warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

По дороге в бронзовый век


(из путевого дневника)

Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

 

Начало сентября не радовало погодой ни в Москве, ни в Нефтекамске, куда по проторенной дороге мы ехали к нашим друзьям1. Предстояли встречи с общественностью, школьниками, беседы, выступления Любови Басурмановой — нашей замечательной исполнительницы на гуслях. Владимир Надёжин собирался продолжить начатую ранее серию этюдов в живописных местах Башкирской земли. Была у нас — трёх сотрудников «Дельфиса» — и ещё одна, давно вынашиваемая мечта — побывать в горах Южного Урала и на Аркаиме — одном из древнейших и загадочных памятников, открытых на территории нашей страны.

По дороге в бронзовый век

Стоунхендж

 

И вот мечта начала сбываться. 15 сентября 2000 года небольшой группой на двух машинах мы выехали из Нефтекамска, расположенного на севере республики, на юг — к Уральскому хребту с тем, чтобы миновав Белорецк и Магнитогорск, попасть в Челябинскую область, где и находится Аркаим. Ветреная и дождливая погода, едва мы выехали из Нефтекамска, отступила, засияло солнце, и мы сочли это хорошим знаком.

Наш путь проходил по красивейшим местам. Горы, одетые зелёным лесом, выглядели мохнатыми великанами. Их очертания напоминали спины гигантских животных, которые когда-то, века назад, уснули и застыли, а их шерсть превратилась в деревья. Сказочные силуэты гор, осеннее небо, быстро меняющее свой облачный узор, излучины рек и речушек — всё это поражало первозданной красотой, насыщало чистейшим горным воздухом и словно очищало перед тем, как вступить на священную землю древних ариев.

По дороге в бронзовый век

Поселение Аркаим. Аэрофотосъёмка

 

Когда сумерки упали как занавес в театре, нам пришлось устраиваться на привал на берегу речки Малой Инзер у подножья гор. Едва успели разбить лагерь и зажечь костёр, как в небе засветилась луна. Сначала она послала нам свои холодные лучи через кроны деревьев на верхушке горы. Было что- то завораживающее и таинственное в этом свете. Дополняли картину неба мерцающие разноцветными огнями звёзды, оживляя её своим трепетом. Небо жило величественной и непонятной нам жизнью. Равиль Салимов — организатор и идеолог нашего похода — достал мощный бинокль. Луна поднялась и уже светила всем диском. Бинокль, чтобы не дрожал, приходилось жёстко фиксировать, и мы поочерёдно прикладывались к нему, как к телескопу, и путешествовали по Луне. И, о чудо, её поверхность странно напоминала карту нашей Земли!

А утром первой вышла из палатки Люба Басурманова и ахнула: кругом лежал белый иней. Мороз и солнце приветствовали нас. Но теперь из того же места на вершине горы струился совершенно иной, чем ночью, свет — лучезарный, ослепляющий и живоносный. Всё вокруг быстро наполнялось теплом и радостью, окрашивалось в радужный цвет. Каждый камешек, кустик, травинка казались образцом красоты и умелого творения. Горы нас приняли и одарили своими богатствами.

Горная река Инзер... Её воркующий голос притягивал к себе. Вода шумит, пробегая по камням и порожкам. Маленькие волны разбегаются во все стороны, следуя одним им известным законам. Вода чистая, холодная, непрестанно напевающая свою журчащую песнь — успокаивающую, ритмичную, рассказывающую что-то сокровенное, понятное только тем, кто знает язык природы. Эта песнь как камертон, по которому настраивается всё вокруг. И этот тихий говор напоён удивительной силой, разбивающей всё, что не в ладу с ним.

Под звуки этой арфы не хочется говорить, а только слушать, слушать и слушать. «Живая влага» — так назвала свой ещё неопубликованный роман писательница и автор нашего журнала Тамара Степановна Шевченко. Её героиня Данка знала этот язык, чуяла благословенную мощь воды и бегала причащаться к Гуку, который всё даёт и даёт воду и «всё полный, всё скользит, несётся, всё родит и родит, а не устаёт и не стареет».

Обновлённые, очищенные от суетных эмоций, умиротворённые мы прибыли в Аркаим. Едва вышли из машин, как попали в объятия Нины Николаевны Добриковой из Москвы — нашей хорошей знакомой, актрисы и сподвижницы, которую сопровождала также наш друг Фаина Иосифовна Ибрагимова из Екатеринбурга. Обе они месяц назад в Москве стали обладателями первых двух экземпляров нашей книги «Храм Человечества», только что привезённых тогда из типографии. И теперь неожиданная встреча в ковыльной степи «Уральской Трои». Таким сюрпризом встретил нас Аркаим.

4 тысячи лет назад, а может и раньше, в бронзовый период истории, здесь, возможно, жили арии в каких-то локальных городах — на сегодня их найдено 21 — в виде овалов, окружностей и квадратов. Вся территория, простирающаяся на сотни километров, названа «Страной городов». Просуществовала она всего 150—300 лет, а потом жители её покинули. Неизвестно почему. Аркаим — один из городов. Он был сожжён. Но не врагами, иначе там были бы погребены останки людей и предметов материальной культуры. Жители его покинули, унеся с собой и своё имущество.

Много загадок и тайн вокруг этих исчезнувших городов. Высказывается предположение, что именно в этих местах произошло разделение ариев на две ветви: индоевропейскую и индоиранскую. Археологи пока не нашли здесь предметов материальной культуры, которые бы позволили судить о языке и письменности этой древней цивилизации. Аркаим стоит в ряду выдающихся памятников истории — таких, как пирамиды в Египте, Стоунхендж в Англии, Зарац-Кар в Армении, Каллениш в Шотландии и других.

Найден он был сначала при аэрофотосъёмке. Было очевидно под землёй находится какое-то круглое сооружение, похожее в плане на 165-метровое (в диаметре) колесо со спицами. При раскопках стало ясно: это сооружение-город строилось по очень продуманному и хорошо вычисленному плану, а не наращивалось, как случается с обычными поселениями. Но кто же был автором столь необычного проекта? Город имеет две кольцевые улицы внешнюю и внутреннюю, в секторах между «спицами» — жилые помещения. В центре площадка, где горел огонь. Жители Аркаима были огнепоклонниками. Они умели добывать и плавить металл, занимались скотоводством.

Астроархеолог К. К Быструшкин выдвинул гипотезу, что Аркаим — это не просто город, а еще и суперобсерватория, сравнимая во многом со Стоунхенджем расположены они на одной географической широте, ровесники. В обоих, во-видимому. использовался один и тот же тип наблюдений за небом, вернее, за Солнцем и Луной — так называемая «пригоризонтная астрономия». Вблизи Аркаима найдены каменные визиры — инструментарий древних астрономов. Быструшкин считает, что если обычные обсерватории в ту пору использовали для наблюдений одно- два события в небе, то в Стоунхендже —15. Аркаимцы же рассчитывали 18 таких событий! Вероятно, это была какая то особенная станция, и люди здесь жили не простые, а, возможно, жрецы

Есть предположение, что у обитателей Аркаима существовала своя мера длины — 80 сантиметров Прочтение его в этой системе мер даст удивительные результаты и позволяет говорить о том, что в геометрии сооружении зашифрованы многие тайны сотворения мира и человека. И тогда резонно предположить, что зодчими его могли быть лишь Высочайшие Духи. Тогда и микено-критская культура происходит отсюда, а не наоборот, то есть занесена сюда, как считают другие учёные.

Четыре или пить тысячелетий назад здесь бушевал пожар, он то и позволил сохранить конфигурацию деревянного города. Глина запеклась и как форма сберегла очертания всего, что там было. Сейчас на месте городища бушует полынь и ковыль. Археологи закопали всё, что отрыли, чтобы сохранить потомкам этот уникальный памятник. Появятся когда нибудь новые технологии и методы исследований, и тогда Аркаим раскроет свои тайны.

К нему тянутся туристы, паломники... Правда, «бум» уже прошёл. Коллектив природно-ландшафтного и историко-археологического заповедника, который возглавляет Д.Г.Зданович, ухитряется содержать территорию и лагерь в порядке. Для приезжающих созданы неплохие условия Потоки людей, которые сюда текут, привлекает не столько само городище, там собственно и смотреть-то не на что — обычная степь, даже бывший вокруг него вал и тот просел и сравнялся с землёй, — а рядом расположенные две горы: Шаманка и гора Любви. На Шаманке, говорят, можно «зарядиться» энергией космоса. Вся она покрыта лабиринтами из камней, магическими квадратами, символами и т.д. — это народное творчество. На горе Любви, где, как утверждают, люди расслабляются, все кустики обвешены белыми тряпочками. Так, по языческим обычаям, поступают, когда хотят улучшить свои любовные дела. Ажиотаж вокруг этих двух гор породил много легенд и историй. Впечатлительные люди здесь чувствуют и видят что-то особенное. Мы же все — трое москвичей и пятеро нефтекамцев, не почувствовали ничего сверхъестественного.

Правда, в день отъезда, когда мы поднялись в 6 часов утра и вышли из домика на улицу, то увидели: всю необъятную ширь ещё тёмного неба прорезали три розовых широких луча. Будто откуда- то издалека нам сигналил мощнейший прожектор Это было последнее прости Степь отпускала нас. Омывшись в лучах восходящего солнца, рисовавшего в небе неповторимые по цвету картины, мы двинулись в обратный путь.

Возвращались другой дорогой, через город Сибай, где добывают открытым способом медную руду. Само месторождение выглядит как гигантская воронка, где рукой подать до преисподней.

Мы ехали по башкирской глубинке, просторы степи сменили горы, потом пошли поля и леса, редкие сёла и деревеньки. Казалось, что мы попали в иное время и измерение. Никаких следов цивилизации, и лишь иногда на горизонте выплывал на коне какой- нибудь башкир. Случайный всадник в наши дни — это диковинка! Словно сошедшие с полотен Рериха, эти всадники мне напомни ли легендарного Гэсэра. Кто знает, может среди них и был деревенский паренёк, который покажет своему народу, как надо побеждать зло, а имя его будут воспевать потомки.

Наше путешествие в бронзовый век принесло нам ощущение величия мироздания, чувство, которое так легко теряется при жизни в городах тем более в мегаполисе. Заботы у горожанина закрывают мир глухой стеной, а душу поедает коррозия мелкотравчатой суеты.

В таких поездках ты в какие-то мгновения остаёшься наедине со своим высшим Я. Может быть, когда стоишь на вершине и ветер обтекает тебя со всех сторон, а ты становишься тем мостом, что соединяет землю и небо. Тогда чувствуешь себя частицей мироздания, творящей и созидающей. И нет гордыни, нет осознания своей значимости, нет мыслей, но есть ощущение слитости и величия не своего, а природы. А может, общение это происходит, когда смотришь на струйки пламени в костре, которые тянет вверх неведомая сила Они пляшут вихревой танец твой же взор к ним прикованный, соединяет тебя с тончайшей огненной субстанцией. Может, это высшее Я заговорит с тобой, когда любуешься полынью и вдыхаешь запах степи — горький и сладкий одновременно. А с ним и всё, что было создано, что прошло через века и цивилизации. Ведь, наверное, тогда полынь пахла так же, как и сейчас. И этот вдох — соединение с прошлым и будущим, в котором теряется личность, но остаётся вечность. Москва—Нефтекамск— Аркаим—Сибай

По дороге в бронзовый век

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: