warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

«Россия Героическая» в творчестве М.В.Ломоносова и Н.К.Рериха

На протяжении всей истории человечества, и особенно в дни решающих общественных изменений и мировых сдвигов, всегда появлялись личности, чьи особые дарования, устремлённость и вдохновенное подвижничество задавали импульс целой эпохе, оказывали неизгладимое влияние на умы современников и задолго определяли судьбу будущих поколений.

Эти ваятели человеческой мысли, прометеи священного огня Знания как бы являлись провозвестниками будущего, расширяя границы своего времени на столетия вперёд. Одним из таких ярких представителей творческого универсализма и синтетического мышления, человеком эпохи Возрождения был М.В.Ломоносов. Энциклопедический характер его образованности, включающий знание европейских языков, знакомство с мировой литературой и античным наследием, его познания в точных науках, физике, химии, астрономии, технологии делают его причастным практически ко всем сферам культуры и науки того времени.

Академик С.И.Вавилов отмечал, что вплоть до пушкинского времени Ломоносов был известен, прежде всего, как поэт и литератор, а начиная со второй половины XIX века до наших дней выступает как учёный-естествоиспытатель: «Обе крайности, несомненно, ошибочны. Великий русский энциклопедист был в действительности очень цельной и монолитной фигурой. Не следует забывать, что поэзия Ломоносова пронизана естественнонаучными мотивами, мыслями и догадками... Поэтому часто встречающееся сопоставление Ломоносова с Леонардо да Винчи и Гёте правильно и оправдывается не механическим многообразием видов культурной работы Ломоносова, а глубоким слиянием в одной личности художественно-исторических и научных интересов и задатков» [1].

Изучая разнообразное наследие М.В.Ломоносова, нельзя не обратить внимание на общность его художественных идей, монументальных проектов и технических методов с творческим путём другого русского мастера-универсалиста первой половины ХХ века – Николая Константиновича Рериха. Для художников, разделённых большим историческим периодом, характерно единое поэтическое видение мира, глубокий интерес к истории, грандиозный характер замыслов и монументальный масштаб их исполнения. Тема Отечества и складывание российской государственности, уходящей корнями в историю древних славян, является общей основой в научных изысканиях и художественных проектах Ломоносова и Рериха. «Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели», – пишет Ломоносов в своей «Древней Российской истории» [2]. «Народ российский от времён, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своём перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесённые войны рассудит, в великое удивление придёт, что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайшую степень величества, могущества и славы достигнул» [2].

Его мысль поддерживает и Н.К.Рерих, который прозревает в прошлом и настоящем русского народа огромный творческий и созидательный потенциал. В своей статье «Чаша неотпитая» (1937) он утверждает, что Русь не только красива и превосходна, но «и, поистинне, полна скрытых значений. Велика красота русская, у нас бесконечно много того, что ещё недавно считалось неценным» [3, с.51]. Поэтический образ Древней Руси художник воплощает в цикле картин, названном им «Начало Руси. Славяне». Первая картина «Гонец» (1879) открывала цикл, затем следовало развитие действия: начало междоусобной войны и неотложность поручения, строительство города – «Город строят» (1902) и приход варягов на службу в картине «Заморские гости» (1901). Приблизительно в это же время появляются пьесы и очерки художника на исторические темы, среди них «Месть Ольги за смерть Игоря», «Поход Игоря», «По пути из варяг в греки» <...>

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: