warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Словарь имен. Буква М (часть 3)

Метерлинк Морис (1862-1949)

Выдающийся бельгийский драматург и поэт, автор всемирно известных пьес «Сестра Беатриса» (1900), «Монна Ванна» (1908), «Синяя птица» (1911). М. по праву считается одним из крупнейших представителей символизма. Многозначность явлений видимого, окружающего нас мира, реальное существование иного бытия, присутствие несказуемой таинственной силы, печаль вечного умирания — вот некоторые вопросы, волнующие М. Произведения М., по словам Н. Минского, тонкого ценителя и прекрасного переводчика М., оправдывают жизнь и мир во имя светлого разумного начала, скрытого в каждом человеке. В произведениях М. присутствует радостная, детски-счастливая атмосфера, которая делает их столь дорогими и близкими нашему времени. М. автор глубоких, натурфилософских работ «Жизнь пчёл»(1901), «Двойной сад» (1904), «Разум цветов» (1904) и других.

Миларепа Миларайба, Мила (1052—1135)

Великий тибетский мистик, чья жизнь была описана его учеником. Рано осиротел, воспитывался у родственников, от которых терпел жестокое обращение; желая отомстить, обратился к изучению чёрной магии, но затем тревога и нужда в истинном знании и истинной вере привела его к ламе по имени Марпа; тот наложил на М. ряд трудных испытаний, которые помогли ему подготовиться к посвящению и проповеди. Затем М. была предписана уединённая медитация в горах. Он отверг мир, жажда мести сменилась в нём терпением; он стал вести жизнь аскета и достиг состояния высшего спокойствия и видения. М. снискал трансцендентное знание и познал единство всех вещей, относительность терминов нирвана и майя, понял, что нет ничего, есть лишь единый дух вне всякого различения и разобщённости; развил в себе способности, позволявшие душе отделяться от тела, сначала во сне, потом и наяву, что продолжало у него ощущение полёта, практиковал особую духовную практику туммо, отождествляя себя с огнём, воплощающим жизненную силу. М. явился одним из родоначальников буддистской тибетской поэзии, он был автором сборника «Гурбун», в котором воспел отшельничество, созерцательную жизнь и близость к природе. Буддийская традиция связывает с его именем представление об идеале отношений учителя и ученика и воплощение в одной личности монаха, отшельника и светского человека.

Минковский Герман (1864-1909)

Родился 22 июня 1864 г. в России, в местечке Алексоты близ Ковно (Каунас) Минской губернии. Образование получил в Кенигсберге и Берлине. С 1887 г. приват-доцент, а с 1892 г. экстраординарный профессор Боннского университета; в 1894—1896 гг. — профессор университета в Кенигсберге, а в 1896—1902 гг. — профессор Высшего технического училища в Цюрихе, где в те годы обучался Альберт Эйнштейн (1896—1900). С 1902 г. М. — профессор Геттингенского университета, где он вместе с Клейном и Гилбертом создал знаменитую Геттингенскую математическую школу. Умер М. 12 января 1909 г. от аппендицита.

Всем известно имя Альберта Эйнштейна, автора теории относительности, но мало кто знает, что объяснение этой теории предложил в 1908 г. Герман М. за несколько месяцев до смерти. В основу теории относительности положены постулаты, угаданные Эйнштейном, но важно понять, почему эти постулаты справедливы, вопреки тому, что они противоречат нашим наглядным представлениям о материальном мире и основополагающим принципам классической физики, плодотворно развивавшейся на протяжении трёх столетий от XVII до конца XIX века. М. первый понял, что теория относительности свидетельствует об устройстве мироздания, радикально отличном от представлений классической науки, и указал основные черты новой картины мира. Но он не успел утвердить своё смелое открытие в его подлинной значимости, и научная общественность восприняла идеи М. всего лишь как искусственное математическое ухищрение, «четырёхмерный формализм», удобный для условного иллюстрирования эффектов специальной теории относительности. М. показал, что реальное мировое пространство отличается от его наблюдаемого образа — трёхмерного пространства с собственно евклидовыми метрическими свойствами. Пространство М. имеет не три, а четыре измерения и обладает непривычными для нас метрическими свойствами, получившими позже название псевдоевклидовых. Материальными объектами в модели М. являются мировые линии, которые мы воспринимаем в виде тел, причём протяжённость мировых линий воспринимается нами как промежутки времени. Модель мира М. просто объясняет все загадочные эффекты специальной теории относительности и даже постулаты, положенные в её основание. Классическая физика в согласии с древними атомистами могла считать простейшие неделимые тела самодостаточными, абсолютными объектами, которые существуют безначально и бесконечно в качестве первопричины всех вещей и явлений, а сами не нуждаются ни в какой причине, что заставляло бескомпромиссно отвергать возможность существования мира иного, отличного от видимого мира тел. Напротив, понятие мировой линии, формирующейся, вырастающей в псевдоевклидовом мировом пространстве (этот процесс роста, проявления мировых линий мы воспринимаем как течение времени), предполагает наличие её источников и причин вне её самой, вовлекая в поле зрения науки представление о материи более тонкой, чем телесная форма. Открытие М. знаменует более глубокую и грандиозную революцию в научных представлениях о мироздании, чем открытие Коперника. Открытие Коперника положило начало познанию телесной природы небесных светил и проникновению в закономерности, управляющие движением земных и небесных тел. Открытие М. даёт плодотворное начало познанию тонкоматериальной природы Вселенной.

 

А.А.Сазанов

Моисей (XVI—XV вв. до н. э.)

Великий освободитель и законодатель еврейского народа, в теософской и эзотерической литературе известен как один из Великих Посвящённых. Историческая наука до сих пор не может ответить определённо о времени жизни М. По одному предположению, он жил приблизительно в конце XVI и начале XV вв. до н.э. Своё имя получил от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, дочери фараона; оно значит «взятый из воды». М. родился в Египте у Амрама и Иохаведы, еврейских поселенцев, составлявших в ту пору большую еврейскую общину. Тогда евреи, считавшиеся государственными рабами, подвергались жестоким гонениям, и жизнь большинства из них была в полной власти фараона. По тогдашнему закону, каждого родившегося еврейского мальчика надлежало лишать жизни, но Иохаведа спасла своего младенца, пустив его в просмолённой корзине по течению Нила к царской купальне в тот момент, когда там находилась с прислугой царская дочь. По одной версии, это была Термутис, дочь Рамзеса II, по другой, Хатшепсут, дочь Тутмоса I. Добрая принцесса, не имевшая своих детей, взяла М. и воспитала его как царского сына.

М. получил лучшее по тому времени образование, так что был посвящён во всю египетскую мудрость. Предание рассказывает, что он во главе египетского войска совершил блестящий поход в Эфиопию и женился на эфиопской принцессе Фарбис. Из Библии известно только то, что, однажды, глубоко потрясённый издевательствами над соплеменником, в гневе, М. убил египетского надсмотрщика, после чего бежал в глубь Синайского полуострова, где среди глухих ущелий, пастушествуя, провёл сорок лет. Там, однажды, у горы Хорива он увидел пылающий чудесным огнём терновый куст и услышал божественный призыв к освобождению еврейского народа. Возвратившись в Египет, М., вместе с братом Аароном, именем Бога просил фараона освободить евреев из египетского плена, но фараон упорствовал и вскоре десять, так называемых, казней египетских, по слову М., обрушились на Египет и его народ. В ночь перед последним, десятым несчастием, унесшим жизни всех египетских первенцев, евреи впервые совершили Пасху. Утром, потрясённый смертью наследника, фараон отпустил М. и его народ, но вскоре пожалел о содеянном и послал в погоню конницу. Положившись на волю Бога, евреи благополучно добрались до Красного моря, чудесным образом перешли его и достигли Синая. Конница же фараона погибла в морских волнах.

Вскоре, на горе Синай М. получает от Бога знаменитое «Десятисловие», лёгшее в основу его законодательства. Последовавшее затем сорокалетнее странствие по Синайской пустыне сопряжено было для М. со множеством невзгод: не раз он должен был усмирять народные волнения, отыскивать безопасные пути, организовывать оборону, спасать своих людей от болезней, голода и нашествия змей. Он был для евреев первым великим учителем и вождём, принявшим на себя грандиозную задачу возродить свой народ, дать ему действительные религиозно-нравственные законы и привести его в землю обетованную, обещанную Богом для будущей счастливой жизни. Но М. не суждено было войти в неё, он умер накануне торжественного вступления. Он оставил после себя знаменитые пять книг, известных по Библии как «Пятикнижие».

Мориен Римлянин (VII—VIII вв.)

Ныне почти забытый, но в Средние века известный алхимик, по трактовке эзотерического философа XVII века М. Майера, в своей деятельности представляет всю римскую алхимическую традицию. Биографические сведения о М. скудны. Родился в Риме, учился, по сведениям Майера, в Александрии у некоего философа Адфара до того времени, «пока не нашёл в Египте наиболее сведущего в химическом Искусстве старца, от которого в конце концов воспринял наследие искусства». М. называли «истинно христианским философом», хотя его книга «О Священном Искусстве» адресована мусульманскому правителю Египта — Калиду, «сыну Гезида». Майер приходит к выводу, что беседы М. с Калидом могли иметь место ок. 800 г. или несколько ранее. М. «одарил царя полным знанием Искусства», и тот сам стал «совершеннейшим мастером химии». К тому времени М. был уже глубоким старцем: есть сведения, что какое-то время он предавался молитвам, удалившись в пустыню на Святой Земле, близ Иерусалима. Судя по сохранившимся высказываниям, М. придерживался традиций духовной алхимии, духовного делания. О философском камне он говорил: «Эта вещь из тебя извлекается; ты же — руда для неё»; изготовление камня «не может быть исполнено руками». Глубоко значительны его слова о конечной цели Священного искусства алхимии: «Из служителей Своих Бог впереди ставит тех, кого пожелает и изберёт, дабы они взыскали этой божественной науки, сокрытой от человека, и тому взысканию преданными оставались. Ибо это такая наука, которая Господа своего отделяет от тщеты мира сего, которая возводит к науке грядущего блага».

 

Е.С.Лазарев

Морозов Николай Александрович (1854—1946)

Самобытный русский учёный и писатель, человек сложной и необычной судьбы. Сын крепостной крестьянки и помещика, М. уже в двадцатилетнем возрасте стал революционером-народником (участником знаменитого «хождения в народ»). Вскоре эмигрировал в Женеву. В 1875 г. вступил в секцию Парижской коммуны 1 Интернационала, вернулся на Родину, был арестован, позднее передан на поруки и освобождён. В 1878 г. М. стал членом организации «Земля и воля». В 1880 г. уезжает за границу, где встречается с Карлом Марксом. После возвращения на родину М. во второй раз арестован и на этот раз суд приговаривает его к бессрочной каторге. Испытания не сломили его: именно во время многолетнего одиночного заключения в Шлиссербургской крепости (до 1905 г.) М. начал серьезно заниматься химией, физикой, астрономией, историей. В своих научных интересах он отдавал предпочтение химии и астрономии. В книгах («Периодические системы строения вещества», «Д.И.Менделеев и значение его периодической системы для химии будущего»), написанных в заточении, М. высказал ряд подтвердившихся впоследствии предположений о строении атома и о взаимной превращаемости элементов. Последняя тема увлекла его настолько, что он написал отдельную книгу «В поисках Философского Камня» (СПб., 1909), где связал древние алхимические идеи с новейшими теориями строения вещества и одновременно представил широкому читателю пространный, хотя и конспективный обзор истории алхимии, с многочисленными цитатами из первоисточников. В этом, колоссальном по объёму, религиоведческом исследовании, публиковавшемся с 1907 по 1932 гг., далеко не все

высказывания безупречны с точки зрения современной науки и культурологии, однако оно заслуживает уважения. В других своих книгах («Откровение в грозе и буре», «Пророки», «Христос») М., по-своему истолковывая некоторые астрономические факты древности, создал новый вариант мировой истории. С 1918 по 1946 г. М. занимался преимущественно преподавательской работой, являясь директором Естественно-научного института им. Лесгафта и почётным членом АН СССР по химическому и физико-математическому отделению. В истории русской культуры М. остался не кабинетным спокойным учёным, но фигурой ренессансного масштаба, бунтарём, влюблённым в историю науки о небе, «поэтом- звёздопоклонником», автором поэтического сборника «Звёздные песни», за который он уже после Шлиссербургской крепости, в 1911 г., был приговорён к годичному тюремному заключению.

 

Словарь имен. Буква М (часть 3)

Н.А.Морозов

 

Материал подобран Н.М.Смирновым

 

 

Четвертая часть: Словарь имен. Буква М (часть 4) >>

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: