Первое проявленное начало
(опыт герметически-грамматического подхода)
«Самый ранний проявленный Логос всюду был Женского Начала — Матерью семи планетных сил».
Блаватская Е.П. ( «Тайная Доктрина». Комментарии к «Книге Дзиан», станца III, § 7)
«На плане Проявленного царствует вечно-женственная Природа или Великая Матерь Мира».
Е.И.Рерих. (Письма, 4.8.1936)
«Именно, только женщина может решить проблему двух миров... при каждом важном достижении необходимо женское начало, как основа и сущность».
(«Сердце», § 106)
«Много недоразумений заложено среди определительных. Устремленные к верху выражения особенно страдают... Потому языки начинают вращаться около сереньких понятий, они... даже не имеют нужды находить созвучия высших миров... От качества мышления родится и слово».
(«Мир Огненный», Ч. 2, § 162)
«Слышен свист и вой локомобилей...
Дверь лингвисты войлоком обили!»
И.Гумилев (Двустишие с панторифмой)
I. Знамя красоты
Труби, мой рог, труби!
Пусти пал Ролланд герой;
В сражении был убит
Романтики герольд1
Но Доблесть, Красота,
Поэзия и Честь,
Что звали в бой всегда —
И в наше время есть.
Найдутся скептики, которые сочтут заведомо несостоятельным такой призыв в годы глобальной эпидемии нравственной деградации и всеобщего маразма: люди морально опустошены, равнодушны и ни к чему не пристрастны, кроме чистогана...
Скептики ошибаются. Я знаю немало бескорыстных тружеников во имя благородных идеалов. Не так давно в беседе с одним из них услышал: «Я пристрастен и хочу быть пристрастным...» Как это меня обнадежило! Я всегда был пристрастен к Прекрасному.
Известна формула Достоевского, уточненная Учителем М.: «Осознанная красота спасет мир». «Красота» — слово женского рода.
Когда в 1953 году я писал стихотворение «Рог Ролланда», то, естественно, не задумывался о грамматической принадлежности употребимых слов. Спустя много лет, перечитывая стихи, обратил внимание на прекрасный пол понятий: «Доблесть», «Красота», «Поэзия» и «Честь».
Русский язык содержит великое множеств слов высочайшего взлета, глубинной сути и тончайших нюансов во всех родах речи: мужского, женского и среднего. Никакого привилегированного положения среди понятий тройной градации ни формально грамматически, ни качественно семантически нет. И все-таки я с убежденной пристрастностью заявляю: не «Он пришел, увидел, победил», а «Она проявилась, узрела Свет и сотворила Космос».
II. Что было в начале?
Древнейший космогонический гимн Ригведы отвечает: «ничего не было». Современная космогония называет это «ничего» — сингулярное состояние.
Махатмы свидетельствуют, что, погружаясь мыслью в ноуменальную область в поисках Божественного Истока, можно обнаружить извечное безначальное дыхание Матери Мира — ритм существования или пульс Природы... Матерь Мира — величайшая персонализованная Абстракция, наивысшее олицетворение виртуальной Женственности, сокрытой в добытийной непроявленной мгле, как Материя Матрикс и ослепительно-сияющей при проявлении Ее как Материя Люцида...
Материя (Она) и Дух (Он) — сопряженные противоположения, для реализации необходимо взаимосвязанные. Е.П.Блаватская в Прологе «Тайной Доктрины» раскрывает герметически-геометрическую схему взаимодействия Женского и Мужского Начал в процессе формообразования Вселенной: «Первая символическая фигура дает простой диск О- Вторая... являет диск с точкой в нем O, указывая на первую дифференциацию... В третьей фазе точка превращается в диаметр O, символизируя этим божественную, девственную Матерь Природу — внутри вмещающей, абсолютной Беспредельности. Когда горизонтальный диаметр пересекается вертикальным O, он становится крестом мира».
Диск, или круг, — условное изображение добытийного непроявленного, в античности названного «хаосом» — «тьмой» — «бездной». Точка в центре круга — Дух. Луч от Духа, обозначенный горизонтальным диаметром, просветляет Материю Матрикс, превращая Ее в Материю Люциду. Горизонтальный диаметр круга эзотерически символизирует женское Пассивное Начало. Вертикальный диаметр, появляющийся после горизонтального, — мужское Активное Начало. Подобно тому, как Пратьма предшествовала Свету («Она» — первая; «Он» — второй), женское Начало, вопреки легенде об Адаме и Еве, предшествовало Началу мужскому.
III. Диалектика пассивного и активного
Проявленный мир бинарен: сплошь состоит из пар полюсов. Поверхностная логика зачастую догматизирует противостояние Начал. Жизнь вносит неожиданные поправки. Возьмем «старое» и «новое». На наших глазах «старое» оборачивается «новым», а «новое» — «старым». Неизменна ли расстановка Пассивного и Активного?
Е.И.Рерих писала: «но во всем космосе нет начала пассивного. В цепи сознания каждое явление по очереди становится относительно пассивным или активным» (письмо от 9.8.1937 г.).
Отсюда следует, что активность мужского Начала и пассивность женского — не обязательное правило, а приблизительное распределение ролей, не без давления традиции патриархата. (Опять же — матриархат первее!) Диалектика Пассивного и Активного Начал в том, что активность «Его» обычно стимулируется пассивностью «Ее». Точнее сказать — активной пассивностью «Ее». Галантная иллюстрация: она роняет платочек, а ловкий и предприимчивый кавалер тут как тут! Кто активнее? Грубая иллюстрация: бык, завороженный плащом тореадора, яростно устремляется на приманку; на арене активнее бык; тореадор стоит как статуя. Иллюстрация, которая вышла из моды: поэт (Он) творит; его незримо вдохновляет муза (Она), непосредственное отражение любимой или воображаемого мыслеобраза, либо (исключительный случай неудержимого сердечного порыва!) прозрения Лика Матери Мира... Кто автор стихов? Она и Он. Понятие «творчество» — недаром среднего рода!
Но если «творчество» анаграммно — «чертов свет», если стимул его — «бизнес», который анаграммно «бес» и «низ», то ни о каком Искусстве речь не идет. Пошлая «мода» палиндромно2 перевертывается «адом»... При культе «золотого тельца» — женщина (та, что нища) превращается в товар.
IV. Торжество Шакти
Между тем история культуры в произведениях искусства запечатлела незабываемые образы идеальных женщин. Кто из знатоков литературы не запомнил бесконечно любимой и любящей Суламифь («Песнь Песней»), неизменно и самоотверженно верной мужу Пенелопы («Одиссея»), жертвующей всем ради возмездия за злодейское убийство любимого — Кримгильды («Песнь о нибелунгах»), безмерно скорбящей в разлуке с супругом Ярославны («Слово о полку Игореве»), завораживающей неисчерпаемым воображением рассказчицы Шахразады («Тысяча и одна ночь»), неземной красоты и благородства Беатриче («Божественная Комедия»)...
Было бы заблуждением рассматривать эти прославленные имена как плод художественной фантазии известных или анонимных авторов. Нельзя ручаться за буквальную достоверность биографий замечательных представительниц прекрасного пола, но подвиг их жизни (либо их жизненных прототипов) не подлежит сомнению. Беатриче являлась Ведущей великого поэта Данте по девяти сферам-мирам и эмпирею Рая. Это произошло в начале XIV века. В первой половине XX века Ведущей великого художника Рериха в осуществлении земной и надземной миссии знаменосца
Света выступила его Другиня — Елена.
Рисунок С.Турий
Вполне закономерно, что индийские Боги имели богинь-жен, которые как прекрасные половины мужей-богов ни в чем им не уступали.
Красноречива мудрость легенды о боге Шиве и его супруге Парвати: «Было время, когда могущественный Шива полагал, что он вмещает в себе все силы мира. Парвати решила проучить своего самонадеянного супруга и доказать, что без ее помощи он будет бессилен как грудной ребенок. Поэтому она на некоторое время покинула Шиву... И туг всемогущий Шива почувствовал, что совсем лишился сил и энергии. Он не мог даже подняться... И тут он понял, что именно жена вливает в него силу и неисчерпаемую энергию3».
Для полной ясности уточним, что прекрасная половина божества называется Шакти, а это слово на санскрите — «энергия», «сила»!!
Боги учатся на своих ошибках, а люди учатся ошибки повторять.
V. Герметика и грамматика
Е.И.Рерих писала: «Во главе друидов стояла женщина, носившая титул Матери друидов... правление женщины-фараона Хаштепсут по количеству проведенных ею благих реформ превосходила многих фараонов... Женский организм являет собою синтез, и тем самым женщина обладает всеми космическими энергиями... полеты в дальние миры есть прерогатива женщины... Древнейшие предания именно женщине приписывают роль хранительницы сокровенного знания...» (письмо от 9.8.1937 г.)
Свидетельство Матери Агни Йоги, исходящее из Наивысшей Инстанции, — непререкаемая истина. Но есть еще авторитетный арбитр в потаенном диалоге-споре двух Начал: могучий русский язык, по меткому замечанию М.Ломоносова, совместивший достоинства французского, итальянского и немецкого языков! Грамматика русского языка вполне подтверждает сакральную избранность женского Начала.
Высочайшее сокровенное понятие «Шамбала» (Она), Несокрушимая «Твердыня» (Она) и притягательная, как энергия Космического Магнита, «Святыня» (тоже Она).
«Аум» — Он, но равнозначное слово «Аллилуйя», как и «Осанна», — женского рода. Прекрасного пола — «молитва» и «медитация». «Дух» — мужского Начала, но духовная «Искра», «Монада» — Она. «Луч», «Свет», «Огонь» — три мушкетера, но «Лучистость» солнечная, «Светимость» звездная, «Огненность» сердечная - три грации - спутницы их подвигов.
Конечно, родовая принадлежность слов не совпадает в разных языках. Но в русской речи языческие четыре стихии природы — Огонь, Воздух, Земля, Вода — по роду своему совершенно согласуются с их герметическим делением. Грамматически Огонь и Воздух — мужского рода; Земля и Вода — женского. Герметически Огонь и Воздух — мужского направления; Земля и Вода — женского. Из четырех категорий духов стихий — три женского пола (саламандры, сильфиды, ундины), и одна категория — мужского (гномы). Примечательно, что первая пара духов («небесного» плана) нейтральна к людям, а последняя пара («земная») враждебна.
VI. Морфология четвертого измерения
Неистощим во всех возможных направлениях (метафорических и векторных) богатый и щедрый русский язык!
Без теоретических головоломок и компьютерных шпаргалок, а всего лишь заурядным вычленением соответствующей группы формально-родственных понятий-слов можно прийти к выводу, что морфология русской речи открыла четыре пространственных измерения. Вот они: «даль», «глубь», «высь», «ширь»... (все — рода женского!) Если выстроить систему координат по этим направлениям, «ширь» окажется неведомой четвертой координатой, выходящей за известное трехмерие нашего физического мира. Именно четвертое измерение — коридор, через который ноуменальный мир проходит в мир феноменальный, где обитаем мы4...
Рерихи призывали людей Земли к расширению сознания, чтобы оторвать инертную мысль от телесных уз, устремить ее к дальним мирам, к надземной Беспредельности! Но трагедия земного человечества, вызванная попранием женского Начала, обернулась деградацией Начала мужского, прогрессирующим зомбированием последнего, что поставило под вопрос само бытие планеты, а возможно — не только ее... Нерасторжима цепь космических объектов возрастающего масштаба: Земля, Звезда, Туманность, Галактика, Вселенная...
Сей хоровод Прекрасных Дам астрономии, весьма условно представленный на рисунке, имеет в центре круга фокус принципиально того же ряда, в какой входит указанная четверка, дополненная пятым членом — «близь». Фокус «близь» стягивает в одно «даль», «глубь», «высь» и «ширь», демонстрируя, что для четвертого измерения «масштаба» и «места» не существует. Поэтому «орбита» Вселенной на рисунке совпадает с «орбитами» Земли, Звезды и Галактики. Формула «все во всем» тождественна формуле «все в монаде».
VII. Вечная женственность
Эра Женщины, предуказанная эволюцией, в наше время была нарушена безумием Армагеддона. Одно из уродливых последствий происходящего ныне глобального кошмара — противоестественное омужчинивание представительниц прекрасного пола. Но Женское Начало вынесет, наперекор всему, и это последнее испытание!..
В 1938 году я написал двустишие:
Молиться Прекрасной Даме
Хочу я в Нотр Даме.
Сие намерение — в точности — мне не довелось выполнить, но полвека жизни я молился Ей — моей Мечте.
Что влекло меня к Прелестной Девушке, к Прекрасной Даме, помимо внешней привлекательности Ее? Загадка неизведанности, тайна человека другой планеты, — натуры более нежной и тонкой, чем грубая субстанция мужского Начала. Меня притягивали такие женские достоинства, как чуткость, тактичность, отзывчивость, сердечность, доброта, интуиция, находчивость, умение смягчить обострившуюся ситуацию, улыбкой или шуткой разрядить сгустившуюся атмосферу...
Покоряло очаровательное сочетание полярностей: наивности и проницательности, стыдливости и чувственности, искренности и невинной (или винной!) игры...
Неотразимость имиджа женского Начала не только в обаянии прихотливой грации Ее души. Уникальна способность женщины, несмотря на кажущееся легкомыслие и эмоциональную неустойчивость, — претерпевать и преодолевать любые страдания и потери, воодушевляя при том любимого человека на мужественные поступки. Правда, понятие «мужественности» трактуется ныне не столько в героическом, сколько в зоологическом смысле. Об искателях нелюбви, а «любовных занятий», я когда-то написал:
Для них любовь — не новь;
Для них любить — что пить
А для меня любовь —
С любимой быть и быть.
Для них — прилег и встал,
Ушел и позабыл.
А для меня, как встарь,
Любовь не миг, а мир.
С большой буквы Любовь — Свет Матери Мира. Олицетворение Вечной Женственности — Матерь Мира.
VIII. Четыре Башни Культуры
Матерь Мира обитает на горе Меру, уходящей в небесные выси. Там пространственная Память Акаши сохраняет лучшие достижения творчества человечества, запечатленные навечно в Башнях Культуры: Башне Духа, Башне Религии, Башне Науки и Башне Искусства. Служители этих Башен — собирательные понятия-слова мужского, женского и среднего рода, но прекрасный пол преобладает среди них. Каждая Башня Культуры подобна Священному Храму.
Обозначим жриц Башен-Храмов. В Башне Духа их имена: «философия», «магия», «мантика», «мистика», «мистерия», «инициация», «каббала», «алхимия», «астрология», «арканология», «эзотерика», «герметика», «теософия», «Агни Йога» (Живая Этика) и другие женского рода названия спиритуалистических дисциплин.
В Башне Религии — они почитаются как «теология», «теогония», «теократия», «догматика», «схоластика», «апологетика», «эсхатология» и другие понятия прекрасного пола.
В Башне Науки с традиционными именами «математика», «физика», «история», «география» и т.д. соперничают имена современные: «генетика», «кибернетике»», «космонавтика», «бионика», «эвристика» и другие. Но все они родные сестры.
В Башне Искусства такая же картина — на первом плане имена женского рода: «поэзия», «проза», «драматургия», «живопись», «графика», «скульптура», «архитектура», «музыка», «опера», «хореография» и другие.
Башни Культуры, согласно канону мандалы — символическому изображению топографии мира, — расположены по кругу в четырех равноудаленный точках. В середине круга, поражая величием и великолепием ансамбля, находится Замок Истины. Его владелица, королева София, имеет дочерей принцесс: «Веру», «Надежду» и «Любовь». «Вера» властвует в Башне Религии; «Надежда» покровительствует Башне Науки; «Любовь» вдохновляет Башню Искусства.
Сама же Королева мудро правит в Башне Духа...
Надземное недоступно заземленному сознанию. Люди, чуждые Культуре, не замечают Ее строений. Пошляки извлекли из Башни Искусства жанр анекдота и пытаются арендовать Башню под ночной клуб. У них ничего не получится. Посвященные знают: эти Башни трансцендентальные.
IX. Информатика и вселенная
Новая научная идеология складывается незаметно. На Земле общими стараниями ученых многих стран изобретена информационная «супербомба», мощность которой неизмеримо превосходит суммарную мощь всех атомно-водородных накоплений взрывчатых веществ... Презентация этой бомбы (без экстраординарной помпы) происходит в последние годы XX века. Но взорвется она, предотвращая ужасную эсхатологическую перспективу, непременно не позднее начала XXI века, ибо наступающее столетие принесет торжество «информатизации Вселенной», то есть успешного приема сигналов-сообщений из Мега- и микромира, распознания содержания полученной информации и (наконец-то!) паритетного партнерства человека и мироздания...
Выдвинутая в последние годы гипотеза Всеобъемлющего информационного императива предполагает стопроцентную открытость Природы для познания, что ровно наполовину верно. Проявленная Духом Материя Метрике, превратившаяся в Материю Люциду, сообщает все о Себе. Светоносная Матерь Мира — Матерь Информатики («знание — свет»!); в этой ипостаси Она (не сама ли «информатика»?) непрерывно шлет своих быстроногих и блистательных гонцов-фотонов просветлять окружающую среду и рассеивать тьму.
Мы пока еще мало способны адекватно воспринять и постичь Послания сияющей в солнечной короне Богини. Ищем среди новооткрытых излучений, кое-что находим, но не на магистральном пути...
Не надо ходить, далече
К пульсарам разных фасонов.
Всегда у глаз человечьих
Раскрыта» Книга фотонов.
Читайте ее старательно,
Чтоб с Истиной познакомиться:
Гениальная Иерархия —
Вся Природа от кварков до космоса.
X. Священная тайна
Грядущий триумф Информатики на Земле рано или поздно столкнется с непреложным ограничением: наличием абсолютно «неинформационного поля», никакому определению не поддающегося... Об этом «поле» при благоговейном отношении к нему, можно сказать только одно — «Священная Тайна». Но в науке термин «Тайна» (с большой буквы) не котируется; тем более — понятие «Священная»...
Щедрая открытость Матери Мира в ипостаси Материи-Люциды ввела в заблуждение представителей ученой мысли. Они возомнили, что нет для них ничего недоступного. Не познанное теперь будет познано потом!
О закрытости Матери Мира в ипостаси МатерииМатрикс ученые не подозревают, даже упираясь в тупики собственного теоретического крохоборства...
Есть в человеке чертовская алчность —
С помощью знания все возыметь;
Всем овладеть... Но не станешь богаче,
Золото Тайны меняя на медь.
Золото Тайны... Благоговейны
Будем пред символом Красоты,
И не разбудим Спящей Царевны!
Не повредим тончайшей Мечты!
Не заключим в темницу теории
То, что вне рамок, размеров и стен,
Что невместимо в наипросторные
Мегамасштабные клетки систем.
Там, за пределом рассудка границы,
За Беспредельностью Дальних Миров,
Все сокровенное вечно хранится;
Все очевидное — только покров...
Изида всегда за семью покрывалами, потому что они волшебные: сколько их ни снимай — останется семь.
- Ваши рецензии