warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Современная наука и синтез знаний1

Малов И.Ф., доктор физико-математических наук

Материализм или идеализм?

Что первично – Материя или Идея (Сознание)? Окружающий нас мир – это вечная, постоянно изменяющаяся и движущаяся материя, и сознание представляет собой её особую, но неотъемлемую часть? Или мир сотворён Богом (богами) как воплощение первоначально существовавшей Идеи и может быть бесследно уничтожен? Подобный выбор тесно связан ещё с одним вопросом: познаваем или непознаваем мир вокруг нас? Если признать существование принципиально непознаваемого Бога с его способностью создавать и уничтожать материю, приписывать ей свои законы и по своему усмотрению изменять их, то мы неизбежно приходим к крайней форме агностицизма.

Дальнейшее изложение основывается на материалистических представлениях. Мы – часть очень богатого в своём многообразии, но в принципе познаваемого мира, и все формы материи, включая самые тонкие и пока не изученные, являются её неотъемлемыми элементами.

 

И.Ф.Малов выступает на конференции «Этика и наука будущего» 25 марта 2012 г.

 

Способы познания материи

Познание окружающего мира осуществлялось и осуществляется человеком тремя способами: 1) через чувства и образное представление, то есть через ИСКУССТВО; 2) с помощью интуиции и тонких каналов организма, что обычно связывается в конечном счёте с РЕЛИГИЕЙ; 3) с использованием интеллекта, объединяющего в единую цепь разрозненные наблюдаемые факты и явления и выводящего из них законы, которые можно использовать в дальнейшем для описания природы и применения в повседневной жизни; такой способ получения знаний – прерогатива НАУКИ.

Все три способа взаимосвязаны — во всех случаях первичными остаются наблюдаемые явления, приводящие к эмпирическим или интуитивным обобщениям, либо к образному выражению действительности. Художники используют достижения науки и техники для осуществления своих творческих замыслов. Научные исследователи представляют структуры сложных молекул или модели астрофизических объектов в виде пространственных изображений. И при всех способах отображения действительности творчество сопровождается озарениями или прозрениями.

Роль науки

Начиная со Средних веков, всё бóльшую роль в жизни общества стала играть наука.

В Учении Живой Этики и в трудах Н.К. и Е.И.Рерихов наряду со знаниями, полученными из древних источников, которые по терминологии некоторых исследователей можно назвать метанаучными, первостепенная роль в познании мира также отводится современной науке.

«Наука должна укрепить пути к высшему познаванию. Наступило время, когда древние символы знания должны претвориться в научные формулы» (Братство, § 425).

Живая Этика в своём понимании мира и человека предполагает научное описание всех явлений мироздания. Феномены, не поддающиеся пока научному объяснению, обязательно получат научную интерпретацию, и их сущность будет раскрыта в процессе познания. Новой науке необходимо использовать духовное богатство человеческой культуры. Она должна выйти на новый уровень изучения тонких явлений, которые требуют научных объяснений и научной практики. В качестве основного научного метода Живая Этика видит опытное познание.

«Мир будущий, мир высший грядёт в доспехе лучей лабораторных» (из письма Е.И.Рерих к Е.Ф.Писаревой от 24.05.1938 / Рерих Е.И.. Письма. Т.6 (1938–1939). М.: МЦР, 2006. С.133).

«Наука пусть шире ведёт к познанию неограниченному» (Надземное, § 676).

Почему наука становится наиболее важным путём познания мира? Любое озарение, например – вдохновение художника, остаётся интимным событием, не замечаемым другими людьми. Андрей Рублёв долго носил в себе образы Троицы, подбирал нужные краски, очищал свою душу для воплощения задуманного, и счастье человечества заключается в том, что эти замыслы были осуществлены. Только тогда, когда внутренние ощущения претворяются в художественные образы (на холсте, в музыке или в виде стихов), они становятся достоянием многих и могут вызывать в них отголоски ощущений автора и восприятие гармонии окружающего мира. Видения религиозных пророков или святых становятся известными миру только тогда, когда они в устных рассказах ученикам и последователям или в письменах доходят до других людей. Евангелия, жития святых, записанные на бумаге или папирусах, дают нам возможность прикоснуться к идеям давно минувших дней. Особое место в этом ряду занимает наука. Основные её достижения связаны с каждодневными исследованиями явлений природы. Здесь в бóльшей степени, чем в искусстве или религии, важно доведение результатов до широкого круга других исследователей. Озарения учёного также остаются только в его сознании, пока они не воплотятся в формулы и законы природы. Только тогда они могут стать «материальной силой». В противном случае все вдохновения, видения и озарения уходят в мир иной вместе с уходом художника, святого или учёного.<...>

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: