warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В бомбейском журнале «Теософское движение» с 1951 по 1954 годы публиковалась серия статей, озаглавленная «Указание пути», которая содержит вопросы и ответы, помогающие искателям истины осваивать знания, изложенные в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской и «Океане теософии» У.К. Джаджа.

С 52-го «Дельфиса» мы начали знакомить наших читателей с некоторыми материалами этой серии. В частности, с посвящёнными обсуждению трёх фундаментальных положений «Тайной Доктрины», данных Е.П. Блаватской в «Прологе» первых глав.

Эти три положения постоянно рассматривались и пояснялись на семинарах Е.П. Блаватской. Обсуждались они и на семинарах, где изучался «Океан теософии» У.К. Джаджа. И именно этот последний материал в виде вопросов и ответов публикуется ниже. Читатель должен понимать, что эти ответы — скорее предположения, чем утверждения. Их цель — побудить и вдохновить тех, кто задавал вопросы, на самостоятельный поиск ответов, то есть более глубокое изучение Доктрины.

Ответы даёт некий Джон ГАРИГ, который был знаком с основателем Объединённой ложи теософов Робертом Кросби (присоединился к теософскому движению в 1888 году). О Гаринге известно мало, лишь то, что он обладал феноменальной памятью (мог наизусть цитировать страницы «Тайной Доктрины») и эрудицией, а также был меценатом. На свои средства он построил в Лос-Анжелосе здания для Объединённой ложи теософов.

Материал этой книги и свой перевод нам предоставила Л. ЛЕЩИНЕР, проживающая в США и известная своим переводом «Океана теософии» У.К. Джаджа (М., Дельфис, 2006)

Указание пути (часть 3, окончание)1


(Третье основное положение «Тайной Доктрины»)

Три основные положения «Тайной Доктрины»

I. «Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого понимания и может быть лишь умалён человеческими выражениями и уподоблениями. Он — вне уровня и достижения мысли и, согласно словам Mandukya Upanishad, — «Немыслим и Несказуем»2.

II. Вечность Вселенной в целом, как беспредельный план (проекция); периодически — «ристалище бесчисленных Миров, беспрестанно проявляющихся и исчезающих», называемых «Проявляющимися Звёздами» и «Искрами Вечности». «Вечность Странника» подобна мгновению Ока Само-Существования, так говорит Книга Дзиан, «Появление и исчезновение Миров, подобно правильному возвращению прилива и отлива».

III. «Тайная Доктрина» учит основной тождественности всех душ с Всемирной Превышней-Душой, последняя сама есть аспект Неведомого Корня; и обязательному странствию для каждой души — искры Превышней Души — через Цикл Воплощений или Необходимости, согласно Закону  Циклов и Кармы на протяжении всего срока.

 

Вопрос: Что значит Высшая Душа, и как она связана с универсальным шестым принципом? Что или кто путешествует, меняя формы?

Ответ: Высшая Душа — это Всеобщий разум или знание, знание Всех, рассматриваемых как единое целое. Универсальный шестой принцип — это Высшая Душа, Буддхи3. Наше представление, что «моё» и «твоё» знание — наши собственные, в какой-то мере правильно. Знание едино. Идея единства должна господствовать в рассмотрении всех этих предметов и идей. Есть одно знание, — знание всех, если считать их единым целым. Наше знание является нашим собственным знанием. Высшая Душа — это другое слово для этого единого совершенного знания. Душа каждого — это то, что он вмещает из этого знания.

Монада движется по пути эволюции. В «Океане Теософии» У.К. Джадж называет её зародышем самосознания. Он говорит, что движется не Монада, а то, чем она является. Монада — это Жизнь в проявлении, проявленная Жизнь. Термин «Монада» применялся так, как будто это что-то отдельное. Но Е.П. Блаватская (Е.П.Б.) говорит, что он применялся так только для удобства, что лучше использовать выражение: «Монада или проявляющаяся Жизнь в царствах минеральном, растительном, животном и т.д.».

В низших царствах Монада подобна волне в океане жизни. Когда достигнута стадия человека, существует сознающая себя Монада, ибо зародыш самосознания созрел. Хотя это неполное осознание,  но она осознаёт себя и бодрствует. Для каждого из нас это так. В человеческом царстве Монада — это созревший зародыш или проросшее семя самосознания, которое начинает своё движение в каждом из нас и говорит: «Я есть я». Это не значит, что любой представитель низших царств станет человеком — они подобны классам в школе, через которые проходит жизнь, чтобы в результате видоизмениться и действовать, как осознающее себя Эго в человеческой форме.

 

Вопрос: Изменяется ли «искра» (слово, использованное в Третьем основном положении)? Если нет, то для чего нужно странствие?

Ответ: Мы не можем понять, что то, из чего складывается наш опыт, — ограничено, а то, что испытывает его, — бесконечно. В своей сущности — мы бесконечны и неизменны. Любой из нас может дать совершенно правильный ответ, что наш опыт постоянно увеличивается, нет предела росту Души, если использовать слово «Душа» в смысле опыта. Высшей формой опыта является осознание Сущности. Значит, должно прийти время, когда человек осознает, что как в нём, так и во всём другом, есть и конечное, и Бесконечное. И что всё конечное или проявленное существование имеет только одну цель — постоянно увеличивающее осознание природы Бесконечного, которым является Всё.

 

Вопрос: Нужно ли Великим Существам, представляющим собой совершенный продукт прошедшего периода эволюции, пройти через каждую элементальную форму феноменального мира следующей Манвантары?

Ответ: Такого утверждения в Третьем основном положении нет. Оно говорит, что чисто духовная Буддхи — первичная форма жизни, не может достичь полного самосознания или совершенного существования, пока не пройдёт через каждую форму феноменального мира этой Манвантары. Детей не может быть, если нет взрослых, не может быть яиц, если нет куриц, которые откладывают их. Яйца не откладывают куриц, курицы откладывают яйца. Аналогия состоит в том, что действие или эволюция (или проявление) начинается в Духе, а не в материи. «Дух» — это общеупотребимый или универсальный термин для сознания, а то, что исходит из чистой сущности универсальной Души, не имеет собственного сознания. «Тайная Доктрина» даёт ясную визуальную картину самого начала Эволюции.  Это называется началом «нисхождения душ» — сознающих и несознающих атомов. Величайшие Существа, говорит «Тайная Доктрина», не могут избежать перевоплощения. Но оно очень отличается от нисхождения через элементальные формы феноменального мира.

 

Вопрос: Каким образом развивалось самосознание?

Ответ: Человеческая форма совершенно удивительна, если увидеть, что в ней собрано всё, что есть в природе. Только такая форма позволяет и только в такой форме самосознание растёт. Это подходящий инструмент для осознающей себя жизни. В такой форме, путём такой комбинации инструментов человек может отступить в сторону и посмотреть на себя. Это и означает самосознание. Существа ниже человека представляют различные уровни сознания и разума, но они подобны существам в «состоянии». Их уровень — это состояние разумности, состояние сознания — индивидуальности там нет.

Зарождение индивидуальности, как сказано, начинается с растительного мира. Человеческая стадия достигается путём природного импульса — интенсивного природного процесса обмена, когда высшие формы разума одевают себя в низшие и, таким образом, оставляют на них впечатления. Универсальным (поскольку вся природа представлена в нём) инструмент становится только тогда, когда достигнута человеческая стадия.  После этого он становится подходящим инструментом для сознающего свою сущность человека.

Подумайте о том, что происходит с нами во сне, когда мы — состояние, или вовлечены в состояние, и, обычно, не можем посмотреть на себя со стороны, поэтому рассматриваем подобный опыт как состояние сознания. В обычном состоянии бодрствования мы можем подвергать анализу наши дела, мысли, чувства, отношения. Это самосознание. Далее, эволюция означает расширение самосознания. В результате, Вселенная не только становится нашим инструментом, и мы знаем, что это так. Сознание любого существа во Вселенной — это наше сознание, и при этом мы не теряем нашего ощущения себя или нашего чувства Сущности4.

 

Вопрос: Что это такое, что поднимается через низшие царства и приобретает индивидуальность? Другими словами, были ли мы когда-либо животными, растениями, минералами, элементалами или чем-нибудь ещё?

Ответ: Следует ответить на этот вопрос таким образом: если Первое основное положение является истиной, то эта Вселенная — Вселенная Жизни в любом царстве. Итак, жизни существуют: в состоянии единства; в беспорядочном состоянии; в организованном состоянии. Существуют три класса жизней, или душ, или Монад. Если использовать слова Третьего основного положения и назвать Монаду5 — Буддхи, чисто Духовной Душой, тогда она есть как в каждом атоме пыли, так и в величайшем Махатме, потому что это — жизнь без начала и без конца.

Заметьте, что в чисто духовной Буддхи нет активных принципов проявления. После бесконечной трансмиграции через побуждаемую деятельность, один из принципов действия просыпается. Он был там всё время в скрытом состоянии, поскольку он не мог бы появиться, если бы его там не было. Но с точки зрения проявленного существования его там не было. Спустя какое-то время появляется два принципа действия, а спустя ещё какое-то время — три принципа действия. Затем появляется неразумный человек.

То, что путешествует по царствам природы, — это Жизнь в специфическом состоянии, бездейственная в такой же мере, как эта бумага.  Она бездейственна, но мы можем её двигать. Воздух бездействует, согласно любому пониманию, но мы используем его постоянно. Проходит время, и то, что мы называем воздухом, имеет один свой собственный элемент или принцип действия. После того, как развились три принципа действия — появляется высшая форма материи. Затем можно проявить что-то ещё. Жизнь или душа, в которой все семь принципов действия активны, может соединиться с высшей формой материи или вселиться в неё. Так появляется человеческое существо.

Итак, это Жизнь, неорганизованная Жизнь движется снизу вверх. Активизация трёх принципов означает организованную, но не имеющую самосознания жизнь. Полностью организованная форма материи делает возможным воплощение духовной души — сознающего себя существа, называемого перевоплощающимся Эго. Так ещё одно существо, назовите его комбинацией семи принципов, оказывается здесь, на Земле. Но помните, что с точки зрения низших принципов — это побуждение. С точки зрения высших принципов, Эго — это волевое действие. Через какое-то время в этой Жизни, которая составляет то, что мы называем нашим телом, его клетками, молекулами, атомами — какое бы название мы ни выбрали — все принципы действия будут разбужены. Когда это достигнуто, появляется человек.  С этого момента для его развития необходимы его собственное побуждение и собственная инициатива.

 

Вопрос: Равно ли количество собственного побуждения и инициативы, требуемое во время нисхождения по дуге эволюции, или воплощения духа в материю, тому, которое необходимо для подъёма по эволюционной дуге?

Ответ: Падать гораздо легче, чем подниматься.  Эволюция, если иметь в виду вступительный период общего проявления, должна обязательно производиться коллективными действиями всех духовных существ. Но эволюция в её применении к индивидуальности сразу же требует собственного побуждения и волевого усилия. Никакого усилия не нужно любому человеку, чтобы двигаться с массой — независимо от того, в каком направлении она движется — вверх, вниз или как-то ещё.  Усилие прилагается, когда человек желает следовать курсу, отличному от того, которым движется масса. И это происходит на четвёртой стадии эволюции.

 

Вопрос: Означает ли это, что на нисходящей дуге эволюции нет индивидуализации?

Ответ: Армия марширует в общем движении. Но это не предполагает отсутствия индивидуальности в солдатах, составляющих её. Е.П.Б. снова и снова повторяет, что в попытке обдумывания этих вещей, мы должны отходить от методов обучения и образования, знакомых нам в повседневной жизни. Она говорит, что, поскольку теософия в своей основе имеет дело с сознанием более высоким, чем человеческое, и с формами материи более тонкими, чем всё, о чём мы знаем сейчас, то из этого следует, что существует только один путь получить необходимые нам ясные представления и концепции — через аналогии и соответствия.

Если, как Е.П.Б. неоднократно провозглашает, человек — микрокосм великого Макрокосма, то, услышав любое заявление, наше дело искать в себе какое-то действие, движение, какой-то опыт, какую-то связь в нашем сознании, которая подходит к описанию, данному другим состояниям или формам жизни и существования. Она заявляет, что это — единственная нить Ариадны, которая выведет из лабиринта непонимания, в котором запутан человек. Полезно попробовать этот принцип на себе и после прочтения какого-то философского утверждения сказать: «Что же, если это утверждение правда, то во мне есть что-то, что я могу опознать, что соответствует этому утверждению». В ежедневно действующем человеческом сознании есть аналогии и соответствия чему угодно и всему тому, о чём учит «Тайная Доктрина».

 

Вопрос: Третье основное положение утверждает, что наши усилия, побуждаемые инициативой и волей, контролируются Кармой. Разве это не означает ограничение силы свободной воли?

Ответ: Если бы не было ограничения силы свободной воли или любой другой воли, могла бы ли она быть вообще? Если нет ограничения проявлению, тогда не было бы ничего, кроме Абсолюта. Наше понимание свободной воли — это концепция воли, скрытая под обманчивой маской, когда, заложив любые приятные нам причины, можно выбрать приятные и отбросить неприятные следствия. Однако известно, что результаты, которые мы получаем, также носят двойственный характер.

У каждого есть воля, потому что воля — это ничто иное, как сила, определяющая выбор. Из двух вещей мы выбираем ту, которая кажется нам лучше и дороже. То же самое делает атом, то же делает любой и каждый. Тогда воля, в смысле способности различать, — совершенно универсальна везде и во всём. В духовном смысле она означает единственное — применение  этой способности к самому себе. Если мы видим путь, который лучше нашего теперешнего, давайте следовать ему. Но, по большей части, мы видим то, что хорошо бы делать другому, и стараемся заставить его делать это. Это наша концепция воли. Это научная концепция воли. Религиозная концепция называется «волей Бога».

Если взять английские слова, несущие эзотерическую ценность в своём основном значении, и дать им теософское определение, мы сделаем точно то, что делает Е.П.Б. во всём, что она написала. Совершенно удивительно отметить, что в «Тайной Доктрине» она скрупулёзно, постоянно, прилежно и без исключения даёт определение каждому, использованному ею термину. Прочитайте её определение воли и её утверждение относительно Первого основного положения, её утверждение относительно четырёх, сейчас уже проявленных, аспектов Первого принципа, и вы увидите, как внимательно, в пределах того, что позволяет язык, она выразила то, что имела в виду.

Сравните её определения слов c определениями в словаре или с традиционным применением и пониманием их, и вы непременно увидите, что, почти без исключения, её использование наиболее общепринятых слов прямо противоположно нашему. Возьмите, к примеру, слово «материя». Мы привычно думаем и говорим о трёхмерной материи. Это не так и никогда не было так. Материя двухмерная, это отражающая поверхность. Мы — это третий «размер» материи, но мы никогда не видим этого. Материя не имеет сознания своего существования.  Мы — те, кто осознают её существование, и для себя мы называем это осознание «материей». Выйдите на улицу и поговорите с куском камня, скажите ему: «Камень, двигайся!» Камень не ответит. Но если Адепт, понимающий истинную природу камня, скажет ему: «Двигайся!» Камень двинется.  И для реализации этого Адепту не понадобится устанавливать высокотехническую индустриальную систему!

 

Вопрос: Что значит «независимое сознательное существование?»

Ответ: Е.П.Б. определяет «независимое сознательное существование» следующим образом: это самосознание или индивидуальность. Однажды приобретённое, оно должно поддерживаться самим индивидуумом, независимо от того, в теле он или вне его, во Вселенной или вне её, либо это — комбинация интеллекта и воли. Мы сознаём себя, но в ограниченной степени. Мы теряем наше осознание себя каждую ночь, и каждое утро мы опять «подбираем» его. Это так, будто умирая вечером, мы заново рождаемся каждое утро, подобно тому, что произошло, когда мы появились на свет. Поскольку наше осознание себя объективно, оно не может стать полным осознанием, пока что-нибудь, даже временно, нарушает его непрерывность.

Если бы наше сознание было таким, как у Махатм, оно бы не прерывалось сном. Если бы мы были такими, как Махатмы, оно бы не прерывалось смертью6. Непрерывность осознания себя означает — Жизнь плюс воля, плюс знание или понимание. А это означает такой контроль памяти, что она становится способностью, подобной нашей способности видеть. По своей воле мы можем пользоваться или не пользоваться ею, мы можем смотреть на что-то или не смотреть. Память — это только форма сознания, означающая способность помнить. В материи ещё не развилось полное осознание себя, которое, рано или поздно, мы все должны в ней развить. На плане Духа оно у нас есть, но каждый раз, когда мы оставляем план Духа, мы теряем его, хотя нам не следует этого делать.

 

Редколлегия

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: