warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В отличие от религий и духовных учений, распространявшихся открыто путем проповеди или в виде литературных произведений, тайные общества и ордена уже в силу своей закрытости представляют загадку для последующих поколений. Как правило, члены таких обществ при вступлении в них обязываются клятвой молчания, которая распространяется как на имена посвященных и действия, совершаемые ими, так и на все остальное: цели, стоящие перед организацией, пути их достижения, но главное — на то мировоззрение, которое усваивает посвященный, предопределяя последующую эволюцию своего сознания и психической структуры.

Таким образом, общество остается в неведении относительно самого существенного: тех идей, которые проникают в него через посвященных. В самом деле, что нам известно о содержании, например, разнообразных средневековых «ересей», кроме тех, зачастую намеренно искаженных (или просто вымышленных) фактов, которые мы находим в протоколах западной инквизиции или в поучениях писателей официальной Церкви? Что знали бы мы о древних гностиках, если бы до нас не дошли произведения их «обличителей»? Впрочем, немногим лучше обстоит дело и с нашими современниками, масонами и розенкрейцерами, несмотря на обширную, посвященную им литературу.

К числу тайных обществ, существовавших в послереволюционной России, принадлежал и Орден тамплиеров, считавший себя прямым наследником своего исторического предшественника, основанного в 1117 г. в Иерусалиме. На российской почве Орден тамплиеров, ставивший перед собой задачу духовного возрождения России посредством формирования нравственной структуры личности для служения обществу и человеку, получил весьма широкое распространение в среде творческой, артистической и научной интеллигенции в 20-х и 30-х гг. нашего века. Последнее удалось документально установить, в первую очередь, по архивно-следственным делам его членов, хранящимся в составе архивов бывшего ОГПУ-НКВД. Важно подчеркнуть, что в отличие от сфабрикованных обвинений политических процессов, затронувших во второй половине 30-х гг. и членов мистических обществ, аутентичность показаний подследственных, репрессированных в более ранний период, о самом Ордене, его членах, церемониале посвящения, занятиях в орденских кружках, литературе и пр., была подтверждена много лет спустя оставшимися в живых тамплиерами, сохранившими остатки орденского архива, которые удалось собрать и проанализировать1.

Среди этих материалов совершенно исключительное место занимает корпус орденских легенд, первоначально сообщавшихся неофитам на занятиях кружков устно, а позднее, после разгрома Ордена в 1930 г., циркулировавших в машинописном виде не только среди посвященных, но и в кругах последователей Н.К.Рериха, а также среди теософов и антропософов. Опубликованные пока еще только в ничтожной своей части2, эти легенды можно условно разделить на несколько циклов, которые образуют, например, легенды космогонические, основанные на учениях древних гностиков; легенды об Атлантиде и атлантах, их преемственной связи со жречеством древнего Египта; легенды на евангельские сюжеты, «рыцарские» легенды, действие которых приурочено к эпохе крестовых походов, и, наконец, обширный цикл легенд о мире духов и обитаемых мирах. Всех их, далеко не равноценных по своему содержанию, в свою очередь можно подразделить на легенды «информативные», к которым следует причислить все «исторические» сюжеты, в том числе и космогонические, и на легенды «этиологические», так или иначе решающие нравственные вопросы и вопросы «поведенческого» порядка.

 

Знак Тамплиеров

 

Каково происхождение этих текстов? Когда могла возникнуть та или иная легенда? Что послужило источником для некоторых из них, сохранивших отпечаток литературного заимствования, а в ряде случаев, и следы перевода с французского языка? На все эти вопросы сейчас невозможно ответить, в первую очередь, потому, что легенды, как я уже сказал, чрезвычайно разнообразны и по своим сюжетам, и по литературной форме, в которую были облечены идеи, сообщавшиеся неофитам. Неслучайно сложность (а в ряде случаев — запутанность) изложения в определенный момент потребовали создания некоего конспекта, содержащего обзор основных идей, заложенных в легендах, или, говоря иначе, пособия, которое могло ориентировать посвящаемых в орденской литературе, проблематике и системе взглядов, к слову сказать, так и не получивших окончательного оформления.

История возникновения сочинения, текст которого публикуется ниже, остается такой же загадкой, как его автор и время создания. Можно только предположить, что писавший принадлежал к старшему поколению членов Ордена, однако стиль изложения (собственно язык и ряд использованных научных терминов) указывают, что работа была им выполнена во второй половине 50-х или в начале 60-х гг., когда оставшиеся в живых, вышедшие из концлагерей и ссылок тамплиеры пытались восстановить Орден, возродив традицию ритуальных собраний.

Насколько мне известно, такие попытки не имели большого успеха, поскольку уцелевшие тамплиеры находились достаточно далеко друг от друга, а привлекаемая молодежь оказалась слишком малочисленной, чтобы восполнить потери. Были и другие причины, мешавшие подобным начинаниям, среди которых можно назвать отсутствие сколько-нибудь ясной программы орденской деятельности и безусловный страх повторных репрессий. Вместе с тем, как мне представляется, немалую роль здесь сыграл анахронизм орденской литературы, особенно ярко проступавшей в тех случаях, когда она пыталась рисовать картины жизни обитателей иных космосов, чье социальное устройство носило слишком явный отпечаток анархо-коммунистических представлений, пользовавшихся успехом в начале нашего века. Естественно, что к началу 60-х гг. интерес молодых поколений, находившихся под влиянием бурного развития науки, глубоко шагнувшей в тайны макро- и микромира, оказался целиком захвачен этим порывом познания, не оставлявшего места и времени на то, что казалось давно прошедшим и отброшенным за ненадобностью.

Сейчас положение изменилось. Собственно говоря, «прорыв в зазеркалье» уже произошел, причем не только в нашем сознании, смирившемся с фактом «множественности миров», но и в самой фундаментальной науке, начавшей уже оперировать «запредельными» величинами, не всегда понятными самим операторам. Теперь, как бывало неоднократно в истории человечества, прорыв в области эксперимента потребовал столь же широкого обобщения и осмысления опыта на теоретическом и, что особенно важно, на «мировоззренческом» уровне, пробудив в обществе интерес к феноменологии духа, к духовному опыту прошлых веков, стимулировав рождение множества теорий и гипотез, истоки которых зачастую удается обнаружить в тайных учениях предшествующих веков.

Вот почему, после бурных потрясений России, после освобождения от репрессивного гнета тоталитарной идеологии, мы воспринимаем каждый такой документ, извлеченный из прошлого, как послание наших предшественников, положивших свою жизнь на служение человечеству в борьбе за освобождение мысли и духа, пытавшихся в своих поисках заглянуть дальше и глубже, чем позволяло их время. Это действительно введение в познание внутреннего мира идей российских тамплиеров, который, как я надеюсь, скоро сможет раскрыться в публикациях корпуса их легенд и материалов следственных дел, уже подготовленных к изданию.

Андрей Никитин

Введение в познание. Обзор идей легенд Ордена тамплиеров

1. Пepвoe, что рассказывается в Учении и что должен воспринять познающий, это бесконечность и беспредельность мироздания. Нельзя рассматривать бесконечное и конечное как категории, противостоящие одна другой. Обе они находятся в диалектической связи и только так могут восприниматься мышлением. Определение «конечного» или «бесконечного» может быть приложимо к одному и тому же объекту — все зависит от точки зрения. Иначе говоря, и в бесконечности можно допустить предельность, а в конечном — найти беспредельность. Бесконечность противоречива, поскольку она не является суммой конечных объектов и только ею, но включает все многообразие, количественное и качественное, таковых в их непрестанном движении и развитии или распаде в пространстве и времени. В противоречии этом нет взаимно исключающих моментов. Скорее, взаимодействие их является фактором непрестанного движения, как одной из форм существования. Учение не только утверждает бесконечность видимого и недоступного взору (или инструментам) звездного мира, неисчислимость галактик и метагалактик. Весь этот космос признается одним из миров — миром четырех измерений: трех измерений пространства и одного — времени, т.е. движущимся, развивающимся, меняющимся в пространстве и во времени, или же в пространстве-времени. Как таковой, он лишь песчинка среди неподдающейся числовому выражению массы других космосов, миров иных измерений, большего или меньшего числа их, иных не только по количеству, но и качеству. Образно говоря, существуют миры 8, 16, 256-ти и т.д. — до неведомого конца числа измерений.

2. Следует иметь в виду, что термин измерение не характеризует определенную особенность того или иного мира. Он — лишь образное выражение его структуры, его сложности по сравнению с иными мирами, поскольку приходится пользоваться человеческим языком. Этим дается возможность представить беспредельность разнообразия сущего, и в то же время, утверждается невозможность понять его силами ограниченного человеческого разума, по крайней мере, на настоящей ступени развития последнего.

3.Было бы несколько примитивно полагать, что указанные условия обозначения миров (8, 16 и т.д. числа измерений) относятся только к так называемому макромиру, а к микромиру следует приложить уменьшающуюся численно линию отсчета, т.е. 3, 2, 1, 1/2, 1/4 и так далее числа измерений. Подобная математическая градация не является абсолютной закономерностью, но лишь своего рода условным символом для облегчения понимания. Конечно, существуют миры и 2-х, и 3-х измерений, но нельзя считать, что к макромиру относятся те космосы, которые более сложны, чем наш мир 4-х измерений, а к микромиру — менее сложные. Можно для удобства принять понятие макромира, как часть мироздания пространственно или объемно большего нашего космоса 4-х измерений, а микромира, соответственно, меньше; но это не значит, что это соответствует сложности структуры миров: в микромире, как в макромире, могут быть космосы большего числа измерений, и наоборот.

4. Не следует думать, что миры одного числа измерений отделяются от миров другого числа измерений пространством; что если преодолеть его, то удастся проникнуть в мир иного числа измерений. Сколько бы ни достигали мы тех или иных пределов нашего мира 4-х измерений, добиться этим перехода в мир иного числа измерений мы не сможем. И не только потому, что нет предела нашей бесконечности, но и потому, что сама качественная структура нашего мира иного плана, чем мир другого числа измерений. Пусть человечество, понимая под ним разумное население планет нашего звездного мира, в своем развитии получит возможность движения со скоростью света. Пусть даже, овладев законами использования нуль-пространства, преодолеет его, подчинив его себе и выйдя из закономерности абсолютного времени. Все равно грань нашего космоса не будет преодолена. Поэтому, когда употребляются термины «пространство» и «время», их надо понимать и воспринимать как образные символы, подобно термину «измерение».

5. Особенностью мировой структуры является то, что все миры, все космосы, независимо от числа их измерений, находятся (или расположены) применительно к человеческому пониманию, в одном и том же месте и в той же бесконечной замкнутости. Но между мирами разных измерений существуют преграды, преодолеть которые и приобщиться к жизни иного мира можно, лишь получив такие же качества, какие свойственны этому миру. Поэтому, когда говорится о событиях в мире иного числа измерений, чем наш, не надо представлять себе, что это происходило или происходит где-то в далеком (пространственно) месте. Если говорить применительно к способностям человеческого восприятия, можно сказать, что указанные события происходят одновременно там же и в то же время, где и когда существуем мы, люди. Но мы — с нашей ограниченной возможностью постижения — не способны это воспринять. Другими словами, уже в силу одного того, что тот или иной мир в своей структуре имеет особенности, не свойственные миру других измерений, или сочетающиеся в иных комбинациях, чем могло быть в данном мире, существа или сущности, живущие в нем, не могут входить в общение с существами иного мира, сохранив свои, им присущие особенности, не приобретя новых способностей восприятия. Этот закон олицетворяется в образе так называемых стражей порога. Под этим названием можно понимать или свойства структурной особенности космоса, элементы которого отбрасывают все, ему чуждое, или индивидуальные сущности — кому что доступно.

6. Значит ли это, что общение между космосами разных измерений совершенно невозможно? Прежде всего следует учесть, что если бы, допустим, существо нашего мира 4-х измерений, или мира 8-ми измерений, оказалось в космосе 16-ти измерений, оно не было бы в состоянии постичь всю сложность последнего. Ему было бы доступно лишь то, что доступно его чувствам, разуму, его способностям восприятия, как существа мира четырех или восьми измерений. И то лишь при условии, что структура космоса шестнадцати измерений включает в себя элементы структуры космоса 4-х и 8-ми измерений в соотношении, свойственном последним. С другой стороны, существо мира 16-ти измерений, попав, положим, в наш мир 4-х измерений со всеми своими возможностями, приспособленными к его миру, вынуждено будет сузить свои способности восприятия, поскольку некоторые из них оказались бы просто не нужными в мире четырех измерений. Другими словами, ограничить свои возможности или перестать быть существом мира 16-ти измерений, а стать существом мира 4-х измерений. Из этого следует, что доступ для существа одного числа измерений в мир другого числа измерений целесообразен, а следовательно, и возможен в том случае, когда существо приобретает способности восприятия, соответствующие новому миру. Иначе говоря, оно должно стать существом этого мира. Это значит, что оно должно перейти ту грань, которой определяются закономерности данного мира, перейти через порог смерти. Бывает, что эманации иных миров проникают в данный мир. Но воспринимаются в последнем они так, как доступно существу данного мира, применительно к его возможностям постижения: упрощенно, зачастую искаженно, а то и просто не воспринимаются, как недоступные ему.

7. Следует подчеркнуть еще раз, что бесконечность миров четырех измерений, бесконечность нашей Вселенной не является даже мыслимым пределом всех миров. Это бесконечность одного порядка. Наряду с этим существуют миры иного порядка, которые также количественно бесконечны. В этом смысле можно говорить о рядах бесконечностей, пронизывающих друг друга, но друг с другом не соприкасающихся. В исключительных случаях, когда действуют сверхмощные космические силы, материальные или духовные, если употреблять эти упрощенные выражения, возможно воздействие одного космоса на другой. Это воспринимается сознанием обитателей данного космоса как явления катастрофические или как начало преображения.

8. Особенностью миров отличных нам степеней является то, что некоторые из них представляют собою структуры, в которых космические законы сочетаний элементов связали эти элементы причинно-следственной связью. Такие миры называются гармонизированными мирами. Характерно, что при этом выявляется своеобразная числовая последовательность — количество измерений в гармонизированных мирах. Так, если наш мир считать миром четырех измерений, то следующим по сложности гармонизированным миром будет мир шестнадцати измерений, или 4x4. Следующий — 256-ти измерений, или 16x16 и так далее. Это не значит, что такими цифровыми выражениями точно определяется количество измерений тех или иных миров: этим дается понятие о закономерности возрастающей сложности структуры гармонизированных миров. Этим также подтверждается, что с чувствами и органами восприятия,- не достаточными, положим, для постижения мира четырех измерений, невозможно понять и осознать сложность мира шестнадцати измерений, не говоря о последующих.

9. Между гармонизированными мирами существуют промежуточные миры, которые отличаются от гармонизированных тем, что в них не так определенно выявляется причинно-следственная связь явлений: в них скорее господствует случай. Можно сказать, что они подвержены закономерностям неопределенности. Поэтому в них естественно то, что обитателем гармонизированного мира, привыкшего к причинной последовательности явлений, может быть воспринято как чудо. Поэтому же существа миров 5, 6, 7-ми и тому подобных измерений испытывают неудобства и тяготы от невозможности добиться заранее определенных результатов своих деяний: таковые могут быть, но могут и не быть. В том и в другом случае это будет соответствовать закону неопределенности, господствующему в негармонизированном мире.

10. Более упорядоченными являются миры, в которых число измерений кратно четырем, т.е. числу измерений нашего мира, например, восьми измерений (или 4x2). Эта числовая особенность отмечается как факт, но причина ее не указана.

11. Если расположить мысленно космосы по возрастающему числу измерений, получится нечто вроде «лестницы», где каждая последующая ступень сложнее предстоящей по своей структуре. Принимая этот образ для удобства восприятия, можно применить к нему термин Золотая лестница. На одной из низших ступеней её находится наш мир четырех измерений. Ступенями Золотой лестницы являются гармонизированные миры, а миры, сущие между ними, таковыми ступенями не считаются.

12. В том, что ступенями Золотой лестницы являются лишь гармонизированные миры, заложен более глубокий смысл, чем может показаться с первого взгляда, а именно: подъем (преображение) обитателей низшего по числу измерений космоса в высший, более сложный, не идет обязательно постепенно на единицу возрастающей сложности. Если индивидуальность в своем развитии получила возможность приобщения к сложности последующего гармонизированного мира, приобретения чувств и восприятия существ этого мира, происходит, своего рода скачок, т.е. переход на последующую гармонизированную ступень (например, из мира 4-х измерений в мир 16-ти измерений). Задержка в этих мирах между 4-мя и 16-ю измерениями может быть вызвана недостаточным ростом индивидуальности, т.е. ее недостаточной приспособленностью к закономерности последующего гармонизированного мира. В данном случае индивидуальность обычно приспособляется к миру того числа измерений, который ей более свойственен.

13. Сказанным, однако, не охватывается сложность мироздания. Наряду с космосами Золотой лестницы, расположенными как бы по вертикали, с космосами промежуточными, есть космосы, называемые космосами параллельных кругов, которые находятся как бы вокруг основного «стержневого» космоса. Они относятся к той же бесконечности, как и мир этой ступени Золотой лестницы, порой даже на той же ступени, но структурные элементы в них находятся в иных сочетаниях.

14. Космос 4-х измерений, тот, в котором расположена наша бесконечность, является начальной ступенью Золотой лестницы. Существуют миры меньшего числа измерений. Так говорится о мирах звуков, меняющихся образов, теней, зеркальных преображений и т.п. Например, в мире меняющихся образов происходят постоянные метаморфозы в самой причудливой неопределенности. Названия эти условны. Они показывают, как эти миры мог бы воспринимать человек, если бы был в состоянии их воспринять своими чувствами и умом. Эти миры находятся в бесконечностях, по своим структурным свойствам составляющих три последовательные градации, которые близко подходят к миру четырех измерений, почти соприкасаясь с ним своими гранями. Поэтому взаимопроникновение между ним и миром четырех измерений более легко, чем между другими космосами.

15. Вне Золотой лестницы находятся так называемые привходящие космосы. Их можно назвать по основной структурной особенности каждого из них или по превалирующей специфичности их обитателей космосами времени, пространства, кармы, безумия, блуждающих духов, темного царства и так далее, насколько могут быть восприняты человеком указанные выше особенности.

16. Такова упрощенно-схематическая символика, которая дает понять о бесконечном многообразии миров, находящихся в областях, где действуют космические законы, более или менее доступные нашему восприятию.

 

С.Кузнецов. Благославление

 

Если под материей понимать философскую категорию для обозначения объективной реальности, указанная схема структуры космосов дает понятие о беспредельном разнообразии, достигнутом этой реальностью в ее непрерывном развитии и изменении, поскольку основными свойствами материи является движение в пространстве и времени или в пространстве-времени. Конечно, сами эти понятия пространства и времени являются понятиями относительными, достигнутыми человеческим сознанием в применении к постигаемому им нашему миру четырех измерений. Было бы ошибкой распространять эти понятия на миры других измерений, где ничего общего с нашим пространством и временем может не быть, а то что есть, отлично от наших представлений. Когда приходится употреблять такие слова, как «пространство» или «время», следует иметь в виду, что это как бы перевод на доступный нашему пониманию язык явлений, существующих в мироздании. Можно сказать, что здесь применены те слова, которые по кажущейся для нас аналогии, являются наиболее подходящими, иначе пришлось бы создавать новые термины с весьма ограниченной способностью раскрыть их содержание. Попутно надо сказать, что когда нельзя найти в нашем мире аналогии особенностям иных миров, приходится применять специальные термины с последующим их объяснением. Как бы мы ни называли объективную реальность — материей или другим словом — следует признать, что таковая существует, как факт, независимо от того, постигаем ли мы ее в какой-то степени нашими ощущениями и нашим сознанием. Известный спор о том, что является первичным — материя или духовное начало — вызван тем, что каждое из этих понятий принимается в ограниченном смысле слова. Назовите объективную реальность «духом» и придайте ему свойство, присущее материи в движении и развитии — будет иметь место замена одного термина другим, суть же от этого не изменится. В обычно же принятой терминологии раскрытие содержания имеет, скорее, характер описания, чем определения, и спор о том, является ли материя первоначальной, а духовное — производным от нее, или наоборот, сосуществуют ли они слиянно, но несозданно, — это спор о словах — то, что может быть названо «магией слов». Суть же того, что называется у нас в мире четырех измерений «материей» или «духовной сущностью», не доступна на настоящей ступени нашего развития нашему постижению ни в своей основе, ни в конечной предметности. То и другое, находясь в непрестанном движении и изменении, выявляет одно присущее им начало: жизненную силу. Опознать эту силу — значит предварительно овладеть ею во всем беспредельном разнообразии ее проявления и развития. Она, эта жизненная сила, выявляет себя и в гениальных взлетах разума, и в утонченности эмоциональных переживаний, в химических реакциях и в стихийных катаклизмах и катастрофах. Исходя из постигнутой на настоящее время структуры нашего мира, мира 4-х измерений, следует отметить отличие того, что мы называем органическим и неорганическим, хотя условности такого разделения ясны при выявлении начальных стадий их соприкосновения, взаимосвязи, возникновения. Но если трудно определить, когда одно переходит в другое, то, по достижении достаточных степеней развития, различие между органическим и неорганическим, очевидно и не вызывает разногласий. Принимая это соотношение как результат изменения во времени, можно сказать, что в этих условиях «материальное» является основой или оболочкой для «духовного» начала. То или иное выражение зависит от того, с какой точки зрения подойти к распознаванию. Но опять-таки не следует забывать, что слово «дух» является таким же описательно- условным символом, как и слово «материя», символизируя то, что мы называем «неорганическим».

Жизненная сила, присущая всему мирозданию во всей его объемности и в нем выявляющая себя, может проявиться и только в материальном, неорганическом, и только в духовном, органическом, а равным образом в том и другом вместе. Сами же формы проявления жизненной силы столь же разнообразны и бесконечны, как бесконечны и разнообразны космосы Золотой лестницы.

17. Виды материи бесконечно разнообразны, от реально ощутимых нами, существами мира 4-х измерений, до утонченных, недоступных восприятию наших органов и даже не постигаемых разумом. Структура материи также беспредельна в сочетаниях частиц, из которых она состоит. Частицы эти резко различны друг от друга по своим свойствам, по законам, которым они подчиняются в процессе своего существования, в движении, неподвижности или взаимодействии. Чем большее число измерений имеет космос, тем труднее нам представить себе его материальную основу, тем менее доступна она нашему постижению. На некоторых ступенях Золотой лестницы она как бы отсутствует, хотя можно иметь представление о силе ее действия. Поэтому, когда говорится об астральном, эфирном и иных видах материальной сущности, эти слова опять-таки следует понимать как символы, не более. Их можно заменить другими, но они приняты и остаются по традиции.

18. Духовная сущность, как один из видов проявления жизненной силы, на известной степени развития осознает себя, как таковая, во всей ей присущей особенности, отличающей ее от всего иного, как индивидуальность среди прочих, родственных и схожих с ней сущностей. Но существуя в том или ином мире, в мире того или иного числа измерений, эта сущность, чтобы иметь возможность активно выявить себя, вынуждена приспособить себя к законам своего мира. Они определяют форму и возможность существования духовной сущности в условиях материальной структуры данного мира.

19. Не существует миров, в которых не было бы жизни, где не было бы проявлений духовной сущности, хотя бы в потенции. Те редкие исключения, когда есть только материя, как неорганическое единство, как только конгломерат неорганических частиц, свидетельствуют лишь о том, что жизненно-духовное начало исчерпало возможные там формы существования, и потому покинуло данный мир, найдя для себя более подходящий на достигнутой для себя стадии развития, или, что тоже возможно, в условиях данного мира материальные формы существования оказались неподходящими или вообще невозможными для проявления жизненно-духовного начала.

20. Трудно дать представление о структуре миров Золотой лестницы, об особенностях их материальной основы и о населяющих их духовных сущностях. Здесь приходится применяться к возможностям человеческого постижения. Наиболее удобной может быть символика образов. В какой степени она раскроет свое содержание, зависит от возможности и способности постижения каждого, знакомящегося с ней. О возникновении духовных сущностей и материальной основе тех или иных космосов, повествуется в следующем сказании, истоки которого восходят к незапамятным временам. Понятно, что наименование сущностей, как и термин «сказание», являются условными и сохраняются потому, что такими они были на протяжении долгих лет.

...Некогда в пределах того, что теперь можно назвать нашей Вселенной, проявилось могучее жизненное начало, обладающее способностью созидания. Это начало проявилось в двух аспектах, которые по традиции называются, Элоа Верха и Элоа Низа. Элоа Верха выделил Логос, из которого поднялась вверх чистейшая эманация Логоса и опустился океан душ высших. Элоа Низа выделил Хаос и океан душ низших. Элоа Верха поместил свое творение внизу, а Элоа Низа — вверху. И стал Хаос опускаться на Логос душ высших, чтобы соединиться с ним. Но соединение оказалось невозможным, так как сколько опускался Хаос, столько же уходил вниз Логос. Тогда переместили Элоа свои творения, поместив сверху Логос, а внизу — Хаос. Стал Логос опускаться на Хаос, который неподвижно ждал его. Казалось, сольются они. Но бушеванием стихийных начал Хаос не допустил до себя Логос, не могли слиться с ним начала океана душ высших.

Элоа Низа хотел тогда создать новое начало, которое, слившись с Хаосом, было бы началом посева, а Элоа Верха пожелал создать духов, которые разложили бы Хаос на его составные части и тем упорядочили его. Принял Элоа Низа план Элоа Верха, и оба они вне первой сферы своего творчества создали новую сферу, в которую упали семена Логоса. В ней появились Духи Света. Предложили им Элоа разложить Хаос, но отказались Духи Света, говоря: «Это вам надо, чтобы появились другие духи. Но творить стоит только равных нам или высших. А прекраснее нас вы ничего не создадите, поэтому и творить не надо». И медленно, страшно медленно стали Духи Света в своем развитии подниматься к Элоа.

Падают в новую сферу другие семена Логоса, появились в ней Духи Гармонии, Силы, Инициативы, Познания — и изменили Хаос. Духи Гармонии реют над Хаосом; духи Познания, Силы и Инициативы разложили его на Свет Абсолютный и чистейший с прослойками света простого, Свет обыкновенный, Огонь, Воду, Воздух в движении, материю Земли, Пространство, Время, Мир Безумия, куда вошел самый страшный элемент Хаоса — мир Тьмы, мир Мглы и т.д.

Увидели Духи Гармонии разложенный Хаос — и так им понравился Свет абсолютный с прослойками Света простого, что решили они сохранить его, так как знали, что не потерпит в себе Свет абсолютный Мрака и выбросит его. И Духи Гармонии отразили совершенный свет в спокойной поверхности водного зеркала и увели воду. А в отраженное начало упали семена Логоса — и появился в нем Свет Логоса. Свет этот превратился в мощных духов — зуранов. В свете простом появились арлегги и легги. Четыре основные стихии вместе с другими началами образовали земли, на которых появились люди и животные. Океан душ высших дал начало людям, а океан душ низших — животным. В других созданных началах выросли из семян Логоса Духи Времени, Причинности и другие. Расположились эти сущности в своих Мирах и образовали Золотую лестницу. Во Мгле появились лярвы, а там, где Мгла соприкасается с Тьмой, появились лярвы, подобные леггам. В абсолютную тьму и тьму простую падали семена Логоса и там возникали могучие духи, которые тотчас же начали борьбу со Мглой, не желая оставаться в том начале, которое именуется Мглой и Тьмой, и стремясь подняться и занять место рядом с Элоа. Это были темные арлегги, Князья Тьмы, и темные легги. Быстр был их подъем, и стали темные арлегги выше по своей мощи леггов. Но на пути подъема в своем развитии не научились они различать добро и зло, тем самым неся в себе неизжитые элементы Хаоса. Они поднимались до тех пор, пока не встретились с аранами.

Появившиеся в отраженном водном зеркале, светлом начале, араны сразу же столкнулись с тем, что уведенная Духами Гармонии Стихия воды постоянно возвращалась в их космос и заливала вновь созданный мир. Тогда обратили араны против водной стихии стихию огня — и огонь изгнал воду из их космоса. Часть огня осталась в космосе аранов. Из этого огня араны, прибавив к нему огонь мистический, отраженный в водной стихии, и огонь, сверкающий в других мирах, выковали огненные мечи.

Между тем продолжалось создание новых духов, и эти духи в поисках космоса, в котором они могли бы поселиться, появились в космосе аранов. Приходили в космос аранов Духи Времени, Причинности, Кармы, даже Духи Темного Царства, и все хотели устраивать по-своему жизнь в этом космосе. Сумрачно смотрели на пришельцев араны. Когда же пришли к ним Духи Безумия, истощилось терпение аранов, и обратились они к Элоа с просьбой избавить их от пришельцев. Не дал ответа Элоа Низа. Прокляли араны Элоа Низа и его творчество. Покинул Элоа Низа нашу Вселенную вместе с наиболее мощными духами стихии Хаоса, часть которых была в мире аранов. Получили возможность араны прогнать ослабевших после ухода Элоа Низа пришельцев, беспощадно гнали их из своего космоса, рубили своими мечами нити Кармы. И поклялись араны не пропускать в вышележащие космоса никого, кто имеет в себе элементы Хаоса.

В верхней части Логоса появились Эоны, облекшиеся в абсолютно чистый Свет. И хотя появились они выше всех космосов, свои космосы они поместили ниже космоса аранов, за космосом арлеггов, чтобы быть ближе к нуждающимся в их помощи людям.

Когда удалился Элоа Низа, с ним не ушли духи, сущие во мгле и тьме. Узнав, что существуют более высокие космосы с населяющими их сущностями и что им придется очень медленно подниматься в эти верха, они решили не считаться с волей Элоа, но устремились туда в страшном порыве. Преградой в их подъеме стали араны. Встретив эту железную стену и не будучи в состоянии прорвать ее, темные арлегги обратились к Элоа Верха с требованием, чтобы он дал указание аранам пропустишь их. Но араны заявили, что если и будет таковой приказ, они все равно не послушают такого повеления. Тогда темные духи объявили борьбу Элоа. Не имея возможности воздействовать на него, темные мешают восходящим духам в их подъеме к верхам и завладевают землями людей через подвластных им лярв.

21. Следует обозначить ступени Золотой лестницы, каждая из которых является своего рода Вселенной, беря лишь гармонизированные миры. Если взять отсчет от нашего космоса 4-х измерений, населенного людьми, следующей ступенью будет космос леггов — космос 16-ти измерений. Далее космос арлеггов — 256-ти измерений. Затем идут Эоны, Араны, Нирваны, Отблески, Познания, Силы, Инициативы, Гармонии, Духи Света и, как завершение, Элоа Верха — аспект могучей творческой жизненной силы. Выше было сказано о промежуточных космосах и привходящих параллельных кругах. В приведенном сказании упоминается об этих космосах.

22. Сказание изложено конспективно в том виде, в котором оно зафиксировалось как нечто канонизированное. Нетрудно заметить, что в терминологии легенды сказалось влияние эллинистическо-александрийской философии, но только в терминологии, так как содержание ее совершенно самобытно. В более отдаленные времена сказание звучало иначе, будучи приноровлено к возможностям тогдашнего восприятия слушателей. Другими были наименования творческих начал, духовных сущностей, иначе излагалась и акция проявления жизненного начала. Так одно время был применен образ вспашки поля и посева на нем семян жизни. Таким образом, приведенное сказание есть своего рода шифр, раскрытие которого зависит от возможностей познающего.

23. Обращает внимание, что «творческое жизненное начало» или, как говорится в сказании, Элоа, проявляется в двух аспектах, каждый из них выявляет себя соответственно своей воле: один — через Логос, другой — через Хаос. Менее всего следует искать какую-либо аналогию с дуалистическими тенденциями персидской гносеологии — Ормуздом и Ариманом. «Выделенное», «созданное», «сотворенное» — слишком условно. В каждом из Элоа сущность его (или начало) не может служить стимулом жизненного развития. Для этого необходимо слияние выделенных начал. Было бы упрощенно полагать, что Элоа Верха выделил духовное начало — Логос, а Элоа Низа — материальное начало — Хаос, что Логос и Хаос символизируют исключительно духовное и исключительно материальное. Ведь наряду с этим Элоа Верха выделил то, что носит название «океана душ высших», давших начало людям, Элоа Низа — «океан душ низших», давших начало животным,— то, что заселило наши бесконечности, мир 4-х измерений. Другими словами, в том и другом «океанах» была заложена потенция развития в указанных направлениях. Попутно следует отметить, что заселение бесконечности 4-х измерений произведено душевным, а не духовным началом. Этим объясняется специфическое значение нашей бесконечности, которая, несмотря на занимаемое ею относительно низкое положение на ступенях Золотой лестницы, послужила для «темных» залогом в борьбе, объявленной ими Элоа Верха.

24. Создание духовных сущностей не одним, а двумя аспектами жизненного начала, нашло отражение в парности духовных сущностей, в том, что воспринимается нами, людьми, как мужское и женское начало. В этом смысле говорится о наличии парности тех духовных сущностей, которые возникли от слияния Логоса и Хаоса. Традиция упоминает, не касаясь людей и животных, об арлеггах и арлеггинах, об аранах и аранидах, о нирванах и нирванидах, об отблесках голубых и розовых, и т.п. Исключением являются легги, в космосе нет подобной парности, но которые, как повествуется в других сказаниях, ощутили это отсутствие, как ущербность, и попытались возместить ее общением с женским началом низшего мира, мира людей. Там же, где духовные сущности возникли без начала Хаоса, от Логоса и особой сферы, созданной обоими Элоа, парного разделения нет — это духи Гармонии, Силы, Познания, Инициативы и Света.

25. Как можно заключить из сказания, целью создания космосов и духовных сущностей было стремление Элоа сотворить себе подобных путем дарования этим сущностям возможности уподобиться Творцу, совершить подъем к Нему, достичь Его, стать такими же. Эта возможность и это стремление проявляются в космосах всех измерений. На эту цель творения указывают слова Духов Света: «Если творить — то творить или равных себе, или высших».

26. Каждый космос имеет свою особенность, космическую индивидуальность. Этим определяется решение задачи по подъему и отношение к другим духам, с которыми приходится входить в контакт, наконец, отношение к самим Творцам. Некоторые из духов, считая, что условия жизни в их космосе их не удовлетворяют, обращаются, как араны, к Творцам с просьбой изменить эти условия, внести коррективы в их творение, и, не получая желательного результата, проклинают Творца. Другие требуют вмешательства Творца в конфликт между ними и другими духами, не пропускающими их к верхам, и не встречая поддержки, вступают, как темные арлегги, в борьбу с Творцом. Такие явления следует понимать как доказательство свободы волеизъявления духовных сущностей всех космосов, которая предопределена им Творцами — вплоть до протеста против результата акта творения, против самих Творцов.

27. В особом положении находятся сущности, которым сказание дает название Эонов. Появившиеся в Свете абсолютном, они наиболее полно восприняли эманацию основного творческого начала и ставят своей задачей помочь всем сущностям космосов в их подъеме к Творцу, к слиянию с основной творческой силой. Они являются как бы Учителями, которым ведомы наиболее действенные пути подъема, и они оказывают помощь советами и примером.

28. Следует отметить, что один из аспектов основного жизненного начала, Элоа Низа, отринутый теми, в создании кого он принимал участие наряду с Элоа Верха, удалился из нашей Вселенной, уведя с собой наиболее мощные начала Хаоса — могучие стихийные силы. Таким образом, Золотая лестница космосов увенчивается теперь лишь одним аспектом творческого начала — Элоа Верха.

29. Символика образов сказания дает возможность представить бесконечность разнообразия духовных сущностей той Вселенной, которая получила название Золотой лестницы, бесконечность материальных форм и структур космосов и бесконечность различия населяющих их духов. Духовные сущности каждого космоса, каждой ступени Золотой лестницы и всех привходящих миров, параллельных и т.д., не являются одинаковыми, стандартными. В их жизни проявляются индивидуальные особенности, подобно тому, как они проявляются и среди людей. Группируя эти индивидуальные свойства, можно отметить, что среди леггов находятся те, которым дается условное название Звезд знания, Магов, стихийных Сил, Проводников, леггов Смерти и т.д. Точно также имеются группировки и у арлеггов — Серафы, Керубы, Начала, Господства, Михаилы и т.д. Это не исключает того, что в пределах той или иной группировки проявляется индивидуальность отдельного существа. В других сказаниях указывается, насколько различно проявление каждого духа в отдельности — в его поступках, оценке положения, целеустремленности в жизни.

 

(продолжение следует)

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: