warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Уже в 1952 году, когда человечество только ещё подошло к порогу нынешнего техногенно-экологического и гуманитарного кризиса, уже тогда Е.И.Рерих писала столь актуальные для нас сейчас пророческие строки:

«Культура страшно упала во всех странах и продолжает быстро катиться под гору. Многие дисциплины науки, с таким трудом поддерживаемые в трудные, тяжкие годы войн и смут народных, вымирают окончательно за отсутствием интереса к ним среди огрубевшего населения... ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НЕ МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В РОБОТОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ! Оно не просуществует и нескольких столетий. Высшие Центры жизни замолкнут и оявятся на отмирании лучших способностей к прогрессу нашего внутреннего существа. Дблжно осознать, что без корней и основ ничто стоять не может, потому Основы Культуры, Гуманизма должны быть охраняемы в первую очередь в каждой стране, которая хочет жить и процветать. Итак, судьба многих стран, а может быть, и существования всей планеты в руках самого человечества...». В чём же видит Е.И.Рерих спасение человечества? Вот ответ на этот вопрос в письме 1946 года: «Последние дни просматривала, что было дано (в 1931 году) о великом значении Знамени Мира, или Знамени Владык, и как необходимо развернуть Знамя Мира, ибо в нём содержатся все устои Культуры...».

«Вспоминаются и все начинания Лиги Культуры под Знаменем Мира; конечно, война и, главным образом, предательство нескольких отступников, затруднили и даже приостановили развитие и распространение благой деятельности. Но при наступлении нового Цикла Знамя Мира и Культуры должно быть снова поднято...».

«Поймём Лигу Культуры как конгломерат всевозможных организаций от духовных до кооперативов, всё может поместиться под куполом Культуры»,— так представляла себе Всемирную Лигу Культуры Елена Ивановна Рерих.

И вот теперь в нашей стране существуют Международная Лига Защиты Культуры. Руководит ею видный общественный деятель Фёдор Михайлович Бурлацкий. Писатель, публицист, политолог, историк. Он написал более 20 книг, известных не только у нас в стране, но и за рубежом. Недавно вышел в свет его двухтомник, посвященный политическим биографиям лидеров XX века, тем, чья деятельность в значительной мере определила лицо уходящего столетия.

С 15 апреля по 14 мая в регионах России, СНГ, Индии и Испании проходил «Международный марш в защиту Культуры "Под Знаменем Мира"». Его инициаторами были Международная Лига защиты Культуры, Международный центр Рерихов, Гуманитарно-благотворительное общество «Свет Утренней Звезды — Urusvati» при поддержке Министерства культуры РФ, Комитета по культуре при Госдуме РФ. Акции Марша завершилась конференцией, посвященной 45-летию подписания Гаагской конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта». Конференция прошла 14 мая в Москве в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, где в это же время состоялись выставки фотоматериалов, посвященных истории подписания «Пакта Рериха» и Гаагской конвенции 1954 года, а также экспозиция рисунков детей Индии, Тибета, Японии, Дагестана, Краснодара и Троицка из коллекции «Галереи мира». Предлагаем вниманию читателей беседу с Ф.М.Бурлацким. Ведёт её А.П.Кабанова.

Сохранять и приумножать сокровища культуры


(Беседа с председателем Международной Лиги защиты Культуры Ф.М.Бурлацким)

А.П.Кабанова: Международная Лига защиты Культуры существует в России. Пожалуйста, несколько слов об истории её создания.

Ф.М.Бурлацкий: Создана она три года назад. Инициатором этого был Международный Центр Рерихов и лично её вице-президент Людмила Васильевна Шапошникова. Тогда был создан исполком, и я получил предложение возглавить Лигу. Я давно интересовался духовным наследием семьи Рерихов, знал об идеях, связанных с «Пактом Рериха». Тогда ещё я многого не знал, но, тем не менее, решился возглавить Лигу.

Корр.: Каковы задачи Лиги?

Ф.М.Б.: Главное—это пропаганда идей Рерихов, расширение круга людей, принимающих их идеи, людей, для которых духовная сущность человека имеет первостепенное значение. Мы видим свою практическую цель в том, чтобы апеллировать к нашей российской, международной общественности, к властям с тем, чтобы радикально изменить место и роль Культуры в жизни общества. Эта задача очень нелёгкая, так как финансирование культурных учреждений у нас в сравнении с советскими временами уменьшилось в 20 раз. Положение нашей интеллигенции сейчас может быть сравнимо лишь с положением интеллигенции в самых отсталых странах Африки.

Корр.: Чем конкретно занимается Лига, каковы её основные направления?

Ф.М.Б.: За эти три года у нас возникли филиалы, примерно, в 40 регионах. Это и Россия, и страны СНГ, а также Индия, Китай, Германия, США. Очень сильная группа у нас в северо-западном регионе, в Петербурге. Там работу возглавляет академик РАН Г.Н.Фурси и М.Н.Чирятьев. Они планируют создание сети своих филиалов, в которую войдут центры в Мурманске, Архангельске и других городах.

Что же касается направлений нашей деятельности, то она охватывает широкий круг проблем. Петербургская группа, например, особенно интересуется наукой. Ею проведено несколько крупных конференций, в том числе и здесь, в Москве, посвященных положению российской науки, её возрождению.

Московское отделение особенно много внимания уделяет проблемам образования и высшего, и среднего. В Саратове и Ростове занимаются тем же. Но в большинстве регионов решаются чисто прагматические задачи, связанные со спасением местных музеев, библиотек, особенно детских. И в Москве мы стараемся помогать, например, Ленинской библиотеке. Последнее время мы больше внимания стали уделять проблемам семьи, воспитания детей. Мы участвуем во многих мероприятиях, которые проводятся другими центрами. Пытаемся им помочь в борьбе с беспризорниками, в решении задач, связанных с детскими домами, и многое другое.

Корр.: Вот Елена Ивановна Рерих в своих письмах, говоря о нашей стране, часто называет её «Новой Страной», подчёркивая, что именно она должна осуществить Космическую миссию — удержать Планету в равновесии. Как Вы — историк, политолог, хорошо знающий и нашу страну и другие страны, как Вы воспринимаете точку зрения Елены Ивановны в свете того, что сейчас происходит в мире?

Ф.М.Б.: Ну, прежде всего, вопрос в том, есть ли вообще мессианские народы? Вы хорошо знаете, что мессианским народом считали себя иудеи, и не без основания. Ведь и Христос, и Моисей, и пророки принадлежат к этому народу. Тем не менее, я не считаю этот народ мессианским, потому что, хоть и не в равной степени, но с достаточным основанием, каждый народ, наверное, может считать себя носителем какой-то миссии. Ну, например, американцы, которые сейчас считают себя носителями определённой миссии, без религиозного оттенка, и они полагают, что имеют моральное право...

Корр.: Учить других жить?

Ф.М.Б.: Именно, как представители народа, который больше других преуспел и в технике, и в военном деле, они считают, что имеют право направлять жизнь всего человечества. Но я решительно против такой точки зрения. И считаю, что американцы дискредитировали себя, особенно своими действиями в Югославии, в Косово. Разве не чудовищна расправа с целым народом из-за того, что у него плохой президент, который ведёт неправильную политику — геноцид албанцев. Но нельзя лечить один геноцид — другим, теперь уже геноцидом сербов.

Более того, я должен это сказать, к большому моему сожалению, что в XXI веке мы, всё человечество, идём к американской модели мира. И такой мир, вероятно, сможет быть благоприятным только для небольшой группы богатых стран, которые строят своё благополучие за счёт 80% остального, довольно бедного, человечества.

Я уже не говорю о страшной идее мессианства, которую нёс германский фашизм. Известно, чем это кончилось. Поэтому я отношусь к самой мысли о мессианской роли того или другого народа довольно скептически. Что же касается Елены Ивановны Рерих, то её мысль я принимаю в той степени, в какой она касается духовных начал русского, российского народа. В силу исторических причин российский человек, не только русский, в массе своей (прошу прощения у своих оппонентов!) всё-таки добрее людей западных, терпеливее, поскольку он не прошёл многовекового опыта капитализма, построенного на расчёте и стяжательстве. В силу может быть экономической отсталости страны наши люди добрее, терпимее, они больше склонны к взаимопомощи, к общине. А отсюда не столько наша миссия, сколько ощутимый вклад в культуру общечеловеческую и мировую историю. Если американцы внесли в неё в большей степени технологическое начало, явились здесь пионерами, хотя теперь это оспаривают японцы и другие нации, то мы, прежде всего через свою культуру, являемся носителями нравственно-духовного начала, что очень важно.

Корр.: Отсюда, наверное, и русский Космизм — и Фёдорова, и Циолковского, и Вернадского, и, наконец, Рерихов.

Ф.М.Б.: Возможно. И я думаю, что Елена Ивановна Рерих в своих размышлениях о российском народе, его духовных качествах опиралась во многом на тот изумительный взлёт русской культуры, который дали всего какие-то 50—60 лет прошлого века и начало этого столетия.

Что касается культуры советского времени, то, конечно, революция дала колоссальный толчок к образованию. Вся неграмотная Россия, а это было 80% населения, вся она стала грамотной. И прекрасно были поставлены и среднее, и высшее образование. О Шекспире, например, у нас знали и писали больше, чем в Европе или Америке. Но тем не менее железным занавесом мы были отгорожены от мировой культуры, не только от американской в худшем её проявлении. У нас до сегодняшнего дня не было от неё прививки, и потому последние годы она захлестнула нас, особенно через телевидение.

Мы за развитие и возрождение российской культуры: и русской, и всех народов, населяющих нашу страну. И где бы мы ни выступали, мы отстаиваем эту позицию.

Корр.: А какие известные деятели культуры с вами сотрудничают?

Ф.М.Б.: Самые известные. Это и академик Лихачёв, кстати, на конференцию он обратился с «Декларацией прав Культуры», которая была горячо поддержана. Академик Раушенбах, директор музея изобразительных искусств Антонова, дирижёр Светланов, критик Рассадин. Всех не перечислишь. Мы тесно сотрудничаем в Индии — с институтом. Махариши, в Германии — с Дельфийским движением.

Корр.: Что это за движение?

Ф.М.Б.: Оно предлагает возродить античную традицию Олимпиад, но не только в спорте, а и на поприще искусства: состязания поэтов, музыкантов, художников, певцов...

Корр.: Ваши впечатления от недавно прошедшей конференции как завершающей акции Марша мира.

Ф.М.Б.: Впечатление внушительное, ведь акции Марша прошли более чем в 100 городах России, странах СНГ, а также в Индии. Сама конференция была очень представительной. В ней приняли участие работники МИДа России, отделения ЮНЕСКО в Москве, посольства Индии, РАН, РАЕН, МГУ, Ленинской библиотеки, представители национальных диаспор Москвы, многие культурные и общественные организации, ваш журнал «Дельфис». В своей резолюции конференция призвала глав государств — членов ООН содействовать неукоснительному соблюдению международных договоров и соглашений, направленных на защиту Мира и Культуры.

Ещё конференция решила обратиться к посольству Индии с просьбой о восстановлении и защите всех памятных мест Индии, связанных с семьёй Рерихов, а также к губернатору Санкт-Петербурга В.А.Яковлеву с предложением: в год 125-летия со дня рождения Н.К.Рериха помочь созданию на родине художника мемориального Музея (Культурного Центра) имени Н.К.Рериха.

Одним словом, конференция призвала все народы мира к защите, сохранению и приумножению сокровищ Культуры как единственному фундаменту процветания человечества.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: