warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Помни!

Есть у Н.К.Рериха две картины Гималайского цикла. Едины они и по сюжету, и по композиции, и по размеру (большие полотна), и даже по названию. Одна датирована 1924 г. и находится в США, другая — 1945-1947 гг. — в Петербурге в экспозиции Русского музея. (См. 2-ю с. обложки.) Та, что у нас — не копия. Нет, Николай Константинович своих работ не копировал. По колориту, настроению, даже зрелости мастерства это совсем другое полотно. И всё-таки... то же самое! Как одна мелодия разного звучания: песня и симфония на ту же тему. Картины очень личные, почти биографические, и при этом, а может быть именно поэтому, они ведут к самому широкому обобщению и символичны. Раннее полотно написано в 1924 году, после первой ознакомительной поездки в Индию, в Гималаи, перед экспедицией.

...Голубое сияние утра, омывая горный хребет, поднимается ввысь, к белеющим дальним вершинам. Только гулкий цокот копыт возмущает покой этого поднебесного царства... Всадник уже отъехал от затерянного в горах жилища, от неподвижных женских фигур, глядящих ему вслед... Отъехал и обернулся на повороте... Да, он, этот путник, ещё вернётся сюда! Он вернётся, чтобы дойти до заветной цели! А сейчас примет в сердце царственный, горный край...

«Помни его!— говорит себе путник,— помни страну Учителя, чей космический зов услышал ещё в России! Помни миссию, которую он на тебя возложил: жизнью своей, творчеством донести до людей сокровенное, древнее знание». «Помни!» — так названа Рерихом и картина, о которой я только что рассказала, и та, рассказ о которой ещё впереди.

Что же за миссию выполнял художник и его семья?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего сказать вот о чём. Только сравнительно недавно появилась в нашей стране возможность приоткрыть тайну, окружавшую имя Рерихов. Восхищаясь (искренне!) искусством великого художника, славословя в адрес его жены — Елены Ивановны, отмечая юбилеи, издавая книги и альбомы репродукций, долгое время изымался из всего этого тот духовный стержень, на котором держится творчество и Николая Константиновича, и Елены Ивановны, и всей семьи. Знающие старались говорить об этом эзоповым языком, остальные же пребывали в «счастливом» неведении. Тем же неофитам, что пытались приподнять завесу, нужно было таиться самим. Догадывались они, как «поощряют» идеологические стражи слишком любознательных поклонников Рериха. А поощряли их в былые 30-40 годы, главным образом, ГУЛАГом. Немало людей, преданных идеям Рериха, пострадало в то время. Назову лишь наиболее известные имена. Александр Клизовский — прекрасный популяризатор и пропагандист Учения Живой Этики — расстрелян. Отсидели свои сроки: латышский поэт и писатель Рихард Рудзитис и его жена Элла Рудзите, писатель Альфред Хейдок и художник Борис Смирнов-Русецкий... К сожалению, список этот можно и продолжить.

Но вернёмся к миссии семьи Рерихов. «Ведущей» назвал художник свою жену Елену Ивановну. Глубочайшие философские и энциклопедические знания, художественное чутьё, неоспоримая высота нравственного уровня и подвижничества в духовных исканиях давали ей право быть вдохновительницей, «ведущей» великого художника. Именно через Елену Ивановну пришла к нему связь с Учителями Индии — носителями сокровенного знания, известного ещё с древности, той области непознанного, на пороге которого уже стоит современная наука. Именно с Еленой Ивановной и старшим сыном Юрием Николаевичем Рерихом, известным лингвистом-востоковедом, разрабатывалась и осуществлялась позднее, с 1924 по 1928 год, труднейшая трансгималайская экспедиция. В планы её входили не только художественное творчество, научные исследования отдалённых районов Тибета и Гималаев. Главной целью была закладка космических магнитов, встреча с Учителями из общины в Гималаях. Именно там должны были создаваться несколько книг Агни Йоги, или Живой Этики, — Учения о духовной эволюции человека как непреложном законе Космоса.

Помните постулат Достоевского: «Нет Бога? Значит всё позволено?!». Нет, не всё. Только то, что идёт на общее благо, только это позволено нам законом космической эволюции, а значит Богом. Разве не одно из высших достижений науки расщепление атома? Но созданная в результате этого атомная бомба, созданная ненавистью и страхом, стала бумерангом — реальной угрозой для всей планеты. Значит жизнь на Земле находится в прямой зависимости от соблюдения нравственно-этического закона, такого же объективного и непреложного, как любой закон физики. «Господство духа и сердца есть великий космический закон», — гласит Живая Этика.

По мнению Елены Ивановны Рерих «человечество замкнулось в эгоистическом антропоцентризме. Человечество утеряло представление о своём назначении на Земле, разорвав связи с Космосом, которые всегда шли только через духовность, нравственность, красоту и созидание на общее благо. Забыв этические законы, человечество стало своего рода раковой опухолью в Солнечной системе. Поэтому расширение сознания, восстановление духовных контактов с космической Иерархией — это сегодня задача не только совершенствования человека, но и главное условие его выживания на Земле».

Учение, что принесли Рерихи с Гималаев, — утоление духовной жажды и нашего народа, и всего человечества. Знакомясь с творчеством всей замечательной русской семьи, люди соприкасаются с универсальным синтезом искусства, науки, духовных устремлений, тех общечеловеческих, гуманитарных ценностей, каких так часто не хватает сейчас нам. Наследие Рерихов есть мост, соединяющий народы, то, на чём люди могут сойтись, чтобы жить в мире и согласии.

«Духовной опорой нашего народа» назвал некогда семью Рерихов М.С.Горбачёв, первый из политических лидеров такого масштаба, провозгласивший на планете Новое мышление как единственно возможный принцип мирного существования человечества. И об этом не нужно забывать при всех сменах политических ситуаций в нашей стране. Михаил Сергеевич Горбачёв сказал это в 1990 году при встрече со Святославом Николаевичем Рерихом, замечательным художником, жившим в Индии, вторым сыном Рерихов, единственным оставшимся тогда ещё в живых представителем этой великой русской семьи. Долго пришлось ждать Святославу Рериху того времени, когда бы он смог, наконец, выполнить волю родителей и передать их наследие на Родину, что он и сделал в 1989 году. Передать наследие тогда, когда возникла у нас готовность принять и наследие, и завет великого художника, запёчатлённый им во второй картине с названием — «Помни!».

...Нет, не лазоревое сияние утра, как тогда в 1924 году, омывает теперь горный хребет. А тёмно-густая синь сумерек лежит на склонах. Сумерек дня, сумерек жизни художника... Только царская корона дальних вершин холодно горит розовым светом. И опять на повороте обернулся всадник к одинокому жилищу, к неподвижным фигурам, глядящим ему вслед... Он всей душой полюбил этот край — «страну Учителя». Он сделал здесь всё, что когда-то задумал, для чего вот также давным-давно покинул Родину, дом, куда теперь он должен вернуться...

До сих пор помнит он строки тех лет расставания:

 

Я приготовился выйти в дорогу.

Всё, что было моим, я оставил.

Вы это возьмёте, друзья.

Сейчас в последний раз обойду

дом мой. Ещё один раз...

...Иду. Я спешу.

Но один раз, ещё один раз, последний

Я обойду всё, что оставил.

 

...И вот снова, как тогда, зазвучали, наверное, в его душе те старые стихи, ведь вторую картину «Помни!» Рерих писал уже в 1945-47 годах, собираясь покинуть ставший родным дом в Гималаях, готовясь к возвращению на Родину.

Смерть в декабре 1947 года уберегла его от горькой вести с родной земли, что в визе ему отказано...Нет, не готова ещё была тогда наша страна принять наследие великого художника. Вторая картина «Помни!» стала его завещанием: «Помни, Родина, как я стремился к тебе! Помни и ты, человек, зачем ты пришёл на Землю!».

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: