warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Забытые страницы истории

Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

В истории христианства наиболее драматичными были первые его годы. Новая религия в течение нескольких столетий завоёвывала сердца и души людей, но её первые последователи считались сектантами и жестоко преследовались официальной церковью и властью. Однако сила Благой Вести была столь велика, что обратившихся в новую веру не могли остановить ни пытки, ни преследования.

О том, как это происходило, нам, в частности, рассказывает один из забытых сегодня русских исследователей Юрий Иванович ВЕНЕЛИН в своей книге «Древние и нынешние славяне». Жизнь этого неординарного человека, полиглота и историка, увлечённого изучением истории славян, оборвалась на 37-м году жизни. А родился он в 1807 году в небольшом селе в Карпатских горах. Тогда это была часть Венгрии, а теперь – Западная Украина. Однако Ю.И.Венелин считал себя карпато-руссом. Получив образование в духовной семинарии, он не хотел быть католическим священником, его манила мысль – поселиться в Москве и заняться изучением происхождения славян. И эту мечту он осуществил, поменяв при этом своё имя Георгий Гуца на Юрия Ивановича Венелина (корень вене происходит, по его мнению, от венетов – протославян).

В столице России он занимается преподаванием, входит в общество просвещённых людей того времени. Его учениками становятся известные славянофилы – братья Константин и Иван Аксаковы. Бывал он у историка и писателя М.П.Погодина, издателя журналов «Московский вестник» и «Московитянин». Общался Венелин и с такими известными учёными как А.С.Хомяков, основоположник славянофильства, филолог-славист И.И.Срезневский и другие.

В названной нами книге Ю.И.Венелин одну из глав – «Образ проповедования Евангелия в продолжение первых четырёх веков» – посвящает интересующей нас теме. Она построена на трёх уникальных исторических документах, принадлежащих перу известнейших людей своего времени: римского писателя Плиния Младшего (61 или 62 – ок. 114) и двух великих императоров Рима – Траяна (53–117) и Марка Аврелия Антония (121–180).

Первый из них прославился своей перепиской с Траяном, которого история признаёт самым великим императором и последним завоевателем, расширившим владения Рима до небывалых размеров. Желая угодить своему высокому покровителю, Плиний Младший, будучи императорским легатом в провинциях Вифания и Понт, проявляет необузданную жестокость в отношении последователей Христа, о чём и рассказывает в своём послании Траяну. Отвечая ему, тот одобряет действия своего подданного, но всё же призывает его не очень доверять «безымянным доносам» и советует «не выискивать» приверженцев новой веры, а наказывать их только тогда, когда их «представят и уличат».

По-иному смотрит на этот процесс Марк Аврелий, принадлежавший, как философ, к поздним стоикам, последователь Эпиктета, автор очень читаемой его и нашими современниками книги «Наедине с собой». Его взгляды были близки философии Платона, превыше всего он ставил этику. И потому в своём рескрипте Сенату Марк Аврелий призывает «не брать под суд человека за то только, что он христианин». И заключает: «Позволим им быть христианами». Это ли не поразительный пример толерантности! Однако на деле мало кто прислушивался к этим увещеваниям мудрого и высоконравственного правителя.

Книга Ю.И.Венелина издана, как репринт, очень небольшим тиражом. Её изложение – особенное, отличное от нынешнего, оно ведётся языком наших предков. Мы это сохранили в нашей публикации, заменив в ней лишь «ѣ», «і» и «ѳ» на современное правописание. Перевод приводимых фрагментов этих малоизвестных текстов, которые по праву можно назвать уникальными свидетельствами событий раннего христианства, сделан самим Ю.И.Венелиным.

Небольшое, но содержательное повествование исследователя погружает нас в атмосферу давно прошедшего времени, в тот период, когда решалась судьба мира не только на полях сражений, но и в битвах в духовном пространстве, где первопроходцы побеждали часто ценою своей жизни.

Идентификация
  

или

Я войду, используя: