warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

По традиции этой рубрики мы предоставляем слово нашим читателям, которые размышляют о добром и вечном. Этот материал мы получили по электронной почте Интернета. Нас радует, что сегодня всё больше людей разных возрастов и профессий задумываются о значении понятия Культуры — с большой буквы.

Правильно ли мы понимаем слово «культура»?

Можно лишь признаками Культуры строить Новую Эпоху. Так Культура будет произнесена как единственная самозащита от разложения. Ныне можно стремиться лишь по этому направлению. Наш Приказ не упускать каждый случай, чтобы напомнить о Культуре. Пусть считают фанатиками идеи, но слушают и привыкают. Так Мы вносим мозговые рисунки.

Мир Огненный

Во все времена слово «культура» толковали по-разному. Многие философы, мудрецы, писатели старались дать определение этого ключевого понятия. И всегда эти определения носили на себе отпечаток времени. Так, например, в эпоху, предшествовавшую Французской революции, философы критиковали буржуазную культуру, которая поставила знак равенства между своей мещанской моралью и культурой нации. Результат известен — революция 1789 года очистила лицо Европы от этих зловредных наростов.

Бурная экономическая революция ХVIII—XIX веков заставила философскую мысль искать ответ на вопрос о том, где место культуры в новом мире паровых машин, электрических лампочек и телеграфа. Немецкая философия предостерегала, что технический прогресс в руках алчной буржуазии нивелирует культуру до ширпотреба. Но европейское общество в погоне за дешёвыми развлечениями не пожелало принять выводов классической философии, и тогда последовал обвал общества — народы погрузились в ужас двух мировых войн, поставивших вопрос о самом существовании человечества.

Но волею Высшего Разума человечество всё же выбралось из этой страшной человекоубийственной трясины. А на военных пепелищах возникли две противоборствующие идеологические машины: капитализм и социализм. Социализм провозгласил классовый характер культуры и принялся с помощью цензуры и КГБ бороться со всеми проявлениями «буржуазной» культуры. Последняя же, территориально располагаясь в западных странах, стала служанкой потребительскому обществу. Так и строили свои культуры: одни — коммунистическую, другие — потребительскую.

Но ничто не вечно под луной. Железный занавес рухнул, под его обломками европейские народы сделали два простых вывода: западники подумали, что их буржуазное понимание культуры выиграло, а представители соцлагеря поняли, что на пути к всеобщему благосостоянию немного заплутали. Западники ликовали и милосердно предлагали свои культурные ценности (не бесплатно, конечно). В результате поток низкопробной масскультуры хлынул на неискушённый Восток. Некоторые восточноевропейские народы сдались: там западная культура стала официальной. Но в России она не прижилась. И можно выделить здесь две главные причины. Первая: после 77 лет коллективной жизни невозможно так просто привить ценности «потребительского эгоизма». И вторая: сама эта буржуазная культура вызвала к жизни в России всё самое низкое, пошлое и мерзкое, одним словом, антикультурное, что полностью дискредитировало её в глазах русского народа. По-другому и быть не могло, так как западное понимание культуры предназначено именно для западного менталитета, то есть получилось как в пословице: «Что русскому хорошо, то для немца смерть». На сегодняшний момент, через 18 лет от начала перестройки, русские люди, наконец, поняли, что примеряли не свой кафтан.

Сегодня в России наблюдаются многочисленные поиски нового понимания «культуры», которое бы дало ответ на следующий вопрос: если социалистическая культура канула в Лету, а западно-капиталистическая нам не подходит, то где же тогда настоящая культура? То есть Культура?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ XXI ВЕКА

Большая Энциклопедия Этики посвящает «культуре» следующие строки: «...понятие культуры достаточно широко выражает все формы духовной жизни человека — мыслительной, религиозной, этической, — оно более всего понимаемо как высшее стремление человечества утвердить смысл своего внутреннего Бытия... Идеалами культуры человек устремляется к высокой мыслительной жизни, а не к насилию, стремясь к вышнеудалённому, а не к ближайшему физически…» Анализируя это определение, можно вычленить несколько граней, слагающих обширное понятие «культуры»1.

Грань первая:
Культура общечеловечна

Как говорит Большая Энциклопедия Этики, Культура есть «высшее стремление человечества утвердить смысл своего внутреннего Бытия». Стремление каждого человека к внутреннему познанию одинаково и не зависит от цвета кожи или языка. Например, понятие «Бог» разные народы выражают разными словами, но от этого Бог не умножается. Можно пропеть песнь любви к Высшему на древнееврейском языке Соломона или на древнеиндийском языке Кабира, или же на немецком языке Гёте, или же на русском языке Пушкина — всегда она будет песнью восторженной души. То есть сама песнь будет универсальна и едина для всего человечества, и именно это стремление самопознания в его высшем проявлении будет называться «культурой». Но что же тогда есть сами языки? — спросят некоторые. Ничто иное, как местные внешние различия, порождённые климатом и ландшафтом, которые ещё иногда называют обычаями или местными культурами. И в то же время, Культура общечеловечна2!

Грань вторая:
Культура есть выражение Духа

Наше истинное внутреннее Бытиё прекрасно и совершенно. Только, к сожалению, некоторые люди заблудились на пути к его познанию, и потому не вполне совершенны. Но это временное положение когда-нибудь окончится, и все мы найдём своё истинное внутреннее Бытиё в своём высшем «Я», в своём духе и станем, как боги. И на этом пути в поиске своего божественного «Я», то есть своего духа, мы выражаем свои восторженные эмоции, которые и есть проявления Культуры. А так как всё божественное изначально прекрасно и неизменно в своей красоте, то следует вывод: «культура» и «красота» есть синонимы. Не может быть культура некрасивой. Но кто-то спросит: «Кто же будет ценителем красоты?» Ответим: «Только наш дух, обиталище которого есть наше сердце». Единственным ценителем культуры может быть только сердце человеческое. Когда сердце человеческое очаровано женской таинственностью, то оно рисует картину «Мона Лиза». Когда сердце человеческое погружается в предания старины седой, то рождается поэма «Руслан и Людмила». Когда сердце человеческое восстаёт на духовную чахлость окружения, то на свет появляется трагедия «Фауст». От сердца к сердцу прямая связь. Когда наше сердце защемит при звуках 9-й симфонии Бетховена, то оно чувствует Культуру. Когда наше сердце откликнется на страдания Анны Карениной, то это снова Культура. Сердце не обманет, нужно только уметь его слушать.

Если сердце есть истинный ценитель Культуры, то, напротив, интеллект часто обманывает, навязывая свои нелепые формулы, которые духовные (сердечные) люди называют безвкусицей. Не новость, что некий интеллектуал может совершить бессердечный поступок или оказаться бескультурным и даже неприятным типом. Если такие акультурные «интеллекты» становятся у руля неких культурных учреждений, то они навязывают своё бездуховное понимание культуры окружающим, принося тем самым большой вред неокрепшим сердцам. Но кто-то скажет: «А как же быть со всеми этими интеллектуалами и прочими бездуховными упадническими направлениями?» Ответим: «Они есть тропинки, идущие в противоположном направлении от духа человеческого и потому не могут считаться за проявления Культуры с большой буквы. Но они имеют право на существование, так как даже Бог не может человеку запретить отказаться от своего духа и тем самым совершить духовное самоубийство».

Грань третья:
Культура беспредельна во времени и в пространстве

Проявления Культуры нескончаемы, как беспределен в своей божественности наш дух. Стремление человека к самопознанию, к поискам внутренней истины, к зову сердца неистребимы, а потому и Культура вечна. Тот, кто сегодня на рассвете любовался красками неба, завтра станет художником. Тот, кто сегодня написал душевное письмо матери, завтра будет писателем. Тот, кто сегодня напел мотив сердца, завтра родится композитором. Культура существует, пока существует человек. Возразят: «А как же закат греческой культуры или любой другой?» Ответим: «Народы приходят и уходят, а стремление к прекрасному остаётся. Красота как проявление Культуры общечеловечна».

Кроме того, при открытии исторических эпох, доселе не известных человечеству, багаж общечеловеческой Культуры обогатится, как это было в случае с сегодня уже известными историческими эпохами. Так, например, как выиграет человечество, когда откроются культурные достижения исчезнувшей Атлантиды или каких-то других стран, в существование которых мы просто отказывались верить, а потому и не получали никаких сведений о них. Нужно только допустить возможность неизвестных нам эпох, существование которых невозможно доказать археологическим путём, и подойти к исследованию с открытым сердцем. Тогда тут же появятся новые методы изысканий, которые откроют нам врата в «новые-старые» проявления общечеловеческой Культуры. Такое нахождение могло бы дать новый толчок современной Культуре.

Грань четвёртая:
Культура не может слагаться мгновенно

Если Культура есть выражение духа человеческого, а человеческий путь по раскрытию собственного духа долог и тяжёл, то можно уверенно утверждать, что Культура слагается столетиями и целым рядом поколений творцов. Так один подвижник своей культурно-просветительской деятельностью вдохновляет новых людей на творческую деятельность, которые в свою очередь зажигают огонь духа у новых искателей смысла своего внутреннего Бытия. То есть в развитии Культуры можно проследить некую восходящую цепочку, точнее говоря, наклонную восходящую спираль, на каждом витке которой происходит падение в первой половине витка и подъём во второй половине, но каждый последующий виток выше предыдущего. Последнее утверждение позволяет говорить, что спираль всё-таки направлена по восходящей линии, и это вселяет оптимизм. Потому не будем сильно отчаиваться, видя падение Культуры, а вместе с ней и нравов, морали, уровня жизни и т. д. Сделаем всё, чтобы противодействовать этой нисходящей половине витка спирали. Это будет залогом того, что последующее восхождение, виток расцвета спирали Культуры, получится круче и выше.

Культура есть создание озарения трудящегося духа. Только упорным трудом, только в так называемых творческих муках рождаются произведения Культуры. Неверно думать, что гении есть баловни судьбы. Невозможно понять гения, да и культуру в её сути, если не принять теорию реинкарнации, или, говоря другими словами, теорию перевоплощения духа человеческого на протяжении нескончаемого ряда физических жизней. Гений есть продукт упорного труда некоего человеческого духа на протяжении огромного ряда воплощений. То есть гении — это, прежде всего, неутомимые пахари на ниве Культуры, которая открыта для каждого человека. Потому каждый может стать, рано или поздно, гением Культуры. Нужно только трудиться и стремиться.

По причине трудности накопления культурных ценностей, нужно сказать, что «культура» и «цивилизация» — не одно и то же. Если фабрики и заводы можно отстроить за пару-тройку пятилеток, то ценные библиотеки и галереи искусств собираются столетиями. Отсюда следует простой вывод: необходимо тщательно охранять культурное наследство, ибо оно трудно воссоздаваемо в своей массе и абсолютно невосполнимо в своей индивидуальности. Каждое произведение Культуры бесценно, как бесценна жизнь человеческая. Каждое произведение Культуры неповторяемо, как нет двух одинаковых людей на нашей планете!

Грань пятая:
Культура есть средство мирного сосуществования

Культурный человек будет решать все житейские вопросы по-культурному. Культурный ученик не станет грубить учителю. Культурный продавец не обманет покупателя. Культурный работник будет работать для души и от души. Культурный чиновник не будет брать взяток. Культурный кооператив не будет выпускать халтуру. Культурное государство не начнёт войны. Культурная планета не разрушится во веки веков. Так существуем Культурой. И только её недостаток ставит людей, государства, мир на край пропасти противостояния. Когда человечество достигнет того уровня Культуры взаимного общежития, при котором не нужно будет тратить огромные ресурсы на производство средств собственного уничтожения, то многие тяготы человеческие исчезнут. Когда люди поймут, что им нечего делить, что всё человечество есть единый организм, в котором каждая клеточка бесценна и жива, то мир воистину расцветёт чудесными проявлениями духа человеческого, этого творца Культуры. То есть только на путях Культуры можно построить бесконфликтную семью, кооператив, государство, мир. Только благодаря культурному росту населения планеты возможно объединение её жителей в единое всемирное государство, где будет царствовать взаимное уважение ко всем людям, без национальных или каких-либо иных различий. Мир достигаем лишь через Культуру!

Грань шестая:
Культура есть движущая сила человечества

Если смыслом существования человека принять его духовное развитие, то тогда становление Культуры явится вехами на этом пути. Если все мы единый организм, то значит, мы влияем друг на друга. Влияние культурного человека на других людей будет культурно, то есть инициирует проявления Культуры. Таким образом, Культура становится инструментом к достижению смысла жизни — неким вечным двигателем духовного восхождения человечества. Там, где Культура, там и жизнь, там и рассвет. Где Культурой пренебрегают, там застой и разложение. Там, где Культуру ставят на высший пьедестал общественных ценностей, там рождаются гении, эти двигатели народного духа. Там, где Культуру подминают под нужды потребительского сбыта, там она вымирает, там не родятся герои духа. Такие цивилизации исчезают с лица Земли, освобождая место для новых молодых народов.

Грань седьмая:
Культура есть единственные врата к лучшему будущему

Если кто-то хочет жить лучше, то он должен, прежде всего, позаботиться о своей культуре. Это касается как отдельного человека, так и государства или народа в целом. Не может бескультурный человек (государство, народ) жить в мире с самим собой и со своими соседями. Не может бескультурный человек построить цветущего государства. Не может бескультурное государство заботится о своих гражданах. Итак, только на путях Культуры мы существуем.

Как слепы те, кто утверждает, что будущий мир строится машинами или какими-то техническими усовершенствованиями. Многие утверждают, что будущее мира принадлежит науке, при этом забывая, что именно бездуховная наука изобрела атомную бомбу. Некоторые же видят залог будущего процветания в наличии сырьевых ресурсов. Как заблуждаются они в своём неведении смысла человеческой жизни, ставя во главу угла тленные материальные блага и удовольствия тела. Нет! Не это смысл жизни. Смысл жизни человека в духовном росте на общее благо, на благо всей Веленной. Только Культура даёт нам такую возможность движения в космическом русле сотворчества со Вселенной, ибо все мы режиссёры на нашей планете, а не пассивные зрители. Только осознавший красоту Культуры сможет пройти в будущее, которое прекрасно и совершенно.

 

* * *

Закончим цитатой из статьи Н.К.Рериха «Оборона»: «Культура есть истинное просветлённое познавание. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всем её творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра во всей его действенности. Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании. Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создаёт стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живёт во всём мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа».

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: