. Это первый и основной документ розенкрейцеров. Начинается он с напоминания о благости и милосердии Бога и с предупреждения о том, что эгоизм и алчность ведет людей за ложными пророками и отвращает их от подлинного знания, которое Бог в своей благодати открывает им.

«Слава» была опубликована в 1614 году в городе Кессене (Западная Германия), а уже в 1615 году появляется «Confessio Fraternitatis Rosae Crucis» («Провозвестие братства Розы и Креста»), в четырнадцати главах которого также открыто и ясно излагаются цели и деяния общества Розы и Креста. В документе говорится, что доктрина братства основана на знании, которое является суммой всех способностей, наук и искусств. Те, кто захочет понять таинства и структуру мира, получат эту мудрость не непосредственно, а только благодаря совершенствованию своего знания и постепенному преодолению пути к Великой Тайне. Господство ложной теологии должно быть преодолено, и тогда появится возможность выйти на истинный путь.

Братство открыто всем, однако оно защищено самой Природой. И зло обернется против тех, кого привлекает блеск золота и богатство, кто хочет приобрести понимание не посредством открытого сердца и добродетели.

Последний из трех документов розенкрейцеров — «Химическая свадьба», где в символической форме была сокрыта тайная система духовной культуры, с помощью которой розенкрейцеры надеялись привести в соответствие и упорядочить растерзанные «обрывки» человеческого и социального организмов. Общество, так же как и человек, имеет тройную структуру. Изуверство церкви, тирания государства и ярость толпы разлагающе действуют на дух, ум и тело человека. Только тот, кто в поисках истины преодолеет разрушительное действие общества, может совершить «герметическую свадьбу». На языке алхимиков выражение «свадьба» означало сплав золота и серебра.

Братство свободно использовало символы алхимии, каббалистики, астрологии и магии. Основными его целями были:

— устранение всех тиранических форм правления и замена их философски избранными;

— реформация философии, науки и этики;

— открытие универсального средства, или панацеи, от всех болезней.

Другой реальный след ордена Розы и Креста, и, наверное, самый ценный, — это люди, которые распространяли эзотерические доктрины ордена. Тень розенкрейцеров, именно только тень (потому что истинные братья не могли быть видны миру), лежит на многих великих людях той эпохи.

Авторство «Химической свадьбы» связывают немецким ученым Иоганном Валентином Андреа. Будучи уже известным и умудренным опытом ученым, он вынужден был признаться, что этот труд являлся юношеской фантазией. Но если учесть, что И. Андреа родился в 1586 году, а «Химическая свадьба» была написана в конце девяностых, то представляется очень сомнительным, что четырнадцати-пятнадцатилетний юноша мог написать серьезный философский трактат без чьей-либо помощи. Видимо, за ним кто-то стоял. Многие эзотерики того времени связывают появление «Химической свадьбы» с «воспоминанием о будущем» самого основателя ордена, Отца C.R.C., а Иоганна Андреа считают одной из эманации высшего эмиссара Розы и Креста.

С именем И.В.Андреа связана еще одна загадочная история. В 1621 году вышла замечательная книга «Анатомия Меланхолии», автором которой был Роберт Бертон. Во введении к этой книге, в одной из сносок упоминается имя «Йог. Валент. Андреа, Лорд Веруламский». Эта сноска соотносит немецкого ученого с сэром Френсисом Бэконом, который и был английским лордом Веруламским. Лорд Бэкон родился в 1561 и умер в 1626 году. Есть много свидетельств, говорящих, что похороны Бэкона были ложными и что, оставив Англию, он много лет жил в Европе под другими именами и посвящал себя служению тайному обществу и распространению его доктрин. До сих пор не утихают споры о соотнесенности Бэкона и Шекспира и их связи с розенкрейцерами. Если касаться споров об истинном авторе «Гамлета», фантастической комедии «Сон в летнюю ночь» и других произведений, а также идентификации этих двух лиц, то интересно утверждение, что бард с Эйвона3 — это «призрачный капитан, розенкрейцеровская маска». В начале восемнадцатого века в дипломатических кругах Европы появляется блестящий кавалер, интереснейший собеседник, превосходный художник, музыкант и алхимик — граф Сен-Жермен. Он говорит на многих европейских языках, в том числе на греческом и латинском; арабским, китайским, санскритом владеет настолько свободно, что эти языки воспринимались, когда он говорил на них, как его родные. Его познания в алхимии были столь глубоки, что он, по просьбе Людовика XV, смог устранять дефекты в алмазах; маркиза де Помпадур пользовалась его чудодейственным «эликсиром молодости»; Мессмеру он помогает в разработке теории месмеризма и, вполне вероятно, даже был автором этой науки. Прославленный философ Вольтер описывает Сен-Жермена как «человека, который никогда не умирает и знает все». Поразительно точными были его пророчества в политике. Например, Марии Антуанетте он предсказал падение французской монархии и печальную судьбу королевской семьи. Загадочной была, как и вся жизнь, его смерть в 1785 году. Уже после нее его неоднократно видели то в Германии, то в Англии, то снова в Париже. Исследователи тайных доктрин того времени считали, что граф Сен-Жермен пережил, также как и сэр Фрэнсис Бэкон, «философскую смерть». Анни Безант, сподвижница и продолжатель теософской идеи Е.П.Блаватской (Е.П.Б.), называет Сен-Жермена не только совершенным розенкрейцером, но и приводит доводы, что он является реинкарнацией4 сэра Фрэнсиса Бэкона и Христиана Розенкрейца — самого просвещенного из истинных братьев....

Принимая во внимание трансцендентальный характер ордена Розы и Креста, истинное братство розенкрейцеров состояло из небольшого круга адептов, принадлежащих к самым высоким степеням посвящения. Посвященные знали тайны превращения металлов в золото, обладали секретом «философского камня», но утверждали, что это только аллегорические термины тайны превращения низшей человеческой природы в «золотую» субстанцию духовных и интеллектуальных возможностей. Истинные розенкрейцеры — это «сверхлюди», которые обитают не столько в видимом мире, сколько в его Зазеркалье, которое можно назвать «внутренним плоскогорьем Природы».

Прослеживая дальнейшее распространение доктрин братства Розы и Креста, необходимо помнить, что учение розенкрейцеров направлено конкретно на одного человека. Передать знания и ввести во внутренний круг возможно не группу людей, не толпу, а только того, кто прошел свой путь морального и этического возрождения, путь к пониманию величия и совершенства Вселенной.

Дальнейшее развитие идей ордена Розы и Креста и их распространение не только в Европе, но и в Америке связано с их реализацией и формами материализации.

В Англии в 1866 году группа английских масонов образует розекрейцеровское общество и уже к концу 1869 года с радостью сообщает, что под его знаменами насчитывается более 140 розенкрейцеров. Однако истинные братья ордена «делали Великие дела молча». И во Франции в это же время был провозглашен каббалистический орден Розы и Креста, который взял символы и атрибутику масонства (иерархическое деление, провозглашение императора и многое другое), но на самом же деле дальше изучения карт Таро и нумерологии их дело не продвинулось.

Механистический подход в обретении тайн Природы породил и способ обретения сверхсознания, который можно назвать «поточный метод вхождения в братство» — в воинствующее братство, — так как количественный фактор более материальный, чем духовный, а материальный мир ограничен в пространстве и во времени. И в нем надо бороться.

Но это уже другое состояние и другие пути развития.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: