warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Словарь имен. Буква М (часть 2)

Макарий Великий (301—391)

Отец церкви, родился близ Фив. Сын пастуха, в юности тоже пас стада. Уединённая пастушеская жизнь рано пробудила в М. духовные силы. Поселяется в сокрытой от людей келье, где усердно молится и для пропитания плетёт корзины. Около 30 лет уходит в отдалённую пустыню Египта, куда к нему, через некоторое время, стекается множество народа, бежавшего из городов. В этой образовавшейся общине М. был назначен пресвитером и сделался их аввою (Учителем). За простоту, кротость и смирение он был прозван отроком-старцем. Во время арианских гонений на православную церковь М. был сослан на один из островов Нила; здесь он обратил в христианство всё местное население.

В богословии известен своим учением о благодати. В психологической теории о составе человека М. близок к Сократу и Платону, когда говорит о теле, душе и даймоне. «Даймоны» Сократа и М. почти тождественны — это высшая сила, находящаяся вне человека, но входящая в состав его природы, в большей или меньшей степени, для совершенствования человека. Даймон является посредником между Богом и человеком, он проводит Божественную благодать в душу человека, помогает воспринимать её. М. допускал не только приближение человека к Богу, но и настоящее соединение с Ним, когда человек живет в Боге и для Бога. Сохранившиеся сочинения М. — это образцы древнейшего типа христианского церковного учительства, который имеет форму беседы, то есть разговора двух лиц — спрашивающего и отвечающего. По содержанию все они нравоучительного характера.

Мартинес де Паскуалли (1724—1774)

Одна из выдающихся фигур в мистическом масонстве XVIII в. Известно, что около 1750 г. он странствовал по Франции, провозглашая «Орден Рыцарей Масонов, Избранных Жрецов». Известно, что с 1767 г. он служил у известных масонов Франции (в частности, у Луиса Клода де Сен Мартена секретарём). М. считается создателем одного из направлений в масонстве — мартинизма, им же разработаны ритуалы, применяемые до сих пор в некоторых современных ложах.

Центральная идея М. заключается в том, что если человек пожелает стать истинно божественным творением, то он должен вернуться к своему первоначальному состоянию до грехопадения. Цель посвящённого — Возвращение к Первопринципу, или Творцу. Он достигает этого путём нравственного очищения, а также благодаря подчинению психических энергий (или «духов»), М. установил ритуалы, которые предназначались только для членов Ордена Избранных Жрецов, прошедших посвящение. Посвящение проходило три этапа: насыщение физического тела; специальное дыхание для астрального тела; музыкальная и психическая подготовка духа.

Менделеев Дмитрий Иванович (1834-1907)

Великий русский учёный, открыл периодический закон химических элементов, являющийся естественнонаучной основой современного учения о веществе.

Родился в г. Тобольске, где его отец был директором гимназии. По окончании гимназии поступил в 1850 г. на естественное отделение физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, где изучал химию у известного русского химика А.А.Воскресенского. В 1855 г. окончил институт с золотой медалью. В 1856 г. защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию «Удельные объёмы», а вслед за ней диссертацию на звание приват-доцента «О строении кремнеземнистых соединений». В 1857 г. был утверждён доцентом Петербургского университета, где читал курс органической химии, в 1859 г. был командирован за границу. В Гейдельберге М. провёл ряд важных исследований в области физической химии, в частности открыл существование критической температуры. В 1861 г., по возвращении в Россию, опубликовал свой труд «Органическая химия», явившийся первым русским учебником органической химии. В 1865 г. М. защитил диссертацию на степень доктора химии «Рассуждение о соединении спирта с водою». В 1868 г. приступил к работе над «Основами химии». Работая над этим курсом, он открыл периодический закон химических элементов. В 1890 г. М. вынужден был покинуть Петербургский университет вследствие конфликта с министром народного просвещения И.Д. Деляновым. С 1892 г. был учёным хранителем Депо образцовых гирь и весов, которое по его инициативе было преобразовано в 1893 г. в Главную палату мер и весов. М. был избран почётным членом пяти российских университетов. Многие старейшие университеты присвоили ему учёные степени. Он был избран членом Лондонского королевского общества, Римской, Парижской, Берлинской и других академий, а также почётным членом многих научных обществ России, Западной Европы и Америки.

Величайшей заслугой М. было открытие периодического закона химических элементов. Все учёные до М., пытавшиеся классифицировать элементы, ограничивались тем, что объединяли в группы сходные по химическим свойствам элементы, но не находили внутренней связи между этими «естественными», как тогда говорили, их группами. М., убеждённый в существовании объективного закона, которому подчинены все многообразные по свойствам элементы, пошёл принципиально отличным путём. Взяв в качестве характеристики атомный вес элементов, М. сопоставил известные в то время группы по величине атомного веса их членов. Он установил, что члены этих естественных групп образуют закономерный ряд элементов; при этом химические свойства элементов, составляющих такой ряд, периодически повторяются. Разместив по значению атомных весов все известные в то время 63 элемента в общую «периодическую систему», М. обнаружил, что установленные ранее естественные группы органически вошли в эту систему, утратив прежнюю искусственную разобщённость. В 1869 г. впервые в истории М. было предсказано существование новых элементов и даже ориентировочно определены их атомные веса. В последующие годы все предвидения М. блестяще оправдались открытиями галлия, скандия, германия, рения, франция, радия и др.

М. горячо боролся за развитие производительных сил России, её экономическую и культурную независимость. Его интересы в различных областях науки, техники, промышленности, сельского хозяйства и транспорта были чрезвычайно широки и многообразны. Им было написано в разное время более 400 работ по вопросам промышленного развития.

Де Местр Жозеф Мари (1753-1821)

Французский христианский мыслитель, писатель, политический деятель и религиозный философ. Происходил из лангедокской ветви графского рода, переселившейся в Савойю. Отец его был президентом савойского сената и управляющим государственными имуществами. М. воспитывался сначала у иезуитов, потом изучал право в Туринском университете, испытал влияние идей Руссо. В 1788 г. был назначен сенатором. Французская революция, захватившая Савойю, произвела на М. глубокое впечатление, окончательно определив его воззрения. Он становится с этого момента убеждённым противником всех революций вообще, убеждённый в их «сатанинском» характере, но одновременно М. видел в революциях и в высшем смысле искупительную жертву.

Покинув семью и родину, он жил в крайней бедности сначала в Лозанне, Венеции, на о-ве Сардиния, а затем (1802—1817) в СПб., в качестве титулярного посланника при императорском дворе лишённого владений сардинского короля. Последние четыре года он провёл в Турине, занимая почётные должности. В Петербурге М. написал все свои главные сочинения «Essai sur le principe generateur des institutions humaines» («Эссе об основной первопричине человеческих установлений») (1810), «Des delais de la justice divine» («О сроках божественной справедливости правосудия») (1815), «Du Раре» («Папе») (1819), «De l'Eglise gallicane» («О галлийской Церкви») (1821), «Le soirees de St.Petersburg» («Вечера в Санкт-Пе- тербурге») (1821), «Examen de la philosophie de Bacon» («Исследование философии Бэкона») (1835). Позже других работ был опубликован трактат «La franc-maconnerie» (1923). Глубокий мыслитель, в отличие от многих представителей католичества, высоко ценивший Платона и Оригена, М. был христианским гностиком, сторонником религиозного провиденциализма. Он верил в возможность глубокого и эзотерического понимания откровения в духе сокровенной духовной мудрости. Он признавал тройственный духовно-душевно-телесный состав человека, чего не признала тогда господствующая доктрина католицизма. Он горячо стоял за символическое толкование Священного Писания. Взгляды М. всегда отличались большой широтой. Он был историософом, создавшим мистическую философию истории. М., один из очень немногих в католическом мире, ожидал наступления новой мировой эпохи в христианстве, нового откровения Св.Духа.

К сожалению, существует ещё шаблонный взгляд на М. как на крайнего реакционера, апологета инквизиции и палача, фанатичного католика и роялиста. Не всегда верно, уже при жизни его, не только противниками, но и сторонниками, истолковывались главные мысли М. о власти, государстве, религии. Он понимал власть и отличал её от простого насилия, как силу священную, а священным, по М., может быть только то, что идёт свыше и опирается на безусловное религиозное признание. Монархию, как и папство, М., несмотря на искажения и неизбежное зло, — на которые он смело указывал, считал единственными, освящёнными свыше, институтами. В монархическом принципе правления М. виделась божественная аналогия, оправдывающая все несовершенства монархии. Потому М. не мог принять революций с их насилием, отворяющим двери беззаконию, разрушающим природный иерархический принцип государственного устройства. С выходом в 1923 г. ранее не известного трактата М. о масонстве его образ католического мыслителя, главы теократической школы существенно расширился. По мнению Н.Бердяева, книга эта открыла участие в масонских ложах такой замечательной фигуры в христианской католической мысли, как М., и заставила по-новому взглянуть на масонство. Обнародование этого труда нанесло серьёзный удар по широко известному шаблону о единой масонской организации и её исключительно отрицательной деятельности в европейской культуре и истории. В книге М. развивает герцогу Брауншвейгскому, великому мастеру шотландской ложи, целый план обращения масонства на служение католической церкви. Он устанавливал для масонства деятельность трёх ступеней: I. Филантропическая деятельность помощи ближним. 2. Содействие объединению христианского мира с подчинением его католической церкви. 3. Высший христианский гнозис, то, что М. называл «revelation de la Revelation» («Толкование Откровения»). М. был мистиком, и только признав это, можно понять его судьбу. Как и все мистики, он был не понят и искажён. Про М. де Бональд, известный политический деятель, публицист времён Французской революции 1789—1794 гг., сказал, что не находит себе места в настоящем тот, кто чувствами своими принадлежит прошедшему, а мыслями своими принадлежит будущему.

Месмер Фридрих Антон (1733—1815)

Знаменитый целитель, по словам Е.П.Блаватской, открывший и практически применивший тот магнетический флюид в человеке, который называли животным магнетизмом, а с того времени — месмеризмом. В «Теософском словаре» Е.П.Блаватской сообщается также, что М. был членом двух тайных Братств. Совет Луксорского Братства избрал его, согласно указам «Великого Братства», для действия в XVIII столетии в качестве их очередного первопроходца, посылаемого в последней четверти каждого столетия для просвещения небольшой части западных народов в оккультном знании. Как Сен Жермен и Калиостро, М. при жизни был оклеветан и назван шарлатаном, несмотря на его многие бесспорные достижения. Имя М. долгое время было нарицательным, а, открытый им, месмеризм, или животный магнетизм, вызывал у академических учёных только презрительную улыбку. Однако, открытия XX столетия полностью реабилитировали выдающегося целителя.

Мечников Илья Ильич (1845—1916)

Выдающийся русский биолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, микробиологии и иммунологии. Создал эволюционное направление в эмбриологии. М. обосновал идею единства происхождения органического мира, создал теорию происхождения многоклеточных организмов, названную им теорией фагоцителлы или паринхимеллы. Изучая внутриклеточное пищеварение у различных животных, М. в 1883 г. открыл явление фагоцитоза — способности особых блуждающих клеток фагоцитов — захватывать и «пожирать» различные инородные тела, в том числе и микробов.

Развивая учение о фагоцитозе, М. сформулировал общую теорию воспаления, согласно которой воспаление — защитная приспособительная реакция, выработанная животными организмами в процессе их исторического развития в борьбе с возбудителями инфекционных болезней.

В последний период научной деятельности М. занимался проблемой старости и смерти. Он полагал, что преждевременная старость представляет собой проявление болезни, которую, как и всякую болезнь, следует предупреждать.

Мильтон Джон (1608-1674)

Великий английский поэт и публицист. Родился в Лондоне в семье нотариуса-пуританина, учился в Кембриджском университете. По окончании курса провёл пять лет у родителей в городке Готорне, всецело погружённый в самообразование и самосовершенствование. Этот первый юношеский период жизни М. завершился в 1637 г. путешествием по Италии и Франции, обогатившим поэта неизгладимыми впечатлениями и дружбой Галилея, Гуго Гроция и др. В противоположность большинству великих людей, М. провёл первую половину жизни среди полной душевной гармонии; страдания и душевные бури омрачили его зрелый возраст и старость. Светлому настроению молодого М. соответствует характер его первых поэтических произведений, поэм «L'Allegro» («Жизнерадостный»), «II Peuseroso» («Задумчивый»), «Lycidas» и «Comus». Последняя — одна из самых блестящих драматических пасторалей. В «L'Allegro», «II Peuseroso» М. рисует человека в двух противоположных настроениях, радостном и созерцательно-грустном, и показывает, как окрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обе короткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особой грациозностью, характеризующей лирику Елизаветинской эпохи и уже более не встречавшейся. С 1639 по 1660 гг. длится второй период жизни и деятельности М. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат о воспитании. Пишет ещё целую серию политических трактатов, которые охватывают собой всё течение Английской революции. В 1652 г. М. ослеп, и это тяжко отразилось на его материальном положении, а реставрация Стюартов принесла ему полное разорение. На старости он оказался в узком кругу семьи: второй жены (первая умерла рано), совершенно чуждой его духовной жизни, и двух дочерей; последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайнее раздражение. Для М. наступило полное одиночество — и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жизни М., от 1660 по 1674 г., ознаменовался тремя гениальными произведениями: «Потерянный Рай» (1667), «Возвращённый Рай» (1671) и «Самсон-борец» (1671). Первое произведение — грандиозная христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. В противоположность героическим поэмам Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, «Потерянный Рай» не даёт простора вымыслу поэта. Пуританин М. изображал библейский сюжет и передавал его согласно словам Писания; действующие лица, с одной стороны, принадлежат большей частью к области сверхчеловеческой и не допускают того реализма описаний, который так обаятелен у Данте. С другой стороны, ангелы и демоны, Адам и Ева и другие в эпопее М. имеют определённый образ в народном воображении, воспитанном на Библии, — и от этих традиций М., поэт глубоко национальный, никогда не уклоняется. Эти особенности материала, над которыми работал М., отражаются в его поэме; техническая сторона описаний условна, в изложении мало образности; библейские существа часто кажутся только аллегорией. Великое значение «Потерянного Рая» — в психологической картине борьбы неба и ада. Кипучие политические страсти М. помогли ему создать грандиозный образ сатаны, которого жажда свободы довела до зла. Первая песнь «Потерянного Рая», где побеждённый враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу, — одна из самых сильных в поэме. Прекрасна идиллическая часть поэмы — поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. Бесчисленные поэтические красоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорящие о непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь эпопее XVII в.

«Возвращённый Рай» передаёт историю искушения Христа духом зла, написана она более холодно и искусственно. В трагедии, написанной М. в дни старости — «Самсон-борец» — поэт воплощает свой идеал героической личности. Произведения М. повлияли на английских романтиков Д.Г.Байрона и П.Шелли.

 

Над материалами работали:

Н. М. Смирнов, Е. В. Фалёв

 

Третья часть: Словарь имен. Буква М (часть 3) >>

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: