warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Предлагаемая вниманию читателя статья физика Алексея Викторовича ЗУБКО является кратким изложением его обширной работы1, где сделана попытка приблизиться к решению великой тайны соотношения духа и материи на основе синтеза достижений современного естествознания и философии. Основой и направляющей силой подобного синтеза, его «смысловым магнитом», располагающим «железные опилки» фактов и концепций вдоль силовых линий «магнитного поля» Высшего Смысла, явилось Учение Жизни (в состав книг Учения здесь, прежде всего, включены «Письма Махатм», «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской, Агни Йога и письма Е.И Рерих). Ключом к содержанию статьи является основополагающая для автора концепция Единого Элемента, изложенная в «Письмах Махатм»[1], а также положение о том, что материя есть «кристаллизация Духа» [1, с.230]. При этом Учение не было какой-то внешней силой для данного синтеза, но выявилось как высшее органическое и сущностное качество исходных элементов синтеза, как их «неультимативная сублимация» [1], с.230 — их дух. Однако, как считает автор, необходимо быть максимально бережным и не проявлять поспешности в прямой интерпретации положений Учения; там, где такая интерпретация будет иметь место, её следует понимать как предварительную и предположительную.

Единое и природа сознания

Зубко А.В., физик

Не нам, не нам,
Но Имени Твоему...

1. Вступление

Рассмотрим модель строения мироздания, в рамках которой можно попытаться дать ответ на вопрос об основах природы сознания и описать с единых позиций физические и психические явления, их взаимосвязь, целенаправленно руководствовуясь исключительно представлениями и средствами «ортодоксального» естествознания и философии.

В современной науке и философии ясно осознана настоятельная необходимость включения духовных явлений в естественно-научную картину мира. Без такого синтеза наука будет оставаться бесчеловечной, в прямом смысле этого слова. В настоящее время магистральным направлением поисков подобного рода, по-видимому, является так называемая квантовая теория сознания2. Это поисковое направление научной мысли, основоположником которого следует считать Нильса Бора [3], сейчас насчитывает многие десятки, если не сотни, работ разных уровней и направлений. Обращение к наиболее фундаментальным из известных нам свойств материи — её квантовым свойствам — в поисках основ сознания обусловлено, помимо прочего, поразительной аналогией между свойствами специфической целостности, неделимости квантовых явлений и явлений сознания.

Предлагаемая работа тоже является одной из попыток построения квантовой теории сознания. Однако, в отличие от абсолютного большинства работ, связывающих основу сознания с веществом мозга, то есть с физическими формами материи, мы намерены выйти весьма далеко ЗА пределы вещества. Вместо того, чтобы следовать очевидной сегодня идее связи сознания с веществом мозга, попробуем посмотреть на проблему сознания с точки зрения наиболее общих свойств действительности идеального и материального.

 

Единое и природа сознания

Дерево Фохата

Единое и природа сознания

Воплощение

2. Сознание как внутреннее свойство материи

Сознание — это весьма странное явление, которое есть и которое в то же время нельзя ухватить, представить как вещь.

М.К.Мамардашвили[4]

 

Среди всех явлений действительности едва ли найдётся ещё одно столь неуловимое для понимания и в то же время столь настоятельно требующее своего понимания, как явление сознания. Оно есть та форма, в которой нам, как человеческим существам, дано идеальное содержание нашей психики — ощущения, эмоции, мысли, отражающие внешнее бытие и образующие внутреннее, личностное, бытие.

По своим свойствам сознание очень похоже на горизонт, который заключает в себе всё видимое, но неизменно ускользает при попытке приблизиться к нему. Такая неуловимость сознания давно была осознана и зафиксирована. В Брихадараньяка-упанишаде свойства его ядра, Атмана, описываются так: «Ты не можешь видеть видящего видения, не можешь слышать слышащего слушания, не можешь мыслить о мыслящем мышления, не можешь знать о знающем знания. Это — твой Атман внутри всего»[5]. А вот пример из дзен-буддизма: «Как мы можем показать его, если он в самом показывающем пальце?» [6].

Существованию материальных предметов и явлений неотъемлемо присущи пространственно-временные характеристики, но для идеальных содержаний сознания это не так. Попробуйте ответить на вопрос: «Сколько миллиметров в длину имеет идея бесконечности?». Очевидная бессодержательность вопроса показывает, что смысловые отношения не сводятся к пространственно-временным, ибо «пространственные и временные понятия не могут использоваться нами для расчленения и уяснения логических истин и отношений. Именно в этом смысле они внепространственны и вневременны» [7].

Указанная невозможность развернуть сущность идеальных содержаний сознания во внешней пространственно-временной сфере наблюдения формулируется в виде известного тезиса о том, что «сознание есть внутреннее свойство материи» [8].

3. Сознание как заряд

В поисках основы сознания как внутреннего свойства материи вполне естественно обратиться к анализу других известных науке внутренних свойств материи. В современной теоретической физике важнейшим примером такого рода свойств являются различные виды зарядов элементарных частиц. Эти заряды обуславливают участие частиц в фундаментальных физических взаимодействиях — электромагнитном, слабом, сильном и гравитационном. Наиболее удивительным является то, что все эти взаимодействия имеют однотипную структуру, которая описывается в теории так называемых калибровочных полей [9],[10]. Согласно данной теории, каждая заряженная элементарная частица, находящаяся во «внешнем» физическом пространстве-времени, обладает ещё особым «внутренним» пространством, которое соответствует типу заряда частицы. Состояние частицы в нём принципиально ненаблюдаемо во внешнем пространстве-времени. Для электрического заряда это внутреннее состояние отвечает фазе волновой функции частицы3 в данной точке. При этом то, что вовне наблюдается как заряд, выступает в качестве формы внутренней активности частицы (говорят, что заряд является генератором калибровочных преобразований — изменения «координат» частицы во внутреннем пространстве4). Итак, движение во «внешнем» физическом пространстве-времени отвечает энергии-импульсу частицы, а движение во внутреннем пространстве — её заряду. Формой проявления внутренней сущности электрического заряда во внешнем пространстве является имманентная ему энергия — его электромагнитное поле, этот динамический посредник между внутренним и внешним5. Важно отметить, что, вообще говоря, внутреннее и внешнее пространства кардинально отличаются друг от друга.

Таким образом, мы можем усмотреть структурную аналогию между сознанием индивидуума—с одной стороны, и зарядом частицы — с другой. Подчеркнём: в обоих случаях присутствует некоторое внутреннее свойство материального тела, чья сущность не наблюдаема извне и заключается в особой глубинной активности. Как сознание, так и заряд активны по отношению к внешним объектам. Кроме того, фундаментальный физический принцип калибровочной инвариантности величин, наблюдаемых во «внешнем» пространстве-времени, то есть их независимость от преобразования внутреннего состояния частицы, является точным смысловым аналогом философского принципа независимости материального-внешнего от содержания его идеального отражения-внутреннего.

На основании этих аналогий можно попытаться представить сознание как своего рода внутренний заряд некоторой «элементарной частицы». Следуя Лейбницу [11], будем такую «частицу» называть Монадой.

Необходимо добавить, что тип внутреннего пространства заряженной частицы может как отличаться, так и совпадать с типом физического пространства-времени. В первом случае получим «истинно внутренние» заряды, например, электромагнитного, слабого и сильного взаимодействий, а во втором случае — «внешний» заряд, то есть массу (точнее, энергию-импульс), или заряд гравитационного взаимодействия.

4. Фазовые переходы и сознание

Одной из наиболее фундаментальных особенностей вещества является его способность находиться в различных фазовых состояниях — газообразном, жидком и твёрдом, а также совершать переходы между ними — конденсироваться, плавиться и испаряться. Существование фазовых состояний и переходов обусловлено наиболее общими свойствами материи — способностью взаимодействовать, а также качественной и количественной определённостью её форм, и лежит в основе формирования материальной стороны бытия. Явления фазовых состояний в то же время выходят далеко за пределы привычных форм вещества. Они имеют принципиальное значение для состояний физического вакуума и физики элементарных частиц, для квантовой космологии, описывающей самые ранние стадии рождения Вселенной [12]. Более того, фазовые переходы играют (или могут играть) принципиальную роль в образовании внутренних свойств материи. Важный пример подобного рода даёт так называемая теория суперструн[13], которая в настоящее время является реальным кандидатом на роль единой теории всех элементарных частиц и их фундаментальных взаимодействий. Суперструны являются колебательными системами типа замкнутых в кольцо (или разомкнутых) отрезков упругой струны с характерными размерами порядка планковской длины -10-33 см, а различные формы их квантовых колебаний соответствуют различным элементарным частицам. Из данной теории следует, что полная размерность пространства-времени равна 10 (декаде! — Ред.), а взаимодействие суперструн приводит к фазовому переходу в состоянии струнной материи, в результате чего, то есть спонтанной компактификации, «лишние» 6 пространственных измерений «сворачиваются в кольцо» до ультрамикроскопически малых-размеров и образуют внутреннее ненаблюдаемое пространство, самым тесным образом связанное с внутренними пространствами заряженных частиц6.

Согласно современной космологии, для образования существующих форм материи первостепенное значение имеют фазовые переходы конденсации, корреспондирующие с понижением космологической температуры в результате расширения Вселенной. (Здесь мы имеем в виду как классическую, так и квантовую конденсацию [12].)

Типичным для процессов конденсации является образование качественно новых коллективных форм движения материи — звуковых колебаний7. Поясним это на примере конденсированного состояния вещества — жидкости или твёрдого тела. При очень низких температурах становится преобладающей квантовая природа этих колебаний, и оказывается, что звуковая волна состоит из отдельных квантов фононов (от греч. «фонос» — звук). Эти кванты энергии звуковых колебаний, по своим свойствам и в отношении математического аппарата их описания, вполне аналогичны элементарным частицам в «пустом» пространстве, отчего и получили название квазичастиц (см. рис.). Помимо фононов имеется много других их видов. С точки зрения философии, эту своеобразную фононную «материю», существующую внутри конденсированного вещества, можно назвать превращенной формой вещества, которое будет являться своеобразным вакуумом для этой «материи». Что касается свойств атомных ядер и электронных оболочек атомов вещества по отношению к фононам, то они являются внутренними свойствами последних.

Такова роль фазовых переходов в образовании внутренних свойств.

Фононы способны взаимодействовать как друг с другом, так и с частицами вещества. В металлах они могут взаимодействовать с электронами проводимости, которые свободно перемещаются внутри кристаллической решётки.

 

Единое и природа сознания

Квантовые метаморфозы в конденсированном состоянии вещества (условная схема). - Ред.

 

В настоящее время обнаружено очень много существенных совпадений и аналогий между физикой элементарных частиц и квантовой физикой конденсированных сред. Стало достаточно очевидным, что «имеющиеся в природе элементарные частицы очень похожи по своим свойствам на возбуждения некоторой сложно устроенной среды (эфира)» [14], с.4. («Возбуждения среды» — это и есть квазичастицы, или превращённые формы материи.) И вновь возникает вопрос о реабилитации теории эфира, но уже на качественно новом уровне. При этом вполне может статься, что упомянутые выше суперструны окажутся превращённой формой эфирной материи, чем-то вроде замкнутых в кольцо квантовых вихрей, или ротонов, в сверхтекучих жидкостях [15]8. Такая возможность представляется достаточно вероятной, поскольку известно довольно много струноподобных объектов как в квантовой теории поля [16], так и в теории конденсированных сред [17], [18]9; имеются некоторые указания на возможность получения суперструн в моделях типа конденсированных сред [14], с.280. По существу дела, сама струнная материя служит своеобразным эфиром, так как и элементарные частицы, и структура физического пространства-времени (компактификация «лишних» измерений и метрическая структура) являются вторичными сущностями — результатом квантовой конденсации в состоянии суперструн [14], с.272, 273.

Будем исходить из существования некоторой сверхфизической формы материи — первичного эфира, предположительно, монадической материи. Монады являются, в определённом смысле, квантами некоторого Первичного Поля. (Квантовое физическое поле является своего рода «конденсированным образом» Поля.) Способность Монад к взаимодействию проявляется в наличии у них особого «заряда» — монадического сознания10. Оно, безусловно, ни в коей мере не наше обыденное эмпирическое сознание, но его глубочайшая основа и имеет характер не «психический», а, скорее, чисто «физический». Пожалуй, для избежания неправомерных ассоциаций с обыденным, монадическое сознание следовало бы называть первичной формой отражения материи (неразрывно и сущностно связанной со способностью Монад к взаимодействию). Не затрагивая пока природу монадического сознания, мы полагаем, что акт осознания чего-либо конкретного является внутренней стороной процесса материального взаимодействия Монады с объектом осознавания.

Рассмотрим взаимодействие двух Монад. В силу квантового принципа неразличимости одинаковых частиц, каждая из Монад как бы отражает самоё себя в таком взаимодействии, и поэтому соответствующая форма сознания практически лишена какого-либо конкретного содержания (ведь в силу своей первичности Монады абсолютно бесструктурны). Но в результате их взаимодействия может произойти фазовый переход — квантовая конденсация монадической материи с образованием её превращённой формы, то есть квазичастиц типа фононов. Если монадическую материю можно назвать первой материей, то эту материю квазичастиц следует назвать уже второй материей.

При конденсации некоторые Монады могут остаться в активном надконденсатном состоянии, наподобие электронов проводимости в металле. Взаимодействуя между собой, квазичастицы второй материи способны образовывать структурные комплексы типа атомов и молекул вещества. Активные Монады будут взаимодействовать с этими формами второй материи, так как последние являются формой коллективного движения тех же самых Монад. И только в таком взаимодействии впервые может появиться какое- либо конкретное содержание сознания, то есть некоторый смысл, поскольку Монада взаимодействует здесь с чем-то отличным от самой себя, имеющим иную, но не чуждую ей природу (со «своим иным»).

Далее может оказаться, что с частью второй материи произойдёт тоже фазовый переход с образованием её превращённой формы, теперь уже — третьей материи. В этом случае взаимодействие активных Монад с формами третьей материи возникает через посредство форм второй материи. Третья материя иерархически ниже второй материи и находится, так сказать, внутри её сферы действия и имеет иное качество. В соответствии с этим, формы сознания, отвечающие указанному взаимодействию с третьей материей, также будут иерархически ниже, чем отвечающие второй материи, и сконцентрируются внутри их сферы действия, обладая другим качеством. По аналогии можно предположить ряд последующих фазовых переходов, целый их каскад — с образованием всё новых уровней космической материи.

В получающейся картине форм сознания можно узнать иерархию различных модальностей эмпирического сознания — мыслей, эмоций, ощущений. В этом ряду каждая последующая форма сознания иерархически подчинена предыдущей, находится внутри её сферы действия, но и качественно от неё отлична. Таким образом, допустимо предположить, что различные модальности сознания являются внутренней стороной взаимодействия активной Монады с формами материи разных уровней, или планов.

Здесь нужно сделать принципиально важное замечание. На уровне первой материи монадическое сознание является внешним зарядом (типа массы), так как Монады первичны, бесструктурны и полностью «прозрачны» друг для друга, не имеют ничего внутреннего. На уровне второй материи монадическое сознание является внутренним зарядом (типа электрического), а на уровне третьей материи — внутренним, так сказать, «в квадрате». Чем ниже уровень материи, тем менее он «прозрачен» для сознания. В такой картине мира физический уровень материи является самым низшим и самым «кристаллизованным» (но и самым «замутнённым». — Ред.). Каждый из уровней материи, по существу, образует свой «мир», являющийся внутренним для иерархически низшего. По-видимому, подобные представления позволяют единым образом описать заряды различных уровней — от монадического сознания до физической массы и электрического заряда.

5. Монадическое сознание

В основе классического естествознания заложена убеждённость в том, что материя существует как нечто исключительно множественное по самой своей природе и что, в силу этого, в любом опыте и на любом уровне возможна сколь угодно точная детализация её состояний и структур [19], с.16211. Однако экспериментальное обнаружение именно квантовых явлений, с их специфической конечной детализируемостью, а также целостностью, указывает на ограниченность этих представлений. Оказывается, что существование квантовых явлений не может быть понято в рамках идей об индивидуализированных объектах и отношениях между ними, а наличие у материи квантовых свойств означает, что на некотором уровне мир всё же есть единое и неделимое целое, чуждое и прямо противоположное всякой множественности и детализируемости. В силу самой своей природы, свойство сущего как Единого не может быть ни объяснено в рамках каких-либо других толкований, ни смоделировано. Значит, свойство мира как Единого является абсолютно внутренним и принципиально не разворачиваемо вовне12. Естественно предположить, что свойство сознания, как существенно внутреннего свойства материи, определяются соответствующим свойством его материального субстрата. Отсюда следует, что основой сознания, по-видимому, является свойство материи как Единого во Многом.

Теперь вернёмся к нашему допущению, что монадическая материя является онтологически первой формой материи, то есть самой первой формой множественных свойств материи. Как мы уже указывали выше, в этом случае Монады полностью открыты, прозрачны друг для друга, так как не могут иметь никакой внутренней детализируемой структуры. Их множественность есть их единственное и «поверхностное» свойство. У всех Монад одно единственное общее беспредметное внутреннее «содержание» — Единое.

Напомним, что «чистое» монадическое сознание соответствует взаимодействию Монад на уровне первой материи. Учитывая упомянутую выше тождественность и неразличимость Монад, можно сформулировать центральный тезис данной работы: монадическое сознание есть абсолютно полная и непосредственная содержательная данность Монаде иного, иной Монады как самой себя, обусловленная свойством сущего быть Единым во Многом и наличием онтологически первой формы материи. Монадическое сознание, будучи по своей сущности чистой формой инаковости (данности иного), является пустой формой всякого конкретного содержательного сознания, его первообразом и потенциальностью, ведь всякое конкретное сознание и есть содержательная данность иного себе как себя самого.

Поскольку в конечном итоге всё есть Одно (все ветви и листья Мирового Дерева растут из корня Единого), то это Единство и обуславливает взаимную «открытость» сущности всех форм материи друг другу, хотя, в зависимости от конкретности форм, подобная открытость имеет соответствующие различные формы и меру. О сознании, в собственном смысле слова, мы будем говорить в том случае, если открытость сущности имеет место по отношению к Монаде.

Здесь необходимо принципиально важное замечание. Сделанное нами в таком виде предположение о существовании первой формы материи не является её, как говорят, онтологическим, конкретным определением, что недопустимо в философии, ведь понятие «материя» — предельно широкая философская категория, определяемая через противоположение идеальному (своему иному). В силу принципа наблюдаемости, в естествознании реально осмыслены только те высказывания, которым (хотя бы потенциально) соответствуют возможности наблюдательной проверки. (В философском отношении, так понимаемый принцип наблюдаемости является формой принципа конкретности истины.) Например, в квантовой механике бессмысленно спрашивать, как «выглядит» электрон, если на него никто не «смотрит», то есть, если принципиально не определима экспериментальная ситуация измерения его состояния. В силу этого принципа наблюдаемости беспочвенными являются всякие конкретные вопросы о природе Монад или монадического сознания, ибо какие-либо конкретные смыслы отвечают формам материи, иерархически более низким, чем монадическая материя, — формам второй материи и ниже. Поэтому они принципиально не могут дать возможности наблюдения монадической материи в её «исходном», «чистом» состоянии. Другими словами, вопрос о природе Монад бессмысленен: Монада первична по отношению к смыслу.

Вследствие таких своих свойств, в развиваемой здесь системе взглядов, монадическая материя является принципиально ненаблюдаемым в своём первичном состоянии и невыразимым в своей сущности Абсолютом, на который можно лишь указать, дав ему условное наименование — Брахман или То. Наблюдаемые формы материи будут начинаться со второй материи, базисные формы которой соответствуют Мулапракрити. При этом всё, сказанное нами о монадической материи, сделано лишь уподобительным образом, на уровне низших смыслов и потому достаточно условно. Такое противоречие, по-видимому, неизбежно: не может быть дано никакой ограниченной и конкретной модели всеобщего. Это есть проявление диалектики реального.

6. Смыслы, психическая энергия и законы природы

Подведём некоторый итог.

В чрезвычайно условном смысле, монадическую, или первую, материю с её «внутренней» стороны справедливо назвать материей, чистого сознания, которое является чистой бессознательностью и потенциальностью реального, конкретного сознания. Содержание сознания, или смысл, есть внутренняя сторона взаимодействия активной Монады с конденсатными, превращенными, формами первой материи, то есть с формами второй, третьей и т.д. материи. Можно сказать, что материя смыслов есть превращённая форма (своё иное) материи чистого сознания. При этом смысловая материя иерархична и, в зависимости от своего иерархического статуса, имеет различные качества и меру «прозрачности» для сознания. Взаимодействие Монад на уровне первой материи не имеет никакого механизма и есть проявление Единства в отношениях множества Монад; оно является первоистоком всех остальных форм взаимодействия, которые осуществляются посредством соответствующих сущностных энергий. Сообразно причастности основе сознания, этот аспект Единства, отвечающий взаимодействию Монад, может быть очень условно назван первичной формой психической энергии — Панфохатом. Её конкретная сущность, как и монадического сознания, невыразима. Энергия форм второй и последующих уровней материи являются её превращёнными формами — Фохатом. Кроме того, взаимодействие Монад на уровне первой материи является источником «первой формы движения» и всех остальных форм движения материи — своеобразным «вечным двигателем».

Способность Монад к взаимодействию может быть описана как наличие у них особого первого «заряда» — монадического сознания. Сущностная активность смысловой материи определяется «смысловыми» зарядами, и то, что изнутри является смыслом, снаружи выступает как заряд (или структура заряженных частиц) — источник взаимодействия, организующий окружающую материю. На нижнем уровне иерархии этих «смысловых» зарядов мы имеем уже заряды физических элементарных частиц. В свою очередь, первичные формы разных уровней материи, их «элементарные частицы», также образуют иерархию с Монадами наверху и физическими частицами внизу. Так что вся материя является «смысловой» или причастной смыслу и сознанию в той или иной форме и мере.

В силу своего иерархически наивысшего положения, активная Монада способна стать организующим центром синтеза и накопления высших форм смысла в своих оболочках (некоторую аналогию представляет атомное ядро и его электронные оболочки, а также Земля с её атмосферой, гидросферой и биосферой). Способность непосредственного или опосредованного взаимодействия Монады со всеми уровнями материи делает возможным эволюцию оболочек Монады, а реальное сознание полностью определяется содержанием и структурой этих оболочек. Развитой формой оболочек Монады является её Тело, состоящее из материи разных уровней.

Условия физического уровня материи, как наиболее «кристаллизованного» и «инертного», могут явиться решающими в формировании самосознания Тела Монады. Образование физической оболочки Тела даёт возможность «высвечивания» смыслового содержания высших оболочек Тела Монады в виде тех или иных результатов его активности на этом уровне13. Обратное восприятие этих результатов есть своеобразное «отражение» активности Тела Монады от «инертной» материи физического уровня. Именно максимальная мера различия между Монадой и физической материей может обеспечить максимально эффективное опосредованное отношение сознания Монады к самому себе. Такая практически деятельностная обратная связь есть основа саморегуляции и, по-видимому, основа возникновения самосознания, перехода от пассивного непроизвольного сознания к активному произвольному сознанию. На этом пути мы можем получить картину иерархии активных Монад, причём иерархический статус Монады определяется мерой эволюционных накоплений её высших оболочек.

Совокупное структурирующее воздействие смысловых зарядов оболочек высших Монад на иерархически подчинённые уровни материи способно проявляться в них как законы Природы, так как низшие уровни полностью находятся внутри сферы действия высших и определяются ими. Безусловно, в этом процессе решающую роль играет активность сознания коллектива высших Монад — Космического Магнита (в Учении Живой Этики). Такие представления естественным образом позволяют объяснить чрезвычайно точный «подбор» значений физических фундаментальных величин, обуславливающий возможность существования сложных структур материи во Вселенной (так называемый антропный принцип [20]14). При этом разгадкой антропного принципа, надо думать, является активная роль сознания по отношению к строению мироздания в целом. (Отметим, что догадки подобного рода высказывал и один из творцов современной квантовой космологии А.Д.Линде [12], с.248.)

7. Заключение

Мы попытались весьма сжато очертить контуры некоторой гипотезы — модели мироздания. Как представляется, на основе такого рода представлений может быть развита последовательная и самосогласованная теория, позволяющая с единых позиций описать психические и физические явления, указать на конкретные формы укоренённости духовного в материальном, на их неразрывное сущностное единство. При этом сознание не только оказывается абсолютно неотъемлемым элементом мироздания, но в своих высших формах служит источником законов Природы и эволюции Вселенной как целого. Иерархически высшее положение сознания среди остальных свойств материи обуславливает как возможность беспредельной познаваемости проявленной материи, так и активность сознания по отношению ко всем формам материи. Однако и такое познавание, и такая активность обуславливаются конкретной структурой эволюционно наработанных высших оболочек Тела Монады.

 

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: