warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Психическая энергия и сознание

Зубко А.В., физик

Учение будущей эпохи будет состоять в соединении духа с интеллектом.

«Озарение», 2-VIII-11

В ряде предшествующих работ автора [1], [2] уже излагались основные положения современного философского понимания природы сознания – так называемой неклассической рациональности. Поэтому здесь, чтобы иметь возможность полнее изложить новые результаты размышлений о природе сознания, мы очень кратко укажем на соответствующие базисные  понятия, отсылая заинтересованного читателя к публикациям «на бумаге» и к материалам в Интернете.

Доминирующие в науке и повседневной жизни представления о сознании – это, так называемая, классическая рациональность, которая предполагает, что существуют процессы и явления внешнего мира, обладающие определёнными свойствами и сущностью в полном виде «сами по себе», то есть независимо от нашего к ним отношения. Эти объективные сущности «готового» и «полного в себе» мира явлений, воздействуя на ощущающую часть нашего аппарата отражения, переносят своё уже наличное содержание в сознание и мышление. По существу, в своей основе, это картина механического причинения сознанию человека представлений о внешней ему реальности. При всей своей очевидной правильности эти представления не только противоречат данным современной психологии [3], но и более того, в этих рамках принципиально невозможно научное причинное описание самого сознания [4].

Выход за пределы классического рационализма в философии был осуществлён К.Марксом, который рассматривал сознание как существенный элемент, «орган» осуществления социально-исторической системной деятельности. «Отсюда оказалось возможным рассматривать сознание как функцию, атрибут социальных систем деятельности, выводя его содержание и формообразования из переплетения и дифференциации связей системы, а не из простого отображения объекта в восприятии субъекта» [5]. Созданная Марксом в рамках такого подхода теория превращённых форм сознания [6] вскрыла объективные, несознаваемые индивидом механизмы формирования содержаний его сознания. Именно в теории превращённых форм сознание теоретически последовательно получило бытие как реальный феномен.

Превращённая форма – «видимая форма действительных отношений, отличная от их внутренней связи». Она «есть продукт превращения внутренних отношений сложной системы всего происходящего на определённом её уровне и скрывающего их фактический хaрaктер и прямую взаимосвязь косвенными выражениями. Эти последние, являясь продуктом и отложением преврaщённости действия связей системы, в то же время самостоятельно бытийствуют в ней в виде отдельного, качественно цельного явления, "предмета" наряду с другими. В этой "бытийственности" и состоит проблема превращённой формы, которая видимым (и практически достоверным) обрaзом представляется конечной точкой отсчёта при aнaлизе свойств функционирования системы в целом, представляется кaк особое, не рaзлaгaемое далее обрaзовaние, как "субстанция" нaблюдaемых свойств» [6]. Одним из наиболее ярких и близких примеров превращённых форм является язык [8], с.299.

Теоретическое понимание сознания и его содержаний как существенного реального элемента системной жизнедеятельности явилось основой неклассической онтологии сознания, которая в дальнейшем нашла своё выражение в философии в неклассической рациональности [4], а в психологии послужила основой предметно-деятельностной теории мышления, языка и сознания [7], [8].

Реальность существования сознания, отчётливо проявляющаяся в его превращённых формах, требует введения принципиально новых неклассических понятий:

– во-первых, понятия континуума бытия-сознания [6], объекты которого обладают одновременно и характеристиками бытия, и характеристиками сознания, причём «измерение» сознания не может быть как-то «сведено» или редуцировано. Именно в континууме бытия-сознания протекает и описывается человеческая деятельность;

– во-вторых, необходимость введения понятия существующих и действующие в этом континууме особых  «органов», или «тел понимания», «третьих вещей» – как называл их М.К.Мамардашвили [4].

Открытая К.Марксом предметно-деятельная природа сознания и механизмов его порождения означают, что сам субъект не имеет к ним прямого доступа на уровне логики и норм рефлексивно контролируемого сознания. «Органы понимания» как раз и являются органами реализации системной предметной деятельности и производящей основой рефлексивного сознания. Эти «органы» служат носителями психологически безличного понимания и бессубъектного сознания, а  личностное сознание и понимание есть превращённая форма их деятельности.

Наше сознание мира есть продукт и агент нашего деятельного участия в мире, а всякое знание принципиально имеет деятельностную природу, будучи произведено исторически конкретной системой человеческой деятельности. Мир дан, но не задан, подобно тому, как в общем случае нам дано состояние квантовой частицы, но не заданы до измерения конкретные численные значения её характеристик, и, чтобы получить их, мы должны действовать – произвести измерение. Мир определяется и дополняется с нашим участием – таково существенное свойство самого этого мира. Что вовсе не означает того, что отсутствует объективно существующий мир. Тут речь идёт о другом: деятельно-сознательная форма, в которой дана реальность, имеет существенное значение для самой природы реальности, подобно тому, как принцип неопределённости Гейзенберга свидетельствует вовсе не о погрешностях измерения классических приборов – здесь открывается совсем иная физика!

Понятие и явление психической энергии

Таким образом, квинтэссенцией неклассического понимания сознания является представление о системной деятельности в континууме бытие-сознание. Подлинными «субъектами» этой деятельности являются «органы понимания» – носители психологически безличного понимания и сознания. Деятельность, в широком смысле этого термина, есть их имманентная форма существования. Для обозначения деятельностного аспекта бытия этих особых «органов понимания», то есть для обозначения их сущностной энергии, в указанном выше философско-психологическом контексте, автором [9] было предложено использовать термин  «психическая энергия». Данный термин является адекватным как по отношению к обозначаемому им существенно неклассическому содержанию, так и с точки зрения соответствия этого содержания этимологии составляющих его слов. Русское слово «энергия» происходит от греческого ενεργεια – действие, деятельность, мощь; психика – от греческого ψυχη – душа. Душа – это оживотворяющий, целесообразно движущий принцип тела. Наличие у человеческой психики (существенным свойством которой является сознание) автономных механизмов адекватной деятельности, реализуемых «органами понимания», вполне отвечает такому смыслу термина «душа». Агентом осуществления «душой» – ψυχη – её деятельности будет её ενεργεια. Так воспринимаемый термин «психическая энергия» является понятийным синтезом, который в предельно краткой форме выражает современное понимание существенно неклассической деятельностной природы сознания. Кроме  того, в соответствии со смыслом термина «психическая энергия», понятийный синтез, формулирующий данное понятие, осуществляется самой психической энергией в её собственной природе и является формой её самодеятельности. То есть само это понятие есть момент синтеза, живого единства бытия и сознания, логического и онтологического.

Для выработки понятийного аппарата научного описания деятельности органов понимания и их психической энергии автором было предложено использовать аналогии с категориями математической теории расслоенных пространств [9].

Исходно аппарат теории расслоенных пространств был разработан для описания частиц со структурой, которые кроме внешних пространственно-временных характеристик обладают ещё и некоторыми внутренними степенями свободы. Так как психика и её состояния также рассматриваются наукой как некоторая внутренняя функциональная структура человеческого тела, как его своеобразная внутренняя степень свободы, а согласно известному определению, «сознание есть внутреннее состояние материи», то на этом основании проведение аналогии с теорией расслоенных пространств представляется вполне оправданным. (Ранее мы приводили слова В.И.Ленина, о том, что «сознание есть внутреннее состояние материи…» [10], с.84.

Также в методологическом отношении уместно здесь вспомнить и другое его высказывание из той же работы «Материализм и эмпириокритицизм» о противопоставлении материи и духа:  «Пределы абсолютной необходимости и абсолютной истинности этого относительного противопоставления суть именно те пределы, которые определяют направление гносеологических исследований. За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой» [10], с.259.

Теория расслоенных пространств является математической основой теории калибровочных полей [11], на которой, в свою очередь, основана теория фундаментальных взаимодействий элементарных частиц – так называемая Стандартная модель. В теории калибровочных полей частица, существующая в пространстве-времени теории относительности, имеет также некоторое дополнительное пространство внутренних состояний. Таким образом, каждой точке пространства-времени соответствует свой экземпляр внутреннего пространства, и полное состояние частицы описывается точкой «Х» её положения в пространстве-времени и точкой «Ψ» её состояния во внутреннем пространстве, то есть функцией Ψ(Х) (рис. 1). При этом пространство-время, как говорят, является базой расслоения, а совокупность всех внутренних пространств образует слой такого расслоения. Функции Ψ(Х) будет соответствовать некоторое сечение слоя, изображённое в виде поверхности на рис. 1.

 

Психическая энергия и сознание

Рис. 1. Расслоенное пространство и калибровочное поле как связность расслоения

 

Внутреннее состояние такой частицы является, вообще говоря, ненаблюдаемым в пространстве-времени (например, ненаблюдаемость фазы волновой функции частицы в квантовой механике), что означает невозможность ввести физически содержательное определение «начала координат» во всех экземплярах внутренних пространств одновременно. Другими словами, во внутреннем пространстве действует своеобразный принцип относительности, когда мы можем произвольно и независимо выбирать начало координат – систему отсчёта в каждом экземпляре внутреннего пространства, то есть в слое. Преобразование, изменяющее указанный выбор начала координат в слое,  называется локальным калибровочным преобразованием. Для упомянутого выше случая фазы волновой функции локальное калибровочное преобразование (т.е. зависящее от точки Х) принимает вид: Ψ(Х ) → exp(iα(X))Ψ(Х ), где α(X) есть калибровочный сдвиг фазы волновой функции в данной точке.

Раз внутреннее пространство ненаблюдаемо, то простое изменение в нём начала координат не должно изменять физически наблюдаемые характеристики частицы. В полном соответствии с этим требованием, главным конституирующим принципом теории калибровочных полей является принцип калибровочной инвариантности. Согласно ему, определённая интегральная характеристика системы, которая называется действием и  определяет всю физику системы, не должна зависеть от локальных калибровочных преобразований. Напомним, что квантом действия является фундаментальная константа – постоянная Планка.

Неоднозначность выбора начала координат во внутреннем пространстве приводит к необходимости введения ещё одной величины – поля А(х), которое связывает между собой (как бы компенсирует) «сдвиг» начала координат в двух близких экземплярах внутреннего пространства. Поле А(х) называют связностью, или калибровочным полем; оно определяет свойства «параллельного переноса» в слое. Это поле входит в выражение для «действительного» изменения функции состояния частицы при переходе в близкую точку, как это описывает формула в верхней части рис. 1, то есть калибровочное поле связывает между собой базу и слой расслоения. Калибровочное поле также входит и в выражение для действия частицы.

Точно так же, как может быть искривлено пространство-время – база расслоения, может быть искривлён и слой расслоения. Кривизна в обоих случаях есть свойство соответствующей связности – пространства-времени или слоя, соответственно. Кривизна пространства-времени есть напряжённость гравитационного поля, а кривизна слоя – напряжённость калибровочного поля. Наличие кривизны проявляется в том, что параллельный перенос состояния частицы из одной точки в другую по двум разным путям приводит к разному результату (рис. 2).

 

Психическая энергия и сознание

Рис. 2. Кривизна слоя и напряженность калибровочного поля

 

Использование калибровочного поля приводит к тому, что частицы получают новую характеристику – заряд, который взаимодействует с этим полем (таково происхождение, например, электрического заряда).

С математической точки зрения, этот калибровочный заряд является, как говорят, генератором калибровочных преобразований во внутреннем пространстве частицы (что следует из теоремы Нетер [12], с.154, 155). В качестве примера можно привести импульс частицы, который служит генератором её пространственных перемещений, или собственный момент импульса частицы – спин, являющийся генератором поворотов частицы в пространстве. Здесь важно отметить активную интерпретацию заряда как генератора, реализующего преобразования во внутреннем пространстве состояний.

Сравнивая между собой два ряда представлений: об органах понимания, или органах сознания-деятельности в континууме бытие-сознание, – с одной стороны и калибровочных зарядах и полях в континууме пространство-время – с другой, мы можем видеть их полное структурное соответствие (изоморфизм) в компактном виде представленный в таблице.

 

Таблица

Психическая энергия и сознание

 

Таким образом, психическая энергия, которая была определена как сущностная энергия органов сознания-деятельности,  может рассматриваться как своеобразное калибровочное поле взаимодействия этих органов сознания-деятельности (взаимодействия – как между собой, так и с предметами).

Указанное выше соответствие может быть продолжено. Вернёмся к рис. 2, на котором изображено, что различие внутреннего состояния двух исходно тождественных частиц, пришедших в конечную точку различными путями, пропорционально произведению напряжённости калибровочного поля и площади области, разделяющей эти пути (т.е. потоку напряжённости поля через контур, образованный их траекториями). Этот результат в деятельностной теории сознания соответствует тому, что различие во внутреннем состоянии исходно тождественных индивидов (например, близнецов) пропорционально различию в их жизненном опыте – различию в осуществлённой ими деятельности в поле коллективной общественной психической энергии.

Однако это соответствие может быть продолжено ещё дальше. Локально, то есть в малой области, всякое расслоение может быть представлено в виде пары: малая область базы и соответствующая ей малая область слоя (см. рис. 1). Такая структура называется в математике прямым произведением указанных областей базы и слоя. Некоторые расслоения могут быть представлены в виде прямого произведения также и глобально. Например, цилиндр есть прямое произведение окружности его основания на отрезок его боковой образующей (рис. 3). Цилиндр есть пример тривиального расслоения над окружностью. Математическая структура прямого произведения свидетельствует о некоторой независимости своих сомножителей.

 

Психическая энергия и сознание

Рис. 3. Цилиндр – тривиальное расслоение над окружностью. Классическая рациональность

 

Однако могут существовать и нетривиальные расслоения над окружностью, которые локально имеют вид такого же прямого произведения, как и в случае цилиндра, но глобально не представимые в виде прямого произведения. Примером является лента Мёбиуса [11] (рис. 4); базовая окружность (выделена) проходит посередине ленты. Глобальное различие цилиндра и ленты Мёбиуса является топологическим. Топологически нетривиальные расслоения играют очень важную роль в физике калибровочных полей, проявляясь в существовании, так называемых «инстантонов» [11].

 

Психическая энергия и сознание

Рис. 4. Лента Мёбиуса – нетривиальное расслоение над окружностью. Неклассическая рациональность

 

Классические представления о сознании, то есть  классическая рациональность, предполагают глобальную различённость объекта и субъекта, предмета и сознания предмета, то есть их относительную независимость. Явление сущности предмета в сознании свидетельствует только о предмете, но ничего не говорит о самом сознании. Если «сферу бытия» мы изобразим в виде окружности, то структура классической рациональности может быть представлена в виде прямого произведения базы – «сферы бытия» (основание цилиндра) – на слой – отрезок внутренних состояний сознания (образующая боковой поверхности цилиндра), то есть может быть условно представлена цилиндром. Иначе обстоит дело в случае неклассической рациональности. Как мы уже говорили выше, органы сознания-деятельности являются носителями некоторого «первичного» бессубъектного понимания и сознания предметно-деятельностной ситуации. При этом одна часть этого «первичного» сознания деятельного индивида выделяется в рефлексивное сознание личности, восприятие состояния своего тела и психики, а другая его часть – в сознание «внешней» предметной ситуации.

Такое преобразование «первичного» сознания осуществляется особыми структурами психики – структурами объективации, которые целостное состояние человеческой психики преобразуют  в сознание личности и картину внешнего мира. Именно эти структуры обеспечивают предметность восприятия, когда мы воспринимаем не субъективное ощущение возбуждения нервной ткани, а видим предметные сцены «спектакля мира», расположенные целиком вне нашего тела. Подчеркнем ещё раз: осознанное различение объекта и субъекта производится, и производится оно особой структурой психики – структурой объективации. Здесь мы также имеем локальное различение предмета и сознания предмета, но глобально они являются одним и тем же – состоянием органа сознания-деятельности, состоянием «первичного» сознания (которое с точки зрения «обычного» рефлексивного сознания является, скорее, чисто «бессознательным»). Соответственно этому, после одного полного обхода по границе ленты Мёбиуса локально различные «предмет» и «сознание» переходят друг в друга (см. рис. 4).

При этом, в рамках неклассических представлений о сознании, мы принципиально не имеем никакой возможности посмотреть на мир словно бы «со стороны», чтобы увидеть, как его воздействия порождают наше сознание, не можем каким-то особым «третьим глазом» увидеть и мир, и наше сознание независимо от этого сознания. Сознание – часть реальности, оно  является действующим агентом того самого мира, который осознаётся под видом предметности. Таким образом, лента Мёбиуса отображает не только деятельность структур объективации, но и неклассический характер континуума бытие-сознание, который не может быть представлен в виде прямого произведении независимых бытия и сознания, как это имеет место в случае классической рациональности. Сознание – действующая часть бытия, а не его сторонний наблюдатель.

Именно в таком топологически нетривиальном континууме бытие-сознание получают полноценный онтологический статус превращенных форм сознания, которые самим своим существованием как раз и свидетельствуют о неклассичности действительного бытия-сознания.

Таким образом, в континууме бытие-сознание, в котором осуществляется человеческая деятельность, предметность имеет расширенный характер, совмещающий с материальным телом предмета его идеальное значение. В соответствии с этим человеческое общество мы можем описать как систему обмена деятельностью в континууме бытие-сознание, опосредуемой предметами – вещественно-идеальными, то есть предметами культуры, что полностью совпадает с положениями современной психологии: «На уровне человека <...> психическое отражение также кристаллизуется в продуктах деятельности. Деятельность в этом смысле не только проявляет в объективной форме отражение, но оно вместе с тем <...> способно переводить образ в объективно-предметную форму – вещественную или идеальную, безразлично. Одним из таких идеальных продуктов может быть продукт, фиксированный в языковой или речевой форме» [8], с.190.

Несколько упрощая ситуацию,  мы вправе рассматривать общество как связанную систему, состоящую из двух типов элементов – активных (сознательных индивидов) и пассивных (материальных предметов культуры), условно изображённую на рис. 5. Представление человека как активного элемента системы достаточно очевидно, поскольку в силу своей биологической природы он обладает некоторой автономной способностью реакции на окружающую среду, являясь своеобразным усилителем и преобразователем внешних стимулов различного происхождения за счёт потребляемой им энергии. Для понимания качественных особенностей динамики такой системы, воспользуемся упрощающей аналогией из радиотехники, где активными элементам служат усилители сигнала, а пассивными – сопротивления, ёмкости и индуктивности. Известно, что если выходной сигнал усилителя подать на его же вход через цепь обратной связи (рис. 6), то при выполнении ряда условий такая система может перейти в новый динамический режим генерации. То есть, вместо того чтобы просто усиливать некоторый внешний сигнал, система станет генерировать свой собственный незатухающий сигнал, характеристики которого будут определяться  параметрами пассивных элементов, входящих в состав цепи обратной связи. Совершенно естественно предположить, что моделирующая общество сеть активных и пассивных элементов также способна перейти в режим генерации, ибо различные контуры связей между элементами подобной системы будут выступать в качестве цепей обратной связи для различных активных элементов системы. И в системе возникнут незатухающие колебания, определяемые свойствами элементов системы и структурой связей между ними. Если в первом приближении считать структуру системы пространственно однородной, то и возникшие автоколебания  (коллективная форма движения системы в целом) будут обладать пространственно однородными характеристиками. Для пространственно распределённых колебательных систем характерно наличие некоторых специфических паттернов, структур сигнала, которые называют модами системы. Так,  для струны с закреплёнными концами модами явятся чистые тона, гармонические колебания одной частоты, половина длина волны которых целое число раз укладывается на длине струны (рис. 7). Все остальные формы колебаний струны можно представить как сумму, суперпозицию её мод. Правда, в отличие от линейной колебательной системы в виде струны, генератор является существенно нелинейной системой, но здесь мы используем примеры в чрезвычайно условном смысле.

 

Психическая энергия и сознание

Рис. 5. Общество – связанная система активных и пассивных элементов

 

Так что в системе «Человек» следует ожидать возникновения незатухающих коллективных форм движения психической энергии, которая осуществляет взаимодействие элементов системы, связывая их в единое специфическое целое. Характерные паттерны, или «моды», этих форм движения психической энергии определятся свойствами пассивных элементов – предметов – в их отношении к активным элементам – индивидам. Поэтому естественно, что, взятые со стороны сознания, эти паттерны представят сознание характеристик предметов в человеческой деятельности, их смысл, то есть явятся понятиями о предметах и их отношениях. Так как генератор есть нелинейная система, то все такие паттерны-понятия  предстают в виде динамической целостности, неразложимой в арифметическую сумму независимых отдельных составляющих.

 

Психическая энергия и сознание

Рис. 6. Усилитель и пассивный элемент в цепи обратной связи – генератор

 

Рассмотрим для простоты пример струны с закреплёнными концами (см. рис. 7). Их неподвижность физически означает, что масса тел, к которым они прикреплены, много больше массы самой струны. В нашем примере массивные тела на концах струны условно соответствуют предметам, а струна – совокупности индивидов. Тогда, с точки зрения отдельного элемента струны, он совершает колебания, являющиеся суммой гармонических  колебаний, просто потому, что так движутся ближайшие к нему слева и справа другие элементы струны. Аналогично – почему моя мысль выражается в виде совокупности связанных понятий, то есть их «суммы»? Потому, что так мыслят люди вокруг меня. Таким образом, поведение отдельного элемента системы необъяснимо чисто локальными причинами. Действительная причина такого движения элемента «струны» (общества) нелокальна – она заключается в наличии граничных материальных тел и способа соединения струны с ними, то есть в определённой форме взаимодействия струны и этих тел, а также во взаимодействии элементов струны между собой. Движение элемента системы определяется системными, нелокальными  факторами.

 

Психическая энергия и сознание

Рис. 7. Колебания струны с закрепленными концами

 

Продолжая  аналогию со струной и представляя понятия как моды её колебаний, можно повести параллель и с квантовой механикой. Разложение координатного движения точки струны в сумму мод её гармонических колебаний соответствует в квантовой механике разложению волновой функции частицы в сумму состояний с определённым импульсом – так называемому импульсному представлению волновой функции. Из математических свойств координатного и импульсного представлений волновой функции следует известное соотношение неопределённостей, связывающее величины неопределённости координаты и импульса частицы: Δx∙Δp>h. Здесь важно отметить, что координатное представление волновой функции  описывает её как сумму локализованных, «точечных» состояний, а импульсное – описывает волновую функцию как сумму делокализованных, глобальных в пространстве-времени состояний с определённым импульсом – «волн». Таким образом, соотношение неопределённостей отражает дополнительность описания состояния частицы в локальных и глобальных терминах.

В рамках проводимой аналогии представление содержания сознания личности в виде «суммы» понятий – мод колебаний коллективной психической энергии – соответствует импульсному представлению волновой функции частицы, а описание личности как локализованного носителя изменяющихся содержаний сознания – координатному представлению. Выстраивая параллели, мы получим своеобразное «соотношение неопределённостей» между сознанием личности и понятиями как дополнительными свойствами психической энергии, которое проиллюстрировано на рис. 8. Таким образом, мы очень условно можем сказать, что индивидуальное сознание есть локальное проявление глобального поля сознания-деятельности – своеобразный «квант» коллективной психической энергии. Такой взгляд на сознание структурно соответствует ранее развитой автором  гипотезе о монадах – «первичных квантах материи» как основе индивидуального сознания [1], [2], [13].

 

Психическая энергия и сознание

Рис. 8. «Соотношение неопределенностей» для психической энергии

 

Описанный выше пример со струной отчётливо иллюстрирует тот факт, что и понятийное мышление, и язык, а стало быть, и высшие формы содержаний сознания, являются существенно системными по своей природе и, хотя они проявляются посредством отдельных индивидов, механизмы их порождения являются внеиндивидуальными, системными. 

Выше, говоря о сознании, мы использовали этот термин в несколько нечётком смысле,  имея в виду в основном содержание сознания или осознаваемые состояния индивидуальной психики. Теперь мы раздельно будем говорить о содержаниях сознания и качестве осознанности некоторых содержаний психики, форме субъективной данности мира.

Как мы знаем из теории систем, спектр возможных форм коллективных движений системы самым существенным образом определяется свойствами  индивидуальных её агентов и взаимодействий между ними. Что в свойствах индивидуальной психики человека, как «природного» существа, делает возможным существование высших форм коллективной психической энергии? Для высших психических процессов характерна сложная целостная координация множества смысловых единиц регуляции поведения, их своеобразная взаимная смысловая «открытость» и «проницаемость» друг для друга, позволяющая реализовывать гибкие по функциональной структуре формы реакции на окружающие условия из множества альтернативных вариантов.

В психологии давно отмечено, что «в движении осознаётся только ведущий уровень и соответствующие ему коррекции. При этом степень осознаваемости на разных уровнях не одинакова, она растёт снизу вверх, как и степень произвольности» [8], с.125. То есть наиболее осознанными являются высшие формы регуляции деятельности, которые характеризуются наибольшей мерой целостности, обобщённости отражения предметной ситуации.

Представляется вполне обоснованным искать объяснение высших форм функциональной целостности психической деятельности также и в специфических формах свойства целостности её материального субстрата – нервной системы и её центрального органа – мозга.

В поисках материальных основ специфических форм целостности высших уровней психики современная наука обратилась, в том числе, к возможности квантовой целостности определённых подсистем мозга. Это научное направление известно как «квантовая теория сознания» (очень кратко о квантовой теории сознания см. первую часть [13]).

Психическая энергия и Вселенная

В ряде предшествующих работ автора [1], [2], [13], [14], [15], в развитие и обобщение взглядов квантовой теории сознания, была выдвинута гипотеза об иерархическом строении материи в виде ряда уровней её структурности, основой которых является первый после Единого уровень множественных свойств материи. Этот уровень, был назван монадической материей, а его единицами являются монады, своеобразные «первичные кванты» материи. Свойство целостности состояний материи последовательно нарастает по мере асимптотического приближения к уровню Единства. В процессе эволюционного взаимодействия исходно «голая» монада приобретает совокупность оболочек, образующих её совокупное «тело».  В предельно условном виде такая картина строения материи может быть представлена на рис. 9. Именно проявление исходного единства в свойствах наблюдаемого физического уровня материи (нижнего в иерархии её форм) обуславливает специфику его квантовых свойств.

 

Психическая энергия и сознание

Рис. 9. Условное соотношение уровней материи и оболочек монады (слева) и мера проявления свойств единства и множественности в различных уровнях материи (справа)

 

Анализ, как конкретной физической формы отражения, так и общефилософского смысла понятия «отражение», показывает, что его основой является свойство единства множественных форм материи [13]. Исходя из подобных представлений  автором была высказана гипотеза: именно первичное Единство ограниченно множественных форм материи является источником Духа, сознания, отражения как всеобщего сущностного свойства материи [1], [2], [13]. Таким образом, предполагается, что именно проявление единства в свойствах материального субстрата психики есть основа качества сознания высших форм психической деятельности, как уже упоминалось выше.

Дальнейшее развитие этих представлений позволило сформулировать гипотезу о сознании (в его космическом аспекте) – факторе эволюции Вселенной как целого, и о деятельностной природе законов Природы как форме воспроизводства её существования [1], [16]. Центральным органом воспроизводства Вселенского бытия при этом является коллектив монад, достигших высших форм развития своих материальных оболочек и чьей сферой деятельности является уровень высших форм материи. Именно совокупная сущностная (т.е. психическая) энергия этого коллектива монад, называемого Космическим Магнитом, является наивысшей активной движущей и направляющей силой становления Вселенной в целом.

В связи с представлениями о формах психической энергии, соответствующих деятельности на различных уровнях материи с различной мерой проявления свойств единства, можно ввести понятие о собственных и несобственных формах психической энергии. Так, формы психической энергии, отвечающие вещественному уровню бытия человека,  не даны ему непосредственно, а только в опредмеченном виде, как продукты его деятельности. (Которые, следовательно, могут рассматриваться как опредмеченные вещественные формы психической энергии, её своеобразные «массивные кванты». К этому же кругу представлений относится и сущность языка, но это уже предмет будущих исследований.) То есть пространство внутренних состояний психики – слой расслоения – является ненаблюдаемым и по типу отличается от воспринимаемого пространства-времени предметной деятельности. Соответствующая этому уровню деятельности форма психической энергии по этой причине может быть названа несобственной. Примером такого рода калибровочных полей взаимодействий с различными типами внешнего и внутреннего пространств является электромагнитное поле и электрический заряд.

Для высших уровней материи с максимально проявленным свойством единства логично допустить предельное уменьшение различия формы и содержания явлений, из-за предельного уменьшения множественной структурности соответствующих форм материи. В этом пределе можно предположить совпадение типов «внутреннего» и «внешнего» пространств расслоения соответствующего континуума бытие-сознание. В теории калибровочных полей это так называемые касательные расслоения, для которых слой является касательным пространством к базе то есть оба пространства имеют один и тот же тип, совпадая локально (рис. 10). Примером калибровочного поля, соответствующего касательному расслоению пространства-времени, является в Общей теории относительности гравитационное поле [17], «зарядом» которого служит масса. Формы психической энергии, соответствующие касательному расслоению континуума бытие-сознание высших уровней материи, будем называть собственными формами психической энергии, так как в этом случае её внутреннее пространство состояний предполагается совпадающим с внешним пространством её проявления. (В Общей теории относительности метрика пространства-времени и есть гравитационное поле.)

Используя введённые выше понятия, можно предположить: формы психической энергии, отвечающие человеческой деятельности, являются несобственными, а отвечающие деятельности Космического Магнита – собственными её формами.

Представления о деятельностной природе законов природы является смысловым завершением взглядов о деятельностном происхождении содержаний сознания. При этом снимаются возможные указания на некоторую «онтологическую второсортность» содержаний человеческого сознания в силу того, что они произведены конкретной и ограниченной системой  деятельности, а не отражают некоторые «самосущие и вечные истины». Поскольку сама основа космического бытия имеет деятельностный характер, то расширяя свою сферу деятельности до законотворящей деятельности Космического Разума, приобщаясь к воспроизводству целостной космической жизни, мы расширим своё сознание до Космического Сознания – источника конкретной истины бытия.

Развиваемые здесь представления о реальности психической энергии, действующей в континууме бытие-сознание, являются последовательно гуманистическими, так как не только утверждают действительность и действенность высших форм человеческого Духа, их космическую значимость, но и указывают на меру ответственности человека перед бытием. Следствием такого понимания природы сознания и психической энергии является осознание всесвязности и целостности космического бытия и места человека в нём, понимание психической энергии как высшей формы энергии Всеначальной, как двигателя космической эволюции в совершенствовании форм Космической Жизни.

 

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: