warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Вершина Трёх Жемчужин

Знамя Мира уже поднято, и Три Жемчужины приближены [1].

Понимание символа, знака происходит чаще всего интуитивно. На уровне глубинного чутья нас может притягивать или отталкивать  то или иное  изображение. Мы окружены в повседневной жизни множеством  знаков, разных по смысловой насыщенности и значимости. Безусловно, что среди этого многообразия у каждого существуют предпочтения или предубеждения. Один из переводов слова «символ» с греческого — «договор». Существует некая договорённость между знаком и человеком, как и насколько глубоко следует понимать символ, какая идея лежит в его основании.

Нам известно, что наиболее значительные символы несут на себе знамена, флаги и гербы. На них наиболее ярко и лаконично проявляется идея всякой черты, цветового решения — ведь каждая деталь наделена особым смыслом. Многие символы и цветовые сочетания на знамёнах пережили неисчислимое количество лет, пришли из седой древности.

Знамя есть у каждого государства, и оно является священным предметом. В армии и на флоте знамя приобретает ещё большую роль: пока оно поднято, сражение не может быть прекращено. Победа всегда будет ознаменована. Все помнят героические подвиги по спасению знамени. Высоко держать знамя — это хранить высшие идеалы и заветы. В каждом православном храме можно увидеть хоругви — знамёна с изображением Святого Лика, которые выносят только в самых торжественных случаях.

Само слово «знамя» несёт особую смысловую нагрузку. На Руси говорили: «осенить знамением», «знаменовать крестом», «было знамение». До наших дней сохраняется бережное отношение к знамени, во многом как к знамению свыше.

Давайте вспомним теперь о Знамени Мира — знамени всего мира, общего для всех стран и  народов. Мира — как единого целого Земли, как мирную культурную жизнь, как всеобъемлющее понятие. Само явление объединения человечества под одним знаменем является для нашего времени эпохальным без всякого преувеличения. Под Знаменем Мира задумано сохранять и оберегать культурные ценности Земли, общечеловеческие творения красоты. Знаку, изображённому на Знамени, суждено стать «красным крестом» культуры.

Идею Международного Флага Культуры  для охраны Искусства и Науки выдвинул наш великий соотечественник, мыслитель и художник Н.К.Рерих. «Если знамя Красного Креста охраняет здоровье телесное, то Знамя Культуры охраняет здоровье духовное» [2]. Новое Знамя становится стражем культурных сокровищ. «И красный крест Любви покроет поле битвы вашей, и вознесётся песня гармонии» (09.11.1921) [3].

Больше 70 лет назад был подписан Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который получил название Пакта Рериха. «Этот договор стал первым международно-правовым актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением, принятым в этой области до Второй мировой войны» [4].

«Восстаньте, час пришёл! Я поднимаю знамя возмущенья», — произнёс когда-то наш гениальный поэт М.Ю.Лермонтов.  Во всех древнейших Учениях и в Живой Этике сказано: «Если мы не будем противиться злу, то волна хаоса зальёт нас. Культура — понятие общемировое, именно  всё человечество должно ополчиться против разрушения великих ВЕХ человеческой эволюции» (24.03.1944) [5].

После окончания Второй мировой войны Пакт Рериха был положен в основу заключительного акта «Гаагской конвенции о защите культурных ценностей». Знамя Мира по прошествии лет приобрело множество сторонников. Оно поднято над музеями имени Н.К.Рериха, вывешено внутри различных учреждений. Его используют во время многочисленных научных и культурных конференций, часто упоминают в литературе, берут с собой в экспедиции. Знамя Мира побывало на космических станциях, на  многих легендарных горных вершинах, оно облетало вокруг Земли и объездило весь мир. Оно не принадлежит никому лично. На  снежно-белом полотнище Знамени изображёно пурпурное кольцо, в котором заключены три тоже пурпурных круга, соединённых в треугольник. Они объясняются «настолько различно в разных странах, что не мог не привести вам, — пишет Н.К.Рерих, — несколько из этих объяснений… прошлое, настоящее и будущее… религия, искусство, наука… истина, красота, справедливость… мировое единение…  Даже из этих предположений вы видите, что Знак устремляет сам по себе различных людей к своеобразно добрым мыслям. И это уже благо» (20.12.1933) [6].

Важно проникнуться значением древнейшего символа и главное — осознать огромную ценность единого Мирового Знамени в свете грядущих событий, попытаться увидеть в нём знамение Новой эпохи.

Изображение трёх равнозначных кругов, составленных в форме треугольника, — одно из наиболее часто встречающихся универсальных знаков, наряду с крестом, квадратом и кругом. Основополагающие мотивы этих трёх элементов мирового орнаментального искусства — креста, круга и квадрата — во всём многообразии представлены в материальных памятниках, начиная с доисторических эпох. В данном случае нас интересует символика круга и его утроенного образа, триединства, помещённого в большой круг. «Круг в самом общем аспекте был в древнейшей культуре воплощением представлений о важнейших, основополагающих качествах: абсолютное равенство, прямота, единообразие, бесконечность, вечность, круговорот бытия. Сюда входили и морально-эстетические аспекты — добро, красота. Круг ассоциировался с понятиями небесного совершенства — Бог, Небо, Космос, Солнце…» [7]. Знак трёх соединённых кругов своими корнями уходит в те времена, когда только зарождались спирали, меандры, свастики. Три соединённые точки технически было достаточно просто выполнить в прикладных изделиях в самой разной технике. Даже в рисовании с помощью руки можно создать незатейливый орнамент с помощью указательного, среднего и безымянного пальцев и пустить узор на кайму или завершить им цветочный мотив. Если воспользоваться кистью или закруглённым резцом, то такой орнамент будет выходить легко и непринуждённо. Но кроме технической стороны, нельзя забывать и смысловую. Никакие узоры изначально не были предназначены лишь для заполнения пространства вещи, как это случилось позже. Всякая  точка, черта, волна, возведённая в осмысленную структуру, равнялись по своей силе произнесённому имени. Оно или начертанный знак являлось ответственным шагом во всех культурных традициях. Известен факт, что у человека в далёкие времена всегда было два имени. Одно — для  обиходного пользования и частого употребления, не имя как таковое, а скорее, прозвище. Подлинное же имя  было скрыто от посторонних и  известно лишь избранным. По тому же принципу строились и орнаментальные символы, каждый из которых нёс совершенно определённый и, можно сказать, очень сильный энергетический заряд.

 

Вершина Трёх Жемчужин

Н.К.Рерих. Монголия

 

«Египетские скульпторы и архитекторы брали модели для причудливых фигур, которыми они украшали фасады и вестибюли своих храмов, — не из своей собственной беспорядочной фантазии, но из  незримых рас, населяющих воздух  и другие царства природы, которые они умели делать видимыми посредством химических и каббалистических процессов» [8].

Если принять во внимание тот факт, что понятие круга тяготеет к небесному началу, то в идее «срастить», утроить высший образ, изобразить в виде трёх кругов в форме треугольника, заключённого в круге, скрыт глубочайший смысл. Философское понятие троичности обнаруживается во всех культурах, традициях и религиях: Священный Треугольник, три Высших принципа, Святая Троица, Триада, Тримурти, три Столпа — опоры мироздания, три Драгоценности. В содержании трёхчастной композиции, по сути, есть ощущение гармоничной слитности, утроенной высшей силы, кругового, но не замкнутого, поступательного движения. Трёхсторонняя система приносит чувство полного равновесия.

В воззрениях многих народов Вселенная состоит из трёх сфер: мира людей,  подземного и  небесного мира.  Человек, подобно этому, разделяется  на три главные составляющие:  физическое (плотное) тело, тонкое тело чувств  и огненное тело мысли. Три Высших принципа — Атма, Будхи, Манас —  являются, согласно эзотерическому учению, сутью всей сложнейшей тонкой структуры человека. Основа психосоматического существования — это тридоша, три фундаментальных принципа или признака, подробно изученных древней наукой Аюрведой. Три гуны — это три свойства природы:  раджас — движение, тамас — инерция и саттва — гармония. Они, являясь тремя формами  энергии, действующими через материю, вызывают все мировые проявления. О  них подробно сказано в бессмертной  «Бхагавадгите».  В древнекитайской же книге  «Ицзин» триграмма есть символ абсолютного закона.  Любые трансформации внутри Вселенной могут быть классифицированы с помощью комбинаций  восьми триграмм.  Уместно вспомнить, что во всех мировых религиях прослеживается идея триединства. В  буддизме обретается духовное  прибежище в Трёх Драгоценностях — это Будда (Учитель), Дхарма (Учение) и Сангха (Община). В буддийских школах много внимания уделяется размышлению о трёх проявлениях бытия — дхармакайе, самбхогакайе, нирманикайе. Так же известно три главных направления буддизма: ваджраяна, махаяна, хинаяна.

У зароастрийцев тройственность представлена как Ахура Мазда (Господь, мудрость), Арта (порядок, истина) и Харватат (целостность, общность). В индуизме это три величайших сосуда Абсолюта — Брахма, Вишну и Шива. Индийские мудрецы — риши — считали, что основой связи с Высшим Миром служат: гуру (учитель), санкхья (философские  размышления) и йога (духовная практика). Три «звёздных бога» даосов —  долголетие, процветание и счастье, а три «даосские драгоценности» — ци (энергия), цзинь (семя) и  шэнь (дух). В иудаизме опорой служат три основания — Бог, раввин и Тора. Добавим к этому Пресвятую Троицу христианства. Вездесущее Единство Троицы выражено в Трисвятой песне: Святый Боже (Бог Отец, Господь), Святый Крепкий (Бог Сын, Создающее Слово, Истина) и Святый Бессмертный (Дух Святой,  Бессмертная мысль). 

Итак, перед нами проходит величественная и далеко не полная череда  Трёх Жемчужин мира — три колеса, факела, столпа, щита, сосуда, соцветия; трилистник;  три вершины мира; наконец — три звезды  пояса Ориона.

Полностью раскрыть значение знака триединства невозможно. Мы можем стремиться утончать своё восприятие, чтобы суметь ощутить вибрацию, исходящую  из древнейшего символа. Кто же решится определённо сказать, с какой целью  его изображали на щитах крестоносцев или на русских иконах, на кавказских клинках или на скалах Монголии, на средневековых европейских картинах или на тибетских перстнях, на печати Тамерлана или на египетских сокровищах, на гималайских фибулах или японских тканях, на скифских древностях или на китайских пагодах, на греческих амфорах или на готических соборах? Н.К.Рерих писал, что знак триединства раскинут безгранично по всему миру, от Дальнего Востока  до крайнего Запада. Именно потому для Знамени Мира был избран символ, переживший тысячелетия.  «Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, может быть, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человеческих [9].

В человеке тройственное проявление, как дух, душа и тело, как мысль, слово и дело, объединены в сердце. Живое сердце преображает  и одухотворяет всю нашу сущность. Сердце есть вершина Трёх Жемчужин, оно способно проводить через себя энергию Высших принципов и оставаться в то же время в земных условиях. «Пусть многие реки текут из сердца, из вершины  Трёх Жемчужин» (07.09.1931) [10]. Сердце есть наши врата в Высший Мир. С помощью очищенного и открытого сердца человек способен постигать подлинную суть жизни. Три Жемчужины, три Высших принципа бытия  предстают  в гениальной простоте символического образа. Окружающий их круг придаёт знаку нерушимое равновесие. Подобно тому, как на древнерусской иконе София — Премудрость Божья — обнимает трёх своих дочерей — Веру, Надежду и Любовь, так завершающая окружность обнимает три пылающих круга.  Пурпурный и белоснежный цвета придают Знамени торжественность и гармоничную слитность. «Торжественность расцветает пурпуром — так собираем гирлянды сердца» [11].

 

Вершина Трёх Жемчужин

Н.К.Рерих. Конь счастья

 

В одной буддийской притче ученик обращается с вопросом к Великому Мудрецу: «Что делать, о Повелитель моего Духа, когда во мне иссякает сила воина? Когда я намереваюсь сбежать с поля битвы, когда изранено моё существо на поле сражения?»  И Мудрец отвечает: «Ищи глазами своего сердца Знамя, которое возвышается над полем битвы, и когда найдёшь его, смотри поверх него». Смотреть поверх Знамени на поле внутреннего сражения, возможно, означает восприятие всего происходящего в жизни глазами сердца.

Вспомним, что три круга словно обрисовывают треугольник, который созвучен пирамиде. В свою очередь, пирамида сопряжена с небесной лестницей — символом Иерархии, Высшего начала, Небесного Водительства. Сердце, которое названо вершиной Трёх Жемчужин, играет в триединстве ведущую роль. Оно, олицетворяет духовное начало в человеке.

На книгах Учения Живой Этики начертано два слова на санскрите, обведённые в квадрат. Эти слова переводятся как Майтрейя сангха — Община Майтрейи, Великого Учителя Новой эпохи. Три Драгоценности есть: Учитель, Учение и Община. Знамя Мира является знамением грядущего Нового мира, эпохи Майтрейи — эпохи Общины. «Знамя Мира не есть только Знамя Мира, но именно, чем жив мир!» [12]. И «когда мир содрогнулся, то в противоположение был дан знак Майтрейи» [13]. Широчайшая  вместимость символа триединства подобна Солнечному Сердцу, которое всё объемлет, всё покрывает и всех наполняет любовью. Такое сердце есть поистине вершина Трёх Жемчужин.

 

Горный Алтай, с. Усть-Кокса

 

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: